Словосочетания во 2 задании егэ русский. Группы вводных слов по значению

Средства связи предложений в тексте. Местоимения как средства связи между предложениями. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2019. Практика.


1. Самостоятельно подберите личное местоимение (2)

(1)Ровно сто лет назад на семинаре Геттингенского математического общества была представлена теорема, которая со временем стала важнейшим инструментом в математической и теоретической физике. (2) ... связывает каждую непрерывную симметрию физической системы с некоторым законом сохранения. (3)Доказала эту теорему Эмми Нётер - и этот результат, наряду с последовавшими важнейшими работами по абстрактной алгебре, заслуженно позволяет многим считать Нётер величайшей женщиной в истории математики.


2. Самостоятельно подберите личное местоимение (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)День кальмары-светлячки проводят на глубине, а ночью устраивают световое шоу, собираясь на мелководье и поднимаясь на поверхность в поисках добычи. (2)Сверкающие кальмары обитают на северо-западе Тихого океана. (3)... можно встретить в водах Охотского и Японского морей, а также в северной части Восточно-Китайского моря.

3. Самостоятельно подберите указательное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Считается, что супероксид влияет на процесс старения и развитие некоторых заболеваний, в том числе рака и нейродегенеративных заболеваний. (2)Сами по себе гидрохиноны не способны разрушать супероксид, однако в сочетании с цинком гидрохиноны создают комплекс, который имитирует фермент супероксиддисмутазы. (3)... фермент защищает организм от процессов деградации, вызванных окислением, и оказывает антиоксидантное действие.

4. Самостоятельно подберите указательное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Норвежский художник Эдвард Мунк на протяжении почти всей жизни боролся с депрессией и тревогой. (2)... чувства нашли отражение во многих его работах и достигли апогея в знаменитом «Крике». (3)Однако «Танец жизни» (1899–1900) по настроению отличается от большинства картин художника, в ней нет напряжения и тревоги.

5. Самостоятельно подберите личное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Фу Хао - первая женщина-генерал в китайской истории, но в наше время далеко не все китайцы знают ее имя. (2)По легенде, она жила в XIII веке и была женой императора У Дина. (3)Фу Хао прославилась как талантливый полководец: она руководила действиями 13 тысяч солдат. (4)... подчинялись прославленные китайские военачальники, что по тем временам было неслыханно. (5)По дошедшим до нас скудным данным, она смогла одержать победу над войсками 20 государств.

6. Самостоятельно подберите личное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Знаменитые песни китов - это длинные сложно организованные последовательности звуков. (2)... имеют иерархическую структуру: различные звуки складываются в более-менее стереотипные «фразы», которые многократно повторяются, формируя «темы». (3)Песня может включать от четырех до семи различных тем, исполняемых в определенном порядке.

7. Самостоятельно подберите определительное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)В живых организмах постоянно происходит огромное количество химических реакций, которые направлены на поддержание жизни. (2)Совокупность этих реакций принято называть обменом веществ, или метаболизмом. (3)... химические превращения можно поделить на два типа: реакции, в ходе которых сложные органические вещества расщепляются на более простые, и реакции, в результате которых образуются сложные молекулы из простых.


Задание №2 в ЕГЭ по русскому направлено на выявление умения выпускников верно использовать различные средства связи предложений текста. Оно выполняется на основе того же текста, который был приведен в задании №1. Специально пропущенное слово, являющееся связкой, — верное слово, подходящее по смыслу, которое учащиеся должны подобрать теперь самостоятельно, зная только часть речи.

Во многих случаях нужное слово само «просится» на пустое место, однако для верного выполнения задания, за которое можно получить один первичный балл, нужно хорошо разбираться в средствах связи предложения.

Теория к заданию №2 ЕГЭ по русскому языку

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи:
  1. П овторение одного и того же слова – лексический повтор.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

  2. Однокоренные слова.

    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости .

  3. Синонимы.

    В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

  4. Антонимы.

    У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

  5. Описательные обороты.

    Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизнисоединила область со столицей.

Грамматические средства связи:
  1. Личные местоимения.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)

    Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами . Такие звёзды бывают только осенью.

  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.

  4. Союзы (обычно сочинительные)

    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.

  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко.

  7. Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.

  8. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста:

    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.

  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:

  1. кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
  2. другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
  3. таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
  4. например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
  5. наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
  6. во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
  7. несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
  8. потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
  9. поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
  10. однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
  11. именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
  12. даже – усилительная частица;
  13. не случайно – «по этой причине».
Алгоритм выполнения задания:
  • Внимательно читаем текст.
  • Используем метод подбора – попробуем прочитать текст с каждым из предложенных вариантов и подобрать тот, который смотрится наиболее гармонично.

Разбор типовых вариантов задания №2 ЕГЭ по русскому языку

Второе задание демонстрационного варианта 2018

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…>

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

C другой стороны,

Ведь

Напротив,

Хотя

Несмотря на это,

Алгоритм выполнения:
  • Текст повествует о законах естественного отбора, о том, что более жизнеспособные животные имеют преимущество перед более слабыми.
  • Если представить, что вместо пропуска стоят слова и сочетания слов с другой стороны, напротив, хотя, несмотря на это, которые имеют значение противопоставления, то получится, что возможность давать здоровое потомство противопоставляется приспособленности к сложившимся условиям окружающей среды. Это неверное утверждение. Напротив, последнее предложение поясняет причину предпочтения природой более жизнеспособных животных: Ведь они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Ответ: ведь.

Первый вариант задания

(1)Древние греки чтили победителей спортивных игр. (2)Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. (3)Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи телёнка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. (4)Телёнок рос, но росли и силы Милона. (5) … прошло года три, он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка.

(6)Когда Милон одержал победу, в его честь отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул её на плечо и сам принес в храм. (По М.Л. Гаспарову)

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

  1. Когда
  2. Тогда
  3. Поэтому
  4. Напротив,
  5. С одной стороны
Алгоритм выполнения:
  • В данном примере все довольно очевидно – на экзамене может встретиться и такое несложное задание, что лишний раз доказывает возможность его сдачи каждым учеником на высокие баллы. В тексте идет повествование — упоминание о том, что через три года он с легкостью носил большого быка. Это ясно указывает на то, что пропущенным словом является «когда».
  • Даже если попробовать подставить все приведенные варианты, видно, что они абсолютно не подходят. Следовательно, ответ – 1.

Второй вариант задания

(1)Создать надёжную вакцину от гриппа никак не удаётся, поскольку вирус каждый год меняет состав белков своей оболочки, против которых вакцина должна тренировать иммунную систему привитого.(2)… на каждую эпидемию приходится разрабатывать новый вариант вакцины.(3)Французские иммунологи из университета Лиона решили подойти к задаче с другого конца: блокировать активность не вируса, а белка PAR — 1, который имеется в слизистых оболочках лёгких и участвует в процессе их воспаления под действием вирусов. (4)Предполагают, что новая вакцина будет выпускаться в форме спрея для носа. («Вакцина против гриппа: новый подход», «Наука и жизнь», №8 2013)

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении?

  1. Если
  2. Хотя
  3. Потому что
  4. Сверх того,
  5. Поэтому
Алгоритм выполнения:
  • Первое предложение заключает в себе причину, а второе следствие: вирус меняет состав белков, и для каждой эпидемии нужно создавать новую вакцину. В нашем пересказе основного смысла текста союз «и» легко заменяется на «поэтому»; это слово и есть верный ответ на задание.
  • Однако можно попробовать подставить другие варианты – для самопроверки. Слово «если» не подходит, так как в предложении не встречается следующее за ним «то». «Хотя» абсолютно не удовлетворяет смыслу предложений; также можно сказать о «потому что» и «сверх того».

Третий вариант задания

(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3)<…>, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?

  1. Наоборот
  2. Более того
  3. С другой стороны
  4. Поэтому
  5. Таким образом
Алгоритм выполнения:
  • При прочтении текста очевидно, что варианты 1, 2 и 3 не подходят. Однако с первого взгляда сделать выбор между «поэтому» и «таким образом» не так просто: они оба удовлетворяют смыслу предложений – когда засуха, листья опадают, а когда облачно, в листьях медленнее образуется красный пигмент, следовательно, их цвет зависит от погоды. Варианты 4 и 5 оба используются для того, чтобы сделать вывод и подвести итог.
  • Давайте прочитаем текст более внимательно: в третьем предложении сразу после пропущенного слова стоит запятая. После наречия «поэтому» она не ставится, зато «таким образом» всегда обособляется этим знаком препинания! Следовательно, верный ответ – 5.

Формулировка задания:

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Согласно на-блю-де-ни-ям со-вре-мен-ных ис-сле-до-ва-те-лей у человека, по-лу-ча-ю-ще-го ос-нов-ную ин-фор-ма-цию в Сети, ме-ня-ет-ся «природа» чтения. (2)Раз-ви-ва-ют-ся на-вы-ки поверхностного, ска-ни-ру-ю-ще-го чтения, а остав-ший-ся без упо-треб-ле-ния навык вни-ма-тель-но-го чте-ния длин-но-го тек-ста исчезает, как любая способность, ко-то-рую не тренируют. (3)<...> сознание, при-вык-шее ра-бо-тать с мел-ки-ми ку-соч-ка-ми и от-дель-ны-ми фрагментами, не свя-зан-ны-ми между собой, плохо справ-ля-ет-ся с боль-ши-ми текстами, тре-бу-ю-щи-ми вре-ме-ни и внимания.

Правильный ответ: вследствие этого <ИЛИ> поэтому

Комментарий:

Слово «следовательно» и ему подобные не подходят, так как после них нужно было бы поставить запятую, это вводные слова, являющиеся выводом из цепочки доказательного ряда. От нас требуется подобрать подчинительный союз.

Союз «вследствие этого» можно заменить «поэтому».

Что нужно знать:

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор - повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

2) Синонимы . В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей . (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1) личные местоимения, притяжательные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели . Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) - во втором тексте средства связи - лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4) союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5) частицы

6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко . (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) - все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура . (Д.Лихачёв)

Теория для Задания №2 ЕГЭ 2019 по русскому языку

Изменения в 2019 году:

    Изменилась формулировка задания: нет вариантов ответов, необходимо самостоятельно подобрать и выписать средство связи.

    Изменился объем теории, которую нужно знать для успешного выполнения задания.

Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ 2019:
«Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».

Алгоритм выполнения:

  • Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
  • Установите логическую связь между частями текста.
  • Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным.

Логические связи в тексте могут иметь следующий характер:

причина;

следствие;

пояснение;

уточнение;

дополнение;

усиление;

противопоставление;

опровержение;

время;

последовательность, связь мыслей;

способ оформления мыслей;

выражение чувств говорящего;

уверенность/неуверенность в чем-то;

подтверждение;

условие;

присоединение.

В качестве средств связи выступают как служебные части речи (предлоги, союзы, частицы ), так и самостоятельные (местоимения, наречия ), а также вводные слова и словосочетания .

ТЕОРИЯ

Теперь более подробно о частях речи.

Служебные части речи

1. Предлог

— Это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги ставят следующее слово в необходимый падеж.

Предлоги бывают:

  • Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.
  • Непроизводные : о, об, без, по, над, в и др.

2. Частица

— Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образование некоторых форм слова (условное и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).

Частицы бывают:

Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да.

Не путайте частицу «да» с союзом «да».
Союз: старик да старуха (можно заменить на «и»)
Частица: Да здравствует солнце!

— Отрицательные: не и ни

— Вопросительные: разве, неужели, ли
— Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо

Не путайте частицы с другими частями речи!

Сравните:
Что-то вроде фильма (предлог) — Понравилось? Вроде хорошо (частица)
Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)
Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)

3. Союз

— Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.


Союзы делятся на:

— Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП))

Можно разделить на:

Соединительные:
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько…, столько и.

Противительные:
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.

Разделительные:
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то

Сопоставительные (градационные):

не только…, но и; как…, так и, не столько…, сколько; не то чтобы,…а

Присоединительные:

тоже, также, да и, притом, причем, и.

Пояснительные:

то есть, а именно.

— Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения)

ВАЖНО! Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП.

Например, союз «КАК» может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны.

Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.

Времени: когда, лишь, едва, как только…

Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы…

Следствия: так что…

Условия: если, если бы, раз…

Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что…

Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы…

Причины: потому что, ибо, так как, оттого что…

Места: где, куда, откуда…

Образа действия и меры,степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.

Самостоятельные части речи

1. Местоимения

Разряды:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они -во всех падежах (мной, его и т.д.)

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их - во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.

Возвратное: себя

Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.

Относительные: (вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)

2.Наречие

— Это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д.

Наречия бывают:

— Обстоятельственные
-образа действия (как, каким образом?) (так, по-летнему, по-товарищески…)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного…)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда…)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально…)

— Определительные
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро…)
-количественные (много, мало, чуть-чуть…)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь…)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему…)
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)

3. Вводные слова и словосочетания

— обособляются запятыми
— не являются членами предложения
— к ним нельзя задать вопрос

Вводные слова и словосочетания, не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла.

Группы вводных слов по значению:

— Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.

— Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

— Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

— Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

— Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

— Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.

— Оценка меры того, о чем говорится
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.

Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых . Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых... Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.

Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки : последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.

Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.

Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое.

Союзы

Вспомним, функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте.


Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но), однако , зато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

тоже, да и, то есть, а именно .


Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы.


Вводные слова и сочетания

Вспомним тему: «Вводные слова и сочетания». Неслучайно их делят на группы по значению. Вот основные из них:

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения

По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тексте)

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте)

Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те), веришь(-ите) ли, знаешь(- ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами, будь сказано

Мера того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае