Политические идеалы. Общественно – политические идеалы и их историческая судьба

политический словарь

Совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения, и т. д. Исходя из реалий политической жизни, политический идеал служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы, личность действовать в направлении создания лучших форм человеческого бытия и сознания. Отсюда функции политического идеала: прогностическая, регулирующая, оценочная, предметно-деятельностная, интегративная, социализирующая и другие. Политический идеал, его сущность и содержание зависят от реальной политической жизни общества и государства, их субъектов, политического режима, политической системы, сознания и культуры политической элиты и населения данной страны. Разработкой политического идеала как совершенной модели государственного и общественного устройства занимается довольно узкий круг людей - политических аналитиков, находящихся при власти и ее обслуживающих. Научная элита также занимается этой проблемой. Но, как показывает опыт нашей страны, ее концептуальные разработки остаются невостребованными. Наука движется собственным путем, и ее труды мало интересуют политиков. Поэтому в сегодняшней России трудно обрисовать политический идеал, кроме таких общих установок, как правовое государство, гражданское общество, политическая демократия, демократический политический режим и т. п. Отсутствие конкретного, в рамках возможности, политического идеала в России негативно сказывается на процессе реформирования общественно-политической жизни, социализации людей, лишая их образа идеальной перспективы развития общества и государства, вселяя неуверенность в сегодняшние преобразования. Политический идеал есть важнейший, необходимый компонент политического сознания и культуры, вне которого последние теряют целенаправленность мысли и действия политических субъектов.

Являясь важнейшим системообразующим фактором, политические идеалы играют огромную роль в формировании политического сознания, определении ценностных и мировоззренческих установок личности и общества в целом.

Политические идеалы наряду с политическими взглядами, настроениями, чувствами, мнениями фиксируются в политическом сознании субъекта политики и, являясь неотъемлемой частью этого сознания, выражаются в политической культуре субъекта политической деятельности.

Политические идеалы рассматриваются как отражение тенденций общественного развития, как активная сила, организующая людей, объединяющая их на решение исторически назревших задач. Политические идеалы это не просто образ желаемого или должного общественного устройства, вынесенный за пределы существующей реальности, с которыми она должна сообразовываться, а сама действительность, рассматриваемая в ее динамике с учетом перспектив ее развития.

Политические идеалы в ходе динамичного процесса развития общества, постоянно видоизменяясь, отражают уровень развития политического сознания. Появление новых политических идеалов является показателем способности людей формировать более сложные смыслы, принимать более сложные решения на более высоком рациональном и эмоциональном уровне. В этой связи, политические идеалы целесообразно рассматривать сквозь призму представления о государстве как идеальной форме организации власти.

Уже в античной философии исследование проблемы политического идеала занимало значительное место.

Так, Гераклит Эфесский (ок. 544ок. 483 гг. до н. э.) в качестве идеала государственного устройства признавал закон, за который «народ должен сражаться... как за стены». При этом, по мнению философа, единая мудрость заключается в том, чтобы достигнуть такого знания, которое правит всем и всегда».

В европейской традиции, начиная с Платона (437 347 до н. э.), существует устойчивое представление об идеальном государстве. Концепции идеального государственного устройства особо подчеркивают, что политический идеал представляет собой категорию, которая выполняет функцию ориентира развития, образца, нормы общественного устройства, политической власти и деятельности.

Государство, по мнению Платона, появляется как следствие многообразия человеческих потребностей и возникшего общественного разделения труда. Описывая идеальное государство, Платон подчеркивает, что его создание не имеет в виду сделать както особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот... сделать таким все государство в целом.

Философ подчеркивал: «... мы основываем это [идеальное] государство, вовсе не имея в виду сделать както особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы рассчитываем найти справедливость... Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь коекто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом...».

Известный исследователь творчества Платона А.Ф. Лосев отмечал, что Платон видел во всякой вещи ее углубленный онтологический корень, отблеск идеала, ибо реальные вещи только в той или иной, большей частью весьма несовершенной, форме воплощают в себе свою идею. Античная философия в качестве идеала политического устройства рассматривала три формы правления: совершенная демократия, совершенная олигархия и совершенная монархия.

Великий античный мыслитель Аристотель делил государства на правильные и неправильные, с искаженными формами. Монархия, аристократия и их смешанные формы, в том числе «полития» (государство с ограниченным демократическим элементом) были отнесены философом к правильным. Тиранию, олигархию, демократию Аристотель причислил к неправильным формам. Разница между правильными и неправильными формами организации государственной власти состояла в том, что государство правильной формы властвует разумно, в согласии с представлениями (идеалами) о справедливости и добродетели, достигая «общего блага» и соблюдая «естественные законы».

У государства неправильной формы цели и характер власти искажены; властная организация противоречит естественным законам и не позволяет государству в целом достичь общего блага, которое мыслится как конечная высшая цель существования и развития государства; власть существует сама по себе и не стремится к «добродетели». Деятельность правильных государств соответствует натуре той категории людей, которых Аристотель считал изначально свободными и равными.

В становление теории политических идеалов большой вклад внес выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (14691527). Анализируя поведение человека, стремящегося к обеспечению личного интереса, Макиавелли впервые в истории философской и политической мысли выводит идеал государства как института принуждения и насилия для установления порядка и обуздания человеческой природы, в которой нет логики и системности и которая подвержена страстям . По мнению Макиавелли, идеальный тип государства должен основываться на компромиссе народа и знати.

Суть смешанной республики заключается как раз в том, что здесь существуют демократические и аристократические учреждения, выражающие интересы соответствующих слоев и групп общества и ограничивающие их претензии друг к другу. Макиавелли считает, что в политике действуют особые правила, не тождественные, а подчас противоположные требованиям морали. Действия, конкретные поступки государя должны оцениваться, с точки зрения Макиавелли, не в соответствии с моралью, а в соответствии с их конечным результатом.

Макиавелли писал: «...Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности» . «Чтобы узнать, что должно случиться, утверждал философ, достаточно проследить, что было... Это происходит оттого, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты». Политическое поведение Макиавелли анализировал, признавая основополагающей политической категорией категорию власти. Идеальный способ государственного управления, по мнению Макиавелли, состоит в обеспечении, поддержании и расширении власти.

В свою очередь Эразм Роттердамский (14691536), рассматривая политический идеал как определяющий способ и характер поведения, в своем трактате «Жалоба мира» отмечал: «Каждый из государей должен трудиться и радеть, употребляя все свои силы на то, чтобы способствовать процветанию своих владений» . Исследования проблемы политических идеалов получили свое продолжение в работах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Т. Гоббса. Для Г. Гроция (1583- 1645) идеал государства представляется как совершенный союз, установленный ради соблюдения права общей пользы . Дж. Локк (16321704), в свою очередь, говоря об идеале политической власти определяет тиранию как «осуществление власти помимо права».

Плеяда этих исследователей предложила свои формулы идеалы политического устройства, составляющие содержание так называемого «естественного права»: «искать мира и следовать ему», «право защищать себя», «выполнять заключенные договора», «не причинять другому того, чего не желаешь себе» и т. п.

Наиболее полное теоретическое описание понятия политического идеала посредством раскрытия сущности и содержания исходного понятия «идеал» в истории философской мысли отражено в работах И. Канта, И. Фихте, Ф. Шиллера, Г. Гегеля. И. Кант (1724-1804) считал, что идеал не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конструированы в качестве цели. Поскольку достижение цели лишает идеал статуса существования, по мнению Канта, он реализует себя как «идея» исключительно регулятивного порядка.

С точки зрения Канта, идеал это представление отдельного существа, адекватное той или иной идее. Поэтому каждый шаг по пути прогресса есть шаг на пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически обосновать его. Кант в своих сочинениях впервые представил теоретическую модель идеала. Государство как политический идеал Кант трактует следующим образом: «Государство (civitas) это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Поскольку эти законы необходимы как априорные законы, форма государства есть форма государства вообще, т. е. государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права...» .

Кант выделяет идеал чувственности, идеал воображения и трансцендентальный идеал. О первых двух идеалах философ говорит, что никто не может их себе уяснить и никто не в состоянии составить ясное представление о них. Кант убежден, что «попытки осуществить идеал на примере, т. е. в явлении... напрасны, более того, они в известной степени нелепы и малоназидательны» .

Проецируя учение Канта об идеале непосредственно на политическую сферу деятельности, И. Фихте (17621814) указал, что под категорическим императивом, политическим идеалом государственного устройства на самом деле скрывалось требование абсолютного равенства всех индивидов перед лицом закона. Для Фихте идеалом политической жизни общества выступало такое состояние социума, при котором господство разума на основе инстинкта обеспечивало бы человеческому роду состояние невинности. По его мнению, «существует пять основных эпох земной жизни... Эпохи эти таковы: 1) эпоха безусловного господства разума через посредство инстинкта состояние невинности человеческого рода; 2) ...состояние начинающейся греховности; 3) ...состояние завершенной греховности; 4) ...состояние начинающегося оправдания; 5) ...состояние завершенного оправдания и освещения. Весь же путь... есть не что иное, как возвращение к той ступени, на которой оно стояло в самом начале; возвращение к исходному состоянию и есть цель всего процесса.» .

По мнению Гегеля (1770-1831), идеал это понимание вещи в себе как единства противоположностей, как живого развивающегося процесса, снимающего силой противоречия все свои «конечные», зафиксированные состояния.

Рассуждая о государстве, Гегель пишет: «Государство как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства.» . Он считал высшим достижением всемирной истории сословную монархию Пруссии своего времени и свою собственную философию.

Свою лепту в познание идеала внес известный немецкий философ А. Шопенгауэр (17881860), чей главный философский труд «Мир как воля и представление» широко известен во всем мире. Шопенгауэр видел политический идеал в положительном праве. Он писал: «...государство создает оплот в законах в виде положительного права. Цель его в том, чтобы никто не претерпевал несправедливости» .

Особый подход к раскрытию содержания идеала выдвинул видный французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, один из основателей школы позитивизма О. Конт (1798-1857). В раскрытии политического идеала Кант опирался на такие понятия, как солидарность, гармония поведения.

Государство, согласно Конту, есть агент социальной солидарности, и подчинение ему священный долг всех индивидов. Государство выполняет экономические, политические функции, но главные из них моральные. По мнению философа, цель идеального государства «прочное построение всеобщей морали действия, предписывающей каждому деятелю, личному или коллективному, наиболее соответствующие основной гармонии правила поведения».

От изложенных подходов отличается теория Л.А. Фейербаха (1804-1872), который связал проблему идеала с проблемой целостного развития человека.

Немецкий философ отмечал: «Ни политика, ни государство для себя самих не являются целью. Государство растворяется в людях, существует только по воле людей. Так называемый субъективный человек вот истинный человек, истинный дух. Это истина христианства» .

Психический характер феномена идеалов подчеркивал В. Парето (1848-1923). Он отмечал, что исследования последнего столетия (в основном социологического и психологического характера) установили тесную связь идеалов с процессом абстрактного мышления человека и системой ценностей личности.

Особой точки зрения в отношении политического идеала придерживался Ф.Ницше (1844-1900). Рассуждая об идеале общественного устройства, он писал: «При лучшем общественном строе тяжелый труд и жизненная нужда должны будут выпадать на долю тех, кто менее всего страдает от этого, т.е. на долю самых тупых людей, и эта пропорция должна будет прогрессивно распространяться на всех, вплоть до того, кто сильнее всего ощущает высшие и самые утонченные роды страдания и потому продолжает страдать даже при величайшем облегчении жизни» ).

Проблемные вопросы:

    Раскройте содержание понятия «политическое сознание».

    Дайте понятие мотивации как элемента политического сознания. Выделите мотивационные элементы политического сознания.

    Что представляют собой потребности, цели, установки? Какова их роль в политической жизни общества?

    Дайте определение понятия «стереотип», определите роль стереотипа в политической жизни.

    Что представляет собой политический миф? Можно ли применить политический миф как технологию манипуляции массовым сознанием?

    Каково место «героя» в мифе, определите принципы создания героического образа.

    Что представляет собой политический символ, классифицируйте их.

Литература:

Гуревич, П.С. Политическая психология: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М., 2008.

Маничев, С.А. Мифология в политических технологиях // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. / Под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. - 2000. - С. 144-191.

Митина, О. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации / О. Митина, В. Петренко. // Общественные науки и современность. - 1995. - № 5. - С. 103-115.

Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии / Д.В. Ольшанский. – М., 2001.

Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М., 2000.

Попов, А.В. Ценности в политике / А.В. Попов, Л.А. Зуева // Вестник МГУ. Сер. 12, Политические науки. - 2000. - № 1.

Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М., 1989.

Фрейд, З. О психоанализе. Я и Оно // Хрестоматия по социальной психологии. -М., 1980.

Шестопал, Е.Б. Политическая психология: Учебник для ВУЗов / Е.Б. Шестопал. - М.: Аспект Пресс, 2010.

Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М., 1991.

Юрьев А.И. Может ли общество одновременно думать и чувствовать? Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. / Под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та., 2000. - С. 420-440.

совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представле­ниям населения, и т. д. Исходя из реалий полити­ческой жизни, политический идеал служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы, личность действовать в направлении создания лучших форм человеческого бытия и сознания. Отсюда функции политического идеала: прогностическая, регулирующая, оценоч­ная, предметно-деятельностная, интегративная, социализирующая и другие.

Политический идеал, его сущность и содержа­ние зависят от реальной политической жизни об­щества и государства, их субъектов, политического режима, политической системы, сознания и культуры политической элиты и населения данной стра­ны. Разработкой политического идеала как совер­шенной модели государственного и общественного устройства занимается довольно узкий круг людей - политических аналитиков, находящихся при власти и ее обслуживающих. Научная элита также занимается этой проблемой. Но, как показывает опыт нашей страны, ее концептуальные разработ­ки остаются невостребованными. Наука движется собственным путем, и ее труды мало интересуют политиков. Поэтому в сегодняшней России трудно обрисовать политический идеал, кроме таких общих установок, как правовое государство, гражданское общество, политическая демократия, демократичес­кий политический режим и т. п.

Отсутствие конкретного, в рамках возможности, политического идеала в России нега­тивно сказывается на процессе реформирования общественно-политической жизни, социализа­ции людей, лишая их образа идеальной перспективы развития общества и государства, вселяя неуверенность в сегодняшние преобразования. Политический идеал есть важнейший, необхо­димый компонент политического сознания и культуры, вне которого последние теряют целена­правленность мысли и действия политических субъектов.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Идеал политический" в других словарях:

    Политический (франц. ideal) совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к… … Политология. Словарь.

    Имеющий целью представит идеал общественного строя; таковы напр. романы: Бэллами «Через сто лет», Бульвер Литтона «Грядущая раса» и др. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    ИДЕАЛ-Я - – понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания психики человека и структуры личности. Оно обозначает такое образование, которое возникает внутри личности, представляет собой инстанцию, оказывающую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ - В политической психологии определяется как представление о совершенном политическом строе, совершенный образец чего либо в политической сфере высшая конечная цель стремлений в политической деятельности. Политический идеал детерминирует стремления … Политическая психология. Словарь-справочник

    ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - (фр. ideal, от греч. idea идея, первообраз) вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. И. э. высший критерий эстетической оценки, к рая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех… … Эстетика: Словарь

    картезианский идеал науки - КАРТЕЗИАНСКИЙ ИДЕАЛ НАУКИ образ науки, который был сформирован родоначальниками новоевропейской науки о природе. Название «картезианский» условно, поскольку идеал науки можно найти в работах не только Декарта, но и Галилея, Гоббса, Бэкона … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - “БОГОСЛОВСКО ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ” (Tractatus theologico politicus, 1670) одно из главных произведений С. Спинозы. Его полное название: “Богословско политический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода… … Философская энциклопедия

    - («Тгаctatus theologico politicus», 1670), одно из главных произв. Спинозы. Издано в Амстердаме без имени автора, с ложным указанием места издания (Гамбург). Состоит из 20 глав, большинство которых посвящено историч. критике библейских… … Философская энциклопедия

    Играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Православие или смерть , Константин Душенов. В книге собраны главные труды выдающегося русского мыслителя, публициста и общественного деятеля Константина Юрьевича Душенова, пресс-секретаря митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского…
  • Национальный Эрос и культура. В 2 томах. Том 1. Исследования , . В сборнике рассматривается соотношение мужского и женского начал в разных национальных культурах на различных этапах истории. Эрос - это не только пол, секс и эротика, но и космогоническая…
Политические идеалы

Политические идеалы - от­ражение тенденций общественного развития, как активная сила, организующая людей, объединяющая их на решение исторически назревших задач.

Политические идеалы в ходе динамичного процес­са развития общества, постоянно видоизменяясь, отра­жают уровень развития политического сознания. Появ­ление новых политических идеалов является показателем способности людей формировать более сложные смыс­лы, принимать более сложные решения на более высо­ком рациональном и эмоциональном уровне.

Уже в античной философии Гераклит Эфесский в качестве идеала государственного устройства призна­вал закон , за который «народ должен сражаться... как за стены».

В европейской традиции концепции идеального государ­ственного устройства подчеркивают, что полити­ческий идеал представляет собой категорию, которая выполняет функцию ориентира развития, образца , нор­мы общественного устройства, политической власти и деятельности. Платон

Великий античный мыслитель Аристотель делил государства на правильные и неправильные, с искаженными формами. Г осударство правильной формы властвует разумно, в согласии с представлениями (идеалами) о справедливости и доб­родетели, достигая «общего блага» и соблюдая «ес­тественные законы». У государства неправильной формы цели и характер власти искажены; властная организация противоречит естественным законам и не позволяет государству в целом достичь общего блага.

В становление теории политических идеалов боль­шой вклад внес выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли . По его мнению, идеальный тип государ­ства должен основываться на компромиссе народа и знати.

С точки зрения Канта , идеал- это представле­ние отдельного существа, адекватное той или иной идее .

Кант выделяет идеал чувственности , идеал вооб­ражения и трансцендентальный идеал .

Для Фихте идеалом политической жизни общест­ва выступало такое состояние социума, при котором господство разума на основе инстинкта обеспечивало бы человеческому роду состояние невинности.

По мнению Гегеля , идеал- это по­нимание вещи в себе как единства противополож­ностей .

Свою лепту в познание идеала внес известный немецкий философ А. Шопенгауэр - он видел политический идеал в положительном праве .

От изложенных подходов отличается теория Л.А. Фейербаха , который связал пробле­му идеала с проблемой целостного развития человека.

Анализ развития проблемы политических идеалов в истории философской, политической, социологической и психологической мысли позволяет выявить те поня­тийные ряды, которые полнее и глубже раскрывают значение понятий «идеал» и «политический идеал»:

1) «идеал - идея - идеальное»;

2) «идеал - мировоззрение»;

3) «идеал - образ цели - цель движения»;

4) «идеал - норма, образец».

^ Основополагающие составляющие политического идеала : идеальный образ, совершенство, образ долж­ного; идеальные цели и стрем­ления людей; образец, норма, определяющий способ и характер поведения человека; состояние эталонного соз­нания и т.д..

^ Функции политического идеала.

Регулирующая функция;

Познавательная,

Моби­лизационная,

Организующая,

Направляющая и др. функции.

Политический идеал вдохновляет людей на изме­нение социальной системы и самих себя, рисует им идеальную конструкцию социальных условий и по­литических отношений.

^ Политический идеал - это представление о все­общей норме, образце политического поведения и отношений между людьми , выражающее исторически определенное понимание цели жизни. Он задает модель политическо­го поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (справедливо - неспра­ведливо) .

В политической психологии политический идеал определяется как представление о совершенном по­литическом строе, совершенный образец чего-либо в политической сфере, высшая конечная цель стремле­ний в политической деятельности . Политический иде­ал детерминирует стремления и поведение человека, группы, класса в политической сфере.

Возникновение политических идеалов представляет собой своеобразный ответ общества на усложнение проблем путем создания нового политического основа­ния, политической программы для совместной деятель­ности, совместных решений.

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвла­стие) как течение выступает в роли особого политиче­ского идеала , представляющего собой направление об­щественного мировоззрения, отрицающее необходимость государственной власти как таковой. Своей целью анархизм ставит освобождение личности от дав­ления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти.

Анархизм как идеал политического устройства об­щества воплощает в себе идею свободы личности, иде­альной формой которой является отсутствие государ­ственной и всякой иной власти. Анархисты полагают, что такое государственное устройство дает подлинную свободу личности.

В качестве политических идеалов могут выступать политические символы .

Существуют различные виды политических сим­волов: символы-идеи, символы-действия (ритуалы), символы-объекты, символы-персоны, символы-звуки.

Политические идеалы

“Еще один шаг вперед, Эйнштейн!” – увещевал заголовок очерка, на самом деле представлявшего собой открытое письмо, автором которого был один из лидеров немецких социалистов и левый активист Курт Хиллер. Письмо было опубликовано в августе 1931 года, а его автор был одним из тех, кто настойчиво подталкивал Эйнштейна пойти дальше и превратить свой пацифизм в более радикальную политику. Пацифизм – только начало пути, убеждал Хиллер. Истинная цель – пропаганда социалистической революции.

Эйнштейн посчитал это утверждение “достаточно глупым”. Пацифизму социализм не нужен, а социалистическая революция иногда приводит к подавлению свободы. “Я не уверен, что те, кто получит власть в результате революции, будут действовать в соответствии с моими идеалами, – написал он Хиллеру. – Я также верю, что борьба за мир должна энергично наращивать обороты, значительно превосходя любые усилия по достижению социальных реформ” 67 .

Пацифизм Эйнштейна и отвращение к национализму – составляющие его мировоззрения, включающего также и страстное желание социальной справедливости, симпатию к аутсайдерам, антипатию к расизму и склонность к социализму. Но в 1930-е годы, как и раньше, настороженность по отношению к авторитетам, верность индивидуализму и потребность в личной свободе позволяли ему противостоять соблазнам большевизма и коммунизма. “Эйнштейн не был ни красным, ни жертвой обмана”, – написал Фред Джером, который проанализировал как политические взгляды Эйнштейна, так и материалы большого досье, собранного на него ФБР 68 .

Осторожность в отношении авторитетов отражала один из основополагающих нравственных принципов Эйнштейна: свобода и индивидуализм необходимы для расцвета творческих способностей и воображения. Он сам, когда был молодым, дерзким философом, продемонстрировал справедливость этого правила, и теперь, в 1931 году, четко сформулировал его: “Я верю в то, что основная миссия государства – защищать человека и предоставлять ему возможность стать творческой личностью” 69 .

В 1932 году Томасу Баки, сыну доктора, лечившего дочерей Эльзы, было тринадцать лет. Именно тогда он познакомился с Эйнштейном, и начался их растянувшийся на долгие годы разговор о политике. “Эйнштейн был гуманистом, социалистом и демократом, – вспоминал Томас. – Он полностью отрицал тоталитаризм, все равно где, в России, Германии или Южной Америке. Он был сторонником комбинации капитализма и социализма. И он ненавидел диктатуру – и правую, и левую” 70 .

Скептическое отношение Эйнштейна к коммунизму стало очевидно, когда его пригласили в 1932 году принять участие в Международном антивоенном конгрессе. Хотя предполагалось, что соберутся пацифисты, советские коммунисты использовали его как прикрытие. Так, в официальном приглашении “силы империализма” обвинялись в потакании агрессивной политике Японии в отношении Советского Союза. Эйнштейн отказался от участия в конгрессе и не поддержал принятый там манифест. “Поскольку в нем прославляется Советская Россия, я не могу решиться подписать его”, – сказал он.

Эйнштейн добавил, что пришел к некоторым грустным выводам, касающимся России. “Сначала кажется, что это борьба жаждущих власти индивидуумов, использующих самые грязные методы и действующих из чисто эгоистических интересов. А по сути, там, по-видимому, имеет место полное подавление личности и свободы слова. Хочется знать, стоит ли жизнь того, чтобы жить в таких условиях”. Невероятно, но позднее, когда в 1950-е годы, во времена “красной угрозы”, ФБР собирало секретное досье на Эйнштейна, в качестве одного из фактов, свидетельствующих против него, указывалась поддержка, а не отказ от активного участия в этом международном конгрессе 71 .

В то время одним из друзей Эйнштейна был Исаак Дон Левин, американский журналист русского происхождения. Раньше он симпатизировал коммунистам, но теперь как обозреватель одной из газет Херста резко критиковал Сталина и его бесчеловечный режим. Вместе с другими защитниками гражданских свобод, такими как основатель Американского союза защиты гражданских свобод (ACLU) Роджер Болдуин и Бертран Рассел, Эйнштейн поддержал публикацию книги Левина “Письма из русских тюрем”, где рассказывалось об ужасах сталинских застенков. Он даже написал небольшой текст (доступен его рукописный вариант), где осуждал “внушающий ужас режим в России” 72 .

Эйнштейн прочел и написанную затем Левиным биографию Сталина – резко критическое разоблачение жестокости диктатора – и назвал ее “мудрой”. Он видел в ней полезное наставление, касающееся тиранических режимов как слева, так и справа. “Жестокость порождает жестокость, – написал он Левину, хваля его книгу. – Свобода является необходимым фундаментом, на котором и могут только произрастать все истинные ценности” 73 .

Однако со временем Эйнштейн стал отдаляться от Левина. Как и многие бывшие сторонники коммунистов, перешедшие в лагерь антикоммунистов, тот действовал со страстью неофита и так энергично, что ему трудно было воспринимать любой намек на мнение из серединной части спектра. Эйнштейн же, с точки зрения Левина, слишком легко соглашался с тем, что в какой-то мере репрессии в Советском Союзе – прискорбный побочный продукт революционных изменений.

И в самом деле, Эйнштейн восхищался многим сторонами жизни в России, включая, как он считал, попытку избавиться от классовых различий и экономического неравенства. “Я рассматриваю классовые различия как противоречащие справедливости, – написал он, формулируя свое кредо. – Я также полагаю, что скромное существование полезно всем с точки зрения как физического, так и интеллектуального состояния” 74 .

Эти настроения обусловили критическое отношение Эйнштейна к излишне, с его точки зрения, потребительским настроениям и неравенству доходов в Америке. По этой причине он принимал участие в самых разных движениях в защиту расовой и социальной справедливости. Он, например, боролся за парней из Скоттсборо, нескольких чернокожих ребят из Алабамы, осужденных за групповое изнасилование, приговор в отношении которых вызывал большие сомнения. Еще Эйнштейн боролся и за Тома Муни, лидера рабочего движения из Калифорнии, осужденного за убийство 75 .

Милликена в Калтехе активность Эйнштейна расстраивала, и он написал ему об этом. Эйнштейн ответил дипломатично. “Это не мое дело – проявлять настойчивость в вопросах, касающихся только граждан вашей страны”, – согласился он 76 . Милликен, как и многие другие, считал политические воззрения Эйнштейна наивными. В какой-то мере так и было, но надо помнить, что, как выяснилось, сомнения Эйнштейна относительно справедливости осуждения парней из Скоттсборо и Муни оказались обоснованными, а история подтвердила необходимость выступлений в защиту расовой и социальной справедливости.

Несмотря на близость к сионистам, Эйнштейн симпатизировал и арабам, покидавшим свои дома из-за массового переселения евреев на те земли, которые затем стали территорией государства Израиль. Его слова оказались пророческими. “Если нам не удастся найти способ, позволяющий честно сотрудничать с арабами и заключать с ними справедливые договоренности, – написал он Вейцману в 1929 году, – значит, две тысячи лет страданий ничему нас не научили” 77 .

Он предложил и Вейцману, и в открытом письме арабам создать “тайный совет”, состоящий из свободомыслящих, непредубежденных четырех евреев и четырех арабов. Его надо учредить, чтобы иметь возможность договариваться и принимать решения. “Два великих семитских народа, – говорил Эйнштейн, – имеют великое общее будущее”. Если евреям не удастся добиться, чтобы оба народа жили в мире и согласии, предупреждал он друзей из сионистского движения, в грядущих десятилетиях борьба будет их уделом 78 . И опять его посчитали наивным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

По мнению К. Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства (а наука - наилучшим видом знания). Демократия проявила себя (как и наука) намного лучше, чем ее конкуренты; она старалась, чтобы смена лидеров и вождей происходила в результате рационального обсуждения, без насилия. И наука, и демократия старались учиться у своих оппонентов, а не закрывать им рот.

Открытое общество К. Поппер рассматривал как наилучшую форму общественной жизни. Не как утопию, лучшую, безусловно, чем ее конкуренты, а как необходимую сверхзадачу, над которой необходимо неустанно работать, если не хотим, чтобы общество эволюционировало в противоположном направлении - к (худшей) альтернативной модели. При этом нам следует иметь в виду, что успех в решении этой задачи неминуемо относителен, ведь сама эта задача - фактически битва за сохранение нашей свободы. Битва за сохранение свободы всегда была и есть борьба в защиту прав личности (свободно) думать и говорить то, что она думает. Это борьба, которая всегда велась и ведется против нашего закабаления той или иной идеологией. Кроме того, это битва, которая всегда велась при помощи такого оружия как истина и рациональная аргументация и при поддержке такой простой идеи, согласно которой противоречие (в высказываниях) указывает на объективно ложное, независимое от чьей-либо убежденности в истинности (высказанного).

Философия Древнего Востока.

Древневосточная философия включает в себя философские системы Индии и Китая (5-15 вв до н.э.) Черты: 1)философские системы носили религиозный иди мистический характер(космоцентризм), 2)философия связана с социальными, политическими реалиями, 3)практическая направленность, 4)проблемой философии является человек.

Философские школы Древней Индии(Внимание к вопросам духовного самосовершенствования, самоуглубления).



Джайнизм -признавали существование 24 джинов, которые могут преодолеть круговорот перевоплощений (сансара).все они признавали одушевленность в природе. Отсюда выстроилось строгое правило – ахимсо – не причинение вреда живому.

Буддизм – одна из МИРОВЫХ религий. Основатель-Будда. 4истины буддизма(ядро философии): 1)жизнь – это страдание 2) страдание имеют свои причины: желание, потребности 3) от страданий можно избавиться 4) путь избавления от страданий (восьмеричный путь)

Чарвака – единственная материалистическая школа Др.Индии, другие школы религиозные. 1) отрицали Богов, душу, сансару, карму. 2) След-но, единственная жизнь нужно провести с наслаждением.

Философские школы Древнего Китая(Внимание к социально политической активности человека.

1) натурфилософия,2) моизм,3) школа имен, 4) даосизм, принцип-недеяние, Основатель Лао-Цзы 5) конфуцианство Основатель-Конфуций. Сочинение «Лунь Юй». Выступали за мягкое управление обществом. Выработали «золотое правило этики»: “Не делай другим того, чего не желаешь себе”. Разработано о «благородном муже» - образ идеального человека. 6) школа закона или легизм. Представители – ШанЯнь, Хань Фей. Признавали жесткую централизованную власть, следование закону, строгое ограничение, иерархичность.
34.Философия Древней Греции.

Греческая философия в VII - VI веках до н.э . и явилась, по сути, своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.

Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии.

Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента.

Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична.

Ученик Платона - Аристотель , был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек.

Философия Средневековья.

Философия Средневековья - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века. Этот период можно охарактеризовать, как становление и догматизация христианского мировоззрения. В Европе происходит утверждение феодализма, церковь становится крупным землевладельцем и доминирующей политической силой.

Основные принципы: теоцентричность (Бог в центре познания) и креационизм (сотворение мира Богом из ничего), провиденциализм (все развивается по заданному Богом плану), эсхатологией (учение о конце мира).

Этапы ср.ф.: 1) апологенетика – связан с возникновением христианского мировоззрения. Представитель – Тертуллиан. 2)патристика – совокупность теологических доктрин отцов церкви. Были заложены все основные догмы христианства. Августин Блаженный «Исповедь» «О граде Божьем» Основное место в его фил-ии занимает его размышление о Боге. Бог – это высшая сила в мироздании и источник порядка и блага, всего существующего. 3) схоластика- с8 века, период распространения средневековой христианской мысли, теологию стали изучать на всех этапах образования. Фома Аквинский-доминиканский монах, основоположник таомизма. Выдвинул 5 собственных доказательств о существовании Бога и тезис о гармонии между верой и разумом.

Т.о., ср.ф-я стала связующим звеном между античностью и новым временем. Благодаря ср.фил-ии проблема добра и зла, духовных основ общества влились в философский дискус.

36.Философия Возрождения. (16 век)

Основные черты: 1)возвращение к античному наследию, 2)антропоцентризм (чел. в центре мира; чел. в центре познания). Признание творческих способностей чел, разума, стремления к земному счастью, привлечение человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.

3) пантеизм (растворение Бога в природе; Бог везде, Бог во всем) 4) большое внимание уделяли социально-политическим проблемам.

Основные направления:

1)Гуманизм– идейное течение ЭВ, связанное с распространением античной культуры и воспеванием человека, его свободы и независимости. Данте Алигьери, ДжованиМирандола, Лоренцо Валла. Франческо Петрарка:– чел должен жить не для Бога, а для себя; -чел-ая жизнь уникальна.

2)Натурфилософия- занимались проблемой изучения природы. В это время появляется гелоцентрическая теория, происходит математизация науки. Николай Кузанский, Иоган Кеплер, Николай Коперник, Галилео Галилей. Джордано Бруно – вселенная бесконечна, а земля не является ее центром; солнце является центром только по отношению к Земле.

3)Социально-политические теории – Поворот ЭВ к человеку был заметен и в области соц-ых теорий. В это время была сформулирована идея централизованного государства (Никола Макиавелли «Государь»). По нему, человек обладает изначально злой природой. Мотивом поступков является эгоизм и личная выгода. Для обуздания низменной природы человека необходимо государство, как жёсткая централизованная власть одного человека(должен быть просвещенным, править на благо обществу). Утопические произведения Томас Мор «Утопия», Томмазо Кампанелло «Город солнца». По их мнению, в идеальном обществе не должно быть частной собственности, товарно-денежных отношений, вся жизнь общества регламентирована. Правитель – самый умный, справедливый, мудрый.

Т.о, ЭВ знаменуется переходом от проблем Бога к проблемам изучения человека. Антропоцентризм определяет всю ЭВ.