Сериал «Реформа Совбеза ООН»: новый сезон. Реформа ООН — жизненно важное требование

Что Совет Безопасности ООН "уже не представляет мир сегодня", а право вето "стало инструментом, который используется слишком часто". При этом без реформы Совбеза не может быть полноценной реформы всей ООН, уверен генсек. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых предложениях по совершенствованию работы ООН, выдвинутых в разные годы.

Механизмы поиска и принятия решений

Необходимость в реформе продиктована изменениями реалий за 70 лет существования ООН, увеличением числа государств-членов (с 51 в 1945 году до 193 в настоящее время), выявлением недостатков функционирования ряда структур. Вопрос о модернизации организации обсуждался как в ходе международных форумов, так и на заседаниях руководящих органов ООН.

Еще в 1997 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997-2006) предложил план, в котором были сформулированы основные принципы реформы, направленной на оптимизацию работы организации. Для выработки предложений были созданы Специальная рабочая группа, Группа по операциям ООН в пользу мира, Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ("Группа мудрецов"). Они представили свои рекомендации по пересмотру существующих обязательств государств-членов; проведению масштабной институциональной реформы; увеличению объемов финансирования.

В 2002 году был разработан второй пакет реформ "Программа дальнейших преобразований", направленных на защиту прав человека, гуманитарной деятельности ООН и т. д. В 2005 году Аннан обнародовал доклад по реформированию ООН "В условиях большей свободы - к безопасности, развитию и соблюдению прав человека для всех", ставший основой для последующих дискуссий. Вступивший в должность генсека в январе 2007 года Пан Ги Мун (до 2017 года) инициировал межправительственные переговоры о выработке предложений по дальнейшему реформированию ООН.

Часть рекомендаций по улучшению работы организации уже реализована, по ряду проблем дискуссии продолжаются. Они ведутся по нескольким направлениям: функционирование агентств в системе ООН, реформа Генеральной Ассамблеи (ГА), расширение Совета Безопасности (СБ) и права вето, финансирование организации и миротворческих операций и т. д.

Для решения по всем вопросам реформы ООН при голосовании в Генеральной Ассамблее необходима поддержка 2/3 государств-членов. Кроме того, любое изменение Устава ООН для вступления в силу требует одобрения всеми постоянными членами СБ.

Реформа Секретариата и организаций в системе ООН

Реформа Секретариата ООН началась в 1997 году. Тогда в его структуре был образован Департамент по разоружению, а также была введена должность первого заместителя генерального секретаря ООН. В 2007 году масштабные изменения коснулись миротворческой деятельности - Департамент операций по поддержанию мира был разделен на две самостоятельные структуры, появился новый орган - Департамент полевой поддержки. В октябре 2014 года была образована независимая Группа высокого уровня по операциям в пользу мира. В настоящее время среди мер перестройки работы Секретариата рассматриваются предложения о расширении полномочий генерального секретаря.

Реформа коснулась и других организаций. Например, в 2005 году была учреждена Комиссия по мироустройству, в 2006 году Комиссию ООН по правам человека заменил более компактный и наделенный большими полномочиями Совет по правам человека. А в 2010 году была создана структура по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин - "ООН-женщины". В настоящее время государства-члены ООН прорабатывают вопрос о реформировании Международного суда.

Реформа Генассамблеи

Согласно уставу, Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН и форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов. При этом ее решения не обладают нормативной силой. В 2003 и 2004 годах Генассамблея приняла две резолюции (резолюции 58/126 от 19 декабря 2003 года и 58/316 от 1 июля 2004 года).

В них изложены конкретные меры по упорядочению работы ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов. Среди этих мер особо выделены: подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи, взаимодействие председателей Генассамблеи, Совбеза, Экономического и Социального Совета, рациональное использование средств финансирования.

Основные разногласия вызывает вопрос о будущем Совета Безопасности. В настоящее время это ключевой орган ООН, отвечающей за поддержание международного мира и безопасности. В его составе 15 членов. Пять постоянных членов - США, Великобритания, Россия, Франция и Китай - обладают правом вето. Непостоянные члены СБ избираются на двухлетний срок. Состав СБ расширялся лишь однажды - в 1963 году, когда количество членов СБ было увеличено с 11 до 15 за счет непостоянных членов. Причиной этой мини-реформы стало резкое увеличение членов ООН (с 51 до 113) и необходимость обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ (поправка к Уставу вступила в силу в 1965 году).

В следующий раз вопрос о расширении состава СБ был включен в повестку Генассамблеи в 1979 году, а в 1993 году ГА учредила рабочую группу для его рассмотрения. Результатом работы этой группы стала резолюция ГА 53/30 от 23 ноября 1998 года. Этот документ подтвердил важность достижения общего согласия и постановил "не принимать никакой резолюции и никакого решения по вопросу о справедливом представительстве в СБ и расширении его членского состава и по связанным с этим вопросам, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов ГА". Таким образом, эта резолюция исключила принятие скоропалительных решений и обеспечила взвешенный подход к решению проблемы.

В 2005 году два варианта реформы Совбеза предложил Кофи Аннан:

"План A" подразумевал увеличение числа участников до 24 за счет шести новых постоянных членов, плюс трех новых непостоянных членов.

"План B" заключался в создании восьми новых мест, которые будут переизбираться каждые четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24.

Сегодня все члены ООН разделяют мнение о необходимости реформирования СБ для придания большей эффективности его работе, но пока нет варианта, который устроил бы подавляющее большинство государств-членов. Так, "группа четырех" в составе Германии, Японии, Индии и Бразилии еще в 2005 году представила проект реформы СБ, в соответствии с которым число его постоянных членов должно увеличиться на шесть, а непостоянных - на четыре. При этом вопрос о праве вето они намерены поднять только через 15 лет после расширения СБ.

Другая группа - "Единство во имя согласия". В нее входят Италия, Алжир, Мексика, Канада, Пакистан, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Кения, Испания, Турция, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Они предлагают расширить состав Совета за счет еще 10 непостоянных членов и ограничить право вето постоянных членов.

Свой вариант реформы Совета представил Африканский союз. Он предусматривает увеличение членов СБ до 26 путем создания 11 дополнительных мест, шесть из которых постоянные, причем африканские страны претендуют на два таких места. Ключевым пунктом этого проекта является предоставление новым постоянным членам права вето.

Нет единства и среди постоянных членов СБ. Так Франция и Великобритания уже отказались от использования права вето в тех случаях, когда обсуждаемая СБ ООН резолюция касается особо серьезных случаев, например массовых преступлений, и призывают к этому других. Россия, США и Китай выступают за сохранение существующего права постоянных членов блокировать принятие определенных решений. При этом все постоянные члены СБ поддерживают идею расширения состава СБ до "чуть более 20 членов".

Помимо расширения численного состава СБ и права вето, широко обсуждается вопрос об активизации деятельности Военно-штабного комитета (в структуре СБ) и создания вооруженных сил ООН, рассматривается возможность введения мер, гарантирующих демократичность процесса принятия решений, таких как приглашение конфликтующих сторон для участия в заседаниях до принятия принципиально важных резолюций.

Проблемы финансирования

Регулярный бюджет ООН формируется за счет взносов государств-членов, которые помимо этого делают отчисления в бюджеты международных уголовных трибуналов для Руанды и бывшей Югославии, а также операций по поддержанию мира. В 2016-2017 годах бюджет составляет $5,4 млрд. Доля каждого государства высчитывается по утвержденной Генассамблеей формуле, исходя из среднего показателя ВВП за десятилетний период с учетом дохода на душу населения и внешней задолженности. Взнос США - самый большой - 22%, затем следуют Япония (9,7%), Китай (7,9%), Франция (4,9%), Великобритания (4,5%). Россия вносит сумму, равную 3% бюджета ООН, маленькие и неразвитые страны - по 0,001%.

Неравное участие в финансировании и постоянно возникающие споры между странами так или иначе влияют и на деятельность организации. Развитые страны (Германия, Япония и др.), доля финансирования которых превышает поступления от некоторых постоянных членов Совета Безопасности, требуют наделения их соответствующим статусом в СБ или снижения их доли за счет увеличения взносов постоянных членов совета.

США также выражают недовольство по поводу высоких взносов в бюджет ООН. Администрация Дональда Трампа намерена сократить финансирование организации за счет ряда реформационных мер. Президент уже направил в Конгресс США просьбу сократить или прекратить прямое финансирование ООН и аффилированных агентств, "чья миссия не продвигает внешнеполитические интересы США".

© UN Photo/JC McIlwaine

Инициатива президента США Дональда Трампа равномерно распределить ответственность за финансирование ООН и сократить бюрократию нашла отзыв у многих стран

Представители 142 стран, в том числе США, Германии, Великобритании, Канады и Японии, направили генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу письмо, в котором выразили поддержку реформе, направленной на улучшение координации работы Всемирной организации по вопросам гуманитарной помощи, развития и по поддержанию мирных инициатив.

«(Страны обязались — ред.) сокращать дублирование, избыток и совпадение мандатов среди основных органов ООН, оказывать поддержку главе Организации в разработке политики в области управления людскими ресурсами, которая позволит ООН продолжить привлекать, развивать и сохранять высокоэффективных сотрудников, а также будет содействовать гендерному равенству и географическому разнообразию», — говорится в документе.

Авторы письма признали роль ООН в создании платформы для партнерства в интересах обеспечения глобального устойчивого развития, но при этом подчеркнули, что каждое государство несет основную ответственность за собственное экономическое и социальное развитие.

По данным информационного агентства Reuters, против реформы ООН выступают 70 стран, в том числе постоянные члены Совета Безопасности Россия, Китай и Франция. Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя выразил сомнение, что Москва проголосует за эту инициативу, поскольку повысить эффективность организации можно только за счет межправительственных переговоров.

Генсек ООН: Ссора России и США недопустима для всего мира

Инициатором проведения реформы ООН выступил президент США Дональд Трамп. Вчера на саммите, посвященном будущему ООН, в Нью-Йорке американский лидер заявил, что увеличение регулярного бюджета организации на 140% и штата сотрудников с 2000 года в два раза не способствовали реализации потенциала из-за бюрократизма и неумелого управления.

Наличие проблем в системе ООН признает и Антониу Гутерриш: «Кто-то недавно меня спросил, что не дает мне уснуть ночью. Мой ответ был простым: «Бюрократия». Даже если бы кто-то попытался навредить ООН, то он не смог бы придумать ничего лучше, чем ввести некоторые из тех правил, которые мы придумали сами. Я даже сам иногда спрашиваю себя, нет ли заговора с целью разработать как раз такие нормы, которые не были бы эффективными».

Во время предвыборной кампании Трамп обещал пересмотреть участие Вашингтона в работе международных структур. Проект федерального бюджета США на финансовый 2018 год предусматривает сокращение отчислений в такие организации на 44%, которые сейчас достигают $10 млрд в год. На сегодняшний день взносы США — крупнейшего донора — составляют 22% регулярного бюджета ООН и 28,5% расходов на миротворческие операции.

Белый дом раскрыл детали «глубоко философской» речи Трампа на ГА ООН

Украинские политики неоднократно призывали пересмотреть механизм применения права вето, которым обладают Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Москва, Вашингтон и Пекин выступают категорически против внесения каких-либо изменений, в то время как Лондон и Париж допускают возможность добровольного отказа от права вето в случаях, когда требуются срочные меры для пресечения массовых преступлений.

Президент США заявил о необходимости реформировать ООН и оптимизировать расходы организации. Декларацию об этом не подписали более 60 государств, возможности реализовать план Трампа невелики, говорят эксперты

Дональд Трамп (Фото: Lucas Jackson / Reuters)

Декларация Трампа

Дональд Трамп впервые выступил в стенах ООН 18 сентября и заявил о необходимости реформировать организацию. Произошло это на созванном по инициативе США заседании всех заинтересованных стран.

«ООН не полностью раскрыла свой потенциал из-за бюрократии и неправильного управления», — отметил президент, подчеркнув, что с 2000-х годов бюджет организации увеличился более чем в два раза, но ее эффективность по-прежнему не соответствует потраченным средствам. Приоритет нужно отдавать народу, а не бюрократии, делать «фокус на результатах, а не на процессе», каждая миротворческая миссия должна четко понимать свои цели, а ее эффективность необходимо как-то измерять, заявил Трамп.

США еще до выступления своего лидера разработали политическую декларацию в поддержку реформы, которую могут подписать все желающие страны. Декларация не является юридически обязывающим документом. В ней говорится о поддержке усилий генсека ООН Антониу Гутерриша повысить эффективность работы организации, о приверженности всех стран к повышению доверия среди ее членов. Страны, которые подпишут декларацию, выразят поддержку реформам, направленным на сокращение дублирующих и частично повторяющих друг друга функций и структур ООН. В ней также говорится о поддержке намерения генсека усилить планирование бюджета, что позволит повысить предсказуемость расходов и их прозрачность.

Поддержку декларации на заседании 18 сентября высказал сам Антониу Гутерриш. Выступая после Трампа, генсек согласился с его утверждением, что бюрократия в ООН — это проблема, с которой надо бороться.

Сейчас США вносят самый большой вклад в поддержание организации, в которую входят 193 страны. В 2017 году бюджет ООН составляет $2,776 млрд, из них $610,84 млн — это американские взносы.

Нужны переговоры

Реформировать ООН декларациями невозможно, реформ можно добиться только путем переговоров, . Реформы ООН необходимо осуществить посредством диалога между всеми странами — членами организации, сказал он 18 сентября в интервью ТАСС . Он выразил сомнение в том, что под предложенной США декларацией подпишутся все члены ООН, поскольку накануне ее выдвижения не прошел никакой процесс согласования. Декларацию подписали почти 130 стран, сообщила постпред США при ООН Никки Хейли. По информации ТАСС , в число государств, не подписавших декларацию, входят Россия, Китай и Франция, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН.


Никки Хейли (Фото: Mary Altaffer / AP)

Однако с тем, что ООН нуждается в некоторых реформах, в Москве согласны. «Организация нуждается в реформировании, но не кардинальном», — уточнил Небензя.

Намерения Трампа сократить финансирование Организации объединенных наций вызывают озабоченность, так как в результате могут пострадать гуманитарные программы в Южном Судане, Конго и других горячих точках, указывала Al Jazeera . Постпред США при ООН Никки Хейли не уточнила в ходе брифинга 15 сентября, будут ли США финансировать программы ООН в том же объеме.

Эксперты также обращают внимание на то, что реформировать ООН, которая была создана в 1945 году и отвечала реалиям того времени, непросто. Реформа ООН — «это давняя игра», которую ведут США, сказала Энн Баевски, профессор Колледжа Туро в Нью-Йорке в интервью телеканалу Al Jazeera .

Реализовать реформы будет непросто, так как среди членов организации есть разногласия, у каждого свои приоритеты, отмечает Залмай Халилзад, бывший посол США в ООН (2007-2009), в колонке для The National Interest . «США и их союзники хотят, чтобы ООН сделала упор на реформу системы управления для повышения транспарентности, подотчетности, эффективности и продуктивности. Развивающиеся страны очень хотят стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, но выступают против административных реформ, направленных на уменьшение расходов», — отмечает Халилзад. По его мнению, развивающимся странам выгодна система управления, которая сложилась в ООН за долгие годы.

В 2013 году 17 стран — участниц ООН (менее 9% от всех членов организации) вносили 80% в общий бюджет организации, а доля оставшихся 176 стран составляла всего 18%, хотя их представители принимали решения, на какие цели следует расходовать бюджет, отмечает Халилзад.

Дебют на Генассамблее

19 сентября президент США Дональд Трамп впервые выступит на прениях Генеральной Ассамблеи ООН. Ожидается, что он выскажется по основным международным проблемам : ядерно-ракетной программе, борьбе с международным терроризмом, глобальному изменению климата, иранской ядерной сделке, а также рохинджа в Мьянме.

Российский и китайский лидеры Владимир Путин и Си Цзиньпин в нынешней сессии Генассамблеи не участвуют. Делегации двух стран возглавят министры иностранных дел Сергей Лавров и Ван И.

По реформированию ООН. Начало обсуждения проекта прошло сегодня в штаб-квартире организации в Нью-Йорке с выступлений Трампа и Генерального секретаря ООН .

«Буду честен с вами — я действительно вижу большой потенциал ООН. Организация оказалась очень успешным проектом. Я хотел бы поблагодарить генерального секретаря Антониу Гутерриша за то, что он к нам присоединился и остается приверженным реформе ООН», — сказал Трамп в своей речи 18 сентября.

По его словам, США также поддерживают старания генсека «провести ревизию всей системы и поиск способов улучшения ООН». Однако, глава Белого дома отметил, что «в последние годы ООН не полностью раскрывает свой потенциал из-за бюрократии и плохого управления», сообщает .

«При этом бюджет ООН увеличился на 140%, а число сотрудников возросло более чем в два раза с 2000 года. Мы не видим результатов, соответствующих этим инвестициям.

Но я знаю, что при генсеке (Гутеррише) ситуация меняется, и меняется быстро, и мы видим это. Поэтому мы высоко ценим генерального секретаря и его призыв — больше заботиться о людях и меньше — о бюрократии», — сказал Трамп.

Гутерриш указал, что требуются усилия для изменения «раздробленных структур» и «византийских процедур» в ООН и ее превращения в более «поворотливую и эффективную, гибкую и действенную» глобальную организацию. Он также отметил, что ООН с целью своего укрепления добивается прогресса по широкой и смелой повестке реформ.

На следующий день американский лидер выступит уже перед всеми 193 делегатами стран ООН на открытии . 20 сентября состоится заседание по реформе миротворческих операций, которое будет возглавляться премьер-министром Эфиопии Хайлемариамом Десалегном, сообщает .

«Мы поддерживаем Генерального секретаря в его намерении внести конкретные изменения в систему ООН, чтобы лучше согласовать свою работу по гуманитарным миссиям, разработке и поддержанию мирных инициатив», — говорится в проекте политической декларации.

Также, в документе содержится предложение сократить дублирующие друг друга в плане выполняемых функций должности и даже целые подразделения организации. Всего декларация включает 10 пунктов. В целом, по словам экспертов, документ направлен на усиление подотчетности ООН в своих решениях.

Сегодня же стало известно, что Россия не участвует во встрече по реформе ООН. Как заявил замглавы Геннадий , Москва поддерживает вопрос о реформе ООН, но выступает с других позиций, нежели Вашингтон.

«Это неформальная неофициальная встреча, она была организована для группы государств, которые поддерживают документ, подготовленный США», — добавил дипломат.

Он подчеркнул, что Москва выступает за реформу ООН, но она должна быть всеобъемлющей.

«Все решения, которые связаны с реформой, должны приниматься государствами-членами в ходе межправительственного диалога», — пояснил Гатилов.

По его словам, обсуждаемые предложения по реформе ООН — «это инициатива отдельного государства».

Двум днями ранее постоянный представитель России при ООН сообщил, что Москва, возможно, не будет визировать декларацию о реформе организации, предложенную президентом США Дональдом Трампом.

«Не уверен, что мы подпишем эту декларацию», — сказал дипломат, пояснив, что хотя многие из предложенных Вашингтоном идей соответствуют тому, что выдвигал генсек всемирной организации, «декларацией реформу ООН не проведешь и ООН не изменишь».

Постпред подчеркнул, что ООН необходимо реформировать в результате межправительственного процесса, а документ, подготовленный США является декларацией стран, которые придерживаются схожих взглядов на реформу ООН, тогда как это должна быть инструкция для генерального секретаря организации.

Ранее Небензя рассказывал о том, что ООН занимается очень широким кругом проблем, беспокоящих международное сообщество, но при этом — он отметил — организация не нуждается в радикальном реформировании.

Трамп критиковал не только ООН в целом, но и ее учреждения. Так, в своем резком письме , которое следит за соблюдением Ираном соглашения по ядерной программе, Трамп указал, что США могут выйти из договора, если он не будет надлежащим образом контролироваться.

«Мы не примем слабо контролируемую или недостаточно контролируемую сделку», — говорится в сообщении американского лидера.

Трамп хочет подмять ООН, чтобы давить на Россию


Президент США Дональд Трамп намерен обсудить с мировыми лидерами реформу Организации объединенных наций. По данным агентства Reuters, встреча в штаб-квартире всемирной организации в Нью-Йорке намечена на 18 сентября. Правда, пригласят на переговоры только политиков, которые подпишут декларацию из десяти пунктов с призывом к генсеку ООН Антониу Гутеррешу «начать эффективную реформу» организации. Среди изложенных пунктов, к примеру, сокращение численности сотрудников ООН, в том числе среди ее основных органов.

«Мы поддерживаем усилия генерального секретаря по внесению конкретных изменений в рамках ООН, чтобы лучше согласовывать работу по гуманитарной помощи, развитию и защите мирных инициатив», - отмечается в проекте декларации.

В прошлом Дональд Трамп критиковал ООН за то, что организация превратилась в «клуб для дружеских встреч», который не решает серьезных проблем. Также американский лидер недоволен тем, что именно США выделяют больше всех средств в казну ООН. По оценкам Вашингтона, каждый год Америка тратит на различные программы организации около десяти миллиардов долларов (22% бюджета и 28,5% расходов ООН на миротворческие операции). Кстати, новый проект федерального бюджета США, представленный весной, предполагал сокращение этих взносов и урезание финансирования миротворческих миссий.

Напомним, что Генеральная ассамблея организации откроется в Нью-Йорке 12 сентября и американский президент на ней выступит. С 19 сентября начнутся обсуждения общеполитических вопросов в рамках недели высокого уровня.

Уже известно, что российский лидер Владимир Путин не примет участия в Генассамблее ООН, как и год назад. Это подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков . Соответственно, Владимир Путин вряд ли будет участвовать в обсуждении «эффективной реформы ООН» (хотя, возможно, представители РФ будут присутствовать там в каком-то качестве). Российскую делегацию, как и годом ранее, возглавит министр иностранных дел Сергей Лавров. В ее состав, скорее всего, войдут также постпред РФ при ООН Василий Небензя , замглавы МИД Геннадий Гатилов , и главы комитетов по международным делам обеих палат парламента Константин Косачев и Леонид Слуцкий .

Если дискуссия, обещанная Трампом, будет касаться только финансирования и реорганизации штата ООН, в этом нет ничего тревожного. Однако некоторые эксперты не исключают, что в Нью-Йорке могут подняты и более серьезные вопросы, например, о переформатировании Совета безопасности организации.

Такие идеи возникают уже давно. Например, есть предложения расширить состав постоянных членов Совбеза, который сейчас насчитывает только пятерых участников - Россию, США, Китай, Францию и Великобританию. Выдвигаются и инициативы ограничить или, напротив, расширить право применения вето.

После начала конфликта на Украине, Киев стал регулярно требовать лишить Россию права вето в Совете безопасности ООН или вовсе исключит из состава его участников, или хотя бы запретить голосовать по резолюциям, связанным с украинскими событиями. Эти «предложения» серьезно не рассматривались, так как подобные шаги нарушили бы всю послевоенную систему безопасности.

Тем не менее, Дональд Трамп уже показал, что способен на радикальные действия. Может ли дискуссия о реформе ООН коснуться сокращения роли России в организации?

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что если это произойдет, это станет началом конца этой организации.

Если сначала нужно согласиться, и только потом участвовать в дискуссии, то это не дискуссия, а признание права сильного на его точку зрения. Подписав предложение господина Трампа, вы с ним автоматически соглашаетесь. О чем после этого дискутировать, о порядке запятых в документе?

Такое поведение нормально для США последних 15-20 лет. Они абсолютно уверены в своей исключительности, просто одни, как Обама , много об этом говорили, другие, как бизнесмен Трамп, начинают это реализовывать. Суть от этого не меняется.

Что касается реформы ООН, если все сведется только к ограничению финансирования, о котором давно говорит Трамп, само по себе это не станет большой проблемой. Другое дело, что тогда и мы, и другие страны могут поднять аналогичный вопрос. Да, США платят много, но не все, даже не половину всего бюджета ООН. Россия тоже много переводит на нужды этой организации. Если в НАТО США реально несет основную нагрузку, то в ООН более паритетная ситуация. И если Трамп начнет сокращать затраты, может получиться, что затраты сократит не он один.

Но все это - технические вещи. Главный вопрос - право вето Совета безопасности. ООН была создана после Второй мировой войны и отражала тогдашнюю ситуацию, когда пять стран являлись ключевыми в мире и обладали этим правом вето. Если сегодня США попытаются преодолеть выстроенную систему ООН, это станет ее концом. Если лишить эту организацию механизма паритетного принятия решений, тогда непонятно, зачем она вообще нужна. Есть другие форматы вроде «Большой восьмерки» или «Двадцатки», где можно просто собираться и обсуждать разные вопросы. ООН тем и сильна, что позволяет сохранять равновесие между странами.

Не знаю понимает, ли это Трамп и собирается ли он вообще поднимать вопрос о праве вето. Мы не знаем окончательного варианта дискуссии. Но если собирается, то вся система международной безопасности, выстроенная после Второй мировой войны, прикажет долго жить.

«СП»: - Если мы не будем участвовать в дискуссии, начатой Трампом, чем это чревато для нас?

Если система ООН не будет отменена, то в силу того, что любое окончательное решение внутри ООН должно быть одобрено Советом безопасности, мы можем вообще не принимать участия в дискуссии господина Трампа. Можем принимать в ней участие, оказаться в рамках этой дискуссии в меньшинстве и так далее. Но все равно окончательное решение будет приниматься единогласием великих держав.

Если же удастся нарушить это равновесие, наше мнение априори не будет учитываться, потому что оно не учитывается Соединенными Штатами ни в случае Северной Кореи, ни в случае Сирии, ни по другим вопросам. Так было при Обаме, так происходит и сейчас. Вслед за США к нам не будут прислушиваться и их союзники.

Вот почему мы так жестко поддерживаем нынешнюю структуру ООН. Пока она существует, Запад вынужден считаться с нашим мнением. Но если ему дать свободу, он с удовольствием перестанет это делать. Тогда единственным доводом будет сила. А единственным паритетом останется ядерный паритет. Переходить на этот уровень аргументации в политическом споре очень опасно.

Политолог и главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика» Леонид Савин считает, что ООН действительно нуждается в реформировании, но США будут стремиться подчинить этот процесс своим интересам.

Если бы сейчас поднимался вопрос о реформировании Совбеза ООН, думаю, это было бы уже известно. Это наиболее актуальная тема для стран, которые состоят в этой структуре.

Но ООН в целом - это очень громоздкая организация, которая состоит из массы институтов. Одни доказали свою состоятельность, а другие, несмотря на все выделяемые средства, стали обременительной обузой, и есть смысл их реформировать.

Если возвращаться к истокам ООН, это был международный инструмент влияния, созданный именно по инициативе США. В структуре ООН до сих пор находится Всемирный банк, серьезный инструмент финансово-экономического влияния. Затем начали появляться различные социально-гуманитарные проекты.

Поэтому сегодня смысл в реформе запутанной структуры ООН есть. Например, идет дискуссия о необходимости передачи присвоения доменных прав от американской неправительственной организации Международному союзу электросвязи, который также находится в структуре ООН.

Другой вопрос, кто и как будет проводить эту реформу. Нужно внимательно подходить к каждой сфере, которой занимается всемирная организация, и рассматривать ее комитеты и органы, исходя из их актуальности и интересов всех стран. Реформа давно назрела, но главный вопрос в ее формате.

«СП»: - Но тот формат обсуждения, который предлагает Трамп, не кажется всесторонним...

Безусловно, США будут манипулировать общественным мнением и другими странами. Они делали это и раньше. Есть исследование, в котором четко прослеживается взаимосвязь между кредитами, выделяемыми Международным валютным фондом, и решениями, которые принимались разными странами в ООН. Если голосование проходило так, как было выгодно США, эти страны получали льготные кредиты. Если же нет, никаких денег им не выделяли.

Поэтому сейчас все процессы по реформированию ООН будут идти в рамках сценария, запланированного в Вашингтоне. В конце концов, и штаб-квартира ООН находится в Соединенных Штатов Америки. Это открывает возможность для технического давления, как это делали с нашими дипломатическими миссиями в США.

В вопросе реформирования ООН для Вашингтона дело даже не столько в желании давить на Россию, сколько в том, что они хотят переформатировать клуб западных держав, который был сформирован после Второй мировой. США пытаются удержать их в своей структуре и не дать им выйти из евроатлантического сообщества.