Не сильнее лучше а честнее. «Дуэлянт»: «Не сильные лучшие, а честные

«Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего». Ф.М.Достоевский

Чувство достоинства никогда не было широко распространенным качеством, и более того, редко кто понимал сущность самого этого понятия и его значимость. Чувство достоинства всегда было уделом избранных. Но именно от этих немногих избранных, которые в нужное время говорили свое весомое слово, и зависело общее достоинство того или иного народа, нации, а подчас и всего человечества. Достоинство народа, всего человечества, формируется из достоинства каждого отдельного индивида. Непонимание этого явления не означает отсутствие достоинства как такового. В достойном государстве - достойный гражданин. И очень часто это общенациональное достоинство может защитить всего лишь небольшая группа людей или даже один человек с помощью вовремя сказанного слова, своевременного выражения своего принципиального мнения.

Вспомним один лишь пример. 25 августа 1968 года на Красной площади в Москве прошла так называемая «демонстрация семерых». Группа из семи советских диссидентов выразила свой протест против введения в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора для подавления «Пражской весны». Она стала одной из наиболее значимых акций советских диссидентов. И пожалуй, самым главным в этой отчаянной для того времени акции была защита достоинства тогда еще советского народа. «Для граждан Чехословакии эти люди стали совестью Советского Союза», - писал легендарный Вацлав Гавел. А в пражской газете «Literární listy» писали: «Семь человек на Красной площади - это, по крайней мере, семь причин, по которым мы уже никогда не сможем ненавидеть русских». Акция под лозунгом «За вашу и нашу свободу!» стала своеобразной индульгенцией для советского народа, но не для государства, которое в тот момент глубоко презиралось по всему миру, подчас и со стороны идеологических соратников. Семь человек, обладающих чувством достоинства, смогли отстоять достоинство всего народа.

Гавел не зря назвал их «совестью Советского Союза». Такие люди всегда были совестью своих наций. И если совесть определяет чувства и осознание человеком ответственности за свое поведение, своих поступков перед самим собой, всевышней силой, людьми, обществом, то достоинство - это высокое чувство и глубокое осознание человеком собственного самоуважения. А самоуважение может стать результатом лишь нравственного поведения и осознания своей ответственности, то есть наличия совести. Достойный человек - это всегда человек, обладающий чувством совести. Наличие же совести непосредственно проявляется через осознание чувства свободы поступков и действий. Только через осознанный выбор человек может быть подлинно честным и достойным. Любое принуждение отрицает наличие совести и достоинства. А вот личный пример, особенно если это поступок с большой буквы, способен заставить массы задуматься и добровольно приблизиться к искомому идеалу.

Особую роль такой пример, вовремя сказанное слово, приобретает в периоды нравственного разлада, которые каждая нация, и не раз, переживает в своей истории. Сегодня нравственный разлад, даже кризис переживается всем человечеством. Основные ценности, являющиеся краеугольным камнем самого человеческого существования, размываются и теряют приоритет в столкновении с жестокой и подчас алогичной реальностью. Такие понятия, как честь, достоинство, порядочность, благородство постепенно девальвируются и превращаются в своего рода дремучие предрассудки, а подчас и в большой недостаток. Особенно заметен этот процесс деградации в сфере политики, что само по себе крайне опасно. Ведь политика, лишенная элементарных моральных ориентиров, превращается в безнравственную, а безнравственная политика всегда и везде приводит к безнравственности общества, к вседозволенности, ограниченной лишь жаждой наживы.

Такой период сегодня переживают Соединенные Штаты, где на последних президентских выборах довольно неожиданно победил Дональд Трамп, человек, который всей своей сущностью ниспровергает устои американской политкорректности. Последняя, хотя и проходящая на грани лицемерия, но давала возможность политикам и иным общественным деятелям, да и просто медийным персоналиям, сохранять чувство собственного достоинства. Сегодня еще рано говорить о нравственном упадке американского общества, как таковом. Пока лишь налицо растерянность общества при соприкосновении с серьезным вызовом общенациональному чувству достоинства американского народа.

И в этот тяжелый момент появился человек, который доказал, что не все потеряно, что американцы продолжают оставаться достойной нацией; человек, выразивший в нескольких словах переживания многочисленных представителей здравомыслящей части общества, которым не безразличны понятия чести, достоинства, благородства.

Я говорю о Мерил Стрип, самой яркой американской актрисе современности, которая бросила вызов надвигающейся реакции. Выступая на церемонии вручения кинопремии «Золотой глобус», где ей была вручена премия Сесиля Б. Де Милля за выдающиеся заслуги в кинематографе, Мерил Стрип жестко раскритиковала избранного президента США Дональда Трампа за высмеивание им репортера-инвалида.

Не назвав Трампа по имени, актриса в частности сказала: «В этом году было одно представление, которое ошеломило меня. Оно задело меня до глубины души. Не потому что оно было хорошим. В нем не было ничего хорошего. Но оно было эффектным и сделало свою работу… Это был момент, когда человек, который намеревается занять самую уважаемую должность в нашей стране, спародировал репортера с инвалидностью... Мое сердце было разбито. Я до сих пор не могу это забыть, потому что это был не фильм. Это была реальная жизнь…»

Самым важным в словах Стрип была не просто защита журналиста-инвалида, которого Трамп оскорбил своим поведением. Тем более, что этим журналистом был лауреат Пулитцеровской премии, репортер отдела расследований авторитетнейшего американского издания «The New York Times» Серж Ковалевски, который вполне может сам достойно ответить своему обидчику при помощи своего же таланта. Для Мерил Стрип случай с Ковалевски был просто наиболее ярким примером той пагубной тенденции, начало которой дал Трамп.

Не случайно своими следующими словами она обобщила этот пример: «Этот инстинкт унизить кого-то, когда он моделируется человеком общественным, могущественным, просачивается в жизнь каждого, потому что он в своем роде дает разрешение поступать так же. Неуважение порождает неуважение. Насилие порождает насилие. Когда могущественный человек использует свое положение для унижения других, страдаем мы все».

Воистину великие слова, и самое главное - сказанные вовремя. Причем актуальными эти слова являются сегодня для всего человечества, для всего мира, в котором понятия морали и нравственности вычеркиваются из обиходного словаря. А порой воспринимаются как атавизм.

Мерил Стрип также обратилась к прессе: «Нам необходимо, чтобы пресса призывала власть к ответу, вызывала ее на ковер из-за каждого безобразия. Вот почему отцы-основатели закрепили прессу и ее свободу в нашей Конституции. Поэтому я прошу Голливудскую ассоциацию иностранной прессы и всех в нашем обществе присоединиться ко мне и поддержать журналистов. Потому что они нам нужны. Они нужны нам, чтобы отстоять правду».

Весьма примечательно, что на основании многочисленных опросов оскорбление Трампом Сержа Ковалевски считалось одним из худших его проступков, которое могло бы стоить ему победы на выборах. Но этого не произошло. Как написали в журнале «Forbes», это стало «одним из тех моментов, действий и заявлений, которые в прошлом году серьезно размыли основы достоинства и добродетели нашей нации».

Американцы понимают, куда все идет и к чему может привести нарастающий цинизм власти. И потому как никогда нужны такие люди, как Мерил Стрип, которые своим словом способны всколыхнуть потаенные мысли простого обывателя, заставить его еще раз подумать над своей судьбой, над судьбой своей страны, осознать свою ответственность, и очень может быть, даже ужаснуться своему необдуманному выбору. К счастью для Америки, эта страна обладает весьма высоким запасом прочности и реально действующими механизмами сдержек и противовесов как с правовой точки зрения, так и с социальной.

Мы всегда предполагали, что понятие интеллигенции - это нечто, присущее только нашей части мира, что на Западе есть только интеллектуалы. Но это не так. Да, на Западе, в той же Америке, не принято говорить об интеллигенции, как отдельном общественном классе. Но это не означает его отсутствия. Ведь интеллигент - это человек с определенным набором присущих ему изначально качеств, со своей системой координат, своей шкалой нравственных ценностей, внутренним духовным стержнем, где понятия чести, достоинства и гражданственности занимают основное место. Как показала Мерил Стрип своим великолепным и даже завораживающим по своей эмоциональности и искренности выступлением, все эти качества ей присущи. И она, и все те, кто ее поддержал, являются истинными представителями того, что пользуясь старой терминологией, можно назвать американской интеллигенцией.

Для объективности хотелось бы отметить также и следующее. Хотя Дональда Трампа никак нельзя причислить к интеллигенции и даже к интеллектуалам, на нынешнем этапе было бы некорректно с нашей стороны говорить о том, что своим правлением он приведет Америку к нравственному упадку. Трамп - самый непредсказуемый политик современности, и сложно сказать, какие именно действия он предпримет, вступив в должность. Тем более, что слова политиков очень часто не имеют ничего общего с его действиями. Конечно, слова подчас наносят не меньший урон, чем действия. Неосторожно сказанное слово, фраза, ремарка способны глубоко ранить, а иной раз и уничтожить психологическую целостность того или иного общества. Именно этим и занимался все это время Трамп, намеренно ли, или из-за присущей ему крайней раскованности.

Американская власть - это не только президент, но и Конгресс, суды, губернаторы и законодательные собрания штатов. Сила власти заключается прежде всего в авторитете, уважении к ней, достоинстве, наконец. Если власть недостойна, то она не в состоянии обеспечить достоинство народа и каждого отдельного гражданина. И пока у президента есть весьма сильные противовесы внутри самой власти и околовластных элит, а также могучая в своей правоте общественная оппозиция, чьи желания столь точно выразила Мерил Стрип в своем теперь уже историческом выступлении, для Америки далеко не все потеряно. Эта страна, вне всякого сомнения, способна преодолеть все стоящие перед нею проблемы и вновь стать ориентиром для всех тех людей, для которых честь, совесть, достоинство стоят на первом месте. А наша дорогая и столь близкая Мерил Стрип стала сегодня совестью американской нации, ее истинным нравственным маяком.






Честь это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести». Эти моральные качества присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку.


Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться


Л.Н. Толстой «Косточка» Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. А.Энштейн Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» Старик с ребенком (Дедушка и внучек). Париж, Лувр Доменико Гирландайо.


Достоинство это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека не унижать достоинство других и не терять собственного. Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.




Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер». Блокадный Ленинград. Отрывок из воспоминаний.



Домашнее задание Вопросы и задания учебника стр Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»? 2.Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? 3.Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях?

Ответ 9, 4, 3, 8

Основные проблемы:

1) Проблема сохранения в современном мире по­нятия «честь». (Каково современное представле­ние о чести? Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?)

2) Проблема верности своему слову. (Как соотно­сятся верность своему слову и чувство чести?)

Чувство чести - это чувство собственного до­стоинства, которое не может устареть.

2) Для порядочного человека важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить вер­ность своему слову, в этом проявляется его чувс­тво чести.

Пример сочинения :

Автор текста поднимает одну из актуальных проблем: каково нынешнее толкование понятия чести в современном обществе? Существует ли оно вообще, или давно устарело, вышло из оборота, и было заменено на такие простые и понятные человеку XXI века термины, как, например, «принципиальность».

Точка зрения автора прослеживается без труда. Он не верит в то, что честь, воплощающая в себе все положительные нравственные черты человека – честность, благородство, достоинство, чистоту помыслов, доблесть и отвагу - может исчезнуть, ведь это качество дается человеку априори. И то, как он поступит с этим даром – сохранит его или распылит, обменяет на что-то другое, зависит только от него.

В качестве яркого примера приводится действительно показательный поступок А.П. Чехова, который, дабы не уронить своего достоинства и не пойти против собственного слова и собственного голоса, отданного в пользу талантливого писателя М. Горького, отказался от звания почетного академика.

Позиция автора мне понятна и близка. Действительно, представление о чести и достоинстве не может устареть, оно существует вне времени. Во все века существовали люди, которые отстаивали свою честь и действовали согласно голосу совести, и если давали слово, то обязательно его исполняли. Примером могут служить знаменитые герои А. Дюма – благородные мушкетеры, не на пустом месте возникло и такое понятие, как «слово дворянина».

С другой стороны, со времен Цицерона дошла до нас крылатая фраза «О времена, о нравы!» Вероятно, и в то далекое время проблема чести, достоинства, твердости данного слова и нравственных идеалов была актуальна, и в те мудрые века существовали люди, далекие от этих моральных ценностей.

Что касается популярного в настоящее время термина «принципиальность», то им нельзя заменить понятие чести, поскольку он может иметь и отрицательное значение. Приведем мрачный пример: у киллера есть свои принципы отбора жертв – он не трогает женщин и детей. И, тем не менее, он далек от искомого идеала - человека чести, человека слова. Честь – это те действия человека, которые позволяют ему находиться в согласии со своей совестью.



http://sergvelkovelli.com/category/testy/po-russkomu-yazyku/variant-13

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Честь

ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы.

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» Ф. М. Достоевский

Л. Пантелеев «Честное слово»

«Честное слово», Пантелеев: краткое содержание, начало Начинается рассказ с того, что автор говорит о том, что он даже не успел узнать у мальчика, с которым он случайно встретился, его имя. Автор запомнил, что это был ребёнок лет 7-8, с веснушками на носу. Повествование идёт от первого лица. Леонид Пантелеев рассказывает, что как-то он пошёл в парк на Васильевском острове и зачитался там интересной книгой. Потом он услышал вдали звон колокольчика и понял, что это сторож приглашает запоздавших посетителей на выход. Уже начало смеркаться. Быть может, те, кто не читали это произведение, сейчас подумали, почему назвал свой рассказ «Честное слово» Пантелеев? Краткое содержание скоро ответит на этот вопрос.



Когда писатель встал со скамьи и пошел к выходу, то услышал тихий детский плач. Он пошёл на звук и увидел маленького мальчика, тот стоял около небольшого здания и плакал. Пантелеев спросил, почему ребенок плачет и не идёт домой? Мальчик сказал, что он не может, так как стоит на часах. Ребёнок рассказал, что большие мальчики позвали его играть в войну и сказали, что он должен охранять склад. Главный герой пообещал им - он никуда не уйдёт и дал честное слово. Пантелеев, краткое содержание рассказа ответили на вопрос, который интересовал читателя с самого начала. Вот почему назвал так свой рассказ автор. Парень сказал, что теперь ему может разрешить покинуть свой пост только военный. Тогда писатель побежал в сторону ворот, чтобы найти такого человека.

За воротами парка он увидел майора, который собирался сесть в трамвай. Пантелеев быстро объяснил ему ситуацию, и два взрослых человека побежали в сад на помощь ребёнку. Малыш по-прежнему тихонько плакал, но так и не покинул свой пост, ведь он дал честное слово. Он хотел кушать, устал, но чувство долга было сильнее. Главная мысль рассказа – это несомненное чувство долга, верность своему слову, сила духа.

Майор сказал ребёнку, что приказывает тому покинуть свой пост. Мальчик посмотрел на него и, когда понял, что тот действительно является военным, то ответил радостно, что он сержант и понял приказ. Все трое успели покинуть сад перед тем, как сторож запер его. Мальчик сказал, он не боится и сам добежит до дома. В этом не приходится сомневаться. Такому человеку действительно ничего не страшно. Автор не сомневается - из такого ребёнка вырастет отличный человек. Интересный рассказ написал Леонид Пантелеев. «Честное слово» учит верности своему обещанию, мужеству, героизму.

С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!

«Пословицы о дружбе» - Друг - твоё зеркало. Дружба - великая сила. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей. Лучше друг верный, чем камень драгоценный. Не бросай друга в несчастье. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись. Пословицы о дружбе. Маленькая дружба лучше большой ссоры. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

«Скороговорки» - Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Жужжит жеманно желтый жук. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

«Пословицы разных народов» - Пословицы о Родине. Дети. Родина. Братство. Народы ценят трудолюбие. Добро. Пословицы разных народов. Труд кормит. Слово голубит. Пословицы. Планета увлечений.

«Пословицы и поговорки о воде» - Кручиной моря не переехать. Прислушайтесь, как категорично и твердо звучат они. Посмотрись в воду на свою природу. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими. Загадки о воде. По которой реке плыть, ту и воду пить. Носить воду решетом. И пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности.

«Пословицы и поговорки» - Один в поле не воин. Закрасить в одинаковые цвета начало и конец каждой пословицы. Работать спустя рукава. Аршин – старая русская мера. Как называются программы для обработки текстовой информации. Отредактируйте содержимое файла. Пословицы и поговорки. Сравнения для вставки. Объясните одним словом смысл некоторых пословиц.

«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» - это высказывание Ф.М. Достоевского как нельзя лучше подтверждает судьба главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

На долю простого шофера Андрея Соколова выпали «непростые» испытания: он попал в жернова Великой Отечественной войны. Попрощавшись с любимой женой и детьми, герой уходит на фронт. Он мужественно сражался на поле боя, ежеминутно подвергая себя опасности. Но судьбе показалось мало такого испытания, она снова и снова проверяет Соколова на прочность.

Так, через некоторое время герой попал в немецкий плен, где ему пришлось на себе испытать все зверства фашистов. Соколов оказался один на один с врагом, который в сотни раз был сильнее его физически. Но Шолохов показывает, что настоящая сила находится внутри каждого из нас – она в силе духа, морально-нравственном стержне человека. И Соколов по этим показателям был гораздо сильнее и начальника лагеря Мюллера, и тех страшных жизненных обстоятельств, что выпали на его долю.

Оказавшись один на один с лагерфюрером, зная, что его ожидает смертный приговор, Андрей не теряет чувства собственного достоинства, не унижается и держит себя с честью. Когда ему, находящемуся на грани истощения, Мюллер предлагает перед смертью выпить за победу немецкого оружия, тот с негодованием отказывается: «Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

Да и потом, когда герой пил «за свою погибель», он держал себя с большим достоинством и самообладанием, не теряя чувства юмора. Он всем своим существом хотел показать издевающимся над ним немцам, что «давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Такое поведение Соколова вызвало уважение даже у фашистов. Мюллер отменил свое решение о расстреле героя и даже «наградил» его хлебом и салом, которое Андрей поделил поровну между всеми пленными в бараке.

Важно, что Шолохов не рисует нам идеального героя, супермена «без страха и упрека». Он изображает Соколова как живого человека, испытывающего и страх, и боль, и разочарования. Но внутренняя сила не дает этому человеку согнуться, приспособиться, измениться в худшую сторону. Он всегда остается сильной и цельной натурой, способной побороть любые трудности.

Так, освободившись из плена и вернувшись домой, Соколов узнает, что потерял всех своих родных - жену и детей. Это событие, наверное, сильнее всего подкосило героя. Ради чего теперь жить, в чем обрести смысл? И герой совершает поступок, который еще раз подтвердил его внутреннюю силу и душевную щедрость – он усыновляет мальчика-сироту. Теперь смысл его существования заключается в Ванюше.

Таким образом, Шолохов показывает нам, что честь и чувство собственного достоинства помогают человеку выстоять и справиться с любой враждебной силой, помогают выйти победителем из любых жизненных испытаний. В этом заключатся пафос лучших произведений всей русской литературы.