Гилельс эмиль григорьевич биография. Эмиль Гилельс – музыкальное воплощение мужества

Пианист, педагог.

Родился 6 октября 1916 года в Одессе. Музыкальную одарённость проявил очень рано: в возрасте 4-5 лет пробовал воспроизвести на рояле всё услышанное. Систематические занятия музыкой начал в 1922 году на Одесских музыкальных курсах. В 8 лет, выступая в концертах, поражал лёгкостью игры и уверенностью, чёткостью ритма. Необыкновенный талант юного пианиста отмечали А. Т. Гречанинов и К. Ф. Данькевич. С 13 лет продолжил обучение в Одесской консерватории у Б. М. Рейнгбальд (1930-35). Впоследствии считал её своим основным педагогом, называл «Учителем с Большой буквы». В 1932 году впервые играл в Московской консерватории. В 1933 году одержал победу на 1-м Всесоюзнном конкурсе музыкантов-исполнителей и выдвинулся в ряды ведущих пианистов страны. Его игру высоко оценили Д. Б. Кабалевский, Я. В. Флиер (считал Гилельса пианистом мирового класса), М. И. Гринберг. В 1935-38 годах совершенствовался в Школе высшего художественного мастерства при Московской консерватории, у Г. Г. Нейгауза. Несмотря на значительные различия в характере дарований и взглядах на искусство, Нейгауз оказал заметное влияние на Гилельса.

Успешно выступив на международных конкурсах пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (1938,1-я премия), начал активно гастролировать за рубежом (ранее концертировал в СССР). Игра Гилельса поражала слушателей мужественной цельностью, захватывающей виртуозностью, красотой фортепианного звучания, особой энергетической силой. С годами искусство пианиста, сохраняя эти черты, постепенно развивалось. Его обширный репертуар включал музыку от эпохи барокко до современности (за исключением произведений И. С. Баха, которые сравнительно редко были представлены в концертных программах Гилельса). Любил играть циклы сочинений, в том числе, «Развитие фортепианной сонаты» Л. ван Бетховена, записал все Концерты для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Его трактовка фортепианных сонат и концертов В. А. Моцарта, фортепианных концертов Л ван Бетховена, И. Брамса и П. И. Чайковского стали классикой мирового исполнительского искусства. Многие произведения записывались на грампластинки неоднократно — в разные периоды творчества (запись всех фортепианных сонат и вариационных циклов Бетховена не была закончена из-за смерти Гилельса). Первый исполнитель сочинений С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, М. С. Вайнберга. Выступал в дуэтах с Я. И. Заком, Е. Э. Гилелъс, Елиз. Г. Гилельс и Л. Б. Коганом, в трио с Коганом и М. Л. Ростраповичем или С. Н. Кнушевицким, с Квартетом им. Бетховена и Амадеус-квартетом. В последнее десятилетие жизни в его манере появились новые черты — трагизм, философичность, созерцательная лирика. Много играл И. Брамса и Р. Шумана.

К педагогической деятельности относился своеобразно: «Когда я преподаю, то преподаю как музыкант-исполнитель: сопереживаю с учеником. Если в его игре меня что-то не удовлетворяет, я нервничаю, сгораю. Настоящий педагог — педагог по профессии — мудрее меня: ему не нужно думать о концертном репертуаре, не нужно иметь его всегда наготове. Он занят только учениками, может часами возиться с ними, доделывая сочинения технически и эмоционально. Если учитель хороший, он этим довольствуется» (Цит. по: Баренбойм Л. А. С. 148). Вместе с тем в фортепианной педагогике достиг многого. В 1938-76 годах преподавал в Московской консерватории, воспитав таких пианистов, как В. Афанасьев, И. Жуков, О. Иванов, М. Мдивани. От учеников требовал точности, чистоты, продуманности исполнения. Любил сравнивать пианиста с хирургом, который на эстраде «отвечает за жизнь художественного произведения» (Смирнов М. А. С. 171). Существенное внимание уделял работе над гаммами и арпеджио, считая её «тем хлебом, который нужно есть каждый день» (Там же. С. 163). Для развития техники часто использовал упражнения Брамса. Широко прибегая на уроках к методу показа, демонстрировал студентам, главным образом, не те произведения, которые они играли, а контрастные или сходные с ними по характеру. При разучивании новых сочинений использовал медленный, «рабочий», темп, позволяющий контролировать слухом каждую ноту и каждую музыкальную линию. Влияние Гилельса на учеников было огромным. Гилельс — автор статей и воспоминаний.

Был председателем жюри Международного конкурса пианистов им. П. И. Чайковского (1958,1962,1966,1970), член жюри международных конкурсов им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель) и им. М. Лонг—Ж. Тибо (Париж). Почётный член Лондонской Королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии им. Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1980). Награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Ленинской (1962) и Сталинской (1946) премии. Герой Социалистического Труда (1976).

Его сестра — Елиз. Г. Гилельс, дочь — Е. Э. Гилельс.

19 октября 1916 года родился Эмиль Гилельс, советский пианист и музыкальный педагог. Репертуар музыканта охватывал фортепианные произведения от эпохи Барокко до музыки XX века. Он неоднократно исполнял и записывал фортепианные концерты Бетховена, но так и не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат.

Игру пианиста отличали тонкое чувство стиля, безупречная техника, яркость и сила исполнения.

Особыми достижениями музыканта были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Вайнберга.

Биография

Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Отец, Григорий Григорьевич Гилельс, работал бухгалтером на сахарной фабрике, а мать, Эсфирь Самойловна Замощина , была домохозяйкой.

Играть на фортепиано Эмиль начал в возрасте пяти с половиной лет на Одесских музыкальных курсах. Быстро добившись значительных успехов, впервые выступил на публике с сольным концертом в мае 1929 года в Одессе, исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и других композиторов.

Окончил Одесский музыкально-театральный техникум и в 1930 году поступил в Одесский музыкально-драматический институт им. Л. ван Бетховена (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой).

В 1931 году участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов в Харькове.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР.

В 1935 году окончил Одесскую консерваторию.

В 1935-1938 годах совершенствовался в Школе высшего мастерства при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у Г. Г. Нейгауза . Стал солистом Московской государственной филармонии.

В 1936 году занял 2-е место на Международном конкурсе пианистов в Вене. Вернувшись в Москву, начал преподавать в консерватории в качестве ассистента у Г. Нейгауза.

С 1938 года по 1974 год преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

В годы войны участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде.

В 1945 году выступил в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

После окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.

В 1945 году впервые выступил с концертами за рубежом, гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Австрии, Венгрии, Англии, США, Японии, Польше, странах Скандинавии и др.

В 1954 году первым из советских музыкантов выступил в зале «Плейель» в Париже.

В 1955 году стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где исполнил Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского и Третий концерт С. В. Рахманинова с Филадельфийским оркестром.

Был членом жюри крупнейших международных исполнительских соревнований.

В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт. Последнее выступление пианиста состоялось в сентябре 1985 года в Хельсинки. Умер 14 октября 1985 года от приступа диабета. В его смерти обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь.

Гилельс похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Эмиль Гилельс. Фото: РИА Новости / Давид Шоломович

Семейное положение

Был дважды женат. Дочь — Елена Эмильевна Гилельс (1948-1996) — пианистка, заслуженная артистка РСФСР.

Награды и звания

  • 1-я премия 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933)
  • 2-я премия Международного конкурса пианистов в Вене (1936)
  • 1-я премия Международного конкурса имени Изаи в Брюсселе (1938)
  • Герой Социалистического Труда (1976)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Сталинская премия первой степени (1946)
  • Ленинская премия (1962)
  • Три ордена Ленина (1961, 1966, 1976)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1946)
  • Орден Дружбы народов
  • Орден «Знак Почета» (1937)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Орден Искусств и литературы (1967, Франция)
  • Орден Леопольда I (1968, Бельгия)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Золотая медаль Парижа
  • Премия Роберта Шумана (1973, ГДР)
  • Брамсовская медаль (Гамбург, 1973)
  • Почётный член Лондонской королевской академии музыки (1969)
  • Почётный профессор Музыкальной академии Ф. Листа (Будапешт, 1970)
  • Почётный академик Национальной академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1980)

Один из величайших пианистов ХХ века.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Народный артист СССР (1954).

Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте пяти с половиной лет, его первым педагогом был Яков Ткач. Быстро добившись значительных успехов, впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Берты Рейнгбальд (по классу специальной гармонии занимался у профессора Н. Н. Вилинского), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с Артуром Рубинштейном, который одобрительно отзывается об его исполнении.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935 году, поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Якову Флиеру, а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.

В годы войны участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 г. дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс (1919-2008), а также с Яковом Заком. В 1950 году сформировал фортепианное трио вместе с Леонидом Коганом (скрипка) и Мстиславом Ростроповичем (виолончель), а в 1945 - впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1954 г. первым из советских музыкантов выступил в зале "Плейель" в Париже. В 1955 г. пианист стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где он исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960-1970-х годах был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление состоялось в сентябре 1985 г. в Хельсинки.

С 1938 по 1974 год преподавал в Московской консерватории (с 1952 - профессор), среди его учеников наиболее известны Марина Мдивани, Валерий Афанасьев, Игорь Жуков и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёх Международных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

Умер 14 октября 1985 года в Кремлевской больнице от приступа диабета. Смерть его была неожиданной, в ней обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Невероятно талантливый пианист Эмиль Гилельс, музыкант и виртуоз, человек столетия, непревзойденный мастер

Советская эпоха – один из величайших и совсем недавних периодов истории России, ее принято хвалить, ее принято критиковать, отзываться с ненавистью или ностальгией, не принято только быть к ней безучастным.

Это были тяжелые годы, годы непрерывной борьбы, великих свершений, грандиозных идей и страшных трагедий, за семьдесят лет советский народ пережил столько, сколько иные нации не смогли бы изведать и за несколько столетий.

За краткое время из пепла гражданской войны и революции было построено новое государство, создана небывалая ранее идеология, воплощена в жизнь новая культура. Это было время силы, мужества, невероятной динамики и энергии.

Нашла советская эпоха свое воплощение и в музыке, одним из «герольдов» ее «звучания» был невероятно талантливый пианист Эмиль Гилельс , музыкант и виртуоз, человек столетия, непревзойденный мастер, игра которого вобрала в себя все лучшее, что было в «советском» звучании классики.

Каждый великий пианист, как и каждый великий композитор, имеет собственное звучание, характерный почерк, который делает его непохожим на всех остальных. Техника, манера исполнения, вдохновение, виртуозность – все эти качества исходят во многом из характера пианиста, его жизненных взглядов и предпочтений.

«Чудак» Гленн Гульд видел в музыке невыразимо глубокое духовное начало, которое стремился донести слушателю. Дьердь Циффра – человек тяжелейшей судьбы, будто борясь против невзгод, играл невероятно радостно, светло, помогая своей музыкой и другим находить силы пережить жизненные потрясения.

Алексей Султанов славился «инфернальным» исполнением, пронизывающим зрителя до костей.

А Эмиль Гилельс – человек серьезный, сдержанный, сильный, воплощал игру суровую, динамичную, мужественную, полную ярких красок, игру, будто становившуюся призывом жить и бороться.

Возможно, музыка Гилельса производила такое сильное впечатление в том числе и из-за поведения самого виртуоза: Эмиль всегда был суров, сдержан, абсолютно невозмутим. Он будто знал, что полностью контролирует ситуацию, его образ и его игра действовали в слаженном тандеме, производя неизгладимое впечатление на зрителя.

«Миля Гилельс является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры», – заметил Я. И. Ткач о своем юном ученике, когда тому было всего только тринадцать.

Эмиль Гилельс был не только выдающимся виртуозом, обладавшим чуть ли не лучшей техникой среди советских музыкантов, а то и музыкантов всего мира своего периода, он в равной степени был великолепным музыкантом, способным подавать классику в присущей только ему одному строгой, но впечатляющей манере.

«Первое, что отличает Гилельса, это мужественность и волевая напряженность игры. Исполнение его совершенно чуждо сентиментальности, манерности, изнеженности. Художественное мышление Гилельса не знает экзальтации и вычурности. Во всем ощущается избыток здоровой энергии, естественно изливающейся из его натуры… Это искусство реалистическое, жизнеутверждающее, искусство крупного плана, энергичных линий и красок», – так высказывался об игре Эмиля другой известный виртуоз Яков Мильштейн.

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить, творить, созидать, искать и утверждать свое место в жизни.

Такая манера исполнения не потеряла своей актуальности и сейчас, когда существует множество направлений музыки, преследующих тот же эффект. Как ни странно, игра Гилельса вполне могла бы превзойти современные техно, RnB, дабстеп и прочие «энергичные» направления музыки именно способностью дать человеку волю к жизни, внутреннюю силу и энергию.

К счастью, наследие Гилельса сохранилось в записях концертов, студийных пластинках, в виде сотен материалов, перенесенных на современные носители и, следовательно, доступных для тех, кто хочет знать, как выглядит по-настоящему мужественная музыка.

Баловень судьбы

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 6 октября 1916 года, застав закат Российской империи, зарю революции и немного предвосхитив советскую эпоху, подарившую ему всемирную славу.

Эмиль происходил из еврейской семьи: отец Григорий был рабочим, мать Эсфирь посвящала себя заботе о семье и доме. Как друзья, так и биографы Гилельса замечают, что он получил достаточно хорошее, но крайне суровое воспитание, родители его были людьми довольно жесткими, что, несомненно, отразилось и на характере музыканта.

Рано ощутив страсть к музыке и любовь к сцене, маленький Эмиль даже сподвигал детей из соседних дворов разыгрывать театральные представления по написанным им пьесам.

Еще до завершения обучения Гилельс стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов

Первым учителем музыки Гилельса был Я. И. Ткач, благодаря урокам которого уже к 13 годам Миля сумел блеснуть своими талантами на публике, дав концерт, завершившийся бурными овациями.

Затем была Одесская консерватория, куда примерно в те же годы вопреки стараниям отца – преподавателя музыки так и не поступил своенравный , также живший в Одессе.

А технического совершенства молодому виртуозу помог добиться уже в Москве легендарный Генрих Нейгауз, и тут стоит опять упомянуть Святослава Рихтера, ибо, несмотря на все выдающиеся успехи Гилельса, именно Рихтера – «строптивого» пианиста – Генрих Густавович называл своим любимым учеником.

С другой стороны, талантами Гилельса восхищался сам , познакомившийся с виртуозом во время учебы того в Одессе.

Еще до завершения обучения Гилельс прославился как вдохновенный интерпретатор и яркий музыкант, он стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов, а затем сумел выиграть несколько престижных европейских конкурсов. А дальше были только слава, успех, признание и яркая линия жизни пианиста, пронизавшая всю Советскую Эпоху.

Жены и возлюбленные

Казалось бы, суровый и сдержанный, Гилельс вряд ли мог особенно ярко проявлять свои чувства. Однако его жизненная история обозначена яркими моментами, связанными с женщинами.

Не обошлось и без трагедий – первая жена маэстро пианистка Роза Тамаркина, с которой его свели военные годы, когда Гилельс много выступал по СССР (в том числе в блокадном Ленинграде), рано ушла из жизни, оставив музыканта, не миновавшего порог тридцати лет, вдовцом.

Эмиль Гилельс ушел из жизни в 1986 году, но остался самым талантливым и почитаемым музыкантом страны

В суровые военные годы случился и бурный роман Гилельса с Боней Гиршберг – латвийской еврейкой, коммунисткой, успевшей отсидеть срок за активную политическую работу и потерявшей почти всю семью в фашистских лагерях.

Боня и Эмиль встретились во время визита виртуоза в Киров, где эмигрантка, почти не знавшая русского, работала медсестрой в чине младшего лейтенанта. Между ними разгорелось горячее чувство, продлившееся несколько лет и затронувшее не только этих двоих, но и большинство известных музыкантов того времени, через которых Эмиль передавал свои чувственные и вдохновенные письма Боне.

Свадьбы не вышло – Гиршберг «испугалась» тяжелого нрава пианиста и не смогла связать с ним свою жизнь, она вышла за военного хирурга, с которым счастливо провела остаток жизни. А Гилельс не менее счастливо связал свою жизнь с поэтессой и восторженной почитательницей его таланта Фаризет Хуцистовой, сумевшей оставить нам потрясающе систематизированный архив из более чем 11 тысяч документов о жизни Гилельса.

Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1986 года в Москве, пережив от а до я всю великую советскую эпоху, но, наверное к счастью, не увидев распада страны. Он был любимцем Сталина, Хрущева, Брежнева, самым талантливым и почитаемым музыкантом страны.

ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич (19.Х 1916- 14.Х 1985)

нар. арт. СССР (1954), лауреат Гос. (1946) и Ленинской (1962) премий, Герой Социалистического Труда (1976)

Эмиль Григорьевич не любил давать интервью, редко выступал в печати. Может быть, только однажды вспомнил он о далекой одесской поре. "В детстве я мало спал. Ночью, когда уже все стихало, я доставал из-под подушки папину линейку и начинал дирижировать. Маленькая темная детская превращалась в ослепительный концертный зал. Стоя на эстраде, я чувствовал сзади себя дыхание огромной толпы, впереди в ожидании замер оркестр. Я поднимаю дирижерскую палочку, и воздух наполняется прекрасными звуками. Звуки льются сильней и сильней. Форте, фортиссимо!

Но тут обычно приоткрывалась дверь, и встревоженная мать прерывала концерт на самом интересном месте; - Ты опять размахиваешь руками и поешь по ночам вместо того, чтобы спать? Ты опять взял линейку? Сейчас же отдай и усни через две минуты! Днем у меня тоже были важные дела. Я написал пьесу о человеке, который хочет учиться музыке и стать знаменитостью.

Премьера этой пьесы состоялась в парадном нашего дома. В спектакле были заняты все ребятишки с нашего двора. Декорации и художественное оформление состояло из ковриков, тайком унесенных из дому. Я играл главную роль музыканта и умудрялся одновременно быть суфлером.

Мои детские мысли были всецело поглощены музыкой".

Его мечта осуществилась, быть может раньше, чем он ожидал.

Впечатления очевидца: "В переполненном до отказа Большом зале Московской консерватории царило всеобщее волнение. После исполненной Гилельсом фантазии на тему „Свадьба Фигаро" Моцарта - Листа весь зал встал. Незнакомые люди подходили друг к другу, обменивались восторженными возгласами и даже вступали в ожесточенные споры по поводу недостаточных, по их мнению, похвал, расточаемых по адресу Э. Гилельса. Глядя на этот жужжащий, жестикулирующий людской рой, можно было сразу и безошибочно определить, что произошло большое, радостное событие. Юноша стоял лицом к публике и раскланивался так же спокойно, как он за минуту до этого сидел за роялем и извлекал из него непостижимые звучания. Вообще, самым замечательным свойством внешнего поведения виртуоза является его полная невозмутимость. Это не наигранное спокойствие, а естественное состояние, диктуемое физическим и психическим здоровьем и огромным эстрадным талантом".

Да, А. Альшванг оказался абсолютно прав: московская аудитория, присутствовавшая на прослушиваниях Всесоюзного конкурса 1933 года, стала свидетелем рождения одной из ведущих фигур исполнительского искусства XX века.

Будущий победитель соревнования приехал в Москву из Одессы, где в 13-летнем возрасте дал первый самостоятельный концерт. Учитель совсем еще юного пианиста Я. И, Ткач чрезвычайно проницательно оценил возможности своего питомца: "Миля Гилельс является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры". Истинно так; он родился, чтобы стать пианистом. И в дальнейшем неоднократно отмечалась удивительная органичность его игры, какое-то внутреннее единение с клавиатурой, с инструментом. Все это требовало бережного отношения, упорной работы под руководством опытного педагога. Таким педагогом для Гилельса стала в Одесской консерватории Б. М. Рейнгбальд. Значительно позднее выдающийся артист писа.л: "...справедливость требует сказать, что истинным моим музыкальным воспитателем была Берта Михайловна... Это был человек большой культуры... Обладая психической чуткостью, она умела выявить сильные стороны учеников и пробудить в них стремление раскрыть лучшие свои черты".

Разумеется, как и всякий великий артист, Гилельс развивался с годами, обогащал свой внутренний мир, открывав и для себя и для людей все новые и новые страницы музыкальной сокровищницы. Однако уже на пороге зрелости он представлял собой натуру чрезвычайно цельную в художественном отношении. "Я абсолютно убежден,- говорил Я. Флиер, поздравляя своего коллегу с 60-летием,- что уже в 16 лет Гилельс был пианистом мирового класса. Неоднократно возвращаюсь к такой мысли: насколько же глухи и недальновидны оказались некоторые критики и биографы Гилельса, воспринявшие его только как фантастического виртуоза, „просмотревшие" (а вернее, „прослушавшие") в нем еще и потрясающего музыканта... Искусство Гилельса уже в молодости являло собою редчайший сплав художественного интеллекта, творческого воображения, природного пианизма, отличного чувства формы и стиля... Для меня исполнительский путь Эмиля Григорьевича - единый монолит".

Несмотря на ошеломляющее начало, становление Гилельса-художника происходило в целом с фундаментальной последовательностью. Важную роль в этом процессе сыграли годы совершенствования у Г. Г. Нейгауза в высшей школе художественного мастерства (нынешней ассистентуре-стажировке) Московской консерватории (1935-1938), В этот период к молодому пианисту приходит мировая известность. Вслед за второй премией Венского конкурса (1936) триумфальная победа на Международном конкурсе имени Э. Изаи в Брюсселе (1938). С тех пор - десятилетия неустанной концертной деятельности по всему миру, приведшие Гилельса в число крупнейших пианистов современности.

Кратко охарактеризовать наиболее показательные особенности творческого облика большого и многогранного художника (а именно таков Гилельс) чрезвычайно сложно. В немалой степени справедлив один из тонких парадоксов Спинозы: "Определить - значит ограничить". И все-таки можно согласиться с Я. Мильштейном, когда он пишет: "Первое, что отличает Гилельса,- это мужественность и волевая напряженность игры. Исполнение его совершенно чуждо сентиментальности, манерности, изнеженности. Мужественность покоряет у Гилельса не только в местах подъема, но и в сумрачных, меланхоличных эпизодах, всегда у него несколько суровых и нарочито сдержанных. Художественное мышление Гилельса не знает экзальтации и вычурности. Во всем ощущается избыток здоровой энергии, естественно изливающейся из его натуры... Это искусство реалистическое, жизнеутверждающее, искусство крупного плана, энергичных линий и красок".

Приведенное наблюдение относится к 1948 году, когда за плечами артиста остались не только светлая юность, но и суровые годы войны, выступления перед фронтовиками в осажденном Ленинграде, первые зарубежные гастроли. Почти через десять лет Г. Коган как бы продолжает цитированный отрывок: "Гилельс- весь земной, весь на земле. Неудержимая сила жизни победно ликует в игре пианиста, расплескивается из-под его пальцев, насыщая электричеством зал: слушатели словно молодеют, их глаза блестят, кровь быстрее обращается в жилах. Стихия артиста - могучие динамические нарастания, музыка мужественная и мощная. Рояль звучит у него на редкость плотно, массивно, „весомо"".

Середина 50-х годов - это уже пора всемирного признания артиста, которому довелось одним из первых представлять советское пианистическое искусство на эстрадах многих стран, в том числе и Соединенных Штатов Америки.

И, наконец, еще одна характеристика, подкрепляющая предыдущие. И. Попов в 1970 году писал: "По эмоциональной наполненности, по властной императивности музыкальной речи его творческий почерк напоминает трактовку музыкальных произведений крупнейшими дирижерами современности. Ничего внешнего, никаких звуковых рамплиссажей, никаких нарочитых эффектов, общих мест. Каждая фраза звучит ярко, впечатляюще. Все детали вылеплены скульптурно, и в то же время все они соотнесены с целым, служат выявлению основной музыкально-драматургической концепции сочинения... Исполнительские концепции пианиста всегда поразительно просты. Но это - высшая простота, которая диаметрально противоположна примитивности и является ее антиподом... Нет ничего сложнее в искусстве, чем достичь этой высокой простоты, этих вершин мастерства, с которых открываются необозримые образные дали". Итак, казалось бы, артистическое кредо Гилельса не претерпело за долгие годы сколько-нибудь значительных изменений. Нет, лишь поверхностное представление заставит сделать такой вывод. Все упомянутые черты действительно составляли фундамент художественных построений пианиста. И вполне естественно, что он по праву завоевал репутацию великолепного истолкователя бетховенского творчества. Перечитайте еще раз приведенные высказывания, и вам станет ясно, насколько общая направленность гилельсовского искусства соответствует содержанию многих творений Бетховена, и в частности его пяти фортепианных концертов, интерпретация которых стала одним из самых выдающихся достижений зрелого Гилельса. К бетховенским циклам артиста привел долгий путь, на котором он осваивал всевозможные репертуарные сферы - от виртуозности фантазий и рапсодий Листа до глубокой сосредоточенности Шуберта или Брамса.

Критикам Гилельс принес немало хлопот. Зачислив пианиста в ряды выдающихся "бетховенистов", они подчас исключали, например, Моцарта из гилельсовских "владений". Позднее моцартовские программы артиста вызывали самые восторженные отклики. То же самое с Шопеном. Один из рецензентов замечал в 1972 году, что просто трудно было узнать "собранного и дисциплинированного Гилельса", когда он, исполняя Первую балладу Шопена, находился "в состоянии экстатического неистовства". Гилельс и сам заметил как-то, что любит "сопротивление материала". И всегда его преодолевал...

Репертуар пианиста, разумеется, огромен, и невозможно здесь даже бегло коснуться всех его сторон. Тем не менее следует указать на особый интерес Гилельса к русской классике. Всем известна поистине эталонная интерпретация Первого концерта Чайковского. Однако Гилельс выступал убежденным пропагандистом и двух других концертов великого композитора. Чрезвычайно значительна роль артиста также в "реабилитации" фортепианного наследия Метнера. Трудно преувеличить заслуги Гилельса и перед советской музыкой. В его Программах мы находим крупные сочинения Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, М. Вайнберга, А. Бабаджаняна и, конечно, С. Прокофьева. Восьмая соната С. Прокофьева была исполнена Гилельсом впервые.

Многообразна артистическая и музыкально-общественная деятельность Гилельса. В 40-50-е годы он уделял значительное внимание ансамблевому исполнительству, выступая в инструментальных дуэтах разного состава, трио, совместно с квартетом имени Бетховена. Можно сказать, "знаком качества" отмечены записи артиста на пластинки; среди последних, может быть, в первую очередь следует выделить запись всех пяти концертов Бетховена в сопровождении оркестра под управлением американского дирижера Д. Сэлла.

С 1938 года Гилельс преподавал в Московской консерватории, а с 1952 - являлся ее профессором. Среди его учеников - лауреаты международных конкурсов И. Жуков, М. Мдивани и другие.

Эмиль Гилельс пользовался высочайшим авторитетом в музыкальном мире. Его постоянно приглашали в жюри крупнейших исполнительских соревнований (Париж, Брюссель и др.). Именно он возглавлял пианистическое жюри первых четырех международных конкурсов имени Чайковского. Гилельс был избран почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне (1967), почетным профессором Будапештской консерватории (1968) и почетным академиком римской академии "Санта Чечилия" (1980), удостоен золотой медали города Парижа (1967), бельгийского ордена Леопольда I (1968) и многих других высоких наград.

Около полувека встречались любители музыки с Эмилем Гилельсом. Но вряд ли кто-нибудь мог утверждать, что ему уже все известно в палитре замечательного пианиста. Каждый его концерт был открытием новых миров в сфере художественной мысли. "Среди наших артистов, находящихся в зените славы и творческой зрелости,- писал Г. Шохман в журнале "Музыкальная жизнь",- Гилельса отличает, пожалуй. наибольшая динамичность: в его искусстве все время происходят какие-то перемены, и, помимо заранее предвкушаемого, „гарантированного именем и прошлыми встречами, на концертах писниста нередко сталкиваешься с неожиданными и порой даже ошеломляющими свидетельствами напряженной, можно сказать, взрывчатой внутренней духовной жизни художника". Вот почему так уместно будет в заключение вспомнить в применении к Гилельсу, перефразируя пушкинскую строчку о Россини, который был "вечно тот же, вечно новый"...

Л и т.: Дельсон В. Эмиль Гилельс.- М., 1959; Рабинович Д. Портреты пианистов.-М., 1970; Хентова С. Эмиль Гилельс.- М., 1967; Лауреаты Ленинской премии. Сб.- М., 1970; Гордость советской музыки.- М., 1987.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.


При копировании материалов сайта активная ссылка на обязательна!