Консультации юриста по таможенным вопросам. Г

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Дать сравнительную характеристику правового положения таможенного брокера и декларанта

Одним из главных действующих лиц в таможенных правоотношениях является декларант. Действующее таможенное законодательство определяет декларанта как лицо, перемещающее товары, и таможенного брокера (посредника), декларирующего, представляющего и предъявляющего товары и транспортные средства от собственного имени. Декларирование (в таможенном праве) - это заявление таможенному органу по установленной законодательством форме о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах.

Таким образом, в качестве декларанта, в общем случае, могут выступать два лица - лицо, перемещающее товары и самостоятельно их декларирующее, и таможенные брокер, являющийся декларантом товаров, которые непосредственно перемещались через границу другим лицом.

В отношении таможенного брокера (представителя) идентификационными признаками выступают:

а) наличие статуса российского юридического лица, но не казенного предприятия;

б) включение в Реестр таможенных брокеров;

в) совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению на договорной основе (оказание услуг или выполнение работ), представление интересов во взаимоотношениях с таможенными органами в силу обязанности, вытекающей из закона или договора;

г) возможность ограничения сферы своей деятельности по совершению таможенных операций;

д) наличие в штате не менее двух работников - специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат.

Даже поверхностное исследование действующего таможенного законодательства показывает, что в настоящее время законодатель в принципе стремится отделить статус таможенного брокера от статуса представляемых лиц - декларанта и лиц, несущих обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров: таможенный брокер (представитель) не приобретает статус представляемого лица. Однако при ближайшем рассмотрении такая позиция законодателя оказывается недопустимо противоречивой, так как в таможенных правоотношениях декларант отделяется от таможенного брокера не более чем представляемое лицо от своего представителя в любых правоотношениях. Противоречие объясняется недостаточно четкими определениями, содержащимися в таможенном законодательстве, а именно - декларантом выступает не лицо, осуществляющее декларирование товаров, что было бы наиболее логичным, а лица, имеющие обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством России распоряжаться товарами на таможенной территории.

Различие статусов таможенного брокера и декларанта приходится искать в основном в области их обязанностей и ответственности, поскольку при совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении, точнее, в его части, связанной с таможенными режимами и иными таможенными процедурами обусловлены требованиями и условиями, установленными в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Совершение таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанности по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иные обязанности, которые возлагаются только на лицо, обязанное к совершению операций по выпуску товаров, перевозчика или иное лицо. Таким образом, обязанности таможенного брокера определяются законодателем на стадии помещения товаров под таможенные режимы.

Декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату. В отношении последней обязанности таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей при декларировании товаров таможенный брокер несет такую же ответственность, как и декларант.

Приведенные положения дают возможность утверждать, что, во-первых, различие статуса таможенного брокера и декларанта сводится к ограничению обязанностей таможенного брокера. Во-вторых, на стадии помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру отсутствуют основания отличать права и обязанности рассматриваемых субъектов.

Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. Соответственно, отношения брокера и декларанта строятся на основе заключенного договора комиссии.

Деятельность брокера по отношению к декларанту носит посреднических характер, экономический статус таможенного брокера как посредника установлен в рамках регулирования таможенного дела и не носит абсолютный характер, а относится исключительно к правоотношениям, возникающим в рамках таможенного дела, а не в рамках имущественного оборота, регулируемого гражданским законодательством.

2. Рассчитайте таможенную стоимость партии текстильных изделий, поставляемых по договору купли-продажи из Копенгагена в Москву. Базисные условия - ФОБ аэропорт Копенгагена, размер партии - 1000 кг., цена товара - 9 долларов на кг. Транспортные издержки: упаковка 10 долларов, доставка в аэропорт отправления - 25 долларов, перевозка от аэропорта отправления до порта назначения 725 долларов, вывоз из аэропорта назначения 100 долларов, страхование 14 долларов

Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) вычитания стоимости;

5) сложения стоимости;

6) резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (т.е. сделок на стоимостной основе) является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому осуществим оценку таможенной стоимости товара исходя из указанного метода.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию

Размер партии - 1000 кг.* 9 = 9000 долларов

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены:

1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Соответственно, в цену включается:

Упаковка - 10 долларов

Доставка в аэропорт отправления - 25 долларов

Перевозка от аэропорта до порта - 725 долларов

Вывоз из аэропорта - 100 долларов

Страхование - 14 долларов

Таким образом, таможенная стоимость товара составляет: 9000+10+725+100+25+14=9874 долларов. Подлежит перерасчету в рубли.

3. Определите код товара согласно товарной номенклатуре ВЭД: шины для грузовых автомашин индексом нагрузки более 121:9:00Р200 -4 0

таможенный брокер декларант законодательство

Определение кода искомого товара осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Искомый товар состоит в группе 40. «Каучук, резина и изделия из них», подгруппе 4011 - шины резиновые новые.

Имеет код 4011 20 900

4. Нарядом пограничных войск был задержан гражданин России Шапошников в районе села Кудряевка Исилькульского р-на Омской области, который двигался на автомобиле ГАЗ - 3 110 в направлении села Карагандинское р. Казахстан. При досмотре в багажнике автомобиля был обнаружены запасные части к автомобилям и средства ухода за автомобилем. Материалы по делу об административном правонарушении были переданы на Исилькульский таможенный пост для разрешения по существу. Квалифицируйте деяние. Правомерны ли действия наряда?

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

В соответствии с ТК ТС перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК ТС действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а также все последующие предусмотренные ТК ТС действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Можно предположить, что Шапошников проезжал не через пункт пропуска через границу. Соответственно, действия Шапошникова можно классифицировать как совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ - Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 23.8 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1 Кодекса, рассматривают таможенные органы.

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

3) начальники таможен, их заместители;

4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Соответственно, данное правонарушение правомерно может быть рассмотрено начальником Исилькульского таможенного поста. Протокол в соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ также составляют указанные органы. В соответствии с действующим законодательством пограничные войска не вправе составлять протокол о совершении рассматриваемого правонарушения. Поэтому в этой части (составление материалов дела, протокола) их действия нельзя признать правомерными.

С писок использованных источников

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17))

4. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2015.

5. Моисеев В.Н. Таможенная пошлина в системе обязательных платежей М., 2010

6. Сорокина М.Н. Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: основы правового регулирования М., 2011.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности, формы и порядок таможенного декларирования. Анализ проблемных аспектов правового обеспечения таможенного оформления. Правонарушения, связанные с недостоверным декларированием товаров. Развитие электронного таможенного декларирования в России.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2015

    Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры таможенного транзита. Схемы информационного взаимодействия при контроле транзита товаров. Практика применения таможенной процедуры таможенного транзита и совершенствование правового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2013

    Предмет, понятие и сущность таможенного права. Место таможенного права в системе правовых наук. Соотношение предмета таможенного права с предметом таможенного дела. Установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Положения процедуры таможенного оформления, правовая регламентация декларирования товаров. Понятие и виды таможенного режима, его использование во внешнеторговой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2011

    Путь развития таможенного законодательства. Становление правового регулирования таможенного дела независимого Казахстана. Формирование таможенной инфраструктуры, связанной с безопасностью страны. Создание благоприятных условий для развития торговли.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2015

    Особенности правового обеспечения таможенного дела. Источники таможенного права России как совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права, основные критерии их классификации.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    реферат , добавлен 01.10.2013

    Таможенное право как комплексная отрасль российского права, его предмет и соотношение с другими отраслями права. Правовое регулирование таможенного дела, источники таможенного права, международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Характеристика Таможенного кодекса Таможенного союза; положения, регулируемые на наднациональном уровне: основные процедуры - транзит, платежи, контроль, временное хранение товаров. Сравнительный анализ ТК ТС и Таможенного кодекса Республики Беларусь.

Таможенное право – отрасль юридических отношений, которая регулирует отношения в сфере:
перемещения грузов и товаров через таможенную границу;
расчета и взимания таможенных пошлин и платежей;
таможенного контроля и операций таможенной очистки грузов.

Таможенное право считается одной из наиболее запутанных сфер отраслевого права, которое помогает урегулировать споры между гражданами РФ, коммерческими и государственными организациями.

Возникающие в рамках таможенного права споры регламентируются Таможенным кодексом РФ и их можно урегулировать в досудебном и судебном порядке. Однако в таких спорах желательна помощь профессионального юриста по таможенному праву.

Важно понимать, что решить таможенный спор в вашу пользу будет сложно. Нередко таможенные инструкции противоречат сами себе, другим инструкциям и положениям ТК РФ, а таможенные специалисты не всегда имеют надлежащую квалификацию. Поэтому оказаться жертвой нарушения таможенного права, потерять массу времени и денег – обычное дело для таможни. Последующие же разбирательства очень сложны, громоздки и трудоемки.

Таможня может задержать груз, отказать в его очистке и пропуске на территорию РФ (или вывозе из РФ), незаконно доначислить платежи, штрафы и пени, неграмотно оформить документы либо отказать в рассмотрении некорректно оформленных документов заявителя и т.д. Причин для возникновения спора множество, и доказать свою правоту всегда будет сложно.

Получите результат всего
за 4 шага

Создайте
заявку

Ведете диалог
с нашим юристом

Формируем
Ваши документы

Получаете
результат

Юридическая помощь в таможенных спорах в Москве

Если вы оказались участником спора по таможенному праву и считаете, что ваши гражданские и имущественные права нарушены, вам срочно необходима профессиональная юридическая помощь, которую вам готовы оказать в Москве и других регионах России опытные таможенные юристы Всероссийской правовой сети «Органавт».

Наши специалисты готовы:

  • проконсультировать онлайн по любым вопросам таможенных споров;
  • провести аудит имеющихся таможенных документов;
  • провести правовую экспертизу вашего груза, документов, действий таможни;
  • помочь подготовить корректные таможенные документы на груз;
  • обеспечить юридическое сопровождение таможенного прохождения грузов;
  • проконтролировать соблюдение стандартов таможенной стоимости и классификаций ТН ВЭД;
  • снять незаконный или ошибочный арест с груза;
  • подать претензии в таможенную службу или иски в суд/арбитраж;
  • обеспечить представительство в судах любой инстанции;
  • проследить за законностью и своевременностью исполнения судебных решений.

Своевременное обращение к юристу позволит Вам предотвратить риски и конфликты, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности, связанной с зарубежными рынками. В процессе экспортных и импортных операций нередко возникают конфликты и споры с работниками таможни.

Если вовремя посоветоваться с экспертом, можно сохранить время и добиться значительной финансовой экономии, что актуально для любого предпринимателя, независимо от сферы деятельности. Юрист по таможенным вопросам знает внутреннюю структуру системы, а также разбирается в её особенностях и нюансах, благодаря чему он сможет оказать помощь в определении наиболее эффективного алгоритма действий и минимизации рисков.

В решении каких проблем и вопросов сможет помочь таможенный юрист?

Квалифицированный юрист расскажет о том, какой порядок дальнейших действий будет наиболее эффективным, если принять во внимание действующее таможенное законодательство. Наши специалисты готовы бесплатно проконсультировать Вас по вопросам, связанным с таможней, предоставить персональную или дистанционную консультацию, провести анализ имеющейся документации и дать заключение.

Общение с нашими экспертами позволит Вам оперативно узнавать о таможенных нововведениях и быстро получать ответы на все вопросы, касающиеся данной сферы. Юрист также изучит таможенную схему, которой Вы отдали предпочтение, и представит заключение, касающееся последствий её использования.

Для каждой конкретной ситуации, специалист подберёт оптимальное решение и разработает подходящую схему транспортировки товаров через государственную границу. Все услуги, оказываемые нашими юристами, полностью соответствуют таможенному законодательству, действующему сегодня в России.

Эксперты готовы проконсультировать Вас по вопросам заключения договора и могут лично присутствовать при процедуре. При необходимости, таможенный юрист самостоятельно подготовит все бумаги, необходимые для подписания договора, отвечающего нормам и требованиям действующего законодательства.

Почему нашим таможенным юристам можно доверять?

Наша коллегия адвокатов состоит исключительно из профессионалов своего дела, готовых в любую минуту оказать вам квалифицированную помощь. Наши эксперты регулярно проделывают колоссальную работу, общаясь с людьми, чья деятельность напрямую связана с таможенным законодательством. Консультацию может получить как обычный гражданин, так и представитель компании. В работе таможенного подразделения нашей коллегии бывают случаи, когда специалисты лично ведут переговоры с работниками таможни.

Наш юрист по таможенным вопросам может предоставить подробную консультацию по вопросам, связанным с логическими схемами, импортом товаров и экспортными операциями. Он может проанализировать бумаги, которые уже есть в наличии и провести проверку наиболее актуальных документов, включая договора, соглашения и прочее.

У нас работают профессионалы, для которых нет нерешаемых вопросов. Сложно найти ситуацию, из которой нельзя найти выход, и эксперты готовы доказать это. Опытный специалист всегда сможет подобрать оптимально решение вопроса и даст дельный совет. А если обратиться к юристу заблаговременно, то проблем и вовсе удастся избежать, заблаговременно приведя документы в соответствие таможенному законодательству.

Тем, кто стремится всегда быть в курсе событий и находиться на шаг впереди конкурентов, мы предлагаем заключить договор на юридическое обслуживание. Благодаря ему вам больше не придётся волноваться о законности и правомерности международных операций.

Как внешние факторы влияют на таможенное законодательство?

Несложно заметить, что таможенная сфера развивается значительно быстрее других отраслей. Это обусловлено тем, что любые перемены в политической или экономической области оказывают влияние на таможенное законодательство.

Присоединение нашей страны к таможенному союзу и её вхождение в ВТО, стало своеобразным катализатором для внесения регулярных коррективов и дополнений в ряд документов. Однако следует понимать, что постоянные перемены в таможенном законодательстве, общий подход к регулированию данной сферы правоотношений остаётся неизменным.

Корректировке подверглись многие таможенные процедуры, что не могло не отразиться на организациях, принимающих непосредственное участие в международной торговле. На сегодняшний день, практически любой участник данной отрасли может столкнуться с целым спектром проблем, разобраться в которых самостоятельно будет крайне сложно.

Наш специалист всегда готов прийти вам на помощь. Заручившись поддержкой профессионала, вы легко докажете свою правоту представителям таможни и решите все проблемы максимально оперативно.

Правовое регулирование таможенных отношений имеет комплексный характер и включает международные акты. Одним из основных источников таможенного права являются международные договоры. В настоящее время Российская Федерация является участницей нескольких десятков международных таможенных конвенций и договоров.

Международные таможенные конвенции и договоры в области таможенного дела могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Прежде всего, по сфере их распространения договоры бывают:

  • универсальными , объединяющими большинство стран мира и выражающими интересы в области таможенного дела большей части мирового сообщества (например, Киотская конвенция);
  • региональными , объединяющими несколько стран- соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара (например, Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, Соглашения о едином таможенном тарифе и общем Таможенном кодексе от 27.11.2009).

По числу участников договоры принято подразделять:

  • на двусторонние , связывающие только два государства и выражающие только их волю (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27.01.1994, Меморандум о взаимопонимании между ГТК России и ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, касающийся сотрудничества и взаимной помощи 1994 г.; Финансовый протокол, касающийся вопросов компьютеризации таможен Калининградского таможенного управления 1995 г. (подписан между Россией и Францией), Меморандум между ГТК России и ГТУ Швеции о правилах по координации мер таможенного контроля в паромном и воздушном сообщении между Россией и Швецией 1995 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003);
  • многосторонние , связывающие несколько государств и выражающие их совместную волю (например, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.).

По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить:

  • на непосредственно посвященные таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Киотскую конвенцию;
  • фрагментарно касающиеся международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).

Рассмотрим подробнее международные договоры, непосредственно посвященные таможенному делу. Особого внимания заслуживает международный документ, посвященный описанию и кодированию товаров. 14 июня 1983 г. в Брюсселе была заключена Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – ГС) . Данная конвенция была призвана заменить несколько устаревшую Конвенцию о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС). Гармонизированная система была введена с 01.01.1988 и состояла из 5000 наименований товаров, снабженных шестизначным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования. Новая система сразу же стала популярной и получила широкое распространение. За четыре года ГС была принята в более чем в 100 государствах, на которые приходилось 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным правовым документом в международной торговле.

Отметим, что для того чтобы тот или иной товар получил в ГС самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий, а именно: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств.

Другой не менее важный документ был посвящен таможенной оценке товаров. Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28.07.1953.

Поскольку эта конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 01.01.1981. На страны, применяющие Соглашение, приходится около 70% мирового торгового оборота.

Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.

Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.

В идеальном варианте посредством универсального применения системы таможенной оценки импортируемые товары должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира.

Одним из важнейших достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Киотской конвенции , разработанной в целях упрощения таможенных процедур и содействия развитию международной торговли. В свое время соблюдение норм, содержащихся в Киотской конвенции, представлялось неотъемлемым условием для вступления России в ВТО. Включение положений Киотской конвенции в правовую систему нашей страны повлекло за собой необходимость переработки всего массива российского таможенного законодательства, а также внесения изменений в иные законодательные акты. Киотская конвенция состоит из Протокола об изменении этой Конвенции, текста Конвенции, Генерального и Специальных приложений. Генеральное приложение состоит из Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком. В Генеральном приложении содержатся базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Его положения относятся ко всем институтам таможенного дела. В целом, действующий ТК ТС, как было отмечено выше, базируется на принципах Киотской конвенции, хотя в законодательстве по-прежнему сохраняются некоторые несоответствия.

Киотская конвенция включает в себя несколько основополагающих принципов современного таможенного права, таких как: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизация и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором.

Кроме того, Конвенция предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению.

Необходимо отметить, однако, что безусловное и скороспешное включение норм Киотской конвенции в действующую систему, как российского законодательства, так и законодательства Таможенного союза, может привести к возникновению труднопреодолимых коллизий. Так, в рамках Киотской конвенции допускается урегулирование таможенных отношений посредством административного способа, построенного на "основе компромисса". Этот способ, как известно, применяется при условии согласия заинтересованного лица. Важно отметить, что подобного рода согласия не требует в качестве предварительного условия признания вины таким лицом. Однако действующее в России административное, уголовное законодательство не допускает возможности урегулирования таможенного правонарушения па компромиссной основе.

Хочется надеяться, что предусмотренный Киотской конвенцией значительный срок, в течение которого стране-участнице необходимо будет внести изменения в национальное законодательство , будет использован Российской Федерацией и другими государствами – участниками Таможенного союза по назначению.

Унификации в рамках международного таможенного права была подвергнута наиболее часто применяемая процедура – международный транзит товаров.

С этой целью была принята Конвенция МДП 1975 г. (с поправками 1997 г.) , главными целями которой являются: содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами; улучшение условий перевозок; упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок.

Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения ее государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа – книжки МДП – упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

Временный ввоз товаров и транспортных средств – другая часто применяемая процедура – также была подвергнута унификации. Таможенная конвенция АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) была принята 06.12.1961 г. Данная Конвенция является ведущей среди других конвенций, посвященных вопросам временного ввоза. В ней нашли отражение такие важные моменты, как порядок взыскания таможенных пошлин специфическое документационное оформление временного ввоза. В целом, функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией АТА установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров. Например, в Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции АТА осуществляет ФТС России (см. приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА").

Назначение Конвенции АТА состоит в том, что она позволяет использовать Карнет АТА как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.

Аналогичная Конвенции АТА – Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) была принята 26.06.1990 с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Как Конвенция о карнете АТА, гак и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) являются инструментами Всемирной таможенной организации по временному ввозу товаров. Наличие только одного документа – карнета АТА – позволяет свободно перемещать товары через таможенные границы и осуществлять временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая при этом товары от уплаты налогов и пошлин.

Стамбульская конвенция унифицировала все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым заложила прочную основу для осуществления тех направлений ВЭД, которые непосредственно связаны с такой таможенной процедурой, как временный ввоз.

Следует упомянуть еще две конвенции, связанные с таможенной сферой: Женевскую Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров от 02.12.1972 г. и подписанную с целью повышения эффективности борьба с таможенными правонарушениями, координации усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этой сфере Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенцию Найроби) от 09.06.1977. Благодаря Конвенции Найроби, у ее государств-участников появилась возможность как на многосторонней, так и на двусторонней основах сотрудничать в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами.

Представляется, что к источникам таможенного права следует отнести, так называемые, нормы "мягкого права" , которые имеют рекомендательный характер и отличаются повышенной гибкостью. Такие нормы могут приспосабливаться как к особенностям регулируемых отношений, так и к субъектам, участвующим в этих отношениях. Примером нормы "мягкого права" является Декларация Аруша о профессиональной этике (другое название – Арушская декларация о честности в таможне), принятая в 1993 г. и пересмотренная в 2003 г. Данный документ носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений, направленных на борьбу с коррупцией в таможенной сфере. Для предотвращения указанного негативного явления и повышения уровня честности в таможенных органах предлагается придерживаться следующих стандартов деятельности: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение, ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями.

В 2003 г. Декларация Аруша была обновлена в ходе 101/102 Сессии Совета по таможенному сотрудничеству. Следует отметить, что в соответствии с обновленной Декларацией Аруша основная ответственность за предотвращение коррупции должна лежать на главе и исполнительном руководстве Таможенной администрации. В Декларации специально подчеркивается необходимость борьбы против коррупции на самом высоком государственном уровне, отмечается также, что борьба с коррупцией не должна носить кратковременного и спорадического характера, а должна быть системной и долговременной.

К нормам "мягкого права" следует также отнести Декларацию ООН против коррупции и взяток в международных коммерческих сделках, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003.

Коррупция является одной из злободневных проблем современной России. Большинство россиян вынуждено давать взятки проверяющим или регистрирующим органам. При этом многие нормативные правовые документы, принимаемые Правительством РФ и местными органами самоуправления, только способствуют развитию коррупции. Несмотря на все заявления высших должностных лиц, органов внутренних дел, таможенных органов эффективность борьбы с коррупцией в Российской Федерации остается на очень низком уровне. В этой связи указанные выше нормы "мягкого права" заслуживают пристального исследования и изучения.

  • Конвенция вступила в силу 21.05.1980. В ней участвуют около 40 государств. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 13.03.1995.
  • 1. Понятие, предмет и метод таможенного права. Соотношение таможенного права с другими отраслями права

    Таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
    Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
    Основным для таможенного права является императивный метод – метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) обязательно вступает в определенные отношения с государственными (прежде всего – таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области. Например, выполнение таможенных процедур включает в себя заполнение и подачу декларации, уплату таможенных платежей, представление груза для таможенного контроля.
    Кроме императивного, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод , однако пределы его действия существенно ограничены. Учитывая, что диспозитивный метод является доминантой в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, предприниматель обращается за помощью в таможенном оформлении к посреднику (таможенному брокеру) и заключает с ним договор об оказании услуг. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и согласования условий договора характеризуют наличие диспозитивного метода.
    Систему таможенного права составляют Общая и Особенная части. В Общую часть входят положения, касающиеся предмета и метода права, его принципы, источники, субъекты, определения таможенных органов, объектов таможенного права и т. д. Особенная часть посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через границу, видам таможенных режимов, формам таможенного контроля, таможенным платежам и т. д.
    Таможенное право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права.
    Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент всего таможенного механизма.
    Административное право нередко называют управленческим правом. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме то, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений.
    Финансовое право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы, наряду с правоохранительной, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности – немалая составляющая казны Российской Федерации.
    Уголовное право включает в себя нормы, характеризующие общественно опасные деяния, именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения к ответственности данного рода.
    Гражданское право , являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства – все это сфера регулирования гражданского права.

    2. Понятие и принципы таможенного дела

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
    Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.
    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее – ФТС России) , обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
    Таможенное дело основывается на следующих принципах:
    1) принцип законности имеет общеправовой характер и означает, кто действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законодательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, согласно ч. 2 ст. 12 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – ТК РФ) , должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством;
    2) принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепризнанных международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России максимально свободный доступ товаров нa внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия поставки собственных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
    3) принцип равноправия выступает в качестве одной из характеристик демократического общества и развития экономических отношений. В области таможенного дела, согласнo ч. 1 ст. 12 ТК РФ, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление ВЭД на условиях, не противоречащих действующему законодательству;
    4) принцип охраны государственной и общественной безопасности, согласно ст. 13 ТК РФ, означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов;
    5) принцип защиты экономического суверенитета России выражается в установлении государством количественных ограничений на перемещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России;
    6) принцип свободы выбора таможенного режима установлен ст. 156 ТК РФ характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров.

    3. Источники таможенного права

    В ст.71 Конституции РФ таможенное дело относится к исключительному ведению Российской Федерации, а также закрепляющая в ч.1 ст.8. единство экономического пространства на территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
    Основным источником таможенного права является Таможенный кодекс РФ . Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета Российской Федерации, развитие экономических отношений, закрепляет основные понятия, дает определение и виды таможенных режимов, процедур, порядок взимания таможенных платежей и проведение таможенного контроля.
    Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) наделяет таможенные органы статусом налоговых органов, т. е. полномочия налоговых органов распространяются и на таможенные органы.
    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – КоАП РФ) устанавливают виды преступлений в сфере экономической деятельности и правонарушения в области таможенного дела.
    Большое значение имеет Закон РФ от 21.05.1993 г. № 500-3 «О таможенном тарифе» (с посл. изм и доп.) (далее – Закон о таможенном тарифе) , где содержатся основы для взимания таможенных платежей.
    Правовые основы финансовой деятельности таможенных органов содержатся в Федеральном законе от 14.04.1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами» (с посл. изм. и доп.).
    Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с посл. изм.) определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами, услугами и иными объектами.
    Наиболее важные вопросы таможенной политики регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 21.09.2004 г. № 429 «О федеральной таможенной службе» (далее – постановление № 429) , где подробно излагаются полномочия и организация деятельности ФТС России.
    Акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.
    Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
    ФТС России также издает нормативные акты, например, Приказ от 15.03.2005 г. № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».
    К международно-правовым актам относятся:
    1) Конвенция о временном ввозе (Заключена в Стамбуле 26.06.1990), которая раскрывает основные понятия в области таможенных правоотношений, порядок ведения документации по таможенному оформлению;
    2) Таможенная конвенция о международной перевозки грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.1975), раскрывающая правила перевозки товаров при наличии книжки МДП, а также содержащая приложения для определения технического состояния транспортного средства для перевозки грузов с книжкой МДП и др.

    4. Таможенная территория и таможенная граница

    Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территории России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ). Сухопутная территория – вся суша, находящаяся в пределах границ Российской Федерации. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат России. Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладания ею над ними исключительной юрисдикцией.
    На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны , являющиеся частью таможенной территории России. Товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, за исключением законодательно установленных случаев.
    Свободная таможенная зона – разновидность особой экономической зоны. В классическом международном понимании особая экономическая зона – это территория, исключаемая из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства.
    Особенность таможенного права состоит в том, что, распространяясь на всю территорию государства, оно действует лишь в процессе или в связи с переходом таможенной границы или перемещением через нее товаров и транспортных средств.
    Согласно ст. 5 Закона о таможенном тарифе таможенной территорией Российской Федерации признается территория, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
    Таможенная граница – линия, ограничивающая таможенную территорию. Государственной же границей признается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)).
    Понятия таможенной и государственной границы не совпадают по следующим признакам :
    1) государственная граница – реальная линия на местности, а таенная граница – условная, воображаемая линия;
    2) государственная граница устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница – то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;
    3) государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства.
    Различают внешние таможенные границы (разделяют таможенные территории смежных государств) и внутренние таможенные границы (образуют периметры особых экономических зон), таможенная территория едина, что означает свободу перемещения товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами внутри нее, т. е. без взимания таможенных платежей. Нормой ст. 74 Конституции РФ установлено, что на российской территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

    5. Понятие, особенности, состав таможенных правоотношений

    Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и урегулированные нормами таможенного права.
    Из данного определения вытекают следующие особенности таможенных правоотношений :
    1) эти правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках. Отношения, не урегулированные нормами права, не имеют правового характера;
    2) таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей. При этом участниками правоотношений являются две и более стороны;
    3) указанные правоотношения возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением. Иными словами, эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Эта особенность вытекает из специфики предмета правового регулирования таможенного права;
    4) таможенные правоотношения носят публичный характер. Для их возникновения, как правило, достаточно волеизъявления одной из сторон. В большинстве случаев стороной в правоотношениях такого рода являются таможенные органы, которые в своей деятельности применяют императивный метод: взимают таможенные платежи, производят таможенный досмотр, привлекают к ответственности виновных лиц;
    5) таможенные правоотношения охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов (например, органов административной юрисдикции). Участник правоотношений, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
    Итак, таможенные правоотношения характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные, охраняемые от нарушений принудительной силой государства.
    Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение имеет свою структуру, включающую в себя: объект правоотношения, его субъектов и содержание.
    Объектом таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
    Субъекты правоотношений – это их конкретные участники. Для того, чтобы вступить в правоотношение, субъект должен обладать правосубьектностью, т. е. праводееспособностью. Именно она является необходимой юридической предпосылкой правоотношения. Правовой статус субъектов таможенных правоотношений находит выражение в наличии специальной таможенной правосубъектности. Под таможенной правосубъектностью понимается способность быть участником правоотношений в области таможенного дела.
    Следует отличать субъектов таможенного права от субъектов таможенных правоотношений. Субъекты права – потенциальные участники правоотношений, а субъекты правоотношений – их конкретные участники, поэтому понятие субъекта таможенного права более широкое по сравнению с субъектами таможенного правоотношения.
    Каждый субъект правоотношения наделяется субъективными правами и обязанностями, что составляет содержание правоотношения . Права и обязанности субъектов таможенного правоотношения соотносятся как мера возможного и должного поведения этих субъектов. Каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства.

    6. Товары и транспортные средства как предметы таможенных правоотношений

    Согласно ст. 11 ТК РФ товар – это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 ТК РФ).
    Иностранные товары – товары, не являющиеся российскими товарами (п. 3 ст. 11 ТК РФ).
    Для того чтобы разграничить два основных предмета таможенного правоотношения, необходимо уяснить, что понимается под транспортными средствами . ТК РФ относит к ним любые средства, которые непосредственно используются для международных грузовых и пассажирских перевозок (п. 5 ст. 11 ТК РФ). Иными словами, единица транспорта в области таможенного дела может выступать как в качестве товара, так и в качестве транспортного средства. Основополагающим фактором является частота пересечения границы. Если машина пересекла границу 1 раз (например, ввоз иномарки гражданином из-за рубежа), она является товаром. Это значит, что ее перемещение связано с прохождением всех таможенных формальностей: оформлением, уплатой таможенных платежей, как и при ввозе-вывозе любого товара. В случае пересечения машиной границы два и более раза, она выступает в таможенном правоотношении в качестве транспортного средства.
    Специфика перемещения всех транспортных средств такова :
    1) транспортные средства, следующие через таможенную границу Российской Федерации, а также транспортные средства, перемещаемые через эту границу в качестве товара, обязаны останавливаться в местах, определенных таможенными органами Российской Федерации. В случаях несоблюдения указанных требований таможенные органы вправе осуществлять принудительную остановку транспортных средств;
    2) продолжительность стоянки транспортных средств определяется таможенным органом Российской Федерации совместно с перевозчиком и не может быть сокращена в ущерб осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля;
    3) отправление транспортных средств с их стоянки производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации.
    Предметы таможенных правоотношений могут перевозиться в сопровождаемом багаже (непосредственно при следовании лица через границу) и в не сопровождаемом багаже (при перемещении их перевозчиком по договору о перевозке).
    Разновидностью перевозки товаров в сопровождаемом багаже является пересылка в международных почтовых отправлениях (письмах, бандеролях, мелких пакетах, посылках и др.) (гл. 24 ТК РФ).
    Организации почтовой связи по требованию таможенных органов представляют такие отправления для проведения таможенного досмотра. Международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенного органа.
    Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещенных к ввозу-вывозу или пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза, а также тех, в отношении которых применяются установленные законодательством ограничения.
    Отдельные виды товаров перемещаются через границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач (гл. 26 ТК РФ).

    7. Классификация товаров

    Все товары, перемещаемые через таможенную границу России, можно классифицировать по следующим основаниям:
    1) в зависимости от направления следования товары дифференцируются на ввозимые, вывозимые и транзитные. Ввозимые товары поступают на территорию России из другого государства. При этом страной их происхождения может быть как другая страна, так и Российская Федерация при условии их предыдущего вывоза. Вывозимые товары чаще всего производятся в России и перемещаются на территорию другого государства. Транзитные товары следуют из одной страны в другую, перемещаясь при этом по таможенной территории Российской Федерации;
    2) в зависимости от страны происхождения товары делятся на российские и иностранные. Российские товары имеют статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории России, т. е. это товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные да свободного обращения на территорию Российской Федерации, в также товары, изготовленные из перечисленных ранее. Все остальные товары имеют статус иностранных;
    3) товары могут быть прошедшими таможенную «очистку» и условно выпущенными в свободное обращение. Если таможенные органы своими действиями разрешили заинтересованным лицам пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с условиями определенного таможенного режима, такие товары называются выпущенными или прошедшими таможенную «очистку». Если в отношении товаров не были уплачены таможенные платежи, либо не представлены необходимые документы, либо не выполнены иные требования, установленные законодательством, они подлежат условному выпуску, пользование и распоряжение ими допускается с соблюдением определенных ограничений (например, с условием невозможности отчуждения);
    4) в зависимости от эффективности достижения целей таможенного дела, можно выделить три категории товаров:
    · товары, во ввозе которых Россия абсолютно не нуждается (например, вино-водочные изделия, продукты питания, нефть). Здесь необходим эффективный барьер против проникновения аналогичных товаров на российский рынок путем установления высоких тарифных импортных ставок;
    · товары, где возможна конкуренция с отечественными производителями (например, кондитерские изделия, трикотаж, автомобили, парфюмерные товары). Здесь тарифные ставки должны быть сбалансированы, чтобы обеспечить наличие импорта на рынке и дать возможность конкуренции;