«Как научиться жить по-христиански?» (Советы святителя Феофана о христианской жизни и спасении). Духовное расписание дня

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Мария Дубровина
С утра до вечера Как жить по-христиански

Непрестанно молитесь . За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе .

(1 Фес. 5, 17–18)

К читателю

Ч еловек, осознавший цель и смысл земного существования, хоть сколько-нибудь потрудившийся над тем, чтобы исправить свою жизнь, идет трудной, тернистой дорогой за Господом нашим Иисусом Христом. Иерархия ценностей для него понятие не отвлеченное, а реально выбранная система ценностных ориентаций, опираю щаяся на собственный опыт молитвы, покаяния, терпения… даже если этот опыт полон заблуждений и падений.

Многие пришли в Церковь не так давно, и почти у каждого из них родители, за редким исключением, люди нецерковные, почти у каждого из них за плечами навыки далеко не церковного жизненного опыта. Поэтому среди православных христиан можно встретить не совсем верное представление об иерархии ценностей и, как следствие, – незнание меры и чина: проявление невежества и максимализма в суждениях, в делах, в требованиях к себе и к ближним.

Вопрос: как вести себя христианину с утра до вечера, чтобы наследовать жизнь вечную? – для верующего человека вовсе не праздный. Существует потребность в практическом духовном справочнике, в котором были бы даны основы для сознательного отношения к богослужению и Таинствам Церкви, а также правила внешнего поведения в храме, во взаимоотношениях с духовенством и прихожанами; где были бы разъяснены требования православного церковного этикета и многое другое.

Что необходимо знать православному человеку, чтобы прожить день благопристойно и с пользой для души? Для руководства в этом святом деле у нас есть Священное Писание, поучения святых отцов и подвижников благочестия, церковный устав, нормы христианской нравственности и т. д.

Данная книга – это духовный подсказ, содержащий рекомендации, смысл которых подкрепляется молитвами (строго каноническими и разрешенными Русской Православной Церковью для мирян), цитатами из Священного Писания, а также наставлениями святых отцов и учителей Церкви.

Мария Дубровина,

прихожанка московского храма святого Иоанна Воина, что на Якиманке, где была крещена в честь преподобной Марии Египетской протоиереем Василием Серебренниковым и оставалась его духовной дочерью более 40 лет

От сна восстав

З емная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной, поэтому все устремления христианина должны быть направлены на заботу о своей бессмертной душе. Святитель Иннокентий (Вениаминов; †1879), митрополит Московский, просветитель Сибири и Америки, призывает: «Позаботьтесь о спасении своей души, пока располагаете благоприятным временем. Потрудитесь для спасения вашего, пока еще день, потому что настанет ночь, когда невозможно будет что-либо изменить. Стремитесь в Царствие Небесное, пока можете идти. Идите хоть сколько-нибудь, хоть ползком, но в правильном направлении».

Прежде всего надо твердо усвоить, что без молитвы верующий человек жить не может. Как сказал преподобный Исаак Сирин (VII век), «молитва – причина спасения и бессмертия души». Когда мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение. А преподобный Никодим Святогорец (†1809) говорит: «Молитвой мы привлекаем помощь Божию».

Несмотря на нашу перегруженность делами и катастрофическую нехватку времени, нам нужно научиться молиться. Святейший Патриарх Кирилл советует: «Человеку начинающему, возможно, будет трудно читать молитвенное правило полностью, но важно хотя бы пять минут в день уделять молитве – каждый день, не пропуская! – и вы увидите, как начнет меняться ваша жизнь. Чем больше времени вы будете уделять молитве, тем больше времени у вас будет оставаться на все остальное. Это может показаться неожиданным, но это опыт очень многих людей. Да и в течение дня всегда можно найти минуту или хотя бы полминуты на то, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу, поблагодарить за то хорошее и доброе, что вы встретили за день, попросить помощи для себя и для других людей в каких-то трудностях… Занятость или, вернее, загнанность современного человека происходит во многом оттого, что он мало молится». Если мы научимся молиться, то дневные заботы и неотложные дела не будут отнимать у нас все наше время и здоровье – нравственное и физическое, мы спокойно доведем начатое до благополучного завершения, да еще и с пользой для души.

Утреннее молитвенное правило

Пробудившись от сна, прежде всего нужно обратить свои мысли к Богу. Это должно войти в привычку. Митрополит Новгородский Григорий (Постников; †1860) наставляет: «Мы были бы недостойны имени хрис тианина, если бы, пробуждаясь от сна, думали прежде о земле и о земном, а не о Господе. Наша мысль должна обращаться к Богу с каким-нибудь воззванием, например: “Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!”». Затем, осенив себя крестным знамением со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», следует поцеловать нательный крест и прочитать краткую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

В дни, когда некуда торопиться, проснувшись, нам хочется полежать и понежиться в кровати. Но внимательные к себе люди заметили, что, когда мы долго лежим в постели, мы попадаем в состояние расслабленности и лености, а в душе возникают различные помыслы, мечтания и желания, которые потом, во время дня, легко вводят нас во грехи. Но кто утром мужественно преодолевает себя, тот в течение дня и вечером справляется с искушениями, и даже с довольно трудными. Пусть немедленное вставание с постели поутру будет нашей первой жертвой Господу Богу.

В доме православного христианина в специально отведенном месте, в святом, красном углу, должны быть иконы, в первую очередь – Спасителя и Пресвятой Богородицы. Можно дополнить домашний иконостас образами святых небесных покровителей, чьи имена носят члены семьи, особо чтимых святых, а также иконами праздников. Икона Спасителя в святом углу должна находиться справа, а икона Божией Матери – слева. Необходимо также соблюдать принцип иерархии: образ местночтимого святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом. Нужно знать, что среди икон не должно быть художественных картин, даже написанных на библейские сюжеты, а также фотографий священников, старцев, монахов, людей праведной жизни.

Святые иконы могут находиться в спальне, на кухне, в каждой жилой комнате. Напротив входной двери по традиции принято располагать образ Покрова Пресвятой Богородицы, хотя это может быть любая другая икона или крест.

Митрополит Григорий (Постников) призывает: «Дорожи утром всякого дня! Будь умен; а поведение умного так описывает Дух Божий: Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним (Сир. 39, 6). Никакое время дня так не удобно для молитвы и для всех добрых начинаний, как время утреннее, потому что утром сердце человека чище и житейские потребности еще не сильно беспокоят его, страсти еще спят».

Встав с благоговением на утреннюю молитву, нужно зажечь лампаду или свечу. А для того чтобы развеять внутреннюю скованность после сна и серьезно настроить себя на молитву, некоторые благочестивые миряне читают краткий отрывок из житий святых подвижников.

Домашние молитвы называются келейным правилом, именно правилом, – этим указывается, что домашние молитвы не могут представляться бессистемным, случайным занятием, а должны иметь стройный порядок, повторяющийся изо дня в день, постоянно.

Перед началом молитвенного правила и по окончании его следует осенить себя крестным знамением и совершить поясные поклоны, кто сколько может.

Как нужно налагать на себя крестное знамение, разъясняет святитель Иоанн Златоуст (†407): «Не просто перстом должно крест изображать, но должно сему предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь на лице твоем, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя то оружие, от которого он получил смертельную рану».

Молитвенное правило состоит из молитв, сочиненных святыми отцами. Оно необходимо для того, чтобы «доставить душе недостающее ей количество молит венных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных». Так поучает святитель Игнатий (Брянчанинов; †1867).

«Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только вникать в смысл произносимых слов, внимательно молиться», – наставляет нас преподобный Никон (Беляев; †1931), старец Оптинский.

При совершении правила нельзя спешить; лучше меньше прочитать молитв, но вдумчиво. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва. Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы».

Устами можно произносить молитвословия, читать акафисты, каноны, но, как говорит митрополит Иларион (Алфеев), «рассеянная молитва не имеет ценности. Если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и до Бога». Поэтому, если нам не удается быть внимательными, повторим молитву сначала. И не надо отчаиваться. Один московский старец по этому поводу сказал: «Лучше есть черствый хлеб, чем никакой».

Мысли, которые приходят во время молитвы в голову и настойчиво отвлекают нас от обращения к Богу, нужно отгонять и продолжать молиться. Преподобный Иоанн Лествичник (VII век) утешает: «Не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию, ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу».

Преподобный Серафим Саровский (†1833) преподает нам краткое молитвенное правило, которым можно воспользоваться при недомогании или в других жизненных обстоятельствах: «Пробудившись от сна, всякий христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню “Отче наш” трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице “Богородице Дево, радуйся…”, также трижды, и, наконец, Символ веры единожды». Святой учит, что «эти молитвы суть основания христианства: первая – как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствии Пресвятой Деве, Матери Господа; последняя же заключает все догматы веры».

Как молиться своими словами

Молиться можно не только установленными молитвами, но и собственными. Так, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа».

Молящемуся своими собственными молитвами дает наставления преподобный Иоанн Лествичник: «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений… не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его».

Как правильно молиться собственными словами? У преподобного Никодима Святогорца читаем: «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий (†379): сначала восславь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего».

О благодарении Бога и благодарственной молитве наставляет священник Александр Ельчанинов (†1934): «Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, нужны прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет несомневающаяся вера и любовь к Богу. Все мы умеем просить. Даже неверующие в крайне тяжкие моменты иногда прибегают к Богу, но благодарить мы не умеем. Благодарственная молитва – знак высоко поднявшейся души. Хорошо вспомнить Бога в несчастье; но не забыть Его в радости – знак души, утвердившейся в Боге. Молитва просительная может уживаться в сердце с нашим эгоизмом, гордостью, злобой. Молитва благодарения несовместима с такими чувствами. Будем же прибегать к Богу в наших бедах и обстоятельствах, не потщимся взойти и на более высокую ступень – благодарственной молитвы».

По слову святых отцов, благодарить Господа нужно в первую очередь за то, что Он в прошедшую ночь сохранил нашу жизнь и снова дает нам время на покаяние и исправление. Новый день для нас – незаслуженное благодеяние Божие; многие люди, с вечера спокойно предавшись сну, проснулись, по разным причинам, уже в другой жизни – в вечности! Господь Бог сохранил нас и даровал нам новый день, чтобы мы имели возможность спасти свою душу.

Благодарить Господа Бога нужно и за то, что Он даровал нам истинную Православную веру и все средства ко спасению.

От всего сердца необходимо благодарить Господа Бога за то, что Он в прошедшую ночь укрепил наши телесные силы и даровал нам возможность снова пойти на работу, заниматься житейскими делами, ведь многие люди по болезни не могут делать даже самого нужного и живут в тягость другим и самим себе.

В молитве своими словами должно быть обязательное памятование о своих грехах. Священное Писание учит: Все мы много согрешаем (Иак. 3, 2). И еще: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8).


Господь Вседержитель


Нам надо усердно молиться, чтобы Господь простил грехи, соделанные делом, намерением, желанием, мыслью, даже если мы и не замечаем за собой никаких грехов.

«Со смиренномудрием скажи: “Я недостоин, Господи, говорить пред Тобою; ибо я весьма грешен”. Так надобно думать тебе, хотя бы ты и не сознавал за собою ничего худого. Ибо никто не безгрешен, кроме единого Бога. А мы, согрешая во многом, большей части грехов не примечаем за собою. Потому апостол говорит: Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь (1 Кор. 4, 4), то есть грешу много и не примечаю сего», – ясно говорит святитель Василий Великий.

Кроме того, надо просить у Господа даровать нам силы с наступающего дня стараться жить согласно с Его святой волей, которая есть спасение нашей душе.

Молитва, как наставляет святитель Иоанн Златоуст, «есть наша беседа с Богом и занятие равноангельское. Что кровь для тела, то молитва для души… Бог не требует от молящегося красноречия и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия. Если он в таком расположении изречет перед Ним богоугодное Ему, то отойдет от Него, все получив. У людей бывает так, что, приступая к кому-либо с прошением, нужно подбирать и особые слова. А здесь ничего такого не нужно».

Известный молитвенник святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908) учит нас, как нужно молиться: «Надо всем сердцем желать того, о чем просим, и волю напрягать к исполнению просимого или к благодарению за полученное и к достойному употреблению принятого дара. Например, в утренней молитве говорим: “По сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже…” – надо желать и стараться провести без греха весь день, в делании добра».

Часто бывает, что мы просим Бога о чем-то и, не получая просимого, думаем, что Господь не слышит нас. Вот как отвечают на это недоумение святые отцы.

Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Не услышаны бываем, когда, молясь, не оставляем грехов своих и еще когда просим отмщения врагам».

«Если не тотчас услышаны молитвы наши, значит, Господь не желает, чтобы с нами было то, чего мы хотим, но то, чего Он хочет. В этом случае Он желает нам и приготовляет нечто большее и лучшее, чем то, о чем у Него в молитве просим. Поэтому всякую молитву сокрушенно надо оканчивать: “Да будет воля Твоя”», – читаем у святителя Григория Богослова (†389).

Завершение утреннего правила

Каждый день в заключение молитвенного правила необходимо прочитывать по одной главе поочередно все четыре Евангелия и Деяния апостолов. Святые отцы особо подчеркивают душеполезность такого чтения. Чтение Священного Писания следует предварять молитвой. Мы должны своими словами просить Господа помочь нам уразуметь читаемое, сохранить в уме и в сердце то, что нам откроется. Чтение должно быть медленным и пристальным.

Перед началом чтения Евангелия можно обратиться ко Господу с молитвой, составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (перечислить имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

«Когда читаешь, читай с усердием и прилежно, с великим вниманием останавливайся на каждом слове и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы разуметь силу его», – советует преподобный Ефрем Сирин (†373).

Мы должны всегда стремиться отчетливо понимать смысл читаемого нами. Если же при чтении что-либо осталось для нас сокрытым, то показавшиеся нам неудобопонимаемыми обороты речи или фрагменты текста нужно выписать на отдельном листочке, чтобы потом спросить у более опытных или образованных людей, а лучше у священника.

И еще одно духовное делание предстоит совершить благочестивому христианину. Обратимся за наставлением к митрополиту Григорию (Постникову):

«Чтобы тебе в продолжение наступающего дня надежнее сохраниться от всякого греха, старайся еще поутру осмотреть все, что может случиться с тобою.

Что ты будешь делать?

С кем будешь вместе?

Какие, когда и где могут встретиться случаи ко греху?

Какие, когда и где могут встретиться случаи к добру?

Не может ли быть с тобою каких-либо искушений, например: от твоего тщеславия, от твоей гордости, от твоего гнева и пр.?

Основательно обдумай, как тебе удобнее и вернее провести весь день без греха:

Как беспорочно обойтись с таким-то человеком;

Как хорошо воспользоваться такими-то случаями к добру;

Как избежать таких-то случаев и искушений ко греху или, ежели нет возможности избежать их, как безвредно удержать себя при этих случаях и искушениях. Например: если тебе должно будет заниматься чем-нибудь с человеком вспыльчивым, то уже наперед старайся придумать вести себя при нем так кротко и вежливо, чтобы остаться с ним в мире.

Без такого предварительного вооружения против греха нельзя от него сберечься».

По окончании утреннего молитвенного правила, еще до принятия пищи, нужно вкусить просфору или кусочек другого освященного хлеба и запить святой водой.

Освященный хлеб и святая вода в доме

В Святой Православной Церкви есть несколько видов освященного хлеба.

Просфора – это церковный хлеб, употребляемый для богослужения. Выпекается из белой пшеничной муки на дрожжах с добавлением святой воды и состоит из двух частей. На верхней части ставится печать с изображением креста, встречаются также изображения Божией Матери или святых. Просфору можно получить за свечным ящиком после Божественной литургии, подав до начала богослужения записки «О здравии» и «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, поэтому такая просфора называется «вынутая».

Антидор – это обрезанные края главной просфоры, используемой для таинства Евхаристии. В некоторых церквах мелкие частички раздробленного антидора потребляют причастники вместе с запивкой. Обычно священник дает антидор человеку, особо нуждающемуся в помощи. Антидор вкушают только натощак.

Артос – это хлеб, который освящается в Пасхальную ночь. На протяжении Светлой седмицы артос находится на солее напротив открытых Царских врат и каждый день выносится на крестные ходы. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется при чтении особой молитвы и раздается всем верующим. А кто не смог получить в субботу, может попросить кусочки артоса на следующий день, в воскресенье. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года. Артос принимают во время болезни или в тяжелых жизненных обстоятельствах и всегда со словами: «Христос воскресе!» Но «ни в коем случае нельзя придавать артосу такого значения, которого он не имеет, – поучает епископ Серафим (Шарапов; †1959). – Некоторые в случае смертной опасности дают больному кусочек артоса с богоявленской водой и думают, что это равноценно причащению больного Святых Таин Тела и Крови Христовых. Это большое заблуждение. Никакая святыня не может сравниться по силе спасающей благодати со Святым Телом и Пречистой Кровью Христовыми».

Кроме просфоры, артоса и антидора известен еще один вид освященного хлеба – это кусочки белого хлеба, пропитанные вином, которые раздаются пришедшим вечером ко всенощной накануне большого праздника.

Хранят освященный хлеб в иконном уголке. Нужно заботиться о том, чтобы домашний запас никогда не иссякал и пополнялся от службы к службе. Если по нашему нерадению освященный хлеб заплесневел, его нужно отнести в храм на сжигание.

Теперь скажем о святой воде. Это вода, освящаемая по особому чину. Водосвятие бывает малое и великое.

Малое освящение воды совершается в течение года и неоднократно, по заказам верующих на молебнах. Святую воду с молебна можно потреблять не только утром, но и в течение дня, добавлять ее в обычную воду, которую пьем и на которой готовим пищу.

Великое водосвятие совершается в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святого Богоявления. Крещенская вода носит название «великая агиасма», что в переводе с греческого означает «святыня». О чудесных свойствах богоявленской воды говорит святитель Иоанн Златоуст: «Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденной и свежей и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». В день Крещения Господня каждый христианин запасается крещенской водой и бережно хранит ее как святыню.

Следует обязательно упомянуть об одном предрассудке в отношении крещенской воды. Всегда, как только наступает этот двунадесятый праздник, камнем преткновения становится ошибочное мнение, что 18 января Православная Церковь празднует Богоявление, а значит, и вода раздается богоявленская, а 19 января – Крещение Господне, и вода, соответственно, крещенская. Мнение это настолько укоренилось, что даже воцерковленные прихожане берут воду 18 и 19 января, строго хранят ту и другую воду в разных сосудах. Нужно уяснить для себя: Богоявление и Крещение Господне – это один и тот же праздник, а не два. Вода освящается два дня подряд одним и тем же чином – в Сочельник (накануне Крещения) и в сам праздник. Так что вода, освященная в тот и в другой день, абсолютно равнозначна.

Хранить крещенскую воду надо в чистой посуде возле иконного уголка. Ее пьют натощак, но в случаях телесного и духовного недуга можно пить в любое время суток.

Во всех случаях благопотребного использования святой воды не будем забывать молиться: пьем ли святую воду сами или даем другим, окропляем ли ею кого-либо или что-либо, мажем ли святой водой больные места.

Есть специальная молитва на принятие просфоры и святой воды: «Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая вода Твоя во просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в искоренение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Как жить по-христиански

Мне просто дико слышать и читать то, о чем Вы пишете. Вы хотя бы сначала познакомились с Православным катехизисом, да себя бы лучше рассмотрели и познали, и уверен: пришли бы к единственному правильному выводу - надо самому учиться жить по-христиански.

Смотрите, какие абсурдные мысли посещают Вашу голову. Имея жену, благословленную Богом, да еще с больным ребенком на руках, Вы говорите о монашестве. Еще ничего не зная по сути о христианстве, тешите себя мыслью о священстве. Ну, а почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите - надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-Вашему, учиться не надо. Вот и подумайте о себе поглубже.

Дорогой о Господе А.!

Вопрос о водворении Вашем в монастырь отпадает сразу. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу. Этого в Вас пока нет, так как мысль о создании семьи повторно еще не исключена.

Вот и живите в своем доме, молитесь о бывшей супруге и ваших чадах, поставьте их обоих на ноги вполне. У Бога опозданий не бывает, а когда долг родительский будет выполнен до конца, определится и путь дальнейший. Но он однозначен: или восстановление семьи, или путь покаяния и скорби, что не смог привести к Богу семью свою.

Дорогая о Господе Л.!

А мне вот один святой жизни человек в свое время сказал, что все мы являемся "существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны". Дорогая моя, это я и Вам советую запомнить на всю жизнь и только в Боге одном искать себе укрепления и утешения.

А в отношении желания жить в деревне я Вас предостерегу - одной женщине там делать нечего, там нужны не только умная голова и трудовые руки, там нужна опора и охрана в мужчине, иначе - беда. А потому живите-ка пока в городе. Молитесь святому мученику Трифону и святителю Спиридону - о работе и о жилье, и даст Бог утешение со временем. На маму не обижайтесь. Обида - дело вражье, а Вы лучше пожалейте ее, что она чего-то не понимает и весьма существенного. А о том, чтобы потеряться в этом мире,- мысль вражья. Гоните ее.

Мне ведь столько теперь горьких писем приходит от тех, кто ищет пропавших. И у меня сердце болит о них, а у тех, кто пишет-то, оно просто разрывается. И у многих по пословице русской: "Вместе тесно, а врозь скучно". Да еще как скучно-то - до инфарктов.

Дорогая о Господе И!

На свое увлечение-любовь следует тебе наложить узду. Причин к тому больше, чем достаточно. Первая и главная - ты запретендовала на роль "спасительницы", а это безнадежно и грешно. Вторая и не менее важная - та, что по возрасту и по внутреннему состоянию вашему вы не должны быть вместе.

Сейчас ты нарисовала для себя образ, но он нереален, это - твоя выдумка, а потому, чем скорее ты это поймешь, тем лучше для тебя.

Дорогая Н.!

Поздравляю вас с мамой с праздником. Божие благословение тебе и маме.

А ответ по поводу монашества тебе даст Святитель Феофан. Его книгу "Мудрые советы" я тебе посылаю. Прочитай внимательно страницы с 66 по 95. В отношении работы - как прежде нас Господь не оставлял, так и ныне. Молись святому мученику Трифону, и все уладится. Не теряй, детка, равновесия. Уже много было в жизни трудных ситуаций, но именно они учат нас и живо обращаться к Богу и святым Его за помощью, и учат видеть эту единственно реальную и властную помощь. Умудри тебя Господь и укрепи.

Дорогой о Господе А.!

В преддверии великого праздника Святой Троицы молю о тебе: "Дух благий да наставит тебя на землю праву". Думы твои жизненно серьезные, и слава Богу.

Теперь, когда оскуде преподобный, всё время твержу я, что в наше время бездумно жить нельзя. Мутные воды нынешнего житейского моря и смрадный туман мешают ясно видеть Солнце животворящее. И вот, чтобы углубились твои думы в главном и обрели твердость, посылаю тебе программу на жизнь, которая, если ее исполнять, приведет к желанной цели - служению Богу и Его святой Церкви. Да, в этом полнота наших человеческих возможностей, но это же и мученичество на всю жизнь. Но, думаю, любое служение, не работа, а служение требует подвига. Вот и творчество готовит тебя к этому, и оно требует полноты отдачи от человека. Божие благословение тебе на успешное завершение учебы.

Об устройстве семейной жизни не печалься. Предоставь это Богу. Служителю Церкви нужна спутница - помощница, а не помеха. Вот в этом-то и кроется промедление в решении этого вопроса для тебя. Господь зрит далеко вперед, и ты устремляйся думой в будущее, верь Богу, но и сам будь верен. Маме скажи, что многие святые лечились гомеопатией. Святитель Игнатий Кавказский только ею и поддерживал свой крайне слабый телесный состав, а дух-то каков? А кто и что сейчас изобретает от скудости ума или изобилия - это нам не указ, одно ясно: и то, и другое - плотское мудрование. Верующему же всё во благо, что по вере и всё в помощь или научение. С Богом всё хорошо, и ничего не вредит нам.

О супруге маме надо только молиться и примером своей любви к Богу оживотворять пока хладное его сердце. Они двое плоть одна. И по слову апостола: "Откуда знаешь, верующая супруга, не спасешь ли своего неверующего мужа". Да ведь о папе-то нельзя сказать, что он неверующий. Но у каждого свои возможности и свои проявления чувств. А молиться надо. Господь с вами. И помни всегда, что Богу нужна жертва чистая. Береги ум и сердце, вернее, сердце и ум.

Божие благословение всей семье.

Дорогая Е.!

Вопрос о том, что духовности в учебных заведениях не учат, стоял всегда. Даже и во время учебы праведного батюшки отца Иоанна Кронштадтского он скорбел об этом. Но, видно, жизни учит сама жизнь, а духовность обретаем как дар Божий на наш малый, но личный труд, а главное - искреннее желание постигать Истину и жить в Боге. Лечиться тебе у о. П. не надо, а то и в самом деле заболеешь. А вот вопрос о том, стоит ли тебе после университета учиться в духовном училище, надо бы согласовать с мамой. Ты так много училась, что не пора ли уже и отдачу ждать от тебя? Молись и главное - читай ежедневно Святое Евангелие и Апостол, да еще воцерковляйся - вот и школа. А мы о тебе помолимся, чтобы Господь управил путь твой.

Божие благословение тебе.

Бог-то не предаст, да мы-то Его на каждом шагу предаем. У нас одно на языке, другое на уме, третье на деле.

Вот и Вы, если бы знали, что значит для Вас жить в Боге. Но Вы этого знать не хотите, и обман громоздится на обман, а обманываем мы в конечном итоге в первую очередь себя.

Жить Вам надо с мужем, ибо пред ним Вы виноваты, а ведь при венчании дают обет любви и верности. Обет Вы взяли, а на деле ничего нет, и, значит, Вы солгали Богу.

А отец лжи известен, он-то и возымел доступ к душе Вашей через ложь Вашу. И дети, выросшие в атмосфере лжи,- несчастные дети. ИНН боитесь, а греха смертного, обмана не боитесь. А ведь именно наши беззакония сделают нас достоянием антихриста. И Вы без ИНН сделали к нему гигантский шаг - пожелав "любви" священника.

И не вините его - себя постарайтесь увидеть. Погибаете Вы во лжи, она гнездится в Вашем сердце. Я не скажу, как Вам поступать в частности. Скажу только: рассмотрите себя, покайтесь, пособоруйтесь и возьмите свой Крест, терпением идите вослед Христа.

Дорогая В.!

С праздником тебя поздравляю. Все просьбы о молитве за тебя и твоих близких и знаемых выполню. А для тебя пожелаю одной цели: всю жизнь прожить Им (Спасителем), от Него принимать всё, всё, и к Нему только стремиться. Не планируй сейчас свою жизнь, молись "Скажи ми, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою".

И увидишь чудо Божьего водительства по жизни. Главная цель - Богоугождение ради любви к Богу, из него возрастает спасительный плод. А как, какой дорогой, по каким ухабам пройти придется - это дело Божие. Живи, детка, дома, сама трудись во спасение и близким помогай. Да не проповедью одной, но любовью, только любовью - этот язык все и всегда понимают. Божие благословение тебе и близким.

Дорогая о Господе Н.!

Вам ничего нельзя делать без согласования с супругом, а то Вы бежите вперед, и в один из моментов окажется, что его рядом с Вами не будет. Работайте в миру, а в церковь ходите только молиться, и восстановите возможность ходить вместе с мужем. Ребенка я Вам брать не советую. А насчет болезни - обратитесь сначала к Врачу душ и телес в таинстве Соборования. Попейте соборное масло и им помазывайтесь ежедневно, а через месяц снова пройдите обследование, и тогда врачи решат, что надо делать.

Умудри Вас Бог!

Из книги Истина или пропоганда автора Вандеман Джордж

Как жить с тигром Мы почему-то думаем, что как только человек становится христианином, тигр вежливо уходит, и всяким конфликтам наступает конец; человек принял Христа, значит, определился, принял решение, и противоречия больше не терзают его. Мы полагаем, что, став

Из книги Как упорядочить свой внутренний мир автора Макдональд Гордон

Задача 1: ум надо учить думать по-христиански Я осознаю эту задачу, так как вырос в христианской среде и имел все преимущества христианского воспитания с самого детства.Думать по-христиански - значит осознавать, что мир был создан Богом и принадлежит Ему, что придется

Из книги Можно ли считать К. С. Льюиса «анонимным православным»? автора Епископ Диоклийский Каллист

Из книги Как относиться к неверующим и другие советы преподобного Серафима Саровского автора Саровский Серафим

Как жить в миру по-христиански Господь равно слушает и монаха и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы «яко зерно горушно», и оба двинут горы.Надобно всегда терпеть что-нибудь

Из книги Начертание христианского нравоучения автора Феофан Затворник

1) О добродетели как настроении христиански действующего духа Где наше добро? В Боге. Следовательно, стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, или жажда богообщения. Если сие стремление не должно оставаться бесплодным, а должно найти соответственное

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

Из книги Письма. Часть 1 автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

В. Кто действует по–христиански? 16. Тем самым отличительная черта христианского действия - это следование за Христом. Иисус Христос представляет собой личностно живое, основополагающее воплощение его дела: воплощение нового отношения к жизни и нового стиля жизни. Как

Из книги Грихастха-ашрам Семейная духовная жизнь автора

Как жить по-христиански Дорогая О.!Получил твое письмо, но придется тебе, деточка, повременить с исполнением своего желания.Сначала надо поучиться, а потом уж будешь определяться, что делать дальше.В настоящий момент о тебе нет определения, и в тебе нет решительного и

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Жить с Богом - Женщина, возьмите книги о Боге.Это Бхагавад-гита.- Не знаю, как с Богом, а без Бога тяжело. Ладно, возьму.С Богом жить не трудно. В Его царстве не бывает проблем. Тяжело жить с самим собой. Семья - это поле деятельности, где идет борьба за господство и

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе "И непоместительна была земля для них…" "Смотри, - восклицает по этому поводу Иоанн Златоуст, - как избыток богатства тотчас становится причиной

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

12. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома "Аврам стал жить в земле Ханаанской, а Лот стал жить в городах окрестности..." Аврам, верный своему призванию продолжал оставаться кочующим номадом и жил особняком в

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

30. И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его "И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его..." Несмотря на данное Богом Лоту соизволение жить а Сигоре (21-22 ст.), он еще раз

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

14. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" - 15. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает

Из книги автора

ГЛАВА 27. О том, что не стоит всегда отвергать тех, кто отрекается от мира по случайным обстоятельствам. Также о том, что не следует полностью отказывать никому из тех, кто приходит в обитель и искренне просится жить с братьями, пока хорошо не узнаешь его. Поэтому лучше

Из книги автора

Поучение 2-е. Свт. Митрофан, епископ Воронежский (О том, как по-христиански приобресть богатство, здоровье и вечное спасение души) I. Ныне ублажаемый свт. Митрофан, первый епископ Воронежский, в схимонахах Макарий, происходил из духовного звания и родился в 1623 году во

Из книги автора

Надо ли жить, когда жить незачем? – Мама, я женюсь. – На ком? – На Кате. – Да? А где вы жить будете? – Мама, Катя – эмо. Она вообще жить не хочет. Молодежный юмор Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься

Эта статья рассказывает об общей идеи добропорядочной Христианской жизни. Вы прочтете о том, как можно стать ближе к Господу, о путях распространения веры и основах морали и этики, которым Бог хочет, чтобы мы следовали.

Шаги

    Во все времена следуйте примеру Иисуса. Следуйте величайшей заповеди Иисуса (Сына Божьего) – любите всецело Бога и каждого, даже если все они будут относиться к вам ошибочно, независимо от того, знаете ли вы их или нет. Иисус сказал: «Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 13:15, - « Я показал вам пример, как поступал я, так и вы должны поступать». В первом послании к Коринфянам 11:1, Павел говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». Ефесянам 5:1 говорит: «Итак, подражайте Богу, как любящие дети». Также многие Верующие «свободные, чистые и преображенные» (Матфея 12:44) от Луки Христианских Доктрин. Если вы просто ходите в церковь, вы будете слабым Христианином, и испытания внесут хаос в вашу жизнь. Но если вы ходите в церковь и каждый вечер читаете Молитву, вы будете сильным Христианином. Большинство Христиан не читает Библию каждый день, так что если все, что вы делаете, – это лишь ходите в церковь, вы будете слабым Христианином. Вот несколько притч для воспитания Христианина: 8:17-21. Псалом 1:1-3. Иоанна 14:21-27. Иакова 1:2-8. Я Фес 5:16-18. Второе послание к Тимофею 1:6-7, евреям 8:6,10. Ефесянам 6:10-18. Притчи 4:20-23.

    Признайте, что у вас есть ошибки (грехи), а затем покайтесь - измените ваше отношение и молитесь. Помните, что обращение к Христианству - это не пустое действие, а начало пожизненных обязательств. Упорство и настойчивость – фундаментальные качества для реализации ваших возможностей. Не будьте слишком строги к себе, когда вы терпите неудачу - но признавайтесь в этом; подбадривайте себя; верьте в Бога... идите вперед.

    ЧИТАЙТЕ и ДЕЛАЙТЕ то, что сказано в Библии. Иакова 1:22 – «Только слушать слово, значит обманывать себя. Делай, что оно говорит». Матфея 4:4 Иисус ответил: «Написано: человек будет сыт не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Библия также говорит, что «Всяческое Писание одухотворено Богом и полезно [для чего-то] для учения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,» - 2 Тимофею 3:16.

    Позвольте Богу изменить вас: как последователь Иисуса, вы не можете сами себя изменить, это может сделать только Бог через своего сына. Иезекииль 36:26-27: «Я дам вам новое сердце и вселю в вас новый дух; я заберу у вас ваше каменное сердце и дам вам сердце из плоти. И я вложу Дух мой в вас, и направлю следовать моим указаниям и быть осторожными, чтобы соблюдать мои законы». Ефесянам 4:24 говорится: «И облечься в нового человека, созданного по подобию Божьему, в праведности и святости истины». Истинный Христианин, когда обращается в веру, сразу замечает неизбежное изменение восприятия его повседневной жизни. Он начнет сомневаться в своих вкусах в кино, музыке, одежде и даже выборе друзей! Библия говорит: «Таким образом, избавьтесь от всего нечистого и любого проявления злобы, и легким духом приветствуйте слово посаженое в вас, которое может спасти ваши души». (Иакова 1:21)

    Учтите, что вас могут преследовать за ваши убеждения. Не разрешайте помехам со стороны ослабить вашу веру. Отстаивайте свои убеждения, чтобы делать добро, но не для того, чтобы судить других. 2 Тимофею 3:12 – «В самом деле, всякий, желающий жить благочестиво с верой в Иисуса Христа, будет гоним».

    Выделите время на эффективную и осмысленную молитву. Позаботьтесь о людях, которые не молятся достаточно для их собственного развития, например, о детях двоюродных братьев и сестер, друзьях, врагах и родственниках и др. В Ефесянам 1:16 Павел молится за «Духа Премудрости и Откровения». Я вам рекомендую произносить молитву, в Ефесянам 1:16-23 для себя каждый день в течение одного года, и Бог откроет вашу душу и понимание.

    Попробуйте увидеть перспективы (точки зрения) других людей, даже если вы лично не согласны с ними. Конечно, эта ответная молитва за упокой ваших врагов, и что они станут блаженными, как дети Божьи, поможет и вам, и им.

    Будьте терпеливы с теми, кто не делает вас счастливым или даже расстраивает. Работайте над тем, чтобы простить тех, кто может причинить вам боль. Вы должны научиться любить своих врагов. Бог любит всех, и мы должны поступать также. Сказать прощай, выбирая любовь. Если вам трудно возлюбить своих врагов, молитесь Богу, чтобы воспитать свое понимание с помощью Святого Духа.

    Работайте и молитесь за других в меру своих способностей. Ухаживайте за людьми, которые в этом нуждаются, когда они просят о помощи. Иакова 2:16: «Если один из вас скажет им: «Идите с миром; держите его в тепле и сытым» но ничего не делает для удовлетворения потребностей его тела: какова с этого польза?». Это одна из вещей, о которых говорил Иисус в своем учении. Давать не всегда означает оказывать финансовую помощь, она может быть в виде основных продуктов и одежды.

    Относитесь к людям с добром, как бы и вы хотели, чтобы относились к вам. Даже простое проявление доброты, как придержать кому-то дверь - доброе дело, которое может помочь вам чувствовать себя менее параноидально - потому что тогда вы почувствуете, что другие должны думать хорошо о вас и вашей вере в Христа.

    Стремитесь жить спокойной жизнью. 1Thesolonians 4:11 – «И чтобы воплотить ваши намерения вести спокойный образ жизни: вы не должны лезь не в свое дело и работать своими собственными руками, как мы сказали вам». Гордость может означать, что вы ложно осуждаете других, и считается матерью всех грехов, потому что гордость живет в каждом из нас. Источник всякого греха - это свой собственный эгоизм (жадность, похоть, ненависть к другим, убийство, воровство и др.).

    Открыто делитесь вашими хорошими новостями! Помните, чтобы жить по-христиански, ваши действия должны демонстрировать окружающим, что Бог присутствует в вашей жизни. Всегда умейте постоять за свои убеждения, такие как консервативность в добрые нравы и будьте снисходительны, делясь своими собственными благами - не будьте Робин Гудом или «торговцем благосостоянием» (прибыль от нищеты), или транжиром, но сейте семена веры в Христа среди окружающих, говорите про благодать, через веру, которая всегда приводит к добрым деяниям, становящимся РЕЗУЛЬТАТОМ спасения, но НИКОГДА не средством спасения.

    Воплощайте в действиях то, что проповедуете. .. Иисус дал нам очень хороший пример, в Евангелии от Матфея 7:3-5: «Почему ты смотришь на соринку опилок в глазах своего брата и не обращать внимания на полено в своем собственном глазу? Как можешь сказать брату твоему: «Дай мне убрать опилок из глаза твоего», когда все время ходишь с бревном в своем собственном глазу? Ты лицемер, сначала убери бревно из своего глаза, и тогда будешь ясно видеть, чтобы удалить соринку из глаза твоего брата.»

  1. Помогайте людям. Волонтерство - это прекрасное начало для Христианина, который не уверен в том, чего требует от него Господь Бог. Например, вы могли бы возглавить кухню для бездомных рядом с вами или посетить человека, проживающего в доме престарелых.

    • Однако помните, не нужно делать ошибки, зная что кто-то вас всегда простит… Нет! Господь Бог знает ваше сердце, и вы будете прощены, только пока будете честными. Бог всегда рядом с вами!
    • Помните, в центре вашей веры должна быть любовь, а не обязательства, учитывайте эти факторы, но живите так, как Иисус, - легче сказать, чем сделать, но пока вы стремитесь быть похожим на него, вы находитесь на правильном пути. Бог всегда будет рядом, чтобы помогать вам шаг за шагом.
    • Любите других людей и помните, что христианская жизнь - это нечто большее, чем следовать правилам, это проявление любви к людям через свою любовь к Богу.
    • Когда вы предстанете перед судом, у вас будет только один адвокат и один судья: Бог. И есть еще один посредник между Богом и людьми – человек-мессия Иисус Христос.
    • Если вы не Христианин, но хотите им стать, примите Иисуса в свое сердце, затем найдите местную церковь и изучайте Евангелие. Следуйте ему; не существует середины между мирским и Христианством. Вы либо следуете Иисусу, либо против него. Как сказал Христос, вы не можете носить мирскую шляпу и Божью шляпу одновременно. Вы не можете пить из чаши Господней и пить из чаши демонов одновременно.
    • Просите людей о помощи. Каждый из нас узнает что-то новое каждый день.
    • Прощайте себя и других.
    • Делайте шаг за шагом, двигаясь вперед и не оглядываясь назад.
    • Никогда не падайте духом. Всегда смотрите вперед, а не назад. Помните, что Бог любит вас и может простить все. Поэтому если вы совершили ошибку, не думайте, что Бог вас больше не любит. Просто помните, что Бог вас любит, и нет пределов и границ его любви!
    • Посещайте церковь и еженедельную Христианской церковь/школу. Это поможет вам узнать больше о христианской жизни и научит воплощать свою веру.
    • Все, что вам нужно делать, - это верить Богу и Иисусу.
    • Помните, что христианская жизнь - это путешествие длиною в жизнь «в направлении, чтобы приносить пользу другим во имя Христа. Не ожидайте одновременного освобождения от греха и заблуждения без осуждения окружающих. Поддержка нравственности и хороших привычек, которые прославляют Бога в вашем теле и в повседневной жизни - не для хвастовства, а во славу Бога!
    • Доверяйте ему всем своим сердцем, и вы увидите, что чудеса случаются.

    Предупреждения

    • Помните, что Бог любит каждого, и мы должны поступать так же.
    • Простите и не допускайте снова - хотя вы не можете изменить события в прошлом, вы можете изменить ваши взгляды и отношение к прошлому (молитесь с благодарностью и простите искренне). Бог прощает всякий грех, когда мы искренне раскаиваемся: будьте подобными Богу!
    • Молитва имеет силу; не стоит ее недооценивать.
    • Петр напоминает нам делиться надеждой « трепетом и уважением». Не нужно хамить или насильственно навязывать веру.
    • Не зарывайте свои таланты и не скрывайте ваши блага от других - поделитесь, насколько это возможно, давайте меньше, чем себе и служите примером, помогая тем, кому повезло меньше, вместо того, чтобы осуждать их, называя ленивыми или грешниками из-за их непутевости и бедности. Как правило, бедность - это не наказание от Бога, например, чрезвычайная засуха или ужасные штормы могут принести страдания, болезни и голод, и они случаются со всеми государствами или нациями, даже хорошими и мудрыми.
    • Никогда не теряйте веры в Бога. (В жизни наступают разные времена, и мы не совершенны и не призваны быть такими)
    • Должен соблюдаться каждый аспект Христианской жизни, указанный в Писании. Когда вы в замешательстве, как жить Христианской жизнью, просто задайте себе один вопрос: «Как бы хотел Иисус, чтобы я поступил?». Если вы еще сомневаетесь, помолитесь Богу о помощи, затем обратитесь к Писанию. «Если кто-нибудь нуждается в мудрости, чтобы знать, что вы должны сделать, вы должны попросить у Бога, и он даст ее вам. Бог щедр ко всем и ни на кого не гневается». (Иакова 1:5)
    • Вы можете узнать Христианина по плодам его деяний, но это позитивное утверждение. Помните, что только Бог может спасти и уже спас нас. Есть один судья; любите других, как вы любите себя.
    • Никогда не забывайте, что означает термин «Христианин» ... он означает «подобный Христу». 2-е Коринфянам 3:18 . Но мы, Христиане, безлики, мы можем быть зеркалами, ярко отражающими славу Господа. И наряду с тем, как Дух Господний действует внутри нас, мы становимся все более и более похожими на него.
    • Иисус сказал: «Все, что вы делаете для остальных моих детей, вы делаете для меня! Ваши хорошие или плохие поступки - для меня». Это также означает, что если вы один из слуг Божьих, вы страдаете от насмешек и насилия, потому что настаиваете на истине, честности, любви к своим врагам и другим добрым делам и др., этим они ненавидят Его и делают это зло Богу, а не только вам…
    • В Библии есть некоторые части Ветхого Завета о израильской родословной, истории или правовой системе, которые кажутся архаичными (и неинтересными). Книги Ветхого Завета, как Исайя, Иезекииль, Даниил, Самуил и несколько других - это особенно интересные книги, потому что содержат пророчества (предсказание будущего) и истории о чудесах. Все книги Нового Завета читаются легко.
    • Помните, что некоторые плохие состояния здоровья или болезни, например, некоторые виды рака, сахарного диабета, пьянство, употребление наркотиков, чрезмерное ожирение, другие физические и эмоциональные страдания часто связаны с личным выбором, который, по утверждению Иисуса, был благоприятным для здоровья, доброго нрава и характера.
    • Вы можете изменить многое через молитву, но не стоит злоупотреблять этим. Бог отвечает на все молитвы и Он скажет «Нет» любой несправедливой или обидной молитве. Молитесь, и Его воля вас коснется, потому что Он желает лучшего для всех нас. Он поменяет все плохое в нашей жизни на хорошее, если мы будем в Него верить.

Каждый христианин стремится жить так, как велит ему Бог. Однако мало кто знает, в чем состоит это Божие веление, несмотря на то, что большинство верующих слышали о существовании десяти заповедей Божьих и даже признают важность их соблюдения.

Другое дело, что из всех заповедей нам обычно знакомо только «не убей, не укради». Что же еще требует от нас Бог и как жить по Божиим заповедям правильно, особенно в современном мире? Этот вопрос весьма актуален.

Десять Божьих заповедей

Библия (Исход 20 глава) повествует о том, как Бог провозгласил Свой закон на горе Синай в дыме, огне и землетрясении. После этого пророк Моисей записал все Божии слова на двух каменных плитах.

Вкратце закон звучит так:

  1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения. Не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой, суббота – Господу Богу Твоему. Не делай в оный никакого дела.
  5. Почитай отца твоего и мать твою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Кому-то, на первый взгляд, может показаться, что все заповеди очень просты, кто-то наоборот подумает, что они сложны и не понятны. Как же жить по заповедям Божьим?

Как соблюдать заповеди Божьи обычному человеку?

Современный верующий, читая эти строки, может рассуждать примерно так:

1 заповедь: я не язычник, в многобожие не верю. Есть Один Бог. Конечно, иногда я молюсь святым, но я не считаю их богами. Первую заповедь я соблюдаю.

2 заповедь: никаким картинкам я не поклоняюсь. Да, есть в церкви иконы, которые помогают сосредоточиться на молитве и созерцании Бога, но это же вековая традиция. И священники, наверняка, знают, что можно делать чего — нельзя.

3 заповедь: да, грешен, иногда в гневе Бога вспоминаю. Но это же для того, чтобы успокоиться – мини-молитва получается. Ничего страшного.

4 заповедь: суббота, о чем это вы? Про воскресение слышал – в воскресенье Христос воскрес, наверняка, этим Он и отменил соблюдение субботы. Вообще, какая разница, в какой день молиться Богу?

Дальше все проще – я родителей уважаю, никого не убил, жене не изменял, ничего не украл (порошок с работы не считается – это компенсация за моральный ущерб). Оболгать — никого не оболгал (опять же, сплетни – это совсем другое дело). Завидовать – ну если совсем чуть-чуть.

Что же получается в итоге? Мы или со спокойной совестью закрываем Библию и идем жить дальше, или, в лучшем случае, понимаем, что не так святы, как хотелось бы, но верим, что Бог все простит (если свечку поставим, а еще лучше – исповедаемся).

Мало кто задает себе вопрос: что Бог думает по поводу моего поведения? Как полагается соблюдать Божий закон?

Что говорил Христос о десяти заповедях?

Кто, как не Божий Сын, Иисус Христос, мог рассказать нам о том, как нужно жить! Именно Он и открыл нам в знаменитой нагорной проповеди, которая записана в Евангелии от Матфея 5-7 главах, важные принципы Христианской жизни.

Все десять заповедей Христос не разбирал, показав нам только пример того, как мы должны рассуждать.

Суть Его слов такова: если вы думаете, что никого не убили, но в своем сердце гневаетесь на ближнего или просто называете его дураком и пустым человеком, вы уже нарушили закон! А если вы думаете, что никогда не изменяли жене, вспомните, о скольких женщинах вы мечтали не слишком приличным образом?

Оказывается, даже мысли и мотивы могут ввести нас в грех!

Подумав об этом, каждый человек придет к выводу: мы не можем быть абсолютно безгрешны и не можем соблюдать закон. Тогда зачем он нам дан? Может быть и верно то, что Христос умер за наши грехи и Своим воскресением упразднил Божие заповеди?

Как воскресение Христово повлияло на закон?

Перед Своей проповедью, в самом начале, Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Св. Евангелие от Матфея 5:17, 18).

Получается, не правы те, кто говорит, что после заповеди Божии упразднены. Иначе, при Своей жизни Он бы обязательно сказал об этом. К тому же, мы могли бы решить, что теперь можно убивать и красть. Но кому понравится такая трактовка закона?

Вне всякого сомнения, Божественный закон, который является универсальным мерилом жизни каждого человека, невозможно отменить.

Тогда, как же нам жить по Божеским заповедям, особенно в современном мире, когда запреты и ограничения особенно не приветствуются людьми?

Закон Божий, как свод запретов

К сожалению, большинство людей воспринимают заповеди, как строгий и даже бессмысленный запрет, за нарушение которого Бог будет карать самым страшным образом.

При этом многие из нас понимают, что простой запрет ничего не решает в жизни. Попробуйте строго запретить ребенку не лезть в розетку или не брать нож, не объясняя ему причин и последствий?

Очевидно, что это только подогреет интерес ребенка и, в следующий раз, он, наверняка, попытается проверить, почему «нельзя».

В жизни взрослого человека действуют те же законы, поскольку он, всего лишь, выросший ребенок, которому, по-прежнему, не понятно, почему «нельзя» поступать так или иначе, почему следует соблюдать ?

Пытаясь формально соблюсти правила и подстроить свое поведение под Божии требования, мы никак не сможем угодить Богу. Это невозможно, потому что все мы грешны, как было сказано выше.

Чего же хочет от нас Бог?

Любовь – основа всего закона

Христос в Своем учении дал нам разгадку этого сложного ребуса. Когда Его спросили, какая самая важная заповедь в Законе, Он сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Св. Евангелие от Матфея 22:36-40)

Так, чего же хочет от нас Бог? Получается, что Его удовлетворит только наша искренняя любовь к Нему и своим ближним. И как же иначе, когда только любовь может помочь нам почитать Бога и хорошо относиться к окружающим?

Вспомните, как ведет себя человек, который любит! Может ли он убить, изменить или еще как-то навредить объекту своей любви? Это сложно себе представить, хотя в жизни бывает всякое.

В любом случае, гораздо легче исполнять десять заповедей, когда мы наполнены любовью!

Другой разговор, если мы не умеем любить и не знаем, как это делать. Тогда и формальное соблюдение правил ничем нам не поможет.

К счастью для нас, Бог никогда не дает таких повелений, которые мы не можем исполнить.

И Он всегда готов наделить нас Своей святой любовью и помочь нам справиться со своими грехами, стоит нам лишь попросить Его об этом и с верой принять Божественную помощь.

Не зря апостол Павел сказал: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Послание к Филиппийцам 4:13). В том числе, с Божией помощью, мы сможем и соблюдать десять Божьих заповедей.

Поэтому каждый христианин должен думать о том, как жить по заповедям Божьим и просить у Бога сил это сделать.

Дорога домой. Выпуск ДД-42.3 ДУХОВНОЕ РАСПИСАНИЕ ДНЯ

Какая бывает духовная составляющая обыкновенного дня у православного христианина? Автор этих строк давно думал написать на эту тему и имел уже соответствующий материал. Такой порядок дня есть у многих православных, так что эта работа не есть что то выдуманное, а просто оформление того что уже существует. Недавно он прочел письмо одной молодой русской женщины на интернете (ДД-42.2) и это ему дало толчок поспешить, окончить и опубликовать эту работу.

Введение. В этой работе описывается духовный порядок дня и вообще жизни. Конечно можно не следовать этому на все 100% и слегка его изменить и приспособить к нашему образу жизни. Если мы найдем достойного духовного отца, то надо следовать его советам. Во всяком случае терять наше православное наследие которое нас учит, греет, бережет, направляет, опекает (ДД-5) было бы очень легкомысленно. Нужно не забывать что рано или поздно, у нас будет семья, если ее еще нет, и мы будем ответственны за нее! А откуда у нас могут быть знания и ответы, на все случаи жизни? Вот здесь нам и особенно будет нужна вера в Господа Бога, Православие и соответствующие знания.

1. Утро. Когда мы просыпаемся, то сразу осеняем себя крестным знаменем и говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Мы не продолжаем лежать в кровати, а встаем, перед нами трудовой день. Таким образом, с первой минуты дня мы просим Господа Бога чтобы Он помог нам прожить этот день по христиански.

Как любящий отец учит ребенка не трогать пламя свечи рукой и много чему другому, так и Господь Бог учит нас праведной жизни. Грех есть разрушающее поведение, а добродетель созидающее. Грех приносит боль, травму, беспокойство, вражду и т. п. Добродетель благополучие, любовь, тишину, спокойствие и т. д. Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть в духовном смысле направлено (выражаясь математическим языком - иметь вектор), , к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему.

2. Утреннее молитвенное правило. После того как мы приведем себя в порядок, оденемся, умоемся и причешемся, следует «утреннее молитвенное правило». Этот разговор с нашим Отцом, Господом Богом, состот из нескольких молитв и наших личных прошений. (ДД-42). Мы уединяемся, в углу перед иконами , и стоя читаем наше правило.

Иногда, в семье, бывает трудно уединиться. Автор этих строк знал одного семейного священника который уединялся в довольно просторном шкафу.

Нужно помнить что никогда нельзя молиться спеша. Если нет времени, то можно правило сократить, скажем без личных прошений или в крайнем случае только перекреститься и сказать «Господи благослови».

3. Завтрак. Перед едой мы осеняем себя крестным знаменем и говорим краткую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Этим мы благодарим Господа Бога за пищу которая у нас есть. Когда крестимся, то лучше стоя и нужно смотреть на икону в комнате, в углу . Если нет иконы, то приблизительно на восток. Иисус Христос пришел с востока. Если мы при посторонних людях, то можно перекреститься и сказать молитву про себя. Кончив еду, мы опять крестимся и говорим краткую молитву.

4. Прощанье с семьей. Уходя из дома мы обнимемся и иногда целуемся с нашими любимыми членами семьи. Мы уходим, расстаемся и конечно все может случиться. Как часто мы не ценим самого главного в жизни: наших любимых, семью, родственников, друзей, знакомых, Родину. Вспомним слова трогательного и правдивого стихотворения в котором поэт нас просит:

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них -

И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

5. Уходим из дома. При выходе из квартиры (комнаты или дома), мы крестимся на икону со словами «Господи благослови». Мы просим благословения на наш путь и деятельность и уходим из нашего православного уголка, где нам так тепло и хорошо.

6. Поездка на работу. Мы садимся в машину, опять крестимся, а можно и дорогу впереди перекрестить, в особенности если движение (traffic) сумасшедшее. Едим тихо, спокойно, не агрессивно, уступаем дорогу, помним «defensive driving» . Когда приехали то опять крестимся, мы благодарим Господа Бога что нас сохранил.

7. Работа. Мы приходим на работу, со всеми милые, здороваемся. Если кто не отвечает или бурчит, «это его проблема» (this is his problem). Нам сказано что ключ к жизни есть любовь во всех ее проявлениях. А «здравствуйте» и милая улыбка, это минимум что мы можем сделать для другого человека.

Перед работой, мы опять крестимся и говорим «Господи благослови». В конце работы мы крестимся. Как было это сказано выше, все это можно делать и про себя.

На работе мы работаем честно и порядочно и даже много, но в меру. Нельзя становиться трудоголиком. Очень часто работодатели взваливают многое на работника, совершенно не считаясь с его здоровьем и семьей. Нужно беречь свое здоровье. Работа, очень важная и нужная часть жизни, но это не все. Конечно если мы работаем на Ниве Христовой или помогаем как-то людям, то это уже другое дело. Поэтому, во всем, всегда, нужно проявлять благоразумие и умеренность.

8. Обеденный перерыв. Тоже самое что сказано, наверху, в «Завтраке».

9. Поездка домой. Тоже самое что и «Поездка на работу», наверху. Перед выходом из машины мы крестимся и благодарим Господа Бога что все прошло удачно, работа и поездка, мы сейчас дома.

10. Входим в дом. Смотри «Уходим из дома». При входе в квартиру (комнату или дом), мы крестимся на икону. Мы входим в наш православный угол, всюду иконы, чувствуется святость, где нам тепло, хорошо и уютно. Мы благодарны Господу Богу что вернулись домой благополучно и можно начинать следующий этап дня.

11. Встреча с семьей. Смотри на вверху «Прощанье с семьей». Мы радостно и с любовью встречаемся со всеми членами семьи. Иногда мы обнимемся и целуемся. Мы раздеваемся, отдыхаем приготавливаем еду. Сразу много разговаривать не стоит, так как мы усталые и лучше передохнуть.

12. Ужин или обед. Тоже самое что сказано наверху о «Завтраке». Только сейчас стоя читаем «Отче наш», а после еды «Достойно есть» (ДД-42). За столом все сидим - все чинно, спокойно и достойно. Ужин не только еда, но и общение с любимой семьей. Мы едим не спеша, интересуемся всеми членами семьи и сами рассказываем о себе. За столом мы не затрагиваем неприятные темы, а если кто случайно начнет то мы вспоминаем заповедь «блаженны миротворцы» (Мат. 5:7) и останавливаем огонь до того как он разгорелся. Конечно, когда рот полный еды, то не полагается говорить.

13. Свободное время. Свободное время мы уделяем нашей семье, обучению, отдыху и т. п.

13.1 Духовное чтение. В наше время, когда пропаганда разврата и разрушение семьи идет со всех сторон и в особенности СМИ, для поддерживания православного духа нужно постоянно читать что-нибудь духовное. Это особенно важно для тех которые не имеют возможность посещать Русскую Православную Церковь.

В духовном чтении можно обозначить два отдела. Первый, это для духовного обновления: жития святых, духовные рассказы, духовные хрестоматии, Священное Писание - Библию (Новый Завет и Псалтырь). Для начала начинаем понемногу читать материал на эл. стр. который перечислен в конце этой работы.

Второй отдел это учеба. Нужно знать нашу веру глубже, поэтому, для начала, можно систематически углубиться и прочесть .

14. Вечернее молитвенное правило. Все что было сказано для утреннего молитвенного правила, все можно применить и для вечернего. Единственно что сейчас немного больше времени, поэтому оно может быть более полным. После правила мы не ложимся спать сразу и поэтому оно не должно быть очень поздним.

Во время вечернего молитвенного правила нужно вспомнить грехи которые мы сделали в течение этого дня и покаяться перед Господом Богом (ДД-47.2) и (ДД-47).

Мы прожили по-православному весь день, побеседовали с Господом Богом, вспомнили и попросили у Господа Бога прощение за наши грехи и сейчас очень подходящий момент почитать что-нибудь духовное.

15. Ложимся спать. Перед тем как вечером ложимся спать и закрываем глаза мы читаем короткую молитву «В руци Твои Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты меня благослови, Ты меня помилуй и живот вечный даруй мне». Вот это все. Наш трудовой и духовный день кончился.

ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

16. Пост. Пост является большой поддержкой для подогревания нашего духа. Он способствует развитию духовных качеств, самодисциплине и лучшему пониманию себя. Один из самых любимых русских святых святой преподобный Серафим Саровский (+1831 г.) говорил что тот кто не постит не является православным христанином. Поэтому мы обязательно соблюдаем посты (ДД-11) и (ДД-11.3). Если мы к нему не привыкли, то нужно начинать постепенно.

Итак, мы соблюдаем все посты: все среды, пятницы, Рождественсий пост, Великий пост и другие. Внизу дана таблица постов на 2002 г.

ПОСТНЫЕ ДНИ СПЛОШНЫЕ СЕДМИЦЫ (Нет поста) 1. 11 сен Усекн.Гл.Иоанна Крест. Перв.неделя пост.тр. 16 фев - 22 фев 2. 27 сен Воздв.Честн.Креста Госп. Неделя Пасхи 27 апр - 3 мая 3. 28 нбр - 6 янв Рождеств.Пост Неделя Троицы 15 - 21 июн 4. 18 янв Навечерие Богоявления 5. 10 мар - 26 апр Великий Пост МАСЛЯНИЦА 10 - 17 мар 6. 23 июн - 11 июл Петров Пост 7. 14 - 27 авг Успенский Пост 8. все среды и пятницы, кроме сплошных седмиц

17. Посещение церкви. Конечно, мы обязательно посещаем церковь по воскресеньям и другим праздникам. Перед литургией, мы ничего не едим и не пьем. Обратите внимание на следующие работы на этих страницах: (ДД-39) и (ДД-39.2).

Чтобы лучше понять Евангелие и Апостол которые будут читаться в церкви на литургии по церковно-славянски, хорошо подготовиться и самому их прочесть по-русски. Что будет читаться можно найти в любом православном календаре или на эл. стр. «Православный календарь»: .

Если почему-то это невозможно сделать то можно дома, стоя перед иконами, в красном углу, после 10:00 ч. утра прочесть текст литургии из Молитвослова. До этого, мы тоже ничего не едим и не пьем. Если и это нельзя сделать, то мы проводим время, когда в церкви идет служба, тихо и спокойно.

18 Добро и зло. Рассуждение о добре и зле не совсем подходят для текста о «Духовном расписании дня». На эту тему, на этих эл. стр., есть разные тексты включая «Врачевание души (личности) в Православной Церкви - Аскетика» (ДД-43). Так как это понятие является ключевым, для всего того что делает христианин, то поэтому здесь приведутся главные моменты.

Качество добра и зла. Как же легче всего охарактеризовать добро и зло? Самое простое объяснение - это, что добро созидает, а зло разоряет.

Итак, добро созидает, строит, создает мир спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость, хорошие отношения между людьми, в семье, школе, на работе, в обществе.

Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, раздражение, злобу, гнев, жестокость, ненависть, материализм, эгоизм, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

В церковном листке в помощь исповеднику есть еще и следующие грехи: празднословие, осуждение, гордыня, немилосердие, зависть, гнев, оклеветание, дерзость, раздражительность, прекословие, злоречие, ложь, соблазн, самолюбие, честолюбие, излишество в пище и питии, тщеславие, лень, нечистые помыслы, многостяжание, нечистое воззрение.

Грех - болезнь души. Епископ Александр (Милеант) в своей брошюре «Таинство Покаяния» пишет:

«Грех - это болезнь души. Все люди рождаются с природой, нравственно поврежденной. Оставленный в небрежении, грех усиливается в человеке и все больше порабощает его. По мере того, как грех усиливается, он омрачает ум человека, вносит какую-то горечь и беспокойство в его настроение, возбуждает недобрые мысли и чувства, толкает человека на поступки, которые он не хочет делать, и обессиливает его волю к нравственно доброму образу жизни».

Грех понятен - с комплексной точки зрения. Итак, грех и добродетель это не что-то надуманное, а реальный факт жизни.

Если мы разберем любой грех, то увидим, что он всегда создает порчу и вред для человека и общества. Поэтому грех - это разрушающее поведение. Иногда это не всегда ясно, потому что человек обыкновенно принимает во внимание только настоящий момент, и греховное поведение может казаться безобидным. Но если мы станем на комплексную точку зрения и продумаем хорошо как этот или какой-нибудь другой поступок имеет влияние на окружение, друзей, знакомых, общество и самого грешащего, сегодня, завтра, в далеком будущем и даже после смерти, то всегда становится ясно, что грех есть отрицательное и - как это было уже сказано выше - разрушающее поведение.

Таким же самым образом можно сделать анализ и показать что добро и добродетель являются созидательным поведением.

Эти качества добра и зла сербский епископ Николай (Велимирович) Жичский высказал так: «Добро далеко видит: Добро прозорливо и видит глубокие причины. Зло смотрит лишь перед собой и не знает истинных причин».

Нужно знать что добро, а что зло. Очень важно понимать что добро, а что зло, так как от этого зависит наш успех в жизни, наши отношения со своей семьей, друзьями, знакомыми и обществом, наша способность любить, творить, работать, наше счастье.

Некоторые люди под конец своей жизни, наделав много ошибок, наученные горьким опытом становятся «мудрыми», другие становятся озлобленными. Православный с самого начала знает что к чему и поэтому все время работает над улучшением себя и с годами становится лучше.

19. Как жить по христиански? Итак, в нравственном отношении любую человеческую деятельность можно определить как хорошую или плохую, добродетель или грех, добро или зло.

Как уже было сказано выше, грех это разрушающее поведение, а добродетель созидающее. Грех приносит боль, травму, беспокойство, вражду и т. п. Добродетель благополучие, любовь, тишину, спокойствие и т. п. Все что мы делаем, говорим и думаем должно быть направлено к Господу Богу, вверх, к добру, к хорошему. Таким образом мы должны научиться не грешить ни делом, ни словом, ни мыслью.

Православная вера нас учит что-бы мы не делали - всегда стремиться к добру. Все что мы делаем, говорим или думаем, чтобы это было добро или стремилось и приводило к добру, то есть было без греха. Конечно, только Господь Бог безгрешный, но мы все-таки должны все от себя делать чтобы не грешить.

Это очень хорошо объяснил святитель Феофан Затворник в своей книге «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» . Он писал что нужно всегда поступать так, чтобы наши дела, слова и мысли были направлены к Богу, а не от него. То есть к добру, хорошему, честному, правдивому, мирному, красивому и т. п., а не наоборот. Выражаясь техническим языком надо поступать так чтобы «духовный вектор» всегда был направлен вверх к Господу Богу.

Кроме всего этого, наша святая Православная вера тоже нас учит, что мало не грешить, но нужно еще вести активную работу по улучшению себя и искоренению греховных привычек. А они у всех у нас, за исключением Господа Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было уже сказано выше, приблизительно такой порядок дня есть у многих православных, так что эта работа не есть что то выдуманное, а просто оформление того что уже существует.

Все сказанное кажется очень просто, но это и есть самое главное и основное в жизни христианина. Без такого порядка дня, православный человек является православным только на словах. Это духовное расписание ясно показывает красоту и возвышенность христианского учения так как оно систематически возвышает и облагораживает человека.

Литература на наших эл. стр.

  • Как найти церковь?
    Православные церкви в районе Сан-Франциско (ДД-39)
    Как найти православную церковь на Западе (ДД-39.2)
  • Молитвы и богослужение
    Как жить без церкви? (ДД-42.2)
    Как начать молиться (ДД-42)
    Божественная Литургия (ДД-10)
  • В чем суть христианства?
    Жизнь по добру - одна из основ христианства (ДД-1)
    Православная вера воспитала русского человека (ДД-2)
    О Православный Христианине! (Стихотворение в прозе) (ДД-5)
    В чем суть христианства? (Еп. Николаја) (ДД-15)
    Преподобный Амвросий Оптинский о Латинской Церкви (ДД-16.2р)
    Чем отличается прав. вера от западных исповеданий (Мит. Антоний (Храповицкий) (1911 г.) (ДД-16.3р)
    Пятый съезд Русс. Правос. Общественности (1985 г.) (ДД-24)