Даная картина рембрандта история создания. Даная (картина Рембрандта)

Опубликовано: Март 22, 2015

Даная в живописи

Даная

В греческой мофологии Даная была дочерью царя Акрисия из Аргоса и его жены королевы Эвридики. Она также была матерью Персея, которого родила от Зевса. Иногда ей приписывают основание города Ардеа в Лацио в период бронзового века.

Разочарованный отсутствием наследников мужского пола, Акрисий спросил у оракула возможно ли это изменить. Оракул ему ответил, что его убьёт сын его дочери. Она была бездетной и, намереваясь оставить её такой, запер в бронзовой башне или пещере. Несмотря на это Зевс пришёл к ней в виде золотого дождя, который струился по потолку вниз в её утробу. Вскоре после этого, родился их ребёнок Персей.

Не желая вызвать гнев богов или фурий, убив своё потомство, Акрисий бросил Данаю и Персея в море в деревянном сундуке. По просьбе Зевса, Посейдон успокоил море, и они выжили. Их выбросило на берег острова Серифос, где им предоставил приют Диктис – брат царя Полидекта – который воспитал Персея. Царь был очарован Данаей, но она не проявляла к нему интереса. Таким образом, он решил не жениться на ней, при условии, что её сын принесет ему голову Горгоны Медузы. Используя щит Афины, крылатые сандалии Гермеса и шлем невидимости Аида, Персей смог уклониться от взгляда Медузы и обезглавил её.

Позже, после того как Персей вернул голову Медузы и спас Андромеду, сбылось пророчество оракула. Он выехал в Аргос, но узнав, о пророчестве отправился в Лариссу, где проводились спортивные игры. По стечению обстоятельств, стареющий Акрисий тоже был там, и

Персей случайно ударил его по голове своим дротиком (или диском), исполнив, таким образом, пророчество. Постыдившись вернуться в Аргос, он отдал царство Мегапенфу, сыну Прета (брату-близнецу Акрисия), а себе забрал Тиринфу, основав там Микены и Мидею.

Другая версия гласит, что Персей был разгневан, невозможным поручением убить Медузу, которое царь Полидект дал для того, чтобы Даная находилась в одиночестве, неотступно следуя за ним. Персей вынул голову Медузы из мешка и обернул Полидекта в камень

«Даная» (серия картин Тициана)

Серия «Даная» (иногда встречается под названием «Даная и Золотой дождь») состоит, как минимум, из пяти картин маслом на холсте написанных венецианским мастером Тицианом , которые он завершил в 1553-1556 годах. Основой для работ послужила мифологическая принцесса Даная. Согласно Овидию, её заперли в бронзовой темнице после пророчества, в котором говорилось, что её первенец однажды убьёт её отца. Однако будучи осведомленным о последствиях, Зевс (в римской мифологии Юпитер) воспламенев желанием спустился с Олимпа, чтобы соблазнить её в виде золотого дождя, после чего Даная забеременела.

Первая версия, которая теперь находится в Неаполе, была написана в 1544-1546 годах. Две более поздние версии Тициан выполнил по заказу любящего искусство испанского монарха Филиппа II. Художник и его мастерская создали, по меньшей мере, пять версий картины, которые отличаются размерами. В некоторых версиях картины отсутствует собака, отдыхающая со стороны Данаи, однако вместо неё в качестве спутника выступает бог и страшная няня. В целом Даная изображена в виде сладострастной фигуры. Её ноги полностью раздвинуты, а левая нога согнута; это является центральным живописным мотивом в каждой из версий.

Даная с Эросом, Тициан, 1544. 120 см × 172 см. Национальный музей Каподимонте (Capodimonte), Неаполь

Упомянутые работы оказали большое влияние на творчество многих художников, в число которых входят Рембрандт, Антонис ван Дейк и Густав Климт. Каждый из них написал свою версию этой сцены. По словам итальянского историка 16 века Джорджо Вазари, Микеланджело видел оригинал и похвалил Тициана за использование цвета в мадридской живописи, хотя позже, в узком кругу, критиковал его рисовку.

Легенда о Даная Мадридская версия написана по заказу Филиппа II в рамках серии мифологических картин, описанных Тицианом как «poesie» («поемы»). Согласно греческой мифологии, о которой Тициан узнал из рассказов Овидия, когда Акрисий спросил оракула о том, как ему получить детей мужского пола, тот ответил, что его дочь родить сына, который убьёт его. Акрисий запер свою дочь Данаю в подземной темнице и охранял её. Зная о последствиях, Даная позволила соблазнить и оплодотворить себя Зевсу, который убедил её снизить свою защиту, появившись в виде золотого дождя.

Даная, Мастерская Тициана, 1564. Исторический Музей, Вена.

Когда Акрисий узнал о сыне Данаи Персее, он отказывался верить о роли Зевса, и бросил мать и ребёнка в море в сундуке. Они оказались на острове Серифос, где Персея вырастил Диктис. Персей в итоге исполнил пророчество, убив Акрисия несколько лет спустя, хотя и случайно. Существует несколько версий смерти Акрисия. В версии Псевдо-Аполлодора, когда Персей узнает об оракуле, он уходит в добровольное изгнание в Пеласги (Фессалия), где Тевтамидес, король Лариссы, проводит ритуальные игры для своего отца. Персей соревнуется в метание диска, но его метательный снаряд изменяет направление и поражает Акрисия, мгновенно убивая его.

Даная была замечена в Средние века и эпоху Ренессанса как символ развратного влияния богатства, которое может испортить даже женскую красоту или моральную добродетель.

Общее описание Исходя из представлений Ренессанса о Данае , Тициан изобразил её с полным телом куртизанки, хотя и дал изящные черты лица современной венецианской дамы. Версия 1544-1546 годов предполагает её грехопадение в нескольких аспектах, включая присутствие грозовых туч, её полную наготу и собаку (иногда используется как символ разврата) свернувшуюся клубком с левой стороны от неё. Тело пожилой женщины полностью повёрнуто к золотому дождю, при этом Эрос стоит спиной к тучам, отвернув голову. В каждой работе, Даная показана обнажённой или почти обнажённой, лёжа на диване с поднятым коленом. Няня или Эрос справа от нее, протягивают ткань, чтобы поймать золотые монеты, которые сыплются из вспышки цвета в небе, которое представляет собой Зевса. С левой стороны каждой версии изображён интерьер. В мадридской живописи эта область наполнена теплыми чувственными оттенками коричневого и розового, и обрамлена бархатной драпировкой пурпурного цвета; правая сторона холста содержит холодные серые и голубые тона.

В версии 1544-1546 годов вспышка света, из которой сыплются монеты и на которую падает тяжёлый взгляд Данаи, расположена сбоку от тёмных облаков, которые похоже движутся к центру полотна. Из них разливается сильный дождь, который падает параллельно монетам Зевса. В мадридской версии Эроса заменили старой женщиной, чьё уродство привлекает внимание по сравнению с красотой Данаи. Зеленоватый оттенок её кожи противопоставляется бледному оттенку молодой женщины. В мадридской версии, написанной по заказу Филиппа II, служанку заменяет Амур. Губы Данаи раскрыты в наслаждении, в то время как золото разливается в большем количестве и с большей скоростью, чем в неапольских работах. Эта картина представлена в более свободной манере; например, складки постели и подушек написаны более короткими выразительными мазками.

Несмотря на то, что серия свободно описывает желание плоти в откровенно сексуальной манере, Тициан возводит мотивы куртизанок и плотские желания на более высокий уровень классического мифа.

Влияние

Когда Микеланджело и Джорджо Вазари посетили Тициана в его временной мастерской в Бельведерском дворце, им показали работы, который находились в процессе завершения. Находясь в мастерской, Микеланджело высоко оценил, то, как Тициан использует цвет, но позже выразил неудовлетворенность его пониманием основных принципов рисовки и композиции. Джеймс Норткот цитирует описание Вазари слов Мичеланджело: «Поскольку я сознаю, что, если этому человеку настолько благоприятствовало искусство, сколько и природа, ни один смертный не смог бы зайти дальше. Он имеет благородный дух; но на данный момент не имеет знаний о композиции, в своих имитациях жизни не пытается ничего исправить, дабы сделать их лучше, хотя и владеет манерой так легко и красиво, которая столь полна истиной и оживлённостью. Однако уверен в том, что не изучавшие лучшие работы древних, венецианцы не знают как исправить или придать изящество и совершенство их работам без участия модели, которая никогда не может быть столь прекрасной во всех частях её тела. Современные люди вообще не могут, из-за их внутреннего содержания, соответствовать действительности, но обязаны сделать точную копию объекта перед их глазами, не зная, каким он должен быть».

Описание Вазари нужно рассматриваться в контексте; в его представлении рисунок - disegno - был самым высоким достижением в искусстве, в то время как цвет второстепенным. Это убеждение возможно приведено к его рассказу для того, чтобы придать больше веса его точке зрения.

Мифологические заказы Мадридская версия Данаи является частью заказа Филипа II для семи мифологических картин Тициана. Только две из семи остались в Мадриде, где выставлены в одном зале.

· «Диана и Актеон» (совместно принадлежит Лондонской национальной галерее и Национальной галерее Шотландии)

· «Диана и Каллисто» (совместно принадлежит Лондонской национальной галерее и Национальной галерее Шотландии)

· «Персей и Андромеда» (Собрание Уоллеса)

· «Похищение Европы» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер)

· «Венера и Адонис» (Национальный музей Прадо)

Даная, Александр Жак Шантрон (Alexandre Jacques Chantron), 1891.


Даная Корреджио, 1531–1532

От: moderator,  
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Картина, для которой Рембрандту позировала ненаглядная Саския, была создана не для продажи. Написанная в период расцвета их любви, она была слишком сокровенной, не предназначенной для чужих равнодушных глаз. Того, что спустя годы он навсегда утратит эту картину, а через несколько веков её чуть не лишится всё человечество, предугадать он не мог. Безудержно скупавший произведения искусства, старинные доспехи, музыкальные инструменты и превративший купленный в Амстердаме особняк в подобие антикварной лавки или небольшого музея, Рембрандт израсходовал на эти цели немалые средства, включая наследство любимой жены. Статус модного живописца с обилием хорошо оплачиваемых заказов уравновешивал эту невоздержанность в тратах.

Но после смерти Саскии, фиаско с «Ночным дозором», постепенной утрате интереса к нему публики, разлюбившей его «тёмную» живопись, банкротство оказалось неминуемым. Среди арестованного за долги имущества оказалась и «Даная». В конце XVIII, в 1772 году, Екатерина II приобрела часть коллекции легендарного французского коллекционера Пьера Кроза. Один из самых состоятельных французов, оказывавший вместе со старшим братом финансовую помощь монархам, он, подобно Рембрандту, израсходовал колоссальные средства на приобретение произведений искусства. Часть наследства, в которой как раз и находился шедевр гениального голландца, отошла к его сыну - Луи Антуану. Приобретенные у его семьи картины положили начало огромной коллекции Эрмитажа.

Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Испуганный предсказанием прорицателя о том, что его убьёт родной внук, принял радикальное решение. Уберечь дочь от нежелательной беременности можно, спрятав её от чужих глаз. Так Даная оказалась в подземном доме с медным чертогом под присмотром бдительной служанки. Избежать предсказания не удалось. В подземелье пролился золотой дождь, возвестивший о посещении невинной дочери царя великим Зевсом. В результате непорочного зачатия на свет появился Персей. Рождение младенца не осталось незамеченным. Реакция «счастливого» дедушки последовала незамедлительно: служанку за халатное отношение к своим обязанностям казнили. Вместо медного дома под землёй - тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море. Внимательный поклонник творчества Пушкина проведёт очевидные аналогии между невзгодами Данаи и злоключениями оболганной царицы в «Сказке о царе Салтане», которую вместе с сыном Гвидоном посадили в деревянную бочку и отправили на верную смерть в морскую пучину. Александр Сергеевич мог познакомиться с мифом о дочери Акрисия во время учёбы в Лицее благодаря великолепному педагогу и знатоку античной истории и культуры Николаю Федоровичу Кошанскому.

Избежать гибели Акрисию не удалось, так как Даная и Персей выжили. На одном из спортивных состязаний, где царь присутствовал в качестве зрителя, Персей случайно угодил в деда спортивным снарядом.

Сюжет этого мифа использовался в мировой живописи неоднократно, но именно работа Рембрандта отличается от всех прочих неканоническим изображением главной героини и вызывает массу вопросов. Практически каждый из фрагментов картины может иметь неоднозначное толкование. Согласно традиционной версии, лежащая на кровати обнажённая женщина изображена в момент пробуждения. Несмятое ложе - символ невинности, как и кольцо с изумрудом на пальце.

Подземная келья заполнена золотистым светом, беспрепятственно проникающим сквозь отдёрнутый служанкой полог. Рука женщины, простёртая навстречу сиянию, будто приветствует новую жизнь и счастье, с ней входящее. На губах её улыбка, одновременно невинная и чувственная. Повсюду мерцающие блики: на бархатной скатерти, на тяжёлых складках полога, на сброшенных на пол изящных туфельках, словно на них попали брызги золотого дождя.

Именно отсутствие явных признаков последнего стало причиной сомнений не одного поколения искусствоведов. А Даная ли на ней изображена? Известно, что некоторые фрагменты картины Рембрандтом переписывались, в результате чего претерпел изменения внешний облик Данаи. Неопровержимым доказательством оказались результаты рентгенологического исследования, согласно которым золотой дождь на полотне был. Известно, что для достижения эффекта завораживающего золотого сияния художник смешивал краски с измельчённым янтарём. О посещении Зевса свидетельствует присутствие на кровати декоративных орлиных голов. Эти мощные птицы традиционно считаются его символом.

Рентген помог найти ответы и на многие другие загадки. Удалось установить, что первоначальный вариант был написан в соответствии с античным мифом. Взгляд узницы с обликом Саскии был обращён вверх, к тому месту, откуда падал дождь. Жест руки можно было охарактеризовать не как приветственный, но прощальный. По одной версии, плачущий амур со связанными руками, расположенный над изголовьем, прежде смеялся. По другой - он переживал и раньше. Интерпретация выражения его лица была разной. От терзаний по поводу утраченной Данаей невинности, до сожалений о том, что её любовь длилась так недолго.

Приблизиться к пониманию происходящего помогло предположение искусствоведа Сергея Андронова, проясняющее некоторые важные нюансы. Если допустить, что на картине изображено окончание любовного свидания, становится понятным и направление взгляда. Девушка смотрит в открытый проём полога, куда скрылся Зевс, и машет ему на прощание. А вызывающий удивление округлившийся животик - свидетельство того, что в нём уже находится ребёнок бога-олимпийца. О том же самом говорит и коралловый браслет. Став взрослым, Персей обезглавит горгону Медузу. Кораллы - застывшая кровь убитой горгоны.

Большой интерес представляет фигура служанки. Именно она помогла Зевсу проникнуть в покои Данаи, поплатившись за ослушание жизнью. Связку ключей можно рассматривать и как эротический символ: ключ отпирает замок, символизирующий женские гениталии. Берет на голове служанки наводит на мысль о том, что на картине в её образе изображён сам Рембрандт.

Перемены, произошедшие с обликом Данаи, находят вполне банальное объяснение. Утрата Данаей черт Саскии, позировавшей для этой работы мужа (как и для многих других), произошла после её безвременной кончины. Кормилица единственного сына Титуса, оставшегося без матери, скрасила жизнь и самого художника. Постепенно эта связь привела к желанию Гертье Диркс не просто занять место ушедшей жены, завладеть её драгоценностями, но и стереть её образ из памяти Рембрандта. Поддавшись её уговорам, он внёс немалые поправки в облик героини античного мифа. Настойчивость Диркс вышла ей боком. Решением суда она была отправлена на каторгу на 12 лет.

В связи с Данаей невозможно не упомянуть о трагическом происшествии, случившемся 15 июня 1985 года. Психически больной посетитель несколько раз плеснул в центр полотна серную кислоту и дважды ударил ножом. Было утрачено до 30% поверхности картины. Длившаяся в течение 12 лет реставрация позволила вернуть шедевр поклонникам живописи. Сейчас он защищён бронированным стеклом.

Рембрандт. Даная. 1634-1648 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

«Перед Данаей Рембрандта я умер от упоения»

– Корней Чуковский

Считается, что если бы «Данаю» Рембрандта не облили кислотой, она бы была малоизвестна. Ведь по такому же принципу стала знаменитой. Не украли бы ее однажды, и мало кто сейчас знал бы о Джоконде.

Может быть и так. Вряд ли бы так часто гуглили «Данаю». Но все равно бы гуглили. Слишком она необычная.

Наверняка вы знаете сюжет «Данаи». Отец заключил свою дочь в тёмную башню из-за предсказания. Которое гласило, что его внук убьёт его. Дабы тот никогда не родился, бедной девушке предстояло всю жизнь провести в заточении. С ней была заключена лишь старуха-надсмотрщица.

Но девушка понравилась Зевсу. Он проник к ней в темницу в виде золотого дождя. Провёл с ней ночь. Родился Персей, который повзрослев, убил своего деда. Случайно, конечно.

Слева: Тициан. Даная. 1556 г. Справа: Орацио Джентилески. 1621 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США

Однако изображение мифа у Рембрандта отличается от версий других художников.

У Тициана и Джентилески Даная – это идеализированный образ. Даная Рембрандта более человечна. Очевидно, что прототипом служила реальная женщина.

У Рембрандта на картине мы не видим главного атрибута мифа – золотого дождя. Но ответ на эту загадку уже найден. Об этом ниже.

Ещё на картине присутствует служанка и Купидон. Они тоже не такие однозначные, как у других художников.

Теперь обо всем по порядку.

1. Портрет жены или любовницы?

Известно, что Рембрандт написал “Данаю” для себя. Изобразив свою жену Саскию. На руке Данаи мы даже видим кольцо, похожее на обручальное.

Картина была его собственностью до банкротства в 1654 году, когда она была описана в пользу погашения долгов.

Почему же Даная Рембрандта так мало похожа на его жену?

Сравните Саскию в образе Данаи и в образе Флоры.

Справа: Рембрандт. Саския в образе Флоры (фрагмент). 1634 г. Государственный Эрмитаж.

Разница между этими женщинами очевидна. У Саскии маленький и курносый нос. У Данаи – прямой и крупный.

Также обратите внимание, что и манера письма отличается. Даная написана более тёплыми красками и вибрирующими мазками. Флора же изображена более сухо и детализировано.

Не кажется ли вам, что слишком разная манера для двух картин, написанных в один и тот же год?

Разгадать эту загадку нам помог рентген, который сотрудники Эрмитажа сделали в 60-х годах 20 века.

Благодаря ему мы узнали, что в 1634 году Рембрандт действительно изобразил Саскию. Ее черты явственно проступали. А также рентген показал, что на прежней Данае было жемчужное ожерелье. Которое Саския так любила. А ещё она была прикрыта простыней.

Однако Саския умерла в 1642 году. Утешила художника Гертье Диркс. Она была няней его сына. И в 1648 году Рембрандт переписал картину. Возможно, даже по просьбе Гертье.

Действительно, сходство Данаи с ней более очевидное.

Слева: Рембрандт. Гертье Диркс. 1645 г. Национальная галерея Шотландии

Вот так в Данае художник соединил черты двух женщин. Правда со второй из них он расстался плохо. Гертье Диркс требовала, чтобы художник женился на ней. Подала на него в суд. Который обязал его выплачивать ей ежегодное содержание.

Она до конца жизни преследовала Рембрандта, как его кредитор. Так как художник обанкротился, ему нечем было выплачивать ей содержание.

2. В “Данае” есть автопортрет?

Согласно мифу к Данае была приставлена старуха-служанка. Которую между прочим казнили за то, что не уследила за девственностью девушки.

Посмотрите на эту старуху. Что-то здесь явно не так.


Рембрандт. Даная (фрагмент). 1634 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Я обратила внимание, что черты лица “старухи” мужские. И уж слишком похожа она на самого Рембрандта. У него даже есть автопортрет в таком же берете.

Справа: Рембрандт. Автопортрет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Сохранился набросок к картине. На нем отчётливо видно, что старуха – в характерном женском чепце. А вот на картине никакого чепца нет. Лишь берет, излюбленный головной убор художника.

Рембрандт. Рисунок к картине “Даная”. 1635 г. bu.org

Ещё один интересный момент. Помимо ключей, “старуха” держит как будто … палитру и кисти. Хотя, конечно, по официальной версии в ее руках – мешок. Который нужен для сбора золотых монет. Ведь они по легенде сыпались вместе с золотым дождём.

Я нашла у преподавателя Бостонского университета версию о том, что Рембрандт изобразил самого себя*. Как свидетеля любовного чуда.

Такой приём был свойственен Рембрандту. Так, мы видим его у ног распятого Христа на картине “Воздвижение креста”.

Рембрандт. Воздвижение креста. 1632-1633 гг. Старая пинакотека, Мюнхен. artchive.ru

Вот так Рембрандт решил изобразить себя рядом со своей женой. И это тоже не первый их совместный “портрет”.

Себя он как-то изобразил в образе Блудного сына. Ещё веселящегося в разгульном угаре с красоткой на своих коленях. Для которой и позировала Саския.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

3. Какой же миф изобразил Рембрандт?

Долго спорили, действительно ли на картине Рембрандта изображён сюжет из мифа про Данаю. Ведь нет главного атрибута: золотого дождя.

К тому же Даная смотрит вперёд, а не вверх, откуда по легенде на неё снизошёл Зевс.

Отгадку нашли опять-таки благодаря рентгену. Изначально в 1634 году дождь был! А Даная со служанкой смотрели вверх.

Но по какой-то причине Рембрандт изменил не только внешность Данаи. Но и заставил ее смотреть вперёд, а не вверх. А вместо дождя на девушку полился свет.

Мне очень нравится версия искусствоведа Сергея Андронова. Рембрандт решил спустя 13 лет написать другой момент мифа.

Сначала он изобразил стандартную сцену, которая запечатлена и у Тициана, и у Джентилески. Пришёл Зевс в виде золотого дождя. Даная встречает его, закинув голову.

Во второй версии 1648 года Рембрандт изобразил уже прощание женщины с божеством. Дождь прошёл, остался лишь свет.

В этом случае легко объяснить, почему Купидон изображён с таким страдающим лицом. Он один знает, что Зевс уже не вернётся к женщине.

Почему “Даная” Рембрандта особенная

Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”? Что в ней такого особенного?

Она удивительно естественна. Да, она не так красива, как Даная Джентилески. Ее грудь меньше принятых стандартов. Ее бёдра возможно крупнее, чем нужно. Живот расслаблен и слишком большой. Крупные ноги.

В 1772 году Екатерина II приобретает одно из лучших мировых собраний живописи - знаменитую коллекцию Пьера Кроза, а в ней среди шедевров - две "Данаи": Рембрандта и Тициана (любопытно, что в парижском собрании они висели вместе, друг против друга).

Полотно Тициана никого не смущало, так как оно дословно иллюстрирует миф о Данае - дочери аргосского царя Акрисия, которому боги предрекли смерть от руки внука. Во избежание этого Даная была заточена в высокую башню. Всемогущий Зевс, прельщенный красотой Данаи, проникает к ней в башню, превратившись в золотой дождь, что и запечатлет венецианский художник.

"Даная" Тициана (ок. 1554 г.):

С картиной Рембрандта , где нет изображения золотого дождя, все значительно сложнее.
Сомнения в авторстве великого голландца не возникает. Картина подписана и датирована, но четко читаются только вторая и четвертая цифры (6 и 6), позволяющие двояко датировать произведение - 1636 или 1646 год. Разница в десять лет - весьма значительный срок для такого художника, как Рембрандт.

Как только картина вошла в научный оборот, в ее адрес возникли вопросы: когда она написана? каков ее сюжет? чей образ запечатлел художник в главной героине?

Предполагались многочисленные сцены Священного писания, где могла быть изображена молодая обнаженная женщина, вплоть до истории с Вирсавией, которую заставили разделить ложе с царем Давидом. Но слишком чувственен ее облик, слишком выразителен призывной жест ее правой руки. Недаром один из исследователей XIX века Джон Смит, составляя каталог голландской живописи, назвал картину не "Даная", а "В ожидании возлюбленного".

"Даная" Рембрандта:

Если же Рембрандтом взят мифологический сюжет ("Венера, ожидающая Марса", "Симела в ожидании Юпитера"), непонятна тогда роль старухи-служанки с внушительной связкой ключей.

Не обошлось без курьезов.

На роль героини картины Рембрандта предлагалась жена римского императора Клавдия, Мессалина , известная своим распутством. И дело даже не в том, являлась ли Мессалина столь распутной, какую ее изображают античные авторы (например, Тацит и Светоний), а в том, что их авторитет для просвещенных европейцев эпохи Ренессанса был непререкаем.
Мог ли Рембрандт в качестве героини выбрать Мессалину? Мне кажется, это риторический вопрос. Ведь репутация этой женщины никак не вяжется с тем, что изобразил художник на своей картине. Не сомневаюсь, что Рембрандт читал не только Тацита и Светония, но и древнеримского поэта Ювенала , который в своих "Сатирах" писал о Мессалине так:

"Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было
С Клавдием: как он заснет, жена его, предпочитая
Ложе в дворце Палатина простую подстилку, хватала
Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой
Блудная эта Августа бежала от спящего мужа;
Черные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась
В теплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем,
Лезла в каморку пустую свою - и, голая, с грудью
В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лициски;
Лоно твое, благородный Британик, она открывала,
Ласки дарила входящим и плату за это просила;
Навзничь лежащую, часто ее колотили мужчины;
Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила
Грустно она после всех, запирая пустую каморку:
Все еще зуд в ней пылал и упорное бешенство матки;
Так, утомленная лаской мужчин, уходила несытой,
Гнусная, с темным лицом, закопченная дымом светильни,
Вонь лупанара неся на подушки царского ложа".

Впрочем, представления художников о Мессалине не особенно изменились и к концу XIX века. Вот, к примеру, как представлял себе распутную римскую императрицу датский художник-реалист Педер Северин Крёйер :

"Мессалина" (1881 г.):

Похожа ли эта Мессалина на прекрасную Данаю Рембрандта? Судите сами!
Хотя на скульптурных прижизненных изображениях Валерия Мессалина выглядит вполне целомудренно, прямо таки Мадонна с Младенцем:

Мессалина с Британиком (ок. 45 г. н. э.):

Однако все эти попытки так и не могли заставить отказаться от восприятия картины как от изображения Данаи.

Новую страницу в изучении картины открывает ХХ столетие. Первая ее рентгенографическая съемка была проведена в Эрмитаже в 1951 году . Обобщил и объяснил ее результаты блестящий знаток голландской живописи в Эрмитаже Юрий Кузнецов , написавший книгу "Загадки Данаи" .

Так что же показала рентгенограмма?

Картина была переписана! Вернее, ее центральная часть. Вот почему нечетко читается дата. И каково же было удивление исследователей, когда стало ясно, что за видимым нами женским лицом есть другое. И оно узнаваемо! Это лицо Саксии ван Эйленбюрх , любимой жены художника, которую он не уставал изображать, как бы предчувствуя ее быстрый уход (Саксия умерла в 1642 году). После смерти жены Рембрандт переписал картину, начатую им в 1636 году, через два года посде женитьбы на Саксии, поскольку в жизни художника появилась другая женщина - Гертье Диркс , и он придал своей Данае черты сразу двух любимых женщин.

Портрет Саксии кисти Рембрандта (1633 г.):

Но не только смерть Саксии и появление в доме другой женщины заставляют Рембрандта переписать картину. Ему недостаточно было создать большую драматическую сцену, он спешил наполнить ее психологическим содержанием. Рембрандт отказывается от изображения золотого дождя. Вместо него появляется поток света, который заливает пространство золотистыми лучами, преображает модель, подкупающую своей реальностью, делая ее прекрасной. Жест правой руки (он тоже переписан) стал столь же психологически выразительным, как и лицо "новой" Данаи.

На этом детектив не заканчивается.

15 июня 1985 года один из посетителей Эрмитажа (несомненно, с нездоровой психикой) совершил акт вандализма над картиной - он нанес ей два ножевых удара и облил концентрированной серной кислотой. Порезы были сквозные, и только крестовина подрамника (в ней застрял нож) спасла полотно от больших порезов и утрат красочного слоя.
На картину в несколько приемов было вылито около литра серной кислоты. На глазах у присутствующих происходило страшное - поверхность центра картины превращалась в бурую шевелящуюся массу с резким запахом, под которой с трудом угадывались тело и голова Данаи. Казалось, картина погибла навсегда...

Около часа ушло на то, чтобы перенести полотно в реставрационную лабораторию, собрать химиков и реставраторов, определить вещество, вылитое на картину, способ его удаления. За это время произошла реакция серной кислоты с материалами картины, что и привело к значительным утратам и повреждениям.
Первым действием по спасению была обработка поврежденного полотна чистой дистиллированной водой в вертикальном положении. Для окончательной нейтрализации действия кислоты прибегли к осетрово-медовому покрытию полотна и только полной просушки приступили к дублировке картины на новый холст.
Созданная через три дня государственная комиссия решала дальнейшую судьбу "Данаи".
Предлагались следующие варианты: 1) оставить все как есть - как памятник акта вандализма; 2) постараться написать "как было"; 3) или...

Вот это "или" и стало главным в дальнейшей работе по спасению "Данаи". Понятно, что картина никогда уже не будет такой, как до повреждения. Прежде всего, постарались сохранить живопись Рембрандта. Было решено не домысливать утраты, а лишь тонировать их, чтобы привести полотно к колористическому единству, то есть добиться гармонически цельной композиции. На это потребовалось 12 лет поистине героической миссии сотрудников Эрмитажа.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Картина Рембранта - Эгина (Данная) - интересные факты.

Даная – картину написал Рембрандт Харменс Ван Рейн. Знаменита на весь мир. Висит в Эрмитаже у нас. И висела...

Корней Чуковский
14 мая 1923 …пошли втроем в Эрмитаж. Долго ходили по залам скульптуры, потом смотрели немцев, голландцев, англичан - и перед «Данаей» Рембрандта я умер от упоения. Мне слышалась музыка, как будто я вижу первую в жизни картину. Другие картины хороши или плохи, а эта - абсолютна, на веки веков. И еще поразила меня маленькая (сравнительно) картина Тициана - женский портрет в круглой зале - и больше ничего. Остальное - литература. Эрмитаж полон. Интерес к искусству сильно вырос в массах. Но бедные зрители. Ходят неприкаянные, скучая, не зная куда смотреть, а руководители экскурсий мелют вздор - и так громко, что мешают смотреть.
Откинуты постели покрывала торопливо,
как мастер показал на полотне умело!
Возможно, что лицом она не так красива,
но как написано прекрасно кистью тело!
Дидро нашёл, для Эрмитажа подбирал картины.
Наверно, сердце Франции кровоточит от ран!
Купила полотно тогда сама Екатерина...

Скажу страшное сейчас. Когда восстановили Данаю, она стала другой… Те, кто был в Сикстинской капелле до реставрации и после, говорят – а Микеланджело теперь там и не гостит, голливудские мультики тамова. Эрмитаж обошёлся с Данаей нежнее. Но «умереть от упоения» вам ныне не удастся. Мне так кажется. Пропала аура картины, прибалт, литовец, не зря был тупым орудием в руках помощников Сатаны и растворил картину кислотой. Рембрандт был в расцвете сил, был женат и счастлив, когда писал картину. Известно, что лицо Данаи Рембрандт писал со своей первой жены. Но после её смерти, женившись вторично, он переписал голову, используя в качестве модели свою вторую супругу... Не женился он вторично, но вот мне интересно - а формы у второй дамы были такими же? Также до нас дошли свидетельства современников художника, которые писали, что картина представляла из себя истинное чудо – из-за отодвинутого полога струилось сияние, которого невозможно достичь при помощи обычных красок. Но время и плохие условия хранения картины, разрушение её кислотой в Эрмитаже сделали своё дело. От этого сияния остался слабый след. Написанную Данаю художник послал...

и тут начинается ряд загадок! В интернете полно таких строк: Хотелось остановиться на одном интересном факте. В 1636 году Рембрандт закончил картину, известную нам как “Даная”. Через три года он решил послать её в дар Константину Хигенсу. И тут начинается самое интересное. Хигенс отказался от подарка под тем предлогом, что картина слишком велика! Несмотря на отказ, Рембрандт всё же послал картину, но получил её назад. Она не понравилась Константину Хигенсу! Не понравилась до такой степени, что подарок был возвращён, а это было оскорблением для художника. Хигенс увидел на картине странную женщину, со странными формами тела. Их перепечатывают из поста в пост. Но я не знаю, кто такой Константин Хигенс, попробовал найти... Молчит гуголь с википедией! Значит миф. Все знают, что Рембрандт переписал картину с лицом второй жены. Даже не буду останавливаться, что Гертье Диркс просто была... ну его интимным партнёром, не жена, домработница, покусившиеся на драгоценности первой жены. Которую художник запихнул в тюрьму на 12 лет. Золотой дождь был, но исчез во втором варианте. Это увидели на рентгене. Но ангел/Купидон! Где-то сказано, что он был весёлым, а потом стал плачущим со связанными руками. Вот Википедия пишет - ржал ангелочек, а в подробной статье о картине написано, что и в первом варианте он плакал со связанными руками, ведь любовь уходит... Много споров куда её рука стала показывать, чего старуха там стала высмотривать - это сама смерть? Много кривотолков. Но пост я начал писать из-за слов Корнея - и перед «Данаей» Рембрандта я умер от упоения. Я не умирал, но всегда спорил с друзьями и подругами - Даная страшно притягательна сексуально! Тётки на меня нападали в стиле: 90-60-90 должно быть! А мужикам я говорил: смотрите, она ждёт любимого, это долгожданная встреча! Представьте - ехали весь день, скакали, вы слезаете с коня, срываете пыльный плащ, снимаете камзол и... тебя ждёт ТАКОЕ! Что не так сейчас с живописью, если, когда смотришь на, так называемое современное ню, и видишь, лишь пошлый соблазн и похоть? В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. И мы счастливы видеть её в Эрмитаже. Но... В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Около трети полотна пропало. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства.
Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Зарубежные реставраторы вынесли приговор - КАРТИНА УМЕРЛА!!! Это прозвучало, как раскат грома. Никто не мог в это поверить. Как? Не может быть? Надо попытаться, рискнуть, а вдруг? Но приговор был окончательным. И только российские реставраторы пошли на огромнейший риск - начали процесс восстановления картины. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как юронированное стекло. Но не смотря на все усилия реставраторов, многое в картине было утрачено. Остались только мало заметные следы. И все же, картина умирает. Повреждение волокон холста было фатальным. С каждым днем холст медленно разрушается, и наступит время, когда картина НАВСЕГДА покинет этот мир. Она останется лишь воспоминанием в памяти тех людей, которые имели возможность видеть ее еще при "жизни".
.. Пару загадок картины я помянул. Не картины, а ребусы! Живопись не должна быть литературой! Взглянул, к примеру, на картину Кандинского, и улучшилось настроение. И неважно, что там изображено. Это и есть живопись! Реалистическая или авангардная – не имеет значения. Живопись и умничание несовместимы. Между ними такая же разница, как между желудком и сердцем. Поглядел на полянку Шишкина, на тропинку Поленова, на церковку с деревцем Саврасова, на лунную дорожку Куинджи и словно зарядился природной энергией. Но западные люди, воспитанные средневековой живописью, «шедеврами» распиаренных художников, русской живописи не чувствуют. Им в ней нечего понимать. Не о чем умничать. Им не вставляет ни тропинка, ни полянка, ни птичка на веточке... Они очень удивляются, почему мы любим Саврасова. Поленова, Сурикова, Куинджи и многих других… Вот и я любуюсь Данаей, но Шишкина корабельные сосны или мишки мне много ближе! Не хочу гадать - зачем ангелу руки связали и он плачет. Я хочу падать в картину Шишкина, замереть от восторга перед картиной Маковского... Даже не хочу думать о картине, которую написал Василий Дмитриевич Поленов, "Христос и грешница". Она висит в Русском музее.