"русская природа в лирике фета" - сочинение. "русская природа в лирике фета" - сочинение Философские размышления о вечном

Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими "в каждый гвоздик душистой сирени", с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.

Можно, конечно, сказать, что все это - естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов .

Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

В ранних стихах Фета основная тема - наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:

…Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки…

"Трепет жизни" - вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть "весь солнца лик", в душевных движениях конкретного человека - "все мирозданье". Он был убежден, что человек носит в своей груди "огонь сильней и ярче всей вселенной". Огонь, который "ни времени не знает, ни пространства".

Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения - все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического "Я", объединяя мир настроением поэта.

Особенная манера Фета - одушевлять всю природу чувствами этого лирического "Я" .

Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет ("устал и цвет небес"), а с другой стороны - в тех же целях выражения лирической эмоции - живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.

Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, "где воздух, свет и думы заодно", где

…в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Характерные эпитеты Фета, такие как "мертвые грезы", "серебряные сны", "благовонные речи" и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.

Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, - у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка - "кроткий серафим", глаза ее - "как цветы волшебной сказки", георгины - "как живые одалиски", небеса - "нетленные как рай" и т. п.

В стихотворении "Глубь небес опять ясна…" признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под "невестой" прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста - символы оживающей весенней природы .

А в стихотворении "Пчелы" я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в "гвоздик душистой сирени". Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом "пышет все боле и боле". Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять "на цветах ли, в ушах ли звенит".

У Фета "цветы глядят с тоской влюбленной", "звезды молятся", "грезит пруд" и "дремлет тополь сонный". Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении "Сентябрьская роза", например, речь идет о розе и о женщине одновременно.

Во многих стихах А.А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души .

В стихотворении "Узник" человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:

Бывалое горе

Уснуло в груди,

Свобода и море

Горят впереди.

В другом стихотворении молодость - это "новый, ранний снег всегда и чист и свеж!" Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества - всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.

Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета "Вечерних огней" - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом - чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета.

У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А.К. Толстой: "Я, наконец, познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…" Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения - "пахучая страсть", "устало все кругом: устал и цвет небес…" и т. п.

Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета "трепету природы" отвечает согласный "трепет души". Поэт зорко наблюдает "человечное" в природе и "природное" в человеке и полную гармонию человека и природы.

Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый "звездный цикл": так много писал он о звездах. Вот одна из вершин "звездной лирики" Фета:

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал…

Поэт не передает своих "диалогов со звездами" (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью - он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что:

…Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. "Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант..." - говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность .

Читайте также:
  1. Gt; во-вторых, когнитивной оценкой (cognitive appraisal), которую человек дает событию, требующему разрешения.
  2. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  3. Автономная область и автономный округ, их юр. природа как национально-государственных субъектов РФ.
  4. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  5. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина
  6. Акты реагирования прокурора на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

конецформыначалоформыАфанасий Афанасьевич Фет снискал славу в самом «музыкальном» роде словесного творчества – лирике; это – высокое и очень трудное искусство. Лирический поэт, как художник слова, имеет дело с особенным материалом, который можно назвать «звукосмыслом»: это то, что рождено единством «волшебных звуков, чувств и дум» (как эту область определил еще Александр Сергеевич Пушкин). Лирика – это словесный вид искусства, но вместе с тем органически связанный с музыкой: ведь музыка живет внутри самого человеческого слова, которое есть не только «смысл», но и «звук». Все слова человеческой речи – это океан звуков, это великая и таинственная стихия «музыки речи», над которой властен только лирический поэт: чем глубже изведал он тайны этой музыки, тем больше мощь, тем неотразимее магия сотканного им нового «смыслового звучания», каким является лирическое стихотворение.

Природа в лирике А. А. Фета.

Фет – без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна – с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени », с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле. Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса. Можно, конечно, сказать, что все это –естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но. Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. В ранних стихах Фета основная тема – наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:



.Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

«Трепет жизни» – вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть «весь солнца лик», в душевных движениях конкретного человека – «все мирозданье». Он был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной» . Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства ». Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения – все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета. Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического «Я», объединяя мир настроением поэта. Особенная манера Фета – одушевлять всю природу чувствами этого лирического «Я». Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет («устал и цвет небес »), а с другой стороны – в тех же целях выражения лирической эмоции – живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства. Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, «где воздух, свет и думы заодно », где .в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Характерные эпитеты Фета, такие как «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации. Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, – у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка – « кроткий серафим », глаза ее –«как цветы волшебной сказки », георгины – «как живые одалиски », небеса – «нетленные как рай » и т. п. В стихотворении «Глубь небес опять ясна.» признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под «невестой» прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста – символы оживающей весенней природы. А в стихотворении «Пчелы» я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в «гвоздик душистой сирени». Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом «пышет все боле и боле ». Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять «на цветах ли, в ушах ли звенит ». У Фета «цветы глядят с тоской влюбленной », «звезды молятся », « грезит пруд » и «дремлет тополь сонный ». Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении «Сентябрьская роза», например, речь идет о розе и о женщине одновременно. Во многих стихах А. А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души. В стихотворении «Узник» человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря: Бывалое горе Уснуло в груди, Свобода и море Горят впереди. В другом стихотворении молодость – это «новый, ранний снег всегда и чист и свеж!» Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы. А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества – всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо. Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета «Вечерних огней» - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом – чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А. К. Толстой: «Я, наконец, познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе.» Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения – «пахучая страсть», «устало все кругом: устал и цвет небес.» и т. п. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета «трепету природы» отвечает согласный «трепет души». Поэт зорко наблюдает «человечное» в природе и «природное» в человеке и полную гармонию человека и природы. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл»: так много писал он о звездах. Вот одна из вершин «звездной лирики» Фета: На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Поэт не передает своих «диалогов со звездами» (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью – он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что: .Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась. Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. “Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант...”- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.



Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном».
Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета:
«зеленая ива повисла шатром»,
«весны душистой нега»,
«ароматные цветы» и т.д.
По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета высоко оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский.
В стихотворении два плана: первый – природа, второй – душевное состояние человека. Второй план частный, интимно-человеческий. Стихотворение безглагольное, в нем нет сказуемых, одни назывные предложения, одно восклицательное предложение. Фет в стихотворении изображает не столько предметы, явления, оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина. Перед нами любовное свидание до зари. Первая строфа – завязка. Вечер – она пришла на свидание; ночь – проходит в упоении любви; утро – слезы счастья и расставания. Мир природы и мир человека, чувство любви, чувство тончайшее, невыразимо сильное, о таком чувстве словами не скажешь. Так о любви до Фета никто не говорил.
Стихотворение написано в стиле импрессионизма (импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновениях, в случайных снимках памяти, предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и те складываются в цельную картину).
В этом стихотворении изображена не плотская любовь, а духовная, на что указывает и финал стихотворения, т.е. концовка, которая у Фета очень важна:
«И заря, заря!..» - эти слова звучат не в ряду с другими словами, а выделены. Заря у Фета – высшее выражение чувств, свет любви.
Эпитеты: «робкое дыханье», «волшебные изменения милого лица».
Олицетворения: «сонный ручей».
Стихотворение написано хореем. Женская рифма придает мелодичность и выразительность. Две первые строфы – полное бессоюзие, передающее динамику происходящего. И как бы завершая сцену свидания, в последней строфе тройное употребление союза «и» снимает напряжение и вводит спокойную ноту, передающую состояние души возлюбленных.
Свидетельством необыкновенной музыкальности стихов Фета является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…». К особому эмоциональному восприятию стихотворения подготавливает чудесный живописный пейзаж, сотканный из ярких мазков и освещения. Все вокруг залито лунным светом, и оттого ночная пора и мир природы предстают в своем неожиданном сиянии. Это стихотворение Фета можно сравнивать с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй, правда у Фета вторая встреча могла и не быть реальной. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски:
И много лет прошло, томительных и скучных…
Последние четыре строки – это смысловое музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают лирического героя над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
В стихотворении Фета «Это утро, радость эта…» чередуются в вихре восторга отдельные слова. Эти слова – имена существительные, лишенные определений. Стихотворение-эксперимент. Единственное поясняющее слово, многократно (24 раза) возникающее на пространстве 18 коротких строк – «это» («эти», «этот»). Совершенно не живописное слово. Казалось бы, оно мало подходит для описания такого красочного явления, как весна. Но при чтении фетовской миниатюры возникает завораживающее, маническое, прямо проникающее в душу настроение. Зоркий глаз читателя может выявить в этом как будто сумбурном перечислительном ряду глубокую логику:
сначала взгляд, устремленный вверх (небо, птицы);
потом – вокруг (ивы, березы, долы);
наконец, взгляд, обращенный внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).
Читатель должен почувствовать весеннее душевное состояние, пережить его.
Афанасия Афанасьевича Фета можно назвать самым лиричным лириком XIX в. Фет - поэт субъективный, поэт неопределенных, недосказанных, смутных чувств, «получувств».
Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».
Салтыков-Щедрин писал: «Стихи Фета дышат самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Профессор Московского университета, давний поклонник Фета, Петр Кудрявцев, замечал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед нами красоту мира, красоту жизни и любви».

Одним из лучших поэтов пейзажного направления, во все времена, считался Фет. Он оставил нам огромный дар, в виде своих стихов о красоте природы. В его произведениях природа является частью человека. Одно не может существовать без другого. Ему первому удалось раскрыть истинную красоту окружающего мира, так как, он конкретно подходил ко всем вопросам.

Поэзия имеет свой стиль и отличается оригинальностью. Трудно встретить в стихах, например, описание обычных птиц. В каждом произведение он придает им определенную силу и возможности. Такие птицы, как орлы, лебеди, соловьи не встречаются, вовсе. Фет отдает предпочтение чибисам, куликам, чернышам, стрижам. Каждую деталь птицы, он описывает конкретно, дает уникальный образ.

Фет, безусловно, воспевают природу в каждой строчке. Такие краски и пейзажи до него раскрыть никому не удавалось. Это отделенный вид лирики русской литературы.

Рассмотрим конкретные особенности его стиля. Самое первое, что бросается с первых строк, это возможность поэта разглядеть во всю любую мелочь. Он, часто, отдается описанию листьев от деревьев, песку из пустынь. Несмотря на это, это не считается занудным, а наоборот, затрагивает душу читателя. Подчеркивает внимательность и наблюдательность автора. Если внимательно читать произведения, то можно сделать вывод, что сам предмет или человек автора не волнует. Он отдает большее предпочтение ощущениям, которые ему удалось получить от того или иного объекта.

Фет, неоднократно, утверждал, что самым главным является впечатление, которое побудило к написанию произведения. А вещь, вызвавшая это впечатление переходит на второй план.

Саму природу Фет, всегда описывает в спокойных тонах, на ровных эмоциях. Все перемены в ней, как будто, происходят далеко от глаз человека. Это не дает ей казаться мертвой. Звуки и краски переполняют ее внутри.

Конкретные описания чего-либо встречаются очень редко. Все расплывается в душевной лирике. Конкретику автор использует, лишь, для самовыражения. Отдельно можно заметить, что растениям и животным, он, иногда, придает человеческие образы. Например, розы способны молится, звезды улыбаются людям, пруды ждут, березы мечтают.

Видно, что стихи писались при наличии самых чистых и глубоких чувств. Можно сделать вывод, что автор не представляет свою жизнь без контакта с окружающим миром.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что подобных авторов было и будет очень мало, так как отразить чувства, в таком виде удается, далеко, не каждому.

Природа в творчестве Фета

Афанасий Афанасьевич Фет является одним из самых лучших поэтов, который мог красочно и ярко описать природу. Природа в его стихотворениях оживает и принимает участие в жизни человека. Фет описывает не привычных птиц, а выбирает оригинальных, например, вместо соловья, лебедя, жаворонка он описывает кулика, чибиса и других необычных птиц.

Фет красиво воспевает красоту природы, может описать каждый камешек и каждую песчинку русской земли. Афанасий Афанасьевич умеет восхищаться природой и каждым ее проявлением. В его стихотворениях природа спокойна и размерена, но не делает ее не живой а, наоборот, на фоне тишины Фет описывает звуки природы.

Афанасий Афанасьевич умел вдохнуть в природу человеческие качества, цветы у него улыбаются, пруд грезит о жизни. Для него природа является таким же живым, как и человек. Он один из многих кто описывает природную красоту особенно. Поэт проводит параллель между жизнью человека и природы.

Многие произведения положили на музыку и сделали целые романсы из стихотворений. Его описание красоты природы настолько мелодична и красива, что послужила не только в стихотворной форме, но и в песнях. Афанасий Фет всегда писал и любви и природе, он считал это самыми красивыми и созвучными темами.

Природа в стихотворениях Афанасия Афанасьевича живет отдельно от человека, она сама по себе. У писателя получалось, описывает красоту русской земли, и описывать любое время года, но чаще всего Фет описывал весну. Афанасий Фет умел настолько передать все детали природы, что в его стихотворениях можно было даже почувствовать аромат. К созданию своих произведений он подходил с особым настроением. Каждое стихотворение излучало радость и успокоение души. Любой листочек представлял собой живое существо и передавал весеннее настроение.

Каждое свое стихотворение о природе Афанасий Афанасьевич Фет наделяет душой, словно это человек, который чувствует и проживает каждый свой день. Писателю нравится наблюдать за природой и описывать каждое время года. Так, например весна ассоциируется с чем-то новым и молодым. Весной все оживает с новой силой, весна время рождения чего-то нового и светлого. Зимой природа выглядит совсем по-другому, даже аромат отличается, воздух становится морозным и свежим. Природа укрывается белым пушистым одеялом, деревья одеты в белые платья.

В каждом времени года Фет умел находить красоту природы и ее особенность. Ему нравилось часами наблюдать за природой и записывать все ее явления. Афанасий Фет мог оживить любое дерево, ручеек, травинку и пруд и описать чувства, которые испытывает великая русская природа. Он писал о единении человека с природой и призывал как можно чаще обращать внимания на мелочи, которые их окружают.

Вариант 3

Афанасий Афанасьевич Фет – талантливый поэт-пейзажист, один из самых утонченных лириков. Удивительно, что при этом ему удавалось быть ещё и чрезвычайно предприимчивым помещиком. На территории своего имения он выращивал зерновые культуры, держал овец, коров, птиц. Разводил рыбу и даже пчёл. Очевидно, что это отразилось в его творчестве.

В стихотворениях Фета картины природы словно оживают и предстают перед читателем в самых ярких красках. Автор описывал красоту природы в невероятно точных деталях. Иногда, кажется, что читая его произведения можно в буквальном смысле услышать нежное пение птиц, отдалённые раскаты грома или даже ощутить аромат цветов.

Особое место в лирики поэта занимает прекрасное время года – весна. В одном из своих стихотворений Фет чудесным образом смог описать пробуждение природы – самое начало весны. Тот период, когда повсюду ещё лежит снег, дороги скованы льдом, чувствуется прохладный ветерок, но солнце уже начинает немного пригревать. В этот момент душа лирического героя живёт в предвкушении любви, тепла и света. Человек в поэзии Фета сливается с природой в единое целое, становится её частью так, что его жизнь кажется бессмысленной без этой удивительной красоты. Саму природу автор всегда описывает в спокойных, тихих тонах. Все перемены в ней происходят гармонично, но при этом она предстаёт перед читателем, наполненной различными красками и звуками. Можно также заметить, что иногда животным и растениям поэт придаёт человеческие образы. Например: молятся звёзды и месяц, берёзы грустят или злится ветер.

Поэзия Фета – это уникальный вид лирики русской литературы, у него был собственный, неповторимый стиль. В его произведениях можно увидеть много необыкновенных деталей, благодаря которым автор призывал, как можно чаще обращать внимание на мелочи, которые нас окружают повсюду. Поэту нравилось часами наблюдать за природой, записывая все её явления. Любовь и природа для него всегда были самыми красивыми и созвучными темами. Стихотворения Фета очень чувственные, мелодичные, искренние и глубокие, поэтому они до сих пор находят отклик в сердце каждого человека.Сочинение Любовная лирика Пушкина

Тема любви в лирике Александра Сергеевича Пушкина является бесценной основой любовной лирики нашей поэзии, плацдармом не одного поколения, выросшего на преподнесенном великим поэтом понимании любви и уважении к этому чувству.

  • Анализ пьесы Месяц в деревне Тургенева

    Произведение относится по жанровой направленности к драматической драме, хотя сам писатель называет свое творение повестью, написанную в форме драмы.

  • Образ и характеристика Маши Мироновой из повести Капитанской дочки Пушкина сочинение 8 класс

    Мария Миронова - героиня рассказа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Эта молодая девушка приходится дочерью капитану Миронову - коменданту Белогорской крепости.

  • А. А. Фет – русский поэт 19-го века, чьи мелодичные возвышенные стихи легли на музыку и стали известны даже как романсы. Поэт творил ради красоты, не касаясь политики. Центральное место в лирике Фета занимает русская природа.

    Афанасий Фет использовал искусство как убежище от повседневной жизни. Стихи этого автора всегда посвящались любви и природе. Он был убежден, что искусство не должно касаться общественных дел и вообще окружающей действительности, принося исключительно эстетическое удовольствие, а не призывая к борьбе или противостоянию. Именно поэтому в творчестве А. А. Фета столь цельна и прекрасна природа.

    Родную природу поэт изображает вдохновенно и очень эмоционально. В отличие от Некрасова, он не связывает ее с крестьянским трудом, а в отличие от Лермонтова – не отражает через нее чувства лирического героя. Природа у Фета живет сама по себе, одним своим существованием вызывая восторг и упоение.

    Поэт любил изображать русскую природу в разные времена года, но чаще всего у него встречаются весенние образы. Стоит отметить, что Фет не изображает какие-то особо эффектные картины или явления. Он описывает самые привычные вещи, которые, однако, пропитаны радостью и жизнью. Его образы ощутимы, наполнены деталями, звуками и даже ароматами. Никто раньше не детализировал изображение природы с такой тщательностью.

    Близость человека с природой у Фета выводит нас к близости со Вселенной. Его стихи постепенно начинают приобретать некую космическую направленность.

    Манера изображения природы этого автора близка к импрессионистам. Он описывает увиденное, облекая свое впечатление, сиюминутный порыв души в слова. В своем творчестве Фет очеловечивает природу, наделяет ее душой, а люди при этом становятся всего лишь частицей этого живого мира.

    Человек и природа в лирике А А Фета

    В ЛИРИКЕ Ф.ТЮТЧЕВА

    ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ

    Билет 9

    ДИКИЙ ПОМЕЩИК

    Дикий помещик - герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось... мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всœем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. При этом он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелœело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

    В философской лирике Тютчева утверждаются величие мироздания, единство природы и внутреннего мира человека (ʼʼмировой душиʼʼ), вечные мучительные раздумья над вопросами бытия: о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношении природы и человека, о внутренних противоре-чиях человеческой души. Далеко не всœегда эти вопросы находят разрешение, но они волнуют читателя, заставляют его думать и переживать. Тютчев (1803-1973) – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций (представлений) поразителœен:

    Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета широко известны. Это удивительные стихи, отличающиеся особой музыкальностью. М. Е. Щедрин писал: ʼʼ...Романсы его распевает чуть ли не вся Россияʼʼ. Фет - певец любви и природы, влюбленный в красоту окружающего мира, еще Тургенев говорил об этом. Но его интересует не только пейзаж, но и внутренний мир человека, взаимоотношения его с природой.Все его творчество можно разделить на два периода: первый, когда природа в его стихах изображается как стихия, которая соотносится с духовным миром человека; второй период охарактеризован разладом. Человек и природа уже не могут находиться в гармонии, потому что человек хочет быть вечным и прекрасным, как природа, но обречен на борьбу и смерть.

    В одном из своих циклов, который принято называть ʼʼСнегаʼʼ, Фет вводит читателя в мир русской природы (суровые, занесенные снегом равнины, тройка, летящая по этим просторам, и т. д.)

    Свежесть, естественность, богатство эмоционального внутреннего мира человека в лирике Фета обусловлены русской действительностью середины XIX в. В стихотворении ʼʼПечальные березы...ʼʼ основным является образ березы, символизирующий именно русскую природу.

    Предчувствие перемен взывало к новому человеку и новой человечности.

    Оригинальность его стихотворений состоит по сути в том, что, одушевляя природу, он вместе с этим соединяет ее с внутренним миром человека:

    Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

    Природа (цветы спят) сливается с жизнью человеческой души (сердце цветет). ʼʼЦветущееʼʼ сердце в данном случае - символ этого слияния.

    Фет воспринимает человека через то, что его окружает, и пытается говорить с ним на языке природы. Я давно хочу с тобою Говорить пахучей рифмой, Каждый цвет - уже намек, Ты поймешь мои признанья, Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья.

    Фет дорожит мигом, его называли ʼʼпоэтом мгновенияʼʼ. Он умел запечатлевать неуловимые моменты жизни природы. Он сам писал об этом:

    Лишь у тебя, поэт, крылатый сердца звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах...

    Человек органично входит в природу, он неотделим от нее. Любимая - это сама весна, сама Красота. И чувство любви у Фета подчинœено природе: ʼʼРаспахни мне объятья свои, Густолистый развесистый лесʼʼ. В стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье...ʼʼ радость любви неотделима от радости, разлитой в природе. Элементы пейзажа органично соединœены с реалиями человеческой жизни и создают единую законченную картину. ʼʼШепот, робкое дыханьеʼʼ созвучны с ʼʼтрелями соловьяʼʼ, в ночных тенях происходит ʼʼряд волшебных изменений милого лицаʼʼ. В этом стихотворении нет ни одного глагола, и, тем не менее, поэт сумел передать всю остроту движения в природе, перечисляя лишь предметы и явления. Но всœе предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Ночь в данном стихотворении показана как смена мгновений, как поток событий, который разливается между человеком и природой. Последняя строка - ʼʼИ заря, заря...ʼʼ - звучит как высшее выражение чувства, это. свет любви. Особенностью стихотворений Фета является то, что любое состояние души или картины природы он рассматривает как часть одного бесконечного всœелœенского процесса.

    Пейзажные зарисовки Фета сродни картинам импрессионистов. Это сходство состоит по сути в том, что значимость мгновения жизни как бы увеличивается в объёме, фиксируется и начинает восприниматься как чудо. Также в стихах Фета есть стремление необычно показать обыкновенные вещи (падение звезды, цветение цветов), субъективность мировосприятия. В картинах природы преобладают светлые, жизнерадостные тона и яркие краски. Поэт видит в природе то, чего не замечали другие: он любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину, то есть переживает с нейвсœе мгновения. В стихотворении ʼʼФантазияʼʼ (ʼʼМы одни, из сада в стекла окон светит месяц... Тусклы наши свечиʼʼ) прослеживается вера поэта в беспредельность жизни и природы, в гармоничное слияние с ней человека.

    Вероятно, Фет видит в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

    С созерцанием природы связаны и философские размышления поэта. Набпюдая жизнь окружающего мира, он задумывается над важнейшими вопросами человеческого бытия. Через природу Фет" постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В стихотворении ʼʼУчись у них - у дуба, у березы...ʼʼ мы видим суровый зимний пейзаж, ʼʼжестокую поруʼʼ. Деревья стойко переносят ʼʼхолод, лютыйʼʼ,порывы ветра, злую метель: ʼʼΟʜᴎ стоят, молчатʼʼ, ʼʼ...молчи и ты!ʼʼ - обращается Фет к своему читателю, советуя нам так же стойко переносить всœе невзгоды судьбы. Как в жизни природы животворящая сила весны побеждает суровую зиму, так и в жизни человека горькие дни сменятся радостными и счастливыми:

    Человек должен постоянно вглядываться в природу, учиться у нее й в то же время познавать себя и свои возможности. Лирический герой Фета всœегда стремится слиться с запредельным, постичь гармонию и красоту мира, и к этому он призывает нас, своих читателœей. Природа, в представлении Фета͵ - это мудрый советчик человека и лучший его наставник и учитель.

    Гармония отношений человека и при- роды не перестает волновать нас и сейчас, в связи с этим стихи Фета всœегда будут актуальны и современны.

    Человек и природа в лирике А А Фета - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Человек и природа в лирике А А Фета" 2017, 2018.