1. Сложноподчиненное предложение (СПП) - это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть находится в зависимости от иной. Независящая часть именуется главной частью, а зависимая - придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
2. Придаточные предложения отделяются от головного запятыми. В том случае придаточное предложение стоит посреди головного, то придаточное предложение отделяется от головного с 2-ух сторон.
3. Придаточное предложение может занимать различное место по отношению к главной части.
Пока супруга готовила завтрак, Данилов вышел в огород .
(Пока ),
Он остался тут с тем , чтоб быть у вас в студии послезавтра.
, (чтоб )
В том , что деньги пропали, уже никто не колебался .
[В том , (что ), ]
Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) - курсивом.
4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в основном либо ко всему главному предложению .
К одному слову в основном предложении относятся последующие типы придаточных:
Ко всему главному предложению обычно относятся последующие типы придаточных:
5. Класс придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя найти класс придаточной части по типу союза либо союзного слова. Так, к примеру, слова когда , где могут присоединять разные по значению придаточные части, а не только лишь придаточные со значением времени, места:
Необыкновенную группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в каких вопрос к придаточной части не ставится.
6. Средствами связи придаточного и головного предложений являются подчинительные союзы либо союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), также указательные слова (в главной части предложения).
В российском языке представлены последующие группы подчинительных союзов :
1) временные: когда , пока, только, только ;
2) причинные: потому что , так как , ибо ;
3) условные: в том случае , если ;
4) мотивированные: чтоб ;
5) уступительные: хотя ;
6) следствия: так что ;
7) сравнительные: как , как будто , как будто , чем ;
8) изъяснительные: что , как , ли, чтоб .
Примечание. В российском языке есть огромное количество производных союзов, составленных из
Обычных союзов и указательных слов: после того как, невзирая на то что, для того чтоб, благодаря тому что;
2-ух обычных союзов: словно, как ;
Обычных союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтоб, в силу того что, с того времени как, в итоге чего и др.
7. Союзные слова могут быть выражены
Примечание. Некие союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения нужно попробовать поменять союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (в том случае такая альтернатива невозможна - это альянс), также поставить на него фразовое ударение. К примеру:
Я знаю, что он придет - альянс;
Я знаю, что (= какую вещь) он принесет - союзное слово, дополнение. См. тщательно Как различать союзы и союзные слова.
Аспектом разграничения нередко может служить класс придаточного предложения, так как некие из их присоединяются только союзами либо только союзными словами.
Союзы и союзные слова обычно стоят сначала придаточного предложения и служат показателем границы меж основным и придаточным. Исключение составляет альянс ли , который находится посреди придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.
8. Указательные слова находятся в основном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Потому почти всегда указательное слово может дать подсказку вам, к какому типу относится придаточное предложение:
Он возвратился в тот город, где провёл молодость (тот - указательное слово, определение; придаточное определительное);
Он остался с тем , чтоб доказать свою невиновность (с тем - указательное слово, событие цели; придаточное цели);
Прочтите так , чтоб никто не видел записки (так - указательное слово, событие вида действия, меры и степени; придаточное вида действия и степени).
Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в основном предложении могут быть, а могут и не быть.
9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной
Эталон разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной
1В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2который привязывает к ногам пудовые гири.
Источники:
Дополнительно:
Дополнительно на сайт:
Цель:
- научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
- определять средства связи придаточного с главным;
- правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Задачи:
- Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
- Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
- Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
- Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
- Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.
Оборудование:
- презентация, карточки с текстом для анализа;
- карточки с лингвистическим текстом;
- оценочная карта для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.
II. Мотивационный этап.
1) Письменный опрос.
На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.
- Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
- Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пытает костер. - Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
- Деревья быстро пожелтели.
- Покраснела рябина, посинела вода.
1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:
- СПП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- БСП, интонация.
2) Фронтальный опрос.
В каком разделе языкознания изучается предложение?
На какие группы делятся все предложения?
В чем отличие простого предложения от сложного?
Какие виды предложений вы знаете?
В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
Какие средства связи между частями предложения?
Какой вид предложений мы уже изучили?
3) Целеполагание.
Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)
Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)
III. Операционно-познавательный этап.
1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.
Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?
Что обозначает главное предложение?
Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)
Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Чем интересны следующие предложения?
(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)
2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.
Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.
Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)
Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.
Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.
Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в
восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных
исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые
спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)
Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.
Работать будем в группах.
Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.
Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:
- […глагол], (что…).
- (Когда…), […].
- […ук.сл. + сущ.], (которое…).
В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)
Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.
Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.
Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):
Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения,
входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью
_________, _________, а также _________. Придаточное предложение может
относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________.
Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В
сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме
независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.
Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).
- Без ошибок – «5».
- 1, 2 ошибки – «4».
- 3, 4 ошибки – «3».
V. Домашнее задание.
Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.
Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.
Литература:
- Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
- С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
Расширить знания о СПП, средствах связи в СПП, формировать умения находить главное и придаточное предложение и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса, определять средства связи. Развивать умение находить СПП в тексте, выяснять их роль, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Воспитывать стремление к совершенствованию грамотной устной и письменной речи.
А) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать. б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс. г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор. Ответ: а, в.
А) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. в) Цвели кувшинки и было много камыша. г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег. Ответ: б.
А) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.) б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.) в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.) г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.) Ответ: б.
Сложноподчинённые предложения – это … предложения,... части которого соединены … связью, поэтому оно состоит из... и... частей.... часть присоединяется к... при помощи...,... слов и интонации. Союзы и... слова входят в... часть. Придаточная часть может стоять...,... и... главного предложения.
Союз: - служебная часть речи; - не отвечает на вопрос; - союз можно в некоторых случаях опустить; - можно заменить другим союзом; - не является членом предложения. Союзные слова: - союзное слово опустить нельзя; - являются членами предложения; - на союзное слово падает логическое удазрение; - придаточную часть с союзным словом можно преобразовать в вопросительное предложение.
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
1. Писатель должен много писать, но должен спешить. 2. В поезде экстренной работы не было, и часть персонала разошлась. 3. Все только и говорили о том, что произошло вчера в городе. 4. Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю как ставить сети. 5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце. 6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип канатов. 7.Холодно, так что надо одеться потеплее. 8.Пётр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл. 9. Когда из школы пришёл брат, семья села обедать. 10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.
1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.
2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?
Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.
3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?
Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.
4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?
Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.
5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?
В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).
6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.
Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.
Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении
1. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это подчинительные союзы, относительные (союзные) слова, соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия). В зависимости от вида формальных показателей связи различаются сложноподчиненные предложения: 1) союзного типа; 2) относительного типа; 3) местоименно-соотносительного типа; 4) местоименно-союзного соотносительного типа.
Союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности главной: Война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фад.); Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.).
Союзы, закрепленные за определенными видами придаточных, т.е. с четко выраженной семантикой, называются семантическими (так как, потому что - причинные; хотя, несмотря на то что - уступительные и др.). Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называются функциональными (что, чтобы, как и др.).
Например, союз как может служить для присоединения придаточных частей с разным значением - изъяснительным, сравнительным, временным, условным: Он не слыхал, как подымался жадный вал (П.); Зачем Арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? (П.); Его пустынный угол отдал внаймы, как вышел срок (П.); А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут (П.). Союз как (в сочетании с то в главной части) может оформлять придаточную часть и со значением причины, в настоящее время воспринимаемым, правда, как устаревшее: Я привез его здрава и невредима - и как река еще не стала, а мостов уже нет - то я и отправил его ко Льву Сергеевичу (П.).
Некоторые составные союзы (так как, потому что ) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть предложения и приобретает функцию соотносительного слова. Ср.: Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним, потому что он, наверное, в спорах волнуется до бешенства (М. Г.). - Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним потому, что он, наверное, в спорах волнуется до бешенства .
Подчинительные союзы причинные, временные, условные могут включать в свой состав слова-скрепы, которые располагаются в начале главной части предложения. Это двойные союзы (когда...то, если...то, если... так, как...то и др.): Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками (Купр.). Слова-скрепы возможны лишь при препозиции придаточной части, они подчеркивают результативный характер второй части предложения. В сложных предложениях с сопоставительными отношениями используются парные союзы (чем...тем, если...то и др.): Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.).
Парные союзы, омонимичные союзам со словами-скрепами, отличаются от них тем, что обе части их структурно необходимы, тогда как слова-скрепы могут легко опускаться. Ср.: Если в Александровском округе климат морской, то в Тымовском он континентальный (Ч.). - ...Если уж его лучший друг Володя не может уехать, то он, Толя Орлов, останется с ним (Фад.). Сложноподчиненные предложения с союзной связью образуют союзный тип.
Относительные (союзные) слова - это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда; как, когда и др.). Относительные слова располагаются в придаточной части предложения. В отличие от союзов они являются знаменательными словами и потому выполняют функцию одного из членов предложения. Ср., например, функции слов-омонимов: Мне ясно видно стало, что лицо у него в слезах (М. Г.). - Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Ч.). В первом предложении слово что выполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения. Во втором предложении что является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет синтаксической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточной части предложения. Еще пример: Не сразу я сообразил, что мой сосед тоже стрелял (С. Бар.). - Что будет в темноте, я не представлял (С. Бар.).
Относительные слова, имеющие в качестве омонимов союзы (что, как ), обычно сопровождаются логическим выделением. Сложноподчиненные предложения с относительными словами в придаточной составляют относительный тип.
Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары: тот...кто, тот...который, тот...чей, там...где, там...куда, тогда...когда . Например: И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (С. Бар.); Все, что относилось к хозяйству, занимало мою мать столь же мало, как если бы она жила в гостинице (Наб.); Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия, старинная муравская страна (Твард.).
Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову (или словосочетанию с соотносительным словом) в главной и при помощи союза: Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (Шол.); Он удивлялся сестре; она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Г.).
Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.: Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Г.). - ...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (Сим.). В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причем основной структурный признак предложения - присловная зависимость - также сохраняется. Такое конструктивно необязательное местоимение становится обязательным, если включается в ряд однородных членов при перечислении: «Может быть, это и моя последняя весна», - подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том, что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (Пауст.).
Конструктивная необязательность соотносительных слов в некоторых случаях подчеркивается возможностью их слияния с союзом в придаточной части. Ср.: Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь для того, чтобы все знали о ее счастье (Пауст.). - Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о ее счастье. - Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, для того чтобы все знали о ее счастье .
Таким образом, сложноподчиненные предложения с соотносительными словами в главной части образуют две структурные разновидности: местоименно-соотносительный тип (при наличии соотношения местоименных слов в главной и придаточной частях) и местоименно-союзный соотносительный тип (при соотношении местоименного слова в главной части и союза - в придаточной).
2. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями сложноподчиненного предложения могут служить и другие средства, обычно выступающие в качестве сопутствующих основному: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.
Порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным. Это зависит от семантико-структурной природы предложения в целом. Например, некоторые семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений имеют строго закрепленный порядок следования частей. Так, придаточная часть всегда следует за главной в местоименно-союзных соотносительных предложениях. Другие - союзные, относительные, местоименно-соотносительные - более свободны в отношении порядка расположения частей. Определенность порядка частей объясняется разными причинами, как структурными, так и семантическими, а чаще совмещением и того и другого.
Например, некоторые подчинительные союзы присоединяют только придаточную часть, следующую за главной. Так, придаточные с союзами ибо, благо, потому что, так что располагаются только после главной части: Этого холода я не ощущаю, ибо мне ясно мое место в великом механизме жизни (М. Г.); Я не чувствовал себя среди них лишним, благо о моем возрасте и даже имени никто не спрашивал (С. Бар.). Придаточные с другими союзами, например, условными, временными, занимающие обычно свободное положение по отношению к главной части, теряют эту свободу, как только осложняются словами-скрепами. В таком случае обязательна препозиция придаточной части: Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего (Пауст.). Некоторые типы придаточных, например присоединительные, закрепляются в положении после главной части, что объясняется их функцией добавочного сообщения. Если они и помещаются перед главной частью, что бывает крайне редко, то это воспринимается как инверсия. Придаточные определительные и изъяснительные располагаются в постпозиции по отношению к слову, ими распространяемому, хотя и здесь, в стилистических целях, иногда допустима инверсия.
Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является дополнительным средством их связи.
Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.) глаголам главной части оторвался и улетел в форме прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).
Особенно ярко выступает конструктивная роль глагольных форм в тех, особых, случаях, когда в придаточной части нет союза, а главная, всегда постпозитивная, имеет связующий элемент: Стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа (Грин).
В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда выступают некоторые особые лексические элементы . Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как что касается... то; дело в том, что... Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы: Что же касается до метафизических брожений чувства и ума, то ведь это, знаете, дело вкуса (М. Г.); Дело в том, что нет на свете ничего практичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).
Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть. Так, существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова - изъяснительную: Вскочив с постели, он начал одеваться с быстротой, которая смущала и смешила его (М. Г.); После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.); Неизвестно, кто будет страдающей стороной (М. Г.); Ты рада, что ты дома? (Ч.); Но только жалко, что вы так поздно дали мне этот чудесный урок (Пауст.). Если в некоторых случаях имена существительные и присоединяют изъяснительную часть, то это существительные определенной семантической группы, а именно: со значением речи, мысли, сообщения, т.е. значением, свойственным глагольным словам. Придаточные при таких существительных осложняются определительным оттенком значения: Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне (Л. Т.); Грину хотелось порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.). Таким образом, совмещение «глагольной» семантики и формы имени существительного дало и совмещение функций придаточной.сложноподчиненного предложения являются, как выяснено, во-первых, присловная и неприсловная зависимость его частей; во-вторых, грамматические средства связи частей. Что же касается семантики придаточных, то оказывается, что она не является строго закрепленной за каждым определенным структурным типом. Есть типы однозначные, есть двузначные и есть многозначные. Так, структуры с отношением придаточной части к глаголу, прилагательному, безлично-предикативному слову имеют придаточную часть только со значением изъяснительным (однозначные структуры). Придаточные, относящиеся к имени существительному, двузначны: они могут быть определительными и изъяснительными (наиболее типичны, правда, структуры с придаточной определительной; изъяснительные усматриваются только при существительных особой лексико-семантической группы). Придаточные же в структурах приместоименного типа очень разнообразны: и определительные, и изъяснительные, и обстоятельственные (разных видов). Структуры с неприсловной зависимостью более ограничены семантикой придаточных частей - они всегда имеют обстоятельственное значение (исключая присоединительные, сопоставительные и пояснительные конструкции), но конкретные виды обстоятельств разнообразны.
Средства связи (союзы, союзные и соотносительные слова) также не являются строго закрепленными за определенными структурными типами, за исключением структур с присловной зависимостью приместоименного типа (с обязательным соотношением местоименных слов или местоименных слов и союзов). Например, присубстантивное подчинение в сложноподчиненных предложениях может быть и относительным и союзным, так же как и глагольное и др. Предложения с неприсловной зависимостью частей тоже неоднородны в отношении вида связи - они имеют и относительное подчинение и союзное.
Семантико-структурная классификация может быть представлена следующим образом: сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной, обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, степени, меры, условной, уступительной, следствия, цели); сложноподчиненные предложения с придаточной присоединительной; сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной; сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями; сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями.