Сочинение: Социальный работник. Мое призвание – помогать людям



Моя будущая профессия – социальный работник.

Выполнила: Бутрина Полина

10 «Б» класс МОУ СОШ №3 пос. Эльбан

Учитель – консультант:

Субботина

Валентина Владимировна.

Введение

  • В результате перемен, происходивших в России, резко обострились остальные проблемы, и это потребовало введения новой специальности социальная работа и новой профессии - "социальный работник “.

  • Причин для создания такой службы в России было несколько. Назвать можно следующие: это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь престарелым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.

  • Что это за профессия – «социальный работник», и кто он, такой человек, носитель этой профессии?


Откуда я узнала о профессии

Впервые о профессии социального работника я узнала на уроках проф. Ориентации. По результатам тестирования мой тип профессии был отнесен к типу человек-человек. Я задумалась о результатах тестирования и решила, что нужно выбирать профессию непосредственно связанную с общением с людьми. А профессия социального работника является одной из таких профессий.

    изучала информацию в Интернете, в книгах;

  • посещала специализированные учреждения и организации;

  • расспрашивала родителей и учителей;

  • Проанализировав собранную информацию я пришла к выводу, что профессия социальный работник-это моё призвание!


Сущность и принципы социальной работы. Цели.

Социальная

работа -

профессиональна

деятельность по

Организации

помощи и

Взаимопомощи

людям и группам,

попавшим в

Трудные

Жизненные

ситуации, их

Психосоциальной

реабилитации и

интеграции.


Значение социальной работы для общества

  • Люди, которые работают в системе учреждений социальной работы населения, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами.

  • Работа строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить.



Кумиры и организации

    Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы – Османская империя) в албанской семье. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.



Российский Красный Крест

    Российский Красный Крест – общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Международное Движение КК и КП объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира. Всю свою деятельность Российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.



Чему учат социального работника

Специальные дисциплины
  • семьеведение;

  • гендерология и феминология;

  • социальная геронтология;

  • проблемы социальной работы с молодежью;

  • занятость населения и ее регулирование;

  • содержание и методика психосоциальной работы;

  • содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы;

  • содержание и методика социально-медицинской работы;

  • опыт организационно-административной работы в системе служб, учреждений и организаций.

Дисциплины специализации:
  • Социальная работа с семьей и детьми;

  • Социальная работа в службах занятости;

  • Социальная работа с молодежью;

  • Социальная работа на производстве.

Область профессиональной деятельности:
  • Оказание социальной помощи и услуг семьям, отдельным лицам и группам людей, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию и в силу ограниченности своих знаний и умений не могущих справиться с ней.

  • Объекты профессиональной деятельности:

  • Государственные и негосударственные социальные службы и учреждения, образование, здравоохранение, армия, правоохранительные органы и т.п.


Качества, необходимые социальному работнику

  • Внимание, стремление понять позицию других;

  • Дружелюбие, общительность;

  • Способность стать лидером;

  • Вежливость, обходительность;

  • Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;

  • Жизнерадостность;

  • Толерантность, упорство;

  • Большое чувство ответственности;

  • Способность выполнить работу полную разнообразия;

  • Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;

  • Способность взаимодействовать со специалистами;

  • Тщательность действий;

  • Аккуратность и последовательность в работе;

  • Способность к планированию своего будущего;

  • Способность к устным высказываниям;

  • Хорошая память, способность обучать других;

  • Умение заботится о других;

  • Реализация новых идей, самостоятельность суждений.


Дальневосточная Академия Государственной Службы.

    Институт психологии и управления. В Институте психологии и управления готовят специалистов для разных сфер гуманитарной, управленческой и информационной деятельности по специальностям «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Менеджмент организации», «Связи с общественностью», «Домоведение», «Педагогика и методика дошкольного образования».


Дальневосточный государственный университет путей сообщения

  • Социальный факультет. Кафедра «Социальная работа и государственное муниципальное управление


Перспективы моей будущей профессии


Заключение

    Подводя некоторый итог, еще раз подчеркнем, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникшие в их повседневной жизни, и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане.

  • Прочитав литературу, о профессии социальный работник. Я пришла к выводу, что эта профессия является востребованной, как и у работодателей так и у абитуриентов. Выпускники по специальности социальная работа работают во всех сферах жизнедеятельности общества. Но, не смотря на это, социальных работников всё равно не хватает


Список литературы

  • 1. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореферат, дис. канд. психологических наук.- М., 1993 г.

  • 2. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999. - 208 с.

  • 3. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

  • 4. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994. Т. 3.

  • 5. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 86 с.

  • 6. Склярова Т.В. Современные проблемы профессиональной социальной работы. - Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002. - 54 с.

  • 7. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. -365 с.

  • 8.Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998. – 96 с.


Приложение

  • Конфликт- Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.

  • дефиниция - Краткое и точное определение, толкование какого-л. понятия.

  • Под таким названием прошел творческий конкурс социальных работников Центра социального обслуживания населения администрации Ермаковского района. По истечении определенного времени на суд жюри было представлено 12 конкурсных работ, где социальные работники поделились своими мыслями и чувствами о данной профессии и о тех, кому они помогают. После подведения итогов лучшей признана работа Натальи Александровны Воеводиной (Ермаковское). Второе место за Еленой Николаевной Кудрявцевой (Салба) и третье у Оксаны Александровны Гуровой (Николаевка). В свой профессиональный праздник, восьмого июня, все конкурсанты будут отмечены денежными премиями.Что же думают и говорят о профессии социального работника участницы конкурса?

    Валентина Дмитриевна Казакова никогда и не мыслила, что станет социальным работником. Но судьба распорядилась по-своему, и вот уже 16 лет она трудится в социальной защите. По ее мнению профессия социального работника – нелегкая ноша, и не каждый может посвятить себя этому делу. -- В нашей работе, - говорит Валентина Дмитриевна, - важны и нужны не только профессиональные качества. Социальный работник должен обладать светлой ясной душой, дарить тепло своего сердца пожилым людям.

    Она хорошо знает своих подопечных, тонко подмечает их черты характера, говорит о них ласково и с любовью: -- Есть у меня на обслуживании две веселушки-хохотушки, трудолюбивые, добрые и гостепреимные – Таисия Константиновна Семенова и Надежда Иосифовна Слушаева. А Вера Степановна Минина – очень серьезная честная и трудолюбивая, не терпит лжи и фальши. Есть еще две интеллигентки, эрудированные, образованные женщины, интересующиеся политикой. Это Октябрина Арсентьевна Хонина и Александра Васильевна Суденкова. Анна Кузьмовна Попугаева – настоящая русская крестьянка, всю жизнь работала на земле: пахала и сеяла, косила и жала.

    Социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Эта профессия, как искусство. Искусство человечности, искусство найти и открыть в каждом человеке веру в простые и главные ценности, в любовь к жизни. Есть такой мир, о существовании которого ты не узнаешь, пока с тобой не случится несчастье. Люди часто видят в окошки этот мир, но предпочитают туда не заглядывать. Жители этого мира – бродяга на улице, бабушка, еле тянущая за собой сумку на колесиках, пожилой мужчина, плачущий на лавочке. В этом мире не стоит вопрос о том, хотят ли люди получать помощь и поддержку, вопрос, скорее, в том, сможет ли кто-то им их дать. И социальные работники – это те люди, которые осознанно становятся частью этого «другого» мира, знакомятся с его жителями и выбирают быть рядом с ними, вместе радоваться простым вещам и вместе молчать о большом горе, - вот так образно говорит о своей профессии Татьяна Сергеевна Сурыкина.

    Я могу с уверенностью сказать, что социальные работники нужны пожилым людям в равной степени, как и они нужны нам: их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все уладится и будет лучше. Все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и ради чего мы живем на Земле, - вот к такому выводу пришла Татьяна Сергеевна.

    Я в социальной защите с 2008 года, решаю медико-социальные проблемы своих подопечных, - пишет о своей работе Татьяна Ивановна Тюленева. – За это время поняла, что социальная работа – мое призвание. Я с удовольствием помогаю обслуживаемым и словом, и делом. Общение с пожилыми людьми обогащает и мою жизнь, наполняет ее большим смыслом и содержанием.

    Судьба… Абсолютно неизвестно, куда она тебя занесет, тропы человеческие неисповедимы. В 1988 году Валентина Александровна Троман приехала в Разъезжее из Казахстана. Ей, городскому жителю, все было в диковинку, но рядом жили добрые люди, которые ее многому научили, помогли познать азы деревенской жизни. А с 2004 года Валентина Александровна помогает пожилым и инвалидам, она – социальный работник. Женщина честно признается, что работа эта не из легких, но и без нее себя она уже не мыслит.

    Эта работа сделала меня добрее, терпимее и выносливее, - откровенничает В.А.Троман. – Какой-то мудрец сказал, что смех и радость – это временная анестезия сердца. Но сердце не может быть вечно под наркозом. Социальная работа – это медаль. С одной стороны медали – добрые дела, радость обслуживаемых. С другой – боль. Больно, когда уходят, те, кто стал тебе почти родным человеком. Больно, когда не можешь помочь. Но особенно больно, когда дети бросают своих престарелых родителей.

    Комогорцева Ольга трудится в Ермаковском центре социального обслуживания. О своей работе предпочла рассказать стихами:

    Социальный работник – доброты безграничье,

    Милосердной души красота и величье!

    Только сердце болит, ноют руки под вечер –

    У работника хрупкие женские плечи.

    Достается рукам этим много работы,

    Это сердце тревожат чужие заботы.

    Ольга Ефимовна признается, что за 16 лет работы полюбила свою профессию и своих подопечных, которые стали для нее родными. -- Мой долг, - говорит она, - протянуть руку помощи каждому человеку, кто в ней нуждается. Меня ждут, я им нужна и от этого на душе тепло и радостно.

    Я очень люблю свою работу, - признается Людмила Константиновна Целищева, - поэтому всегда, по любой просьбе стараюсь прибежать к своим ветеранам, которые нуждаются в моей помощи, заботе и внимании. У меня на обслуживании четверо пожилых людей. Каждый со своим характером и пониманием о жизни, непростой человеческой судьбой. За годы работы они стали мне близкими и родными. Они, в свою очередь, учат меня многому: благородству, честности, выносливости, умению решать трудные жизненные ситуации, поддерживают морально, когда на глаза наворачиваются слезы.-- Я с уверенностью могу сказать, что моя работа приносит мне положительные эмоции, радость и удовлетворение. А это значит, что я делаю нужное дело, а по-другому и не может быть.

    Когда два года назад я пришла работать в Центр социального обслуживания района, мне казалось, что я знаю об этой профессии все (моя мама восемь лет проработала социальным работником, пока не вышла на пенсию), - рассказывает о себе Оксана Александровна Гурова. Хорошо помню свой первый рабочий день, то был визит к пожилому мужчине. Он удивился не меньше меня. Его первые слова: «И как ты такая молодая будешь за мной стариком беспомощным ухаживать?» -- Это теперь моя работа», - ответила я, не понимая всей ответственности и значимости этих простых слов. С того самого дня моя жизнь круто изменилась. И когда спустя месяц дедуля скончался, я страшно переживала, как за своего родного деда. Вот так печально началась моя работа.

    В деревне нас называют по-разному, даже «службой спасения». Но, прежде всего, мы – действительно помощники, к тому же универсальные. Отправляясь утром к своим подопечным, не всегда знаешь, какую роль сегодня возьмешь на себя: няни, прачки или повара, плотника, медика или юриста, психолога, парикмахера или дипломата. Сама я все чаще и чаще думаю: если бы случай не привел меня к тому, чем занимаюсь сейчас, не сделала бы я в этой жизни чего-то самого нужного и важного. Нужного для тех, кому помогаю каждодневно. Большого и важного лично для себя. Вот так и работаем, стараясь всем миром обогреть и защитить самую главную ценность на земле – человеческую жизнь.

    Елена Николаевна Кудрявцева по образованию медик. Профессию «социальный работник» начала осваивать с 2004 года. За время работы научилась разбираться в жизни не по возрасту. -- Работа у меня самая обыкновенная, среди множества современных «глянцевых» профессий, такая неброская, с неярким, не кричащим названием «социальный работник», - говорит Елена Николаевна. - Особых секретов в моей работе нет. Всегда улыбаться! Улыбаться глазами, душой и сердцем! Помочь пожилым людям по хозяйству, похвалить за красивые грядочки, распутать петельки и связать пяточку носочка для правнука, выкатать тесто, но, главное, искренне сопереживать и заботиться о них. Их детки давно выросли и разъехались по всей стране. Приезжают редко. У них свои дела, своя жизнь, в которой, к великому сожалению, так мало места для родителей.

    Душевными собеседниками и чудесными целителями мы приходим в дома одиноких пожилых людей. Дарим им радость общения и надежду на исцеление, возвращаем веру в будущее. Сегодня всем ясно, такая служба милосердия просто необходима, потому что пожилые люди всегда будут нуждаться в нашей помощи, поддержке и заботе. Конечно, мы не заменим подопечным их детей, но сделаем их старость хоть чуточку легче, светлее и счастливее, - так считает Наталья Сергеевна Хисматуллина.

    С детства мне очень нравилось оказывать помощь слабым, больным и беспомощным, - пишет Анна Валерьевна Сныткина. Выбрав профессию социального работника, я оказываю помощь своим подопечным. Стараюсь сделать все от меня зависящее по улучшению их социальных условий жизни и быта. Мои бабушки, я их ласково так называю, мне очень дороги. Я люблю их и уважаю, знаю все их проблемы, стараюсь помочь им преодолеть житейские трудности, поддержать морально. Все это хотя бы на время помогает моим бабулям забыть о своих бедах и расслабиться.

    Сегодня невозможно представить нашу жизнь без социальной службы на дому, - рассказывает Татьяна Михайловна Мелешко. – Наша работа заключается в том, чтобы выдержать чужую боль и трагедию, в любую минуту помочь тем, кому в этой жизни сложнее всего. За день приходится прошагать не один километр по улицам села, чтобы побывать у своих подопечных, выполнить их поручения. Оказывать услуги пожилым людям – дело нелегкое. Приходится переживать различные ситуации, искренне переживать за них. Преодолеть усталость мне помогают встречи с психологом центра социального обслуживания, посещение картинной галереи и рукоделие. Моя работа – радость жизни, я там всегда, где трудно, где нужней. А жить, быть может, так и надо: немного для себя и много для людей!

    18.04.2018

    Социальная работа не только и не столько профессия, но состояние души. Некоторые ученые считают, что это призвание, которое даёт чувство причастности и преданности этой работе, без которого не возможно или очень трудно выдерживать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас не разрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытывали много потерь. Специалист по социальной работе должен эмоционально сопереживать людям, испытывать к ним сочувствие и любовь, иметь желание помочь и даже пожертвовать чем- то своим личным во имя изменения ситуации в лучшую сторону.

    Специалист по социальной работе….это профессия становится делом жизни лишь тех, кто готов самоотверженно трудится для людей, которые в силу недуга, преклонного возраста, сложившихся обстоятельств не могут обходиться без посторонней помощи. Специалист по социальной работе- это особая профессия, это люди особого душевного вклада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые придти на помощь.
    В случае трудностей, беды или горя, люди обращаются к родным, близким, друзьям и знакомым, а когда родных нет или они не могут помочь? Тогда идут к нам. Работники социальной сферы - это люди, которым некуда отступать, позади нас одиночество и отчаяние. Мы - это последняя инстанция, куда люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обращаются за помощью. Если не поможем мы, то не поможет никто. Для некоторых людей социальная помощь - последний шанс вновь начать жить, а не просто существовать. Ведь кто, если не мы?

    Хочу сказать: «Главное достояние любого государства – это люди, и их благополучие, соответственно социальная работа – эта та часть государственной политики, которая заботится о главном!».

    Специалист по социальной работе стремится делать все необходимое для того, что бы люди были счастливы, довольны своей жизнью. Отдавать тепло души - это социальная работа. Не каждый человек может выполнить ее. Для этого, нужны человеколюбие, доброта внимание и чуткость. Случается так, что прожив активную жизнь, в старости человек оказывается одинок, и единственной связующей нитью с внешним миром для него становится специалист по социальной работе.

    Я пришла работать в социальную защиту в далёком 2000году в Центр социального обслуживания населения по г. Улан-Удэ социальным работником. Работа заключалась в обслуживание одиноких граждан на дому, это продукты лекарства, уборка квартир, оплата коммунальных услуг и т.д. В Автономном учреждении социального обслуживания Республики Бурятия «Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Шанс» я работаю с февраля 2002 года в должности специалиста по социальной работе, ранее учреждение являлось Муниципальным и называлось «Дом ночного пребывания».

    АУСО РБ «РЦСА «Шанс» является полустационарным учреждением, предоставляет социальные услуги преимущественно в ночное время. Предоставление социальных услуг в учреждении подразделяется на: срочные социальные услуги и социальные услуги по индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее ИППСУ). Срочные социальные услуги предоставляются по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Советская, 1А, в перечень которых включается:

    Предоставление ночлега с отдельным койко-местом, с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены;

    Разовое горячее питание;

    Санитарно-гигиеническая обработка;

    Консультация психолога, юриста;

    Временная регистрация по месту пребывания;

    Содействие в оформлении или восстановлении паспорта, страхового медицинского полиса, ИНН, СНИЛС и т.д.;

    Устройство в стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты);

    Содействие в оформлении пенсии по возрасту или инвалидности.

    Для предоставления срочных социальных услуг имеется 31 койко-место в 6 жилых комнатах. Есть санпропускник с дезкамерой, душевая комната, сан. узлы, столовая.

    Срок непрерывного пребывания в учреждении ограничен согласно, постановления Правительства Республики Бурятия № 634, этот срок составляет не более 6 месяцев. За этот периодгражданинпроходит первичную адаптацию в общество, восстанавливает утраченные документы, устраивается на работу либо получает пенсию и, уже имея стабильный доход, переводится на социальное обслуживание по ИППСУ. На 01.04.2018г. в реестре 106 получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания из них, 29 Индивидуальных программ реализуются, 7 приостановлено, 70 прекращено.

    В мои обязанности входит социальное обслуживание получателей социальных услуг, предоставление временной регистрации, восстановление и обмен паспорта и других документов, устройство в дома-интернаты, в том числе разработка ИППСУ, обеспечение наполняемости койко-мест, сопровождение по социальным вопросам, участие в судебных заседаниях, выявление и учет нуждающихся граждан в различных видах и формах социальной поддержки, консультирование по различных вопросам социальной защиты, услугам, оказываемым в учреждении, оказание содействия в трудоустройстве, содействие в установлении группы инвалидности. В работе руководствуюсь нормативно – правовыми актами, регулирующими порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, адресной социальной помощи, услуг в отношении граждан без определенного места жительства и занятий. Имея такой большой опыт работы, я способна помочь в вопросах жизнеустройства всех бездомных, знакома практически со всеми из них.

    За пять последних лет с непосредственным моим участием учреждением обслужено 4808 чел., около 90% из них составляют мужчины, 10% - женщины. Из общего числа обслуженных 2511 человек получили социальные услуги с предоставлением возможности временного проживания, 697 из которых, с нашей помощью были трудоустроены, 267 – госпитализированы в учреждения здравоохранения, 125 – устроены в дома-интернаты. 380 гражданам были восстановлены документы. 2037 граждан получили в учреждение временную регистрацию по месту пребывания. 542 человек получили юридическую помощь. 1221 человек получили психологическую помощь.

    За время работы здесь, я поняла, что социальная работа – мое призвание, когда помогаешь в решении тех или иных проблем и вопросов нашим подопечным, особенно престарелым и инвалидам, здесь они вновь обретают дом, хоть и временный. Работаю в коллективе, где коллеги пользуются огромным уважением у наших подопечных, бесконечно благодарят нас за чуткость и терпение. В работе бывает и упадок сил и нежелание работать, от необоснованных обвинений, пьяных выходок лиц без определенного места жительства, но успокоившись, поняв, что благодарных больше, продолжаешь нести радость людям.

    Особенно в последнее время стало много обращений граждан, документированных паспортами СССР, таких обращений ежегодно составляет 3-4. Только за первый квартал 2018г. с моей помощью смогли получить впервые паспорт гражданина РФ четыре человека, что является результатом длительной целенаправленной работы. Вот от такой работы приходит удовлетворение, когда всё получается, главное иметь цель и идти вперед.

    Сегодня невозможно представить нашу жизнь без социальной работы. Моя работа – радость жизни, мы там всегда, где трудно кому то, где нужней, и думаешь, жить быть может так и надо: немного для себя и много для людей!

    МОЕ ПРИЗВАНИЕ – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

    Заведующая организационно-методическим отделением

    Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Октябрьский»

    Свое знакомство с профессией «Социальная работа» я начала в 2003 г., поступив на кафедру социальной работы и социологии гуманитарного факультета Сибирского государственного технологического университета. За время обучения в вузе, благодаря высококвалифицированным преподавателям, я получила мощную теоретическую базу, которая позволила мне, находясь еще на 4 курсе обучения, в октябре 2007 г. получить работу в должности специалиста по социальной работе в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Октябрьский», отделении профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних. В рамках деятельности специалиста данного отделения на всем протяжении своей работы я осуществляла социальный патронаж неблагополучных семей; вела обучающую, коррекционно-воспитательную работу с детьми и их родителями с целью стабилизации детско-родительских отношений; осуществляла профилактическую деятельность с родителями из социально опасных семей с целью обеспечения надлежащего исполнения ими обязанностей по воспитанию и содержанию своего ребенка; оказывала помощь в организации частичной занятости, трудоустройства детей и членов их семей; содействовала семьям в получении материальной помощи; вела работу со спонсорами и благотворительными организациями по предоставлению гуманитарной помощи малообеспеченным семьям; оказывала содействие в сборе документов для направления детей на санаторно-курортное лечение.

    Но помимо всех вышеперечисленных направлений профессиональной деятельности , наиболее близкой мне по духу стала организация досуга детей и подростков через привлечение их к клубной деятельности. Первым моим вполне самостоятельным опытом работы в этой области стала разработка программы «Хочу быть успешным », направленной на профилактику и коррекцию дезадаптивного поведения детей младшего школьного возраста. Работая в 2007 г. над составлением программы, я испытывала некоторое волнение - достаточно ли будет полученных мною за время обучения в вузе знаний для успешной работы с детьми, смогу ли я грамотно выстроить свое общение с ними, получу ли я в итоге ожидаемый положительный результат? Однако, мои усилия не пропали даром, и, набрав ребят в группу, я отметила для себя, что могу довольно успешно устанавливать контакт с ними по принципу «субъект-субъектных», партнерских отношений, постоянно «подпитывая» их интерес к занятиям через привлекательные для них формы игровой познавательной активности, использование методов направленного воображения, арт-, музыко - и сказкотерапии, ролевой игры, а также упражнений на эмоциональную релаксацию.

    В последствие выяснилось, что востребованы в моей профессиональной деятельности и некоторые приемы и навыки, которые я бы даже и не подумала, что мне когда-либо пригодятся. Это владение основами стилистики и визажа, которые я применила на практике, когда в 2009 г. организовала занятия в группе эстетико-профилактической направленности для девушек-подростков под названием «Школа красоты». К мысли о работе по данному направлению меня подтолкнуло наблюдение за девушками-подростками, которые не имеют собственного адекватного представления о том, как должна выглядеть девушка их возраста и социального статуса, зачастую ориентируясь в выборе гардероба, прически, макияжа на эмансипированные, вульгарные образы, навязываемые их сознанию западной культурой через средства массовой информации . Также есть девушки, которые просто не следят за своим внешним видом, так как их родители не уделяют должного вниманию эстетическому воспитанию своих дочерей. Такие тинейджеры не знают, каким образом должна вести себя в обществе воспитанная девушка, будущая жена и мать. В результате, в отсутствие положительного примера, зачастую происходит процесс бессознательного копирования манеры одеваться и вести себя у сверстниц, ведущих социально неодобряемый образ жизни, зачастую употребляющих алкоголь и наркотические вещества, не имеющих позитивно организованного досуга, рано начинающих вести половую жизнь. Все это в том числе побудило меня начать занятия в клубе по разработанной ранее моими коллегами программе, несколько адаптированной и доработанной мною. Главной задачей деятельности группы являлось формирование у девушек культурных, моральных и этических ценностных ориентаций, привитие концепции здорового образа жизни, а также содействие установлению благоприятного психологического климата в семьях и улучшение коммуникативных способностей в общении со сверстниками. Занятия включали обучающие мастер-классы по стилистике, визажу и бисероплетению на базе Центра детского творчества №4, а также коммуникативные тренинги, мероприятия, направленные на профилактику различного рода зависимостей, многочисленные экскурсии в учреждения культуры и спорта, тематические праздники и многое другое. Именно на данном этапе профессиональной деятельности мною был впервые опробован и в последствие неоднократно отработан на практике метод психологической диагностики личности, по результатам которого я увидела положительные изменения в манерах поведения, а также в отношении девушек к сверстницам и сверстникам, родителям. В настоящее время данная программа находится в стадии доработки. В нее уже включены такие направления, как: повышение правовой грамотности девушек посредством проведения тематических занятий в игровой форме с элементами тренинга; организация для них положительного примера в общении через встречи с интересными, успешными, авторитетными для них людьми (в частности, руководителем и организатором модельной школы «De luxe» Лыткиной Анастасией); содействие профессиональному самоопределению девушек посредством организации для них на базе учреждения занятий по дизайну ногтей, мастер-классов по плетению французских кос, технике визажа и наращивания ресниц, скрапбукингу; формирование сознательного отношения к материнству и супружеству посредством посещения центров планирования семьи , женских консультаций, просмотра и обсуждения тематических видео-роликов, проведения профилактических бесед; организация занятий по йоге и фитнесу. Вскоре эта программа сделает свои первые шаги под новым названием - «Моя прекрасная леди».

    В 2010 г., в рамках клубной работы с подростками, мне захотелось попробовать свои силы в области проведения тренингов личностного роста для полюбившейся мне возрастной категории - подростков. Так, дополнив разработанную ранее моими коллегами программу и произведя набор в группу из учащихся старших классов СОШ №72, на базе данной школы мною была организована работа клуба «Психология общения» . Занятия в группе были ориентированы на создание условий для формирования у детей стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем; расширение знаний ребят о своих чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, выработки умения управлять выражением своих чувств и эмоций; содействие формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей; создание условий для осознания подростками своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. Методами, выбранными мною для решения задач тренингов, служили групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, техника арт-терапии, приемы эмоциональной релаксации. Подросткам работать в группе очень нравилось, и они каждый раз с нетерпением ждали нового занятия, постоянно вносили свои пожелания и предложения в организацию тренингов, проявляли неподдельный интерес к обсуждаемым темам и активно проявляли себя во время их проведения.

    Вообще, вспоминая весь свой опыт работы с детьми разных возрастов, с разными проблемами, интересами, переживаниями, темпераментами, я понимаю, что получила от общения с ними только самые теплые, положительные и искренние эмоции. Когда ты своими глазами видишь, как помаленьку, от встречи к встречи, изменяется поведение и сознание ребенка, понимаешь, что труд, который ты проделываешь с ними с первого и до последнего занятия, не напрасен. Но лишь в том случае усилия принесут плоды, если ты будешь до конца честен с этим маленьким взрослым человеком, если будешь общаться с ним, как с равным, не стараясь показывать свое превосходство – в возрасте, в социальной роли, порицать его поведение или заставлять вести себя определенным образом. Мне кажется, что успеха можно ждать лишь в том случае, если создать условия для самореализации подростка, создать атмосферу доброжелательности и всегда принимать его таким, какой он есть. Тогда и он приложит все усилия, чтобы «не подвести» твоих ожиданий, осознает, на какие замечательные поступки он способен. Энергетика, исходящая от детей, - наверное, самая положительная и всегда идет из самого сердца.

    Приобретение пятилетнего опыта социально-педагогической работы с детьми разных возрастов и социальных категорий в отделении профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних позволило мне добиться и некоторого карьерного роста, благодаря которому я начала осваивать принципиально новое для себя, но не менее интересное направление работы в отрасли. С января 2012 г. я была переведена в должность заведующего организационно-методическим отделением Центра. Несомненно, в работе прибавилось много дополнительной ответственности, но одновременно появилось и много нового, увлекательного и неизученного для меня на профессиональном фронте.

    На данном этапе профессиональной деятельности оказались востребованы мои навыки в сфере разработки грантовых проектов, а также программ, ориентированных своим результатом на улучшение качественных и повышение количественных показателей деятельности учреждения.

    Кроме того, у меня появились новые должностные обязанности по организации повышения профессиональной квалификации сотрудников Центра. Как известно, любой специалист сферы социальной защиты населения должен обладать навыками как профессиональной, так и социальной компетентности. Именно исходя из наличия этих навыков, которые я научилась отслеживать и оценивать у коллег, мы стараемся подбирать индивидуальные программы обучения для каждого специалиста Центра.

    Хочется отметить, что формы профессиональной деятельности, которые я освоила в новой должности, достаточно разнообразны. В частности, одним из важных направлений работы нашего отделения является организация и проведение «круглых столов » и семинаров для сотрудников как самого учреждения, так и специалистов других центров социальной помощи семье и детям, а также субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Я считаю, что данная форма методической работы является весьма эффективным средством по обмену практическим опытом, позволяющим обсудить те затруднения, которые возникают порой у специалистов в их профессиональной деятельности, и совместными усилиями найти выход из проблемных ситуаций. Данная форма работы хороша тем, что, с одной стороны, позволяет повысить уровень теоретических знаний сотрудников, а с другой стороны, имеет очевидную прикладную направленность.

    Еще одним значимым для меня достижением за минувший год явился выпуск составленной специалистами организационно-методического отделения ресурсной карты Октябрьского района, включившей в себя информацию об учреждениях обязательного и дополнительного образования , здравоохранения, спорта, культуры, правопорядка, системы социальной защиты населения района. Я считаю, что выпуск данного информационного ресурса значительно способствовал оптимизации работы сотрудников учреждения, позволив получать необходимую для них информацию оперативно, наглядно и в необходимом для их работы объеме. Кроме того, поскольку проблема привлечения общественных организаций к сотрудничеству с нашим учреждением является весьма актуальной, составление ресурсной карты позволяет устанавливать контакты и налаживать тесное межведомственное взаимодействие с учреждениями как в рамках отрасли, так и за ее пределами. Данная форма сотрудничества наиболее полезна для расширения спектра предоставления услуг, в первую очередь, таким категориям семей, как семьи с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, и семьям, находящимся в социально опасном положении. Для детей из таких семей силами межведомственного взаимодействия обеспечивается как содержательная досуговая деятельность, так и необходимый в случае несовершеннолетних в статусе СОП социальный контроль. В качестве примера положительного результата межведомственного взаимодействия отделения с вузами можно назвать сотрудничество с нашими специалистами студентов-волонтеров Российского государственного социального университета, которые с октября 2012 г. активно участвуют в работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, находящимися под патронатом нашего учреждения.

    Поскольку одной из важнейших задач деятельности Центра является популяризация информации для населения о спектре предоставляемых услуг, еще одним новым и актуальным направлением деятельности моего отделения в 2012 г. явилось участие в разработке и последующем информационном наполнении официального интернет-сайта учреждения. Данный сайт, в ближайшей перспективе, будет содержать в себе: информацию по истории образования Центра; нормативно-правовой базе, лежащей в основе его деятельности; специфике и основных направлениях работы структурных подразделений учреждения; об услугах, предоставляемых населению; об актуальных методических разработках Центра, его акциях и проектах; статистические данные о динамике потребления услуг населением; форум, где каждый посетитель сайта сможет оставить свой отзыв о деятельности учреждения, внести в нее предложения, а также получить ответы от специалистов на интересующие его вопросы.

    На современном этапе развития института социальной работы в Красноярском крае одной из наиболее актуальных проблем, характерной для данной отрасли, на мой взгляд, является абилитация семей с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Долгое время работа с данной категорией в нашем городе и стране в целом осуществлялась преимущественно по двум направлениям – в сфере социального обеспечения, а также медико-социальной помощи. На самом же деле, потребности данной категории семей значительно шире этого спектра предоставляемых ей услуг. Дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности испытывают огромный дефицит общения со сверстниками, т. к. отстранены от всего внешнего мира, практически недоступного для них ввиду состояния здоровья. По моему мнению, решить проблему социальной изоляции детей с особенностями в развитии можно путем интеграции их в микро-сообщество здоровых сверстников – успешных и не очень, благополучных или находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Данная форма организации взаимодействия детей разных социальных категорий позволила бы успешно решить одновременно несколько стоящих перед обществом задач: во-первых, организовать досуг «трудных» подростков через привлечение их к социально одобряемой, гуманно ориентированной деятельности, воспитывая в их сознании нравственное, толерантное отношения к ребятам с дефектами в развитии, во-вторых, устранить коммуникативный барьер и изолированность детей-инвалидов от внешнего мира. Ведь, по сути, практически каждый ребенок из неблагополучных, асоциальных семей изо дня в день страдает от одиночества, чувства ущербности, ненужности своим родителям, от их холодности и безразличия к его судьбе. Такой ребенок, скорее всего, считает себя глубоко несчастным человеком. Человеком, без прошлого, настоящего и будущего. Человеком, чья жизнь уже никогда не станет лучше. И как же важно, на мой взгляд, будет для такого ребенка понять, что, на самом деле, рядом есть и другие дети, которым живется гораздо тяжелее, чем ему. И что именно он, отвергнутый и непонятый многими, в силах сделать кого-то немного счастливее в этой жизни, помочь добрым словом, поступком. Я уверена, что такое взаимодействие двух социальных категорий принесет много пользы обеим сторонам.

    Второй не менее важной по значимости проблемой в сфере социальной защиты населения я считаю вопрос о необходимости определения ребенка в замещающую семью в случае лишения его родственников родительских прав. По моему мнению, каждый ребенок из асоциальной семьи достоин лучшего будущего в своей жизни, и именно поэтому наше государство должно стремиться к стимулированию и поддержке семейных форм воспитания брошенных детей. Ведь только любящая семья способна дать ему все то, чего он был лишен, проживая с неблагополучными родителями.

    И последней, на мой взгляд, но не по значимости, проблемой в социальной сфере в настоящее время является организация продуктивной работы с подростками, освободившимися из мест лишения свободы, а также находящимися в конфликте с законом. К сожалению, ввиду дефицита кадров мужского пола в сфере социальной защиты населения по причине сравнительно невысокой заработной платы , результативность работы с данной категорией несовершеннолетних невелика. А ведь именно крепкая сила мужского характера в большинстве случаев способна оказать более значительное влияние на мировоззрение такой категории подростков, нежели более мягкая по своей природе женская энергетика. Решение данной проблемы, как мне кажется, можно найти через привлечение к работе с такими детьми мужчин-волонтеров, наладив более тесное межведомственное сотрудничество с организациями, готовыми пойти навстречу учреждениям социальной сферы и оказать ей посильное содействие в данном вопросе.

    Я считаю, что в нашей стране и в городе, в частности, социальная защита играет огромную роль в жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты, нашедшие свое призвание в этой отрасли – люди с огромным сердцем, сильным чувством морального долга и высокой социальной ответственностью, протягивающие руку помощи людям в периоды их жизненного кризиса. Меня очень впечатлил проект главы города, в рамках которого запущено такое важное направление социальной политики, как создание в Красноярске условий для развития самостоятельности, приобретения трудовых навыков, социализации подростков с инвалидностью посредством создания для них специализированных трудовых отрядов. Наше учреждение принимает активное участие в работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности и находит целесообразным привлечение в трудовые отряды для детей-инвалидов и здоровых детей - с целью снятия коммуникативного барьера и более успешной социализации последних.

    Лично для меня выбранная мною профессия является неотъемлемой частью жизни, моего внутреннего мира. Я знаю, что каждый день я помогаю людям в решении их проблем, оказываю поддержку в трудные для них периоды. Ведь для того, чтобы подарить немного радостных моментов семьям, не требуется каких-то особых финансовых или трудовых затрат, а эмоциональная отдача от них и вовсе бесценна. В моей работе присутствует много творческих моментов, встреч с интересными людьми, новых знакомств. Я очень люблю свой коллектив, этих светлых, добрых, отзывчивых людей. И я действительно рада, что судьба свела меня именно с этой профессией - профессией с большой буквы - Социальная работа!

    Традиционный конкурс на звание лучшего социального работника года, состоявшийся в зале ДЮСЭЦ 9 декабря, все присутствующие единодушно оценили как самый удачный и яркий среди мероприятий такого рода. Конкурс выявил тенденцию к омоложению состава социальных работников в районе, развенчал некоторые укоренившиеся стереотипы, дал богатую пищу для выводов. Так, абсолютное большинство конкурсанток, а это Екатерина Гладковская (г. Белоозерск), Галина Денисюк (аг. Междулесье), Светлана Ментуз (г. Белоозерск), Надежда Сухоцкая (д. Светоч), Ирина Шиманская (д. Пешки), Екатерина Шмат (г. Береза) (на фото справа налево), вопреки укоренившемуся мнению, что в социальные работники идут люди среднего и старшего возраста, – молодые женщины. Опять же, вопреки стереотипу, эти женщины пришли в профессию не потому, что не были трудоустроены, не от безысходности. Многие счастливы в своих семьях, состоялись как матери, живут полной разносторонней жизнью, так что на стезю социальной работы их привело не одиночество или жажда деятельности – общения, как и работы у них хватает.То есть многие идут на эту нелегкую, хлопотную и, в общем, нервную работу по призванию, иначе говоря, в обществе растет градус милосердия и сострадания. Открывая конкурс, начальник управления по труду, занятости и социальной защите населения М.Н. Толкун поблагодарила всех соцработников района, а это сегодня 186 человек, за труд по уходу за пожилыми людьми. Это сложная категория, и к каждому нужен индивидуальный подход, а еще – терпение, умение понять другого, раскрыть его лучшие качества и просто обласкать, помочь.Доброта, чуткость, нежность – самые важные качества социального работника, помимо желания помогать и, конечно, выносливости. Маргарита Николаевна возглавила жюри, которое должно было по пятибалльной системе (за каждый конкурс) оценить выступления претенденток. Судейские роли на себя примерили директор ГУ «Березовский ТЦСОН» И.Н. Фомко и председатель райкома профсоюза работников госучреждений Е.А. Карпук, а также представители СМИ района, в том числе автор этой заметки. «Мое призвание – социальная работа» – так назывался первый конкурс-презентация с комментариями участника. Екатерина Гладковская в этом туре прочитала стихи собственного сочинения, посвященные своим обслуживаемым, и продемонстрировала слайд-шоу, посвященное красивой старости, полной оптимизма и радости. Галина Денисюк, тринадцать лет проработавшая соцработником (кстати, прошлогодний победитель конкурса), проникновенно рассказала об особенностях ухода за пожилыми людьми и общения с ними, охарактеризовав своих подопечных и сопроводив рассказ подробнейшей видеопрезентацией своей работы, наложенной на музыку, соответствующую видеоряду. – Старость надвигается быстро, и люди, которые недавно могли общаться в кругу ровесников, остаются одинокими в стенах своих домов и ждут нашего внимания, милосердия, помощи, которые мы обязаны им дать, – сказала Галина Ивановна, подчеркнув, что каждый человек достоин помощи и уважения и к каждому, не секрет, нужен свой особый подход. Светлана Ментуз также порадовала членов жюри и участников стихотворными строками собственного сочинения. Образно и интересно рассказала о своем призвании Екатерина Шмат. А самая юная и хрупкая участница конкурса Ирина Шиманская в своем рассказе и видеопоказе собственных будней соцработника взяла такую высокую ноту искренности, что у многих сидящих в зале глаза наполнились слезами… И все же самое сильное впечатление (и горячее единодушие жюри) оставила презентация Надежды Сухоцкой, с такой сердечностью рассказавшей о своих девятерых обслуживаемых, так прочитавшей замечательные стихи и исполнившей песню «Желаю вам», что никто не остался равнодушным. А когда эта стройная и молодая мама троих детей озвучила, что пришла на этот путь не только по зову сердца, но и по примеру своей матери, двадцать лет отработавшей соцработником, симпатии к ней еще больше возросли. Во втором, теоретическом, конкурсе «Профессионал своего дела» все участницы показали безупречные знания, получив каждая максимальный балл; а третий конкурс «Вдохновение» открыл перед ними практически неограниченные горизонты свободы творчества: демонстрировать свои таланты, увлеченность и плоды рукоделия можно было в любом жанре, то есть была прекрасная возможность показать себя во всей красе и заработать высокие баллы. И участницы проявили здесь не только творческие таланты и трудолюбие, но и оригинальность: все были индивидуальны и не повторяли друг друга. Плюс была проявлена огромная воля к победе. Изумительной красоты шапка, связанная Екатериной Гладковской, деревья из бисера Галины Денисюк, ваза из газетных трубочек с выпечкой Светланы Ментуз, еврейская коврижка Екатерины Шмат, кофейный цветок Ирины Шиманской и, конечно, сказочный торт-избушка Надежды Сухоцкой – от всего этого и многого другого, представленного участницами, просто разбегались глаза!После горячего обсуждения (судить было нелегко) первое место жюри присудило Надежде Сухоцкой (90 баллов), на втором оказалась Галина Денисюк (89) и на третьем месте Ирина Шиманская (88). К ним обратил главные слова поздравления Игорь Николаевич Фомко, вручая победительницам ценные подарки. Остальные участницы также удостоились поздравления и подарков. Нельзя не сказать и о другом украшении конкурса, сделавшем его настоящим праздником. Это концертные номера в исполнении артистов Светочского СДК (написать «самодеятельных» не поворачивается рука!). Директор и художественный руководитель Дома культуры Лариса Ющик, Александр Гладько и Ирина Юркевич не просто хорошо спели много отличных песен – уровень вокала и артистизма, умение контактировать с аудиторией и создавать атмосферу радости, задушевности и счастья ставят их в ряд настоящих артистов. Благодарные зрители и слушатели устроили им громкую овацию с криками «Браво!».К достоинствам действия, несомненно, относится и профессионализм ведущих – психолога ГУ «Березовский ТЦСОН» А.И. Ополько и инспектора С.Н. Здасюк. Конкурс удался, оставив не только победителей, но и прекрасное предновогоднее настроение. Так держать, территориальный центр! Фото Степана ТЮШКЕВИЧА.