Позиционные чередования согласных. Фонетические (или позиционные) чередования гласных звуков

Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов .

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.

Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;

кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;

ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Исторические чередования

Фонетические (позиционные) чередования

Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот - рта, лёд - льда, пень -пня;

огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;

ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:

краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:

коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

О правописании корней с чередованием читайте в категории "Орфография".

Как знание фонетики может быть использовано в системах обработки текстов? В русском языке существует такое явление – чередование звуков. Оно проявляется в процессах словообразования, когда звуки, составляющие части слов (корни, суффиксы, приставки, окончания – морфемы ), попадают в различные фонетические положения – ударные или безударные, в соседство с гласными или согласными, твёрдыми, мягкими или шипящими. Вот примеры чередования гласных звуков в корне при изменении ударения:

  • коса – кóсы [касá – кóсы], вода – вóды [вадá – вóды]
  • беда – беды [б"идá – б"эды], река – реки [р"икá – р"эк"и]
  • село – сёла [с"илó – с"óла], вертеть – вёрткий [в"ирт"эт" – в"óртк"ий]

(Значок ["] в фонетической транскрипции означает мягкость предшествующего согласного.)

В этих примерах правописание удобно скрывает от нас (и от программы, работающей с написанным текстом) тонкости чередования звуков. Ну, разве что точки над ё выдают какой-то подвох... но ведь и без них можно обойтись, не так ли?...

Увы (а может быть и к счастью), это не всегда так. Вот примеры:

  • внучок – внучек, деревцо – деревце .

Чередование здесь то же самое, что и в паре село – сёла , но правила орфографии требуют от нас писать здесь под ударением о , а не ё . Вот ещё примеры, где чередование звуков отражается на письме:

  • искать – разыскать, история – предыстория .

Может показаться, что такие случаи редки, но это не так. До сих пор мы рассматривали чередования только в корнях, но они проявляются и в других частях слова, особенно часто – в суффиксах и окочаниях:

  • котёнок – мышонок , лисёнок – волчонок
  • растягива ть – разматыва ть
  • большому – хорошему
  • словом – вихрем – днём

Таких примеров множество.

Важно здесь то, что конкретный звуковой и графический облик морфемы не влияет на её смысл. Так, например, корень слова искать имеет один и тот же смысл, будь он записан как иск или ыск (в слове розыск ); суффикс -онок || -ёнок – это один суффикс, служащий для обозначения детёнышей, а не два разных суффикса; также, окончания ом || ем || ём представляют собой одно, единое окончание творительного падежа единственного числа существительных первого склонения.

Сказанное наводит нас на мысль о том, что хорошо было бы придумать систему записи, инвариантную относительно указанных чередований. Записанные в такой особой системе морфемы имели бы постоянный, не зависящий от фонетических условий облик. Таким образом мы сможем избежать ненужного «умножения сущностей» и упростим алгоритмы, моделирующие словообразование и словоизменение.

Так, если весь "словарный материал" (основы слов, окончания) хранить в придуманной нами записи, то, например, синтез словоформы в большинстве случаев сведётся к тривиальной конкатенации, без необходимости выбора между различными графическими вариантами одного окончания. Главное не забыть под конец преобразовать внутреннее представление в орфографическое, ведь для пользователя наша система записи может показаться по меньшей мере странной.

Итак, дело за малым – разработать систему записи слов, "нечувствительную" к чередованию звуков. Ну что, приступим?

Виды чередований

Есть два вида чередований звуков – позиционные и непозиционные. Позиционные чередования вызваны фонетическими условиями: положением ударения и свойствами соседних звуков. Совокупность таких условий называется фонетической позицией. Все приведённые до сих пор примеры чередований были позиционными.

Непозиционные чередования вызваны причинами, находящимися вне компетенции фонетики. Их также называют грамматикализованными или морфонологическими. Например, чередование [о || á] в корнях слов удво ить – удва ива ть , коп ать – закап ыва ть обусловлено наличием или отсутствием суффикса -ива . Убедиться в этом просто. В словах удвоить и удваивать корневой гласный находится в одной и той же фонетической позиции – под ударением, между звуками [в..и]. Следовательно, это чередование не обусловлено фонетической позицией. Напротив, исчерпывающий подбор однокоренных слов с суффиксом -ива и без него показывает, что причина чередования именно в наличии этого суффикса.

Фонетика рассматривает только позиционные чередования. Непозиционные будут рассмотрены далее, в рамках тех словообразовательных и словоизменительных процессов, в которых они проявляются.

Фонемы

Центральным в фонологии является понятие фонемы . Как ни странно, само это понятие, т.е. его определение, является предметом споров среди лингвистов (см. например Розенталь, 1994 , с. 188). Представление о фонеме, которым мы будем пользоваться в дальнейшем, будет проиллюстрировано на примерах.

Фонемы русского языка

Согласные

С согласными всё достаточно просто. Соответствие согласных букв и фонем практически полное. Парные по твёрдости-мягкости звуки в основном соответствуют разным фонемам. Таким образом, имеет место следующая классификация согласных фонем по их фонетическим свойствам:

Задненёбные:

г к х
г" к" х"

Шипящие:

ж ш щ ч ц

Йот:

й

Твёрдость-мягкость шипящих – их постоянное свойство (ж, ш, ц – твёрдые; ч, щ – мягкие).

Твёрдость-мягкость задненёбных зависит от их положения в словоформе: перед гласными переднего ряда ([и], [е]) они всегда мягкие, во всех остальных положениях – твёрдые. Сочетания кя, кё, кю, кы, кэ и подобные с согласными г и х нехарактерны для русской фонетической системы и встречаются в основном в заимствованных словах (Кёльн, Кюри, Кыргызстан, кэш, хэлп ) и в редких морфологических формах: ткём, ткёте, выткя .

<й > – мягкий согласный.

Гласные

Рассмотрим некоторые виды чередования гласных звуков в различных частях слова (морфемах) в зависимости от ударения и окружающих их согласных звуков, например:

  • чередование звуков [á || и] (ударного [а] и безударного [и]) после мягких согласных в корнях слов час – часы [час – чисы], пять – пятóк [п"ат" – п"иток],
  • чередование звуков [э || и] ([э || ы] после твёрдых) в корнях слов рекá – рéки , цвéт – цветá , шéст – шесты [шэст – шысты], а также в окончаниях: П.ед. о зимé – о лéте .

(В дореволюционной орфографии это чередование обозначалось буквой ять, в противоположность чередованию [ó || и], обозначаемому буквами о и е .)

Заметим, что вместо безударного звука [и], чередующегося с ударными [а] и [э], может звучать и [э]. Таким образом, например, слово часы можно прочитать и как [чисы], и как [чэсы].

  • чередование звуков [ó || и] имеет место после мягких и шипящих. Например, в корнях слов мёл – мела , тяжёл – тяжела , шёл – вышел , весло – вёсла , звезда – звёзды , в суффиксах: облице ва ть – облицо ва нный , в окончаниях: конё м – шампуне м , кольцо – сердце .
  • чередование звуков [ó || а] имеет место только после твёрдых согласных и в начале слов. Например, в корнях слов пол – полы [пол – палы], оса – óсы [асá – óсы], в суффиксах: каток – свиток , в окончаниях: село – сито [с"илó – с"ита ].
  • чередование звуков [и || ы] не зависит от ударения, но зависит от предшествующего согласного: в начале слов, а также после мягких согласных выступает звук [и], в других случаях – [ы]. Например, в корне: искать – розыск , история – предыстория , интеграл – подынтегральный , в суффиксах: Колин – Машин , в окончаниях: столы – гвозди – ножи – вилки . То, что после твёрдых ж-ш пишется и , является орфографической особенностью; звучит всё равно [ы].

Звук [у] ни с чем не чередуется (или, если угодно, чередуется сам с собой).

Таким образом, мы выделили 5 видов чередования, охватывающих все гласные звуки русского языка. Сведём их в таблицу:

Фонема Чередование Буквы
<у > [у] у, ю
<а > [а || и] а, я
<е > [э || и] э, е
<и > [и || ы] ы, и
<о > [о || а || е] о, ё, е

Как видим, наше правописание в основном следует фонематическому принципу, т.е. наблюдается довольно однозначное соответствие фонем и букв: каждой гласной фонеме соответствует пара букв, одна из которых обозначает твёрдость предшествующего согласного, другая – мягкость (или предшествующий [й], если эта буква стоит в начале слова или после гласной).

И лишь только фонема <о > выбивается из общего ряда – она обозначается тремя буквами: о,ё,е, различая после мягких и шипящих ударные (ё) и безударные (е) звуки. При этом заимствуется одна буква (е), уже использованная для обозначения фонемы <е >. Рассмотрим подробнее, от каких условий зависит звучание и правописание фонемы <о >.

Фонема <о >. Обозначение « ö »

Заметим, что [ó] после твёрдых согласных и в начале слов чередуется с [а], а после мягких и шипящих – с [и]. Эти два чередования объединяются в одно, зависящее как от ударения, так и от предшествующего согласного:

Вариант "о [a]" произношения и написания фонемы <о > в безударном положении после твёрдых шипящих и ц встречается в сравнительно небольшом количестве заимствованных слов: шоколад, шофёр, жокей, герцог . После ч встречается ещё реже: лечо, ранчо . После щ вообще не встречается.

Различие букв о и ё после шипящих и ц в ударном положении обусловлено орфографией, а не фонетикой.

Впредь, чтобы лишний раз напомнить о сложности передачи на письме фонемы <о >, мы будем обозначать её знаком ö . Так, например, запись öю в зависимости от вышеуказанных условий может означать либо ою , либо ёю , либо ею .

Резюме

Мы привыкли видеть слова в графической форме, в виде последовательности букв. Это представление кажется нам наиболее естественным, так как мы постоянно с ним сталкиваемся. И поэтому неудивителен первый порыв разработчиков использовать это представление в своих программах обработки текстов. Такое решение вполне оправдано, например, в программах проверки орфографии. Но если мы хотим моделировать словоизменительные и словообразовательные процессы, то наиболее удобным будет фонематическое представление языковой информации, в виде последовательности фонем. Дело в том, что живой язык подчиняется фонетическим законам более, нежели законам орфографическим, и учёт этого факта значительно упрощает алгоритмы морфологического или словообразовательного анализа и синтеза, избавляя их от необходимости учёта орфографических особенностей.


Please enable JavaScript to view the

Фонема - это минимальная сегментная единица языка, служащая для различения значимых единиц - морфем. Это основная из незначимых единиц языка.

Фонема относится к звуку речи как инвариант к варианту, то есть как абстрактная единица к ее конкретным проявлениям. Таким образом, фонема - это минимальная единица языка, а звук - минимальная единица речи.

Основная функция фонемы - смыслоразличительная . Сравните слова стол и стул, мама, лама и рама - как мы понимаем, что в каждой группе перед нами разные слова? В каждом ряду слова различаются звуком только в одной позиции: первая пара слов - ударными гласными <о> и <у>, вторая - начальными согласными <м>, <л>, <р>. Следовательно, данные звуки выполняют в приведённых словах смыслоразличительную функцию и представляют различные фонемы. Фонемы не обязательно обозначают различия между корневыми морфемами. Сравните слова надорвать и недобрать - в них фонемы <а> и <э> различают приставки.

А теперь сравните следующие единицы: кот и к[а]ты́ (кты), са[т] и сады́ (с ды) . Перед нами разные формы одних и тех же слов. То есть разные звуки встречаются в одной и той же корневой морфеме (кот-, сад-), не выполняют смыслоразличительной функции. Значит, эти звуки входят в состав одной фонемы - являются ее вариантами . А как тогда определить фонему, какой звук: [о] или [а], [т] или [д] является для нее «заглавным»? Нужно определить сильную позицию : для гласных фонем это ударная позиция, следовательно, в словоформах кот и коты реализуется фонема <о>. В слове кот она представлена в основном варианте, а в слове коты - в варианте [а] (точнее, ), так как звук [о]
в безударном положении подвергается качественной редукции. Для согласных сильной является позиция перед гласным, следовательно, в слове сады реализуется основной вариант фонемы <д>,
а в слове сад она представлена ее вариантом [т], полученным в результате оглушения звонкого согласного на конце слова.

Некоторые лингвисты различают варианты и вариации (или оттенки фонемы): вариантами являются
те звуки, представляющие данную фонему, которые совпадают со звуками, представляющими другую фонему, например, звук может представлять как фонему <о>, так и фонему <а>. А оттенок звука [о], которым он различается в словах вол и вёл , не меняет его качественно, мы не перепутаем здесь фонему <о> с другой фонемой. Следовательно, это только вариация фонемы <о>. Но такой подход вызывает ряд вопросов, например, если звук , несомненно, является, вариантом для фонемы <о>, то чем он является для фонемы <а>: вариантом или вариацией? С одной стороны, этот звук качественно
не отличается от ударного звука [а], но, с другой стороны, в этой позиции фонема <а> совпадает
с фонемой [о]. Поэтому мы не будем делить варианты фонемы на более и менее близкие к основному, для нас важно именно то, что есть общая языковая единица и ее конкретные реализации в речи.

Наличие разных звуков в одной и той же морфеме называется чередованием. В случае, когда разные звуки являются представителями одной и той же фонемы, говорят о позиционных чередованиях звуков.

Например, в словах пять - пяти - пятачок звук [а] в ударной позиции позиционно чередуется
со звуком [и] с оттенком [э] в первой предударной позиции и со сверхкратким звуком [ь] во всех остальных позициях. Все эти звуки являются вариантами фонемы <а> после мягких согласных. Принято считать, что фонема на письме передаётся буквой . Действительно, если по звучанию слова кот и код совпадают в начальной форме, то на письме мы всегда их можем различить.

Фонемный состав этих слов записывается таким образом: <к><о><т>, <к><о><д>.

Но из этой закономерности есть исключения. Твёрдые и мягкие согласные представляют собой разные фонемы: ими отличаются друг от друга слова, например, мал и мял , вол и вёл . Эти слова различаются именно согласными звуками, а на письме это передаётся гласными йотированными буквами «я» и «ё», которые указывают на мягкость предшествующего согласного. Таким образом, в подобных случаях различные согласные фонемы не выражаются различными согласными буквами. Есть и обратное исключение - когда одна фонема передаётся разными буквами. Вспомните слова с приставками на «з», «с». В словах разобрать и расселить одна и та же фонема <з> представлена разными своими вариантами: [з] и [с]. Это именно одна фонема, так как в позиции перед глухим согласным все звонкие оглушаются: подтащить , обтянуть - в этих словах произносится глухой согласный звук, но пишется буква, обозначающая звонкую согласную фонему! Значит, в приставках на «з», «с» фонемный принцип письма нарушается
и уступает место фонетическому, то есть отображению буквой звука, а не фонемы.

Твёрдые и мягкие согласные могут представлять как отдельные фонемы, так и варианты одной и той же фонемы (твёрдой или мягкой). Возьмём, к примеру, слова коты и котята - морфема одна, значение
у неё одно, а фонемы разные! Почему здесь не следует не считать [т] и [т`] вариантами фонемы <т>?
Для различения фонем важно понять одну закономерность: одна и та же фонема в одной и той же фонетической позиции реализуется всегда одним и тем же вариантом . Если в одной позиции наблюдаются различные звуки, следовательно, перед нами различные фонемы, так как разница
в звучании обусловлена не позицией звука относительно других звуков, а самостоятельна (или обусловлена закономерностями другого уровня). И в слове коты , и в слове котята звук [т] находится перед гласными непереднего ряда (перед гласными, отличными от [э] и [и]). Эта позиция является для согласной фонемы абсолютно сильной. Более того, мы можем привести слова кота и котята , где твёрдый и мягкий согласный находятся перед одним и тем же гласным [а]. Следовательно, перед нами явление, когда в одной и той же морфеме встречаются звуки - представители разных фонем. Другими словами, перед нами чередование фонем . И обусловлено оно морфологической (морфемной) позицией - суффиксом, обозначающим детёнышей, который всегда требует смягчения последнего согласного производящей основы, сравните: слон , но слонёнок, слонята; тигр , но тигрёнок, тигрята .

А если мы возьмём словоформы кот и о коте - то перед нами будет фонетическое позиционное чередование [т]/[т`], представляющее фонему <т>, поскольку все твёрдые согласные, парные по твёрдости - мягкости, смягчаются перед гласными [э] и [и], в какой бы морфеме те ни были.

Если позиционное чередование звуков внутри одной фонемы обусловлено именно фонетической позицией (для фонетического уровня не имеет никакого значения, что ноль звука после согласного
в слове сад относится к окончанию, гласный [ы] в слове сады - также к окончанию, а гласный [о]
в слове садочек - к суффиксу), то чередование фонем обусловлено морфологической (морфемной) позицией - то есть становится важно, к какой морфеме относится окружение данной фонемы.
В русском языке достаточно часто встречаются такие морфологические чередования, выражающие определённые грамматические и словообразовательные значения.

Таким образом, все варианты одной и той же морфемы, встречающиеся в языке, могут различаться двумя типами чередований: позиционными (их было бы точнее назвать фонетически-позиционными) и морфологическими (морфемно-позиционными). В одной и той же словоформе могут встречаться оба типа чередований. Например, в ряду словоформ воз , в`оза , возок , возить , везу , вёз , вожу, возит корень воз- представлен в вариантах 1) [вос], 2) [воз], 3) [в/\з], 4) [в/\з`], 5) [виз], 6) [в`ос], 7) [в/\ж], 8) [воз`]. Первые три из них содержат только позиционные (фонетические) чередования: в словоформах 1) и 2) представлено чередование согласных [с] и [з] как представителей фонемы <з>, в 2) и 3) - чередование гласных звуков [о] и как представителей фонемы <о> в зависимости от ударения. Если сравнить основной вариант - 2) - и вариант 8), то в данной паре слов мы будем наблюдать только морфологическое чередование: твёрдая согласная фонема <з> чередуется с мягкой фонемой <з`> перед суффиксом -и-, формирующим глагольную основу. Во всех остальных словоформах представлены и те, и другие чередования: в 5) наблюдается историческое чередование фонем /<э>, при этом фонема <э> выступает в безударном положении в варианте [и], в 6) - историческое чередование твёрдой и мягкой согласных фонем <в> и <в`> и позиционное чередование звонкого и глухого согласных звуков [з] и [с] как представителей фонемы <з>, в 7) - позиционное чередование ударного и безударного гласного и историческое чередование согласных <з>/<ж>.

Морфологические чередования в лингвистике часто называют историческими, так как они связаны
с процессами, которые ранее приводили к возникновению регулярных позиционных чередований,
а с изменением фонетической системы языка остались в виде чередования фонем.

Позиционные чередования гласных. качественная и количественная редукция

Итак, мы знаем, что гласные фонемы представлены своим основным вариантом только под ударением. В безударном же положении звучание гласных меняется согласно регулярной закономерности: редукция (то есть сокращение) гласных зависит от позиции гласного относительно места ударения. Различают сильную позицию (ударную) и слабые: I слабая позиция - это I предударная (то есть гласный в слоге, предшествующем ударному) и абсолютное начало слова (только для слов, начинающихся на гласный, например, абрикос), II слабая позиция - это любая заударная позиция и предударные, отстоящие от места ударения более, чем на один слог (кроме абсолютного начала слова).

Каждая фонема всегда представлена в одной и той же позиции одним и тем же своим вариантом. Кроме места относительно ударного слога, выбор варианта гласной фонемы обусловлен еще и твёрдостью - мягкостью предшествующего согласного, а для фонемы <о> также важным оказывается условие нахождения после шипящего согласного.

В таблице представлены регулярные позиционные чередования гласных звуков в русском языке.

Сильная позиция (под ударением) I слабая позиция (1-й слог перед ударным и абсолютное начало слова) II слабая позиция (все остальные)
а (с[а]д, п[`а]ть) /\ после твёрдого согласного, сды$\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного п[$\textrm{и}^\textrm{э}$]ти ъ после твёрдого (с[ъ]довод),
ь после мягкого (п[ь]тачок)
о (д[о]м, л[`o]д, ш[o]лк) /\ после твёрдого согласного (дма), $\textrm{ы}^\textrm{э}$ после твёрдого шипящего согласного (ш[$\textrm{ы}^\textrm{э}$ ]лка) , $\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного (л[$\textrm{и}^\textrm{э}$]док) ъ после твёрдых согласных (д[ъ]мовой, ш[ъ]лкопряд),
ь после мягких (л[ь]доруб)
э (шесть, лес) $\textrm{ы}^\textrm{э}$ после твёрдых согласных (ш[$\textrm{ы}^\textrm{э}$]стой), $\textrm{и}^\textrm{э}$ после мягкого согласного (л[$\textrm{и}^\textrm{э}$]сной) ъ после твёрдых согласных (ш[ъ]стипалый),
ь после мягких (л[ь]состепь)
и (пир) и краткий (п[$\check{\textrm{и}}$]рог) и краткий (п[$\check{\textrm{и}}$]рожок)

ы (сырость,

шире [шыр`ь])*

ы краткий (с[$\check{\textrm{ы}}$ ]рой, ш[ $\check{\textrm{ы}}$ ]рокий) ы краткий (с[$\check{\textrm{ы}}$ ]роватый, ш[ $\check{\textrm{ы}}$ ]рина)
у (чудо) у краткий (ч[$\check{\textrm{у}}$]десный) у краткий (ч[$\check{\textrm{у}}$]деса)

*Примечание. Гласный [ы] после твёрдых шипящих согласных, не имеющих пары по мягкости,
по традиции русской графики передаётся буквой «и». Вообще, написание гласных букв после
шипящих согласных и «ц» (которые в истории языка изначально были мягкими, но позже отвердели)
не подчиняется какому-либо последовательному правилу и носит чисто традиционный характер.

позиционные чередования согласных

В области согласных звуков в современном русском языке также наблюдаются регулярные фонетические процессы, приводящие к возникновению вариантов фонем. Наиболее ярко они представлены в связи с таким качеством согласных, как звонкость - глухость. Выделяются три процесса, в результате которых нейтрализуются (то есть совпадают) глухие и звонкие фонемы.

Оглушение звонкого согласного на конце слова. Сравните пары слов рог - рок , кот -код , грипп - гриб , роз и рос . Они произносятся одинаково, с глухим согласным на конце: [рок], [кот], [грип], [рос].

*Примечание. Слова, подобные приведённым выше - совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, - называются омофонами . Нейтрализация разных фонем часто приводит
к возникновению омофонов.

Какие согласные, по вашему мнению, составляют исключение, то есть не подвергаются оглушению?

Поскольку звонкий согласный переходит на конце слова в свою глухую «пару», то подвергаются этому закону только парные по глухости - звонкости согласные, а непарные звонкие (сонорные) не меняют своего произношения. Лом и ломать , нуль и нули , вор и воры , сон и сны - в корнях этих слов произносятся одни и те же сонорные согласные [м], [л`], [р], [н].

Сочетания согласных, один из которых звонкий, а другой - глухой, в целом не свойственны русскому языку. Поэтому в группах согласных происходит уподобление (ассимиляция) предшествующего последующему по звонкости - глухости (оглушение или озвончение). Такое изменение звучания согласных называется регрессивной (то есть идущей спереди назад) ассимиляцией.

Ассимиляция (уподобление) согласных по глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)

Сравните слова полоска и повозка , походка и перемотка , супчик и зубчик . Во всех этих словах произносятся глухие согласные: [с] в первой паре слов (поло[с]ка - пово[с]ка), [т] - во второй (похо[т]ка - перемо[т]ка), [п] - в третьей (су[п]чик - зу[п]чик), то есть и там, где они представляют соответствующие фонемы <с>, <т>, <п>, и в качестве представителей звонких фонем <з>, <д>, <б> (сравните: повозок , ходить , зубы). Иногда такое оглушение приводит к образованию омофонов:
везти - вести , вперемежку - вперемешку .

Ассимиляция (уподобление) согласных по звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)

Этот процесс встречается несколько реже, чем оглушение.

Сравните слова резьба и косьба, отдать и поддать - они произносятся со звонкими согласными [з`], [д].

Озвончение глухих непарных согласных приводит к образованию их нефонематических звонких пар:
[ч] переходит в [дж`] (сберечь бы), [ц] - в [дз] (отец дал), [щ] - в [ж`] (овощ был).

Перед сонорными согласными и [в] ассимиляции по глухости - звонкости не происходит: о[т]метить,
но по[д]метить, [с]вернуть, но ра[з]вернуть .

Ассимиляция (уподобление) согласных может происходить и по твёрдости - мягкости . Чаще происходит смягчение (ассимиляция по мягкости) твёрдых согласных перед мягкими. Не все согласные одинаково подвержены этому процессу.

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Ме[ст]о,
но о ме[с`т`]е, студе[нт], но о студе[н`т`]е, [дн]о , но о [`д`н]е .

Как можно увидеть по последнему слову, в позиции перед мягким согласным происходит нейтрализация твёрдых и мягких согласных фонем, что иногда приводит к образованию омофонов : словоформа о дне может принадлежать как лексеме день с мягкой фонемой <д`>, так и лексеме дно
с твёрдыми фонемами <д> и <н>, позиционно смягчёнными.

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: [г]лядеть, [к]леить, [х]леб, по[л]неть и
т. д.

Губные согласные не смягчаются перед мягкими зубными: [п]тенец, ко[ф]те, [м]леть, [в]зять.

Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: мо[р`]е - мо[р]ской , янва[р`]ь - янва[р]ский и т. д.

Также может происходить полная ассимиляция согласных - два согласных, различных по месту образования, сливаются в один долгий согласный звук. Таким образом шипящие согласные уподобляют себе предшествующие свистящие: сшить [$\overline{\textrm{ш}}$ыт`], сжать [$\overline{\textrm{ж}}$ат`], счесть [$\overline{\textrm{ш`}}$эс`т`], расщепить [ра$\overline{\textrm{ш`}}$ $\textrm{и}^\textrm{э}$п`ит`], а также шипящие [ч] и [ц] уподобляют себе предшествующие [т] и [д]: отчет , вкратце [фкра$\overline{\textrm{ц}}$ъ]. Иногда в группе согласных один звук выпадает , не произносится. Это происходит с согласными [т], [д]
(а иногда также с согласными [л] и [в]) в сочетаниях из нескольких согласных между гласными. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях «стн», «здн», «стл», «вств», «рдц», «лнц»: местный, поздний, счастливый, чувство, сердце, солнце.

$

Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:

1) мена согласных по звонкости – глухости.

Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова:

Друга – друг, дубы – дуб

[г] // [к], [б] // [п]

б) перед глухим согласным:

весь – всё, низок – низкий

[в’] // [ф], [з] // [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:

просить – просьба, с окна – с горы

[с’] // [з’] [с] // [з]

2) мена согласных по твёрдости – мягкости.

Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .

[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .

3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].

Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.

Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,

сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .

4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .

Например: [г’и / га / нск’ иj] .

Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .

РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Понятие о графике. Развитие письма

Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).



В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит

За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

Состав русского алфавита. Буква и фонема

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.

Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Воды - вода – водяной гриб - грибы

[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]

<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]

В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл , козерог корень один и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козерог), то [с] (коз), то [з°] (козу) или [з"°] (козёл). Первый гласный тоже не один и тог же: [о] (козлы, коз), [а 0 ] {коза, козе, козёл), [а] {козерог). Нс одинаков и первый согласный: перед [а 0 ], [э] это [к] {коза, козерог), а перед [о] это [к 0 ] (козлы, коз). Такая мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме, но в разных словах или разных словоформах, называется чередование м. Заменив [з] на [с] (или наоборот) в словах ко[за, ко[са, мы не получим чередования: корни здесь разные. В слове вожжи может произноситься [ж"] и [ж]. Варианты слова тоннель и туннель различаются звуками [а 0 ] и [у], но это не чередование, а варьирование звуков в одной и той же словоформе.

Чередования могут быть позиционными и непозиционными. II о з и ц и о н и ы е чередования связаны с определенными позициями, вызываются ими. У фонетических чередований позиции (т.е. условия появления того или иного звука) фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге: подруг]а - дру[ к], [игры - с[ъгран, вя[зать - свя[ска, и[а]р - п[ъ*ры - п[э]ровой. У морфологических чередований позиции морфологические - положение перед определенной морфемой (суффиксом или окончанием), принадлежность слова к тому или иному морфологическому классу: ре[ка - ре[ч]ной (перед суффиксом -"-), лю6"]йть - л/о[бл"]/6 (перед окончанием 1-го лица ед. ч.), тй[хо - тй[шь (у сущ. III скл.).

Позиционные чередования могут не знать исключений в данной языковой системе. Такие чередования называются позиционно о б у с л о в л е н н ы м и: например, фонетическое чередование шумного звонкого согласного с глухим на конце слова (гла[з]а - гла с]) или перед глухим шумным (гла[з]а - гла[с]ки) морфологическое чередование [г||ж] перед суффиксом прилагательных -//- (подру[г]а - дру[ж]ный), перед глагольным суффиксом -и- (подру[г]а - дру[ж]йтъ) или перед окончаниями глаголов II спряжения (подру[г]а - дру[ж]у , дру[ж]ишъ и т.д.).

Позиционные чередования, знающие исключения, называются позиционно прикрепленными. Например, фонетическое чередование твердого зубного согласного с мягким в позиции

перед мягким зубным (мо[с]т - мо[с"]тик) нс обязательно на стыке приставки и корня (ра[с } ]тесать и ра[с]тесать ), в начале слова ([с"тена и редко [с]тена), после твердого согласного (шер[с"тъ и гиер[с]тъ ); морфологическое чередование [о||а] перед глагольным суффиксом -ыва-/-ива - (отколет - откалывает , выходит - выхаживает , сносит - снашивает , уловит - улавливает и т.п.) знает исключения: топчет - притаптывает и и/л/- топтывает , хлопает - прихлопывает и др.

Кроме позиционных, бывают и такие чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: подру[г]а - дру[з"]я, све[ т] - освет"]атъ, засо]хнуть - зас[ы]хатъ - зас[у]шйть. Это непозиционные чередования, которые связаны только с конкретными словами.

Фонетическое позиционно обусловленное чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Фонетическое позиционно прикрепленное чередование может быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем. Так, если отступления от позиционного чередования закреплены в отдельных словах, лексикализованы и обязательны для говорящих, то такие чередования представляют собой чередования фонем. Например, чередование [н"||н] перед твердым зубным (ко[н"] - кб[н]ный, Каза[ н"] - каза[нский> испа[н"]ец - испа[цы) знает исключение: ию[ и"] - ию[н"]ский. Следовательно, это чередование звуков представляет собой чередование фонем /н"||н/. Если отступления от позиционного чередования необязательны, факультативны, то такие позиционно чередующиеся звуки рассматриваются как представители одной фонемы. Например, чередующиеся ударный [а] с безударным [и э ] после мягкого согласного (п["а]тый - п[и э ]так,р[ г з]д - р[и э ]ды) представляют фонему /а/, несмотря на то, что в словах типа спекулятивный , ассимилятивный в предударном слоге наряду с [и э ] встречается произношение ["а].

Морфологические и непозиционные чередования фонем называются историческими чередованиями.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов: а) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов; б) чередования, образующие пересекающиеся ряды, имеющие общие члены.

Приведем схематическое изображение этих двух типов чередования в позициях Р 1 и Р/.

Например, фонемы /р/, /л/ образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях:

Фонема /р/ представлена рядом позиционно чередующихся звуков [р||р°||р]. Фонему /л/ представляет ряд [л||л°||л]. При этом

в каждой позиции /р/ и /л/ представлены разными звуками, эти фонемы различаются во всех позициях.

Фонемы /б/, /п/ образуют пересекающиеся ряды чередующихся звуков:

Совпадение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Так, фонемы /б/, /п/, реализуясь разными звуками, различаются перед гласными и нейтрализуются на конце слова, где они реализуются одним и тем же звуком.

Позиционно обусловленные звуки объединяются в одну фонему. М. В. Панов приводит пример позиционного чередования звуков в соответствии с предлогом с перед существительными:

Последнее чередование легко проверить: одинаково произносится оказался Щукарём и оказался с Щукарём. Объясняется это тем, что перед [нГ] звук [с] должен замениться на [ш"]; получился бы согласный тройной длины [ш"нГнГ], так как [ИГ] = [ш"ш"]. Такие звуки в русском языке невозможны: на месте [щ"иГцГ] произносится [ш"ш").

Фонема /с/ реализуется следующим рядом позиционно чередующихся звуков: [с | с° || с" || з || з" || ш || ж || ш" | ж"|| -]. Следовательно, фонема может быть представлена звуками, совершенно не похожими один на другой (например, [с°] и [ж"]), в том числе нулем звука.

  • См.: Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.