Что является источником деятельности человека. Культура и человеческая деятельность

Отличительным для человека признаком, выделяющим его из всего мира живых существ, определяющим его сущность, является человеческая деятельность .

Деятельность – присущий только человеку способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Именно человеческая деятельность является основой единства биологического и социального в человеке.

Человеческая деятельность с самого начала выступает как коллективная, носит социальный характер. Вне деятельности невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. В процессе человеческой деятельности создается мир материальной и духовной культуры и при этом сама деятельность является феноменом человеческой культуры.

Посредством деятельности человек изменяет условия своего существования, преобразует окружающий мир в соответствии со своими потребностями. потребности человека и общества складываются исторически и постоянно развиваются, в соответствии с этим изменяются характер и виды деятельности.

Основными видами человеческой деятельности являются труд и творчество. Труд – это целесообразная материально-предметная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной среды. Труд – это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми.

С трудовой деятельностью тесно связана деятельность творческая. Творчество – способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности, созидать новую реальность, соответствующую общественным потребностям. К творческой деятельности можно отнести научные исследования, создание произведений литературы и искусства и т.д.

Труд и творчество неразрывно связаны: материальный труд содержит в себе интеллектуальную составляющую, моральный и эстетический аспекты, т.е. элементы творчества. Человеческая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности.

5.Трактовка человека как космопланетарного феномена.

В современной философии и науке формируется новое представление о сущности человека. Человек рассматривается как космопланетарный феномен , как существокосмобиопсихосоциальное , т.е. его сущность составляет единство биологических процессов, психической деятельности, социальных связей и отношений, а также органическая связь с космическими процессами и сопричастность им.

ощущение глубинной причастности человека космическому бытию проходит через всю мировую культуру, начиная с древности. Однако в ранних философских системах не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космические концепции антропологического характера начинают формироваться во второй половинеXIXв. в общественной мысли России.Русский космизм – своеобразное течение русской философии, в основе которого лежитидея активной эволюции – необходимости достижения нового, сознательного этапа развития мира, когда процессы эволюции будут направляться и контролироваться человеческим разумом. Русский космизм – это уникальное направление, представляющее собой синтез философии, науки и внерациональных способов осмысления бытия.

Основоположником русского космизма считается религиозный философ Н.Ф. Федоров, его идеи получили развитие в трудах представителей религиозной философии всеединства В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и др., а логическое завершение – в естественнонаучных взглядах мыслителей середины ХХ столетия, прежде всего в концепции ноосферы В.И. Вернадского и в трудах основателя советской космонавтики К.Э. Циолковского.

Учения русских космистов неоднородны и многоплановы, но их объединяет непреклонная вера в величие человеческого разума, убежденность в единстве человека, природы и космоса. В трудах русских космистов обосновывается положение о том, что ноосферное направление развития избрано самой эволюцией, соответствует глубинным закономерностям мироздания. Идея преобразования мира и человека здесь выдвигается как практическая задача, как всеобщее дело всего человечества.

В наши дни человечество все реально проявляет себя как космопланетарная сила, сначала по мощности своей научной и технической деятельности, а затем непосредственно осуществив выход в космическое пространство. Сегодня можно с уверенностью говорить о нарастании процессов космизации в общемировой культуре, о формировании мирового космического хозяйства, о становлении планетарного сознания. Развитие космонавтики дает возможность решения многих проблем земной цивилизации как теоретического, так и практического характера. К результатам космической деятельности сегодня обращается более 130 стран планеты, 17 из них имеют национальные космические программы, разрабатываются интернациональные проекты. Более того, целый ряд исследователей связывает с освоением космического пространства саму перспективу дальнейшего существования и развития цивилизации.

В современной научной деятельности космические исследования определяют направленность развития многих фундаментальных наук, стимулируют появление новых интегральных дисциплин, объединяющих естественнонаучное, техническое и гуманитарное знание. Одной из них является космоантропоэкология . Эта дисциплина рассматривает экологические аспекты космологии, а также вопросы, связанные с экспансией человека в космическое пространство. Среди них возможность использования космических средств для решения экологических проблем, исследование условий длительного или постоянного проживания человека за пределами Земли, необходимость адаптации природы человека к условиям космического существования, пересмотр многих традиционных ценностных представлений и т.д.

В рамках космоантропоэкологии развиваются частные направления исследований, такие как астрофизика ,космическая инженерия ,концепция экологического производства (исследует возможность ослабления антропогенного давления на земную биосферу путем перемещения ряда производственных отраслей в космос, выявление видов производства, развитие которых в космосе будет экономически и экологически эффективным) и др.

Результаты исследований этих и других дисциплин свидетельствуют, что эффективное освоение космического пространства возможно лишь в рамках экологического подхода. Региональная экология постепенно превращается в экологию глобальную , в рамках которой взаимодействие человека с окружающей средой рассматривается в планетарном и вселенском масштабе, исследуются закономерности перехода биосферы в ноосферу. Предполагается создание стабильных и продуктивных экосистем на Земле, а затем и в космосе, признается безусловный приоритет экологических и природоохранных направлений, гуманистических ценностей перед технократическими.

Естественная природа существует и изменяется по своим собственным законам. Материальные объекты «второй природы» тоже подчинены действию естественных законов, но не как явления культуры, а именно как материальные предметы. Чтобы эти предметы оставались явлениями культуры, они должны поддерживаться или воспроизводиться человеческой деятельностью. Парк, если за ним постоянно не ухаживать, зарастает и превращается в обычный лесок, здания требуют ухода и ремонта, любая техника, если она функционирует, имеет определенные сроки своей эксплуатации, а затем должна меняться. Следовательно, материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще. Вне связи с ней они либо растворяются в природе, либо остаются памятниками умершей культуры, предметом изучения археологов и историков. И уже в этом качестве они включаются в культуру живую. Таким образом, сама «материальность» культуры отличается от материальности естественной природы своей неразрывной связью с человеческой деятельностью, которая включает в себя не только материальное, но и идеальное (духовное, интеллектуальное) начало, представляет собой их единство. Это свое качество она переносит и на создаваемые ею объекты. Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т. п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное. Это обстоятельство и дает философии основание делать предметом осмысления культуру, как таковую, независимо от ее деления на материальную и духовную, имея в виду, что различие между ними с точки зрения сущностных характеристик феномена культуры чисто функциональное, а не принципиальное. Орудия труда и произведения станковой живописи созданы с различными целями и удовлетворяют разные общественные или личные потребности, но как творения человека они принадлежат культуре.

Итак, культура в своем предметном бытии зависит от человеческой деятельности, является ее продуктом, результатом. Деятельность завершается, реализуется, овеществляется в предметах культуры. И в то же время предметы культуры остаются таковыми не вне деятельности, не за ее пределами, а в самой деятельности человека. Так, художественное произведение, например книга, внешне - просто материальный предмет. Книга входит в жизнь культуры, когда ее читают, то есть когда она включена в духовную деятельность, является элементом этой деятельности. Истинное бытие культуры деятельностно, процессуально. И оно включает в себя ее предметное бытие. Культура вообще неотделима от человеческой деятельности.

Но продолжим приведенный пример. Прежде чем книга попадет к читателю, она должна быть написана. Создание книги и ее чтение - это разная деятельность. В первом случае речь идет о творчестве, во втором - об освоении. Правда, и в самом освоении культуры также имеется творческий момент. Следуя автору, читатель формирует в своем сознании образы героев книги, они вызывают у него те или иные эмоции, оценки и т. д. Поэтому говорится, что освоение уже функционирующей культуры есть процесс со-творчества, а не просто пассивного усвоения. Но все-таки исходной в культуре является культуротворческая, созидательная деятельность, результатом которой является нечто новое. Созданные в процессе творчества предметы культуры обладают одним существенным свойством - они уникальны, единственны, неповторимы. Потом они могут воспроизводиться, тиражироваться, но в культуру они входят как нечто уникальное. Этим творчество культуры отличается от серийного производства, где, напротив, существует стандарт, и задача в том, чтобы его соблюдать, точно копируя производимый предмет.

Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.

Вообще любая человеческая деятельность носит сознательный и целенаправленный характер. В этом одно из ее принципиальных отличий от действий животного. Но в творчестве сознательное начало деятельности сопрягается со свободой - свободой целеполагания, выбора средств, свободой проявления человеком своих способностей, качеств, своей «родовой сущности». Творческий труд - это не работа по заданной извне программе, навязанному регламенту, готовой схеме, а поиск нового, заранее неизвестного, созидание того, чего прежде не было. Без свободы творчества культура развиваться не может. И потому люди творческого труда так дорожат своей свободой и борются за свободу.

Единственным ограничителем этой свободы является сама культура. Иначе говоря, в процессе свободной творческой деятельности должна созидаться культура, то есть нечто представляющее общественный интерес, удовлетворяющее общественную потребность, имеющее общекультурное значение. Предмет культуры несет в себе некое всеобщее содержание. Любая культура представляет собой определенную системную целостность, имеет свои критерии и нормы и отторгает то, что им не соответствует. Не всякий рифмованный текст является поэзией, не всякий нарисованный предмет - произведением изобразительного искусства.

Процесс творчества воплощается в уникальном произведении. Всякое тиражирование осуществляется трудом, измеряемым стоимостью. Творческий труд не связан со стоимостными категориями. Этот труд есть социальная субстанция конкретного труда ученого, художника, конструктора, дизайнера и т. д. Его особенность - принадлежность к культуротворческому процессу, в котором невозможно (иногда - весьма трудно) заранее определить рабочее время, общественно необходимое для получения конечного результата.

Субъект, человек - центральная фигура всего процесса, он осуществляет эту деятельность, в ней проявляются его сущность, его активность. Не деятельность без субъекта, а деятельный субъект является носителем культуры. Он овладевает культурой и творит ее.

Итак, культура не сводится ни к предметам культуры, ни к деятельности как таковой. Культура не нечто внешнее человеку, ибо именно человек является носителем и субъектом культуры. Без человека предметы культуры превращаются просто в совокупность материальных объектов, а в присутствии субъекта созданное человеком становится культурой. Внешнее предметное «тело культуры» зависит от деятельности и ее субъекта. «Система культуры» включает в себя предметы культуры, человеческую деятельность и ее субъекта, носителя культуры.

В их единстве и существует феномен, именуемый культурой. Из такого понимания культуры отчетливо виден недостаток ее трактовки лишь как «второй природы»: она отражает только внешнюю объективную сторону культуры. Но культура укоренена в бытии человека как субъекта, созидающего «мир культуры». Это мир, в котором неотделимы друг от друга субъективное и объективное, материальное и идеальное, внутреннее и внешнее, причем любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности и общения как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Биологически же человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

Социальность культуры

Культура социальна по своей природе. Она существует только в обществе.

Социальность возникает там, где имеет место взаимодействие людей. Существуют разнообразные виды и типы социальности. Наиболее общим можно считать разграничение системы устойчивых общественных отношений и форм общения. Первые образуют различные типы обществ, вторые изменчивы, непостоянны. Они возникают, когда люди вступают в общение, и исчезают, когда общение прекращается. Первые навязываются людям, которые не вольны в выборе своих общественных отношений. Вторые формируются самими субъектами, зависят от их воли и желания. Первые носят безличный характер, вторые личностны, индивидуальны: я вступаю в общение с другим человеком как личностью, общаюсь с ним по своей воле и прекращаю общение (то есть могу прекратить) по тем или иным причинам.

Культура существует в определенной системе общественных отношений, которые накладывают на нее свой отпечаток. Социальные отношения людей в самой культуре проявляются в субъективно-личностных формах общения. Читая книгу, я фактически общаюсь с ее автором, хотя он жил, может быть, за тысячу лет до меня. Но я проникаю в его духовный мир, знакомлюсь с его мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, духовная культура - это и поле личностной связи, общения и современников, и людей разных эпох. Культура создается людьми и для людей, и потому общение также причастно к бытию культуры. И творчество, и деятельное освоение культуры осуществляются в процессах общения. Само общение представляет собой и вид деятельности, и форму деятельности.

Таким образом, осмысливая существо культуры, философия не стремится дать какую-то четкую ее дефиницию. Как свидетельствует история, это не очень плодотворное занятие. Известно, что исследователи культуры насчитывают от 150 до 250 определений культуры. Конечно, это настолько сложное и многостороннее явление, что каждое из таких определений может отразить какую-то черточку реальности культуры. Но философия, как уже отмечалось, выделяет исходные основания и принципы целостного понимания культуры. Такой подход имеет методологическое и мировоззренческое значение. Его разрабатывает философия культуры, которая в последние десятилетия интенсивно развивается в нашей стране. Безусловно, это развитие является ответом на усиливающуюся потребность в философском осмыслении культуры.

Генезис и динамика культуры

Становление культуры

Культура возникла вместе с обществом. Появление на Земле «человека разумного», обладающего сознанием, членораздельной речью и способностью к труду - антропогенез, а также формирование социальных форм организации жизни и деятельности человеческих сообществ, то есть устойчивых общественных отношений, - социогенез, одновременно были и процессом порождения культуры - культурогенезом. Причем все эти виды генезиса являются аспектами единого процесса. Становление культуры могло происходить лишь в «пространстве», измерениями которого являются возникающее сознание и речь, трудовая деятельность, общественные отношения. Все эти измерения социального целого могли существовать во времени только при наличии «социальной памяти» - особого надбиологического механизма передачи от поколения к поколению норм и опыта совместной жизни, знаний, навыков трудовой деятельности, языка.

Генезис этого механизма связан с использованием орудий труда - с орудийной деятельностью человека.

В живой природе действия биологических особей являются инстинктивными, то есть они предопределены заложенными в них программами, передающимися биологическим путем по наследству. Правда, у высших животных имеются и относительно развитые индивидуальные формы поведения, которые являются результатом прижизненного индивидуального научения и опыта, но они не прогрессируют, не накапливаются из поколения в поколение.

Трудовая деятельность с помощью искусственных орудий с необходимостью потребовала не только объединения усилий людей и установления между ними упорядоченной системы отношений, но и накопления опыта изготовления и использования орудий труда. Опыт, приобретенный одним поколением, теперь уже не мог оставаться лишь индивидуальным и исчезать вместе с ним. Возникла потребность в формировании принципиально нового механизма наследования, носителем которого стало сообщество индивидов и который придает человеческой деятельности надбиологический характер. Люди руководствуются в своих действиях внебиологически наработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру.

Но было бы неверно выводить культуру лишь из особенностей трудовой деятельности человека. Культура - продукт общественной жизни людей. Уже необходимость поддерживать свое физическое существование путем продолжения рода и совместной трудовой деятельности заставляет людей объединяться. Это означает, что между ними возникают социальные связи, которые первоначально совпадают с отношениями родства. Упорядочивание социальной жизни начинается с запретов - табу. Первое табу было наложено на кровосмешение. Затем появились и другие запреты, регулирующие отношения в первобытном сообществе, были ли это родоплеменные или другие образования. С запретами были связаны целые системы представлений, обосновывающие их и вводящие санкции за их нарушение и т. п. Таким образом, «социальная память» удерживала не только приемы трудовой деятельности, но и совокупность представлений, отображавших отношения между членами первобытного сообщества и связанные с ними мифы, ритуалы, системы символов.

Особенностью культуры на ранних ступенях существования человека было ее фактическое слияние с социальностью; различить их было невозможно: люди жили в определенной культуре. Не случайно, что не только археологи, изучающие остатки прошлых культур, но и этнографы, имеющие дело с ныне существующими формами примитивных сообществ, называют их культурами. Они различаются, как правило, тем, что весьма тонко приспособлены к условиям конкретной природной среды, что и позволяет людям существовать в этой среде.

Культура, как свидетельствует история, может оставаться тождественной себе в течение тысячелетий: до сих пор в джунглях Амазонки или Новой Гвинеи существуют первобытные племена, не знающие металлических орудий. С появлением цивилизации культура и социальность разделяются, происходит как бы их дивергенция (расхождение). Показателем их расхождения является возникновение социальных проблем, связанных с частной собственностью, с социальным неравенством, эксплуатацией и т. д. Социальное развитие теперь уже перестает совпадать с динамикой культуры.

Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к миру, способ бытия человека. Животное тоже действует, но содержанием ее действий и поведения является приспособление к природным условиям жизни. ее действия определенные унаследованными биологическими особенностями, видовыми признаками животного. Поведение животного регулируется в основном инстинктами, и приобретенными условными рефлексами. .

Человек не только и не просто приспосабливается к природе, но и приспосабливает природу к себе, превращает ее предметы так, чтобы они служили человеческим потребностям: она "очеловечивает" природу. И делает это в таких формах, такими способами, которые создаются в процессе самой деятельности и развиваются исторически. Человек меняет и саму деятельность, опираясь на свои знания о предметах и явлениях, их свойства, причинные связи и закономерности. Сами знания приобретает, расширяет, углубляет на основе деятельности.

Таким образом, человеческая деятельность имеет сознательный, осмысленный, целенаправленный характер. Формы ее разнообразны, они зависят не только от свойств самого человека, но и главное - от свойств тех предметов, которые она действует. Формы и методы деятельности закрепляются в коллективном опыте. По своей сути деятельность социальная. Люди выполняют ее или совместно, или так, что деятельность отдельного человека является определенной частью, звеном деятельности общества.

Анализируя деятельность, мы выделяем следующие моменты: потребности, интересы, мотивы, цели, средства, процесс деятельности, ее результат.

Потребности - это те "требования", которые человек ставит к окружающему миру, природе, вещей, общества и которые необходимы для улучшения его жизни и благополучия. Человеческие потребности весьма разнообразны и принадлежат к разным "уровней" - от элементарных биологических к наивысшим духовным.

В свою очередь, они определяют интересы. Интерес - это объективно обусловлено и социально опосредованное (то есть такое, что зависит от социальной сущности человека, общественных условий ее жизни) направление внимания и стремлений на те предметы и действия, которыми могут быть удовлетворены определенные лица. Потребности присущи и животным, интересы имеют только люди.

Осознанные потребности и интересы становятся мотивами - побуждениями, движущими силами деятельности. Что же, и для чего делает человек, непосредственно определяется ее мотивами. Знание мотивов является условием правильной моральной оценки поступков, поведения.

Цель (цель) - это то, чего именно человек стремится достичь, или избежать своей деятельностью. Поскольку человек действует сознательно, она, начиная действовать, ставит перед собой цель (идеальный образ желаемого будущего). Это образ того, чего реально еще не существует, а должно быть созданным. В человеческой деятельности идеальное - определенный замысел, проект ~ превращается в реальное, воплощается, "опредметнюеться".

При этом используются различные средства деятельности-материальные (орудия и проч.), Интеллектуальные (знание, приемы мышления, решение задач). Система искусственно созданных средств деятельности составляет технику, которую можно разделить на технику материальной и технику духовной деятельности. Одним из показателей общественного прогресса является развитие техники, ее осложнения, совершенствования, появление новых ее видов. Основные этапы этого развития:

Орудия ручного труда (инструменты)

Машины и механизмы;

Автоматы.

Одно из величайших достижений XX века - кибернетическая и информационная техника, компьютеры, роботы, автоматизированные системы. В перспективе эта техника должна освободить человека от тяжелой и монотонной работы, позволит ей сосредоточиться на проектно-конструкторской, инженерной, другой творческой деятельности.

Разнообразная техника, применяемая как в материальной, так и в духовной деятельности, гораздо приумножает и расширяет возможности человека - и не только ее физические, но и умственные силы.

Технизация жизни в современных условиях играет двойную роль; она выражает прогресс производительных сил и цивилизации в целом, но, с другой стороны, несет опасность, дегуманизации (обезлюдения) человека, распространение манипулирования человеческим поведением ("социальной инженерии"), губительного воздействия на природу (включая природу самого человека), создание средств массового уничтожения.

Завершением полной деятельности является получение результата. Если цель была реальной, деятельность спланирована и построена правильно, с учетом объективных возможностей и условий, то результат в основном должна отвечать замыслу. Случается и так, что желаемое не достигается, возникает что-то не предсказуемо, в частности отрицательное, вредное. Это побуждает к поиску и исправлению допущенных ошибок, отказа от ложных представлений, уточнения, корректировки знаний. Для достижения успеха в деятельности нужно:

1) чтобы наша цель отвечала объективным возможностям, условиям, закономерностям;

2) чтобы выбранные средства были рациональными и эффективными;

3) чтобы действия были спланированы и выполнялись правильно.

В деятельности, имеет общественно-значимый характер и затрагивает жизненные интересы других людей, общества в целом, крайне необходимо, чтобы ее цели не противоречили их интересам - ни близким, ни отдаленным, были гуманными, а средства не только эффективными (в вузькопрактичному понимании), но и моральными. Вся история, особенно история великого и трагического XX века, свидетельствует, что хорошие цели не достигаются аморальными методами (средствами).

Деятельность, в зависимости от того, что является ее предметом, какого рода ценности ею создаются, делится на материальную и духовную. Жесткий характер это разделение не имеет; говорится о том, что именно является главным, преобладающим в данном виде деятельности.

Виды практической деятельности различаются по своим объектами (то есть за тем, на шо, на предметы направлена деятельность); по сферам, в которых она осуществляется, и соответственно, - по ее способами; по месту и роли в жизни общества. Можно выделить следующие виды.

Материальное производство - целенаправленное воздействие общества на природу с целью получения нужных людям материальных ценностей, которые удовлетворяют их потребности.

Социально - преобразующая, в частности политическая деятельность - влияние людей на само общество, его системы, структуры, учреждения, отношения с целью их сохранения, совершенствования или изменения. В последнем случае эта деятельность может приобрести характер социальной революции.

Научный эксперимент - подчиненный духовным, познавательным задачей, но сам составляет ряд предметно-практических действий.

Эстетическая деятельность - творчество по законам красоты; продуктами которой являются произведения искусства. Здесь также духовный момент является ведущим.

Кроме того, можно назвать управленческую, административную, учебно-воспитательную, религиозную (культовую) деятельности, а также бытовую практику.

Разнообразие видов практической деятельности, наконец, лежит в основе разнообразия типов общественных отношений.

Практика противопоставляется теории лишь относительно. Однако и теория, то есть рациональное, разумное познание, и собственно созерцание - интеллектуальное, философское, эстетическое, религиозное - это тоже вид деятельности, только ее предметом являются не материальные, а идеальные "объекты": понятие, виды, представления.

Формы чувственного созерцания и рационально-теоретической, умственной деятельности имеют практическое происхождение; они сложились сначала в процессе трудовой деятельности.

Различают деятельность стереотипную, в соответствии с заданным образца, по установленным правилам, и творческую. Последняя выходит за пределы имеющихся стереотипов и правил, ее результатом является появление действительно нового. Именно она обнаруживает и реализует такие возможности, которые сами по себе не осуществляются.

Оба вида деятельности необходимы в человеческой жизни. Надо уметь тщательно выполнять деятельность стереотипную, воспроизводящую. Но наиболее специфической для человека деятельность творческая, и способность к ней необходимо воспитывать и развивать: учиться нестандартно мыслить и действовать. Формировать так называемый эвристический стиль мышления (от греческого "эврика" - "нашел"), т.е. ориентирован на самостоятельный поиск и открытие.

Надо отметить, что современная компьютерная техника позволяет моделировать операции стереотипного мышления, которые поддаются формализации и алгоритмизации, то есть могут быть выражены в точной последовательности логических или математических действий. Возможности развития и совершенствования компьютерной, а также робототехники чрезвычайно большие, их трудно предсказать. Но между машиной и человеком является принципиальное различие. Только человек - сознательное и творческое существо. Машина - это ее орудие; как в физической, так и в умственном, как в материальной, так и в духовной деятельности. Подытоживая рассмотрение сущности и особенностей человека, специфики человеческого бытия, мы обращаем внимание на то, что человека характеризуют следующие черты:

Способность к созданию и применению орудий труда, коллективной трудовой деятельности;

Наличие сознания и разумного мышления, познания мира и самого себя;

Общение с помощью членораздельной речи;

Волевая активность, самоопределение, самоконтроль;

Формирование и развитие человеческих (над биологических) потребностей и способов их удовлетворения;

Проявление всего разнообразия человеческих чувств;

Сознательная и целенаправленная деятельность, способность к творческой как в материальной, так и в духовной сферах;

Обеспечение исключительно человеческого способа жизнедеятельности, создание и поддержание социальных форм сожительства и взаимного общения.

Книга: Философия / Щерба

4. Человеческая деятельность

Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к миру, способ бытия человека. Животное тоже активная, но содержанием ее действий и поведения является приспособление к природным условиям жизни. ее действия определены унаследованными биологическими особенностями, видовым признакам животные. Поведение животного регулируется в основном инстинктами, а также приобретенными условными рефлексами.

Человек не только и не просто приспосабливается к природе, но и приспосабливает природу к себе, превращает ее предметы так, чтобы они служили человеческим потребностям; она «очеловечивает» природу. И делает это в таких формах, такими способами, которые создаются в процессе самой деятельности, развиваются исторически. Л юдина превращает деятельность, опираясь на свои знания о предметах и явлениях, их свойствах, причинные связи, закономерности и т.д.; а сами эти знания она приобретает, расширяет, углубляет на основе деятельности.

Таким образом, человеческая деятельность имеет осознанный, осмысленный, целенаправленный характер. Формы ее разнообразны, они зависят не только от свойств самого человека, но и главное - от свойств тех предметов, с которыми она имеет дело. Формы и способы деятельности закрепляются в коллективном опыте. По своей сути деятельность социальная. Люди выполняют ее или совместно, или так, что деятельность отдельного человека являются определенной частью, звеном деятельности общества.

Анализируя деятельность, мы выделяем следующие моменты: потребности, интересы, мотивы, цели, средства, процесс деятельности, ее результат.

Потребности - это те требования, которые человек предъявляет к окружающего мира, природы, вещей, общества и удовлетворение которых необходимо для его жизни и благополучия. Человеческие потребности очень разнообразны и относятся к разным «уровням» - от элементарных биологических до высших духовных. Потребностями определяются интересы.

Интерес - это объективно обусловленное и социально опосредованное (то есть такое, что зависит от социальной сущности человека, общественных условий его жизни) направления внимания и стремлений на те предметы и действия, которыми могут быть удовлетворены определенные лица. Потребности присущи и животным, интересы имеют только люди.

Осознанные потребности и интересы становятся мотивами - мотивами, движущими силами деятельности. Что именно и для чего делает человек, непосредственно определяется ее мотивами. Знание мотивов - это условие правильной моральной оценки поступков, поведения.

Цель (цель) - это то, чего человек стремится достичь или избежать своей деятельностью. Поскольку человек действует сознательно, она, начиная действовать, ставит перед собой цель (идеальный образ желаемого будущего). Это образ того, чего реально пока не существует, а имеет быть созданным. В человеческой целенаправленной деятельности идеальное - определенный замысел, проект - превращается в реальное, воплощается, «опредмечується».

В процессе деятельности как раз и осуществляется это преобразование. При этом используются различные средства деятельности - материальные (орудия и т. п.), интеллектуальные (знания, приемы мышления, решения задач). Система искусственно созданных средств деятельности составляет технику, которую можно разделить на технику материальной и технику духовной деятельности. Одним из показателей общественного процесса является розвитоктехніки, їїускладнен-ния, совершенствование, появление новых ее видов. Основные этапы этого развития:

орудия ручного труда (инструменты);

машины и механизмы;

автоматы.

Одно из крупнейших достижений XX века - кибернетическая и информационная техника, компьютеры, роботы, автоматизированные системы. В перспективе эта техника должна освободить человека от тяжелой и монотонной работы, позволит ей сосредоточиться на проектно-конструкторской, инженерной, творческой деятельности.

Разнообразная техника, применяемая как в материальной, так и в духовной деятельности, гораздо умножает и расширяет возможности человека - не только его физические, но и умственные силы.

Технізація жизни в современных условиях играет двойную роль: она выражает большой прогресс производительных сил и цивилизации вообще, но, с другой стороны, несет опасность дегуманизации (про-люднення) человека, распространение манипулирования человеческим поведением («социальной инженерии»), губительного влияния на природу (включая природу самого человека), создание средств массового уничтожения.

Завершением полной деятельности является получение результата. Если цель была реальной, деятельность спланирована и построена правильно, с учетом объективных возможностей и условий, то результат в основном соответствует замыслу. Но случается так, что желаемое не достигается, возникает что-то непредвиденное, в частности отрицательное, вредное. Это побуждает к поиску и исправлению допущенных ошибок, отказа от ложных представлений, уточнение, корректировка знаний. Для достижения успеха в деятельности нужно:

чтобы наша цель соответствовала объективным (независимым от

желание) возможностям, условиям, закономерностям;

чтобы выбранные средства были рациональными, эффективными;

чтобы действия были спланированы и выполнялись правильно.

В деятельности, которая имеет общественно-значимый характер и затрагивает жизненные интересы других людей, общества в целом, крайне необходимо, чтобы цели не противоречили этим интересам - ни в ближайшее, ни отдаленным, были гуманными, а средства не только эффективными (в вузькопрактичному понимании), но и моральными. Вся история, и особенно история великого и трагического XX века, свидетельствует, что благие цели не достигаются аморальными методами.

Деятельность, в зависимости от того, что является ее предметом, какого рода ценности им создаются, - делится на материальную и духовную. Жесткого характера это разделение не имеет; речь идет о том, что именно является главным, преобладающим в данном виде деятельности.

Виды практической деятельности различаются по своим объектам (т.е. за тем, на что, на какие предметы направлена деятельность), по сферам, в которых она осуществляется, и соответственно - за ее способами, по месту и роли в жизни общества. Можно выделить следующие виды.

Материальное производство - целенаправленное воздействие общества на природу с целью получения необходимых людям материальных ценностей, которые удовлетворяют их потребности.

Социально-преобразующая, в частности политическая деятельность - влияние людей на само общество, его системы, структуры, учреждения, отношения с целью их сохранения, улучшения или изменения. В последнем случае эта деятельность может принять характер социальной революции.

Научный эксперимент - подчинен духовным, познавательным заданием, но сам собой ряд предметно-практических действий.

Эстетическая деятельность - творчество по законам красоты; продуктами ее являются произведения искусства. Здесь также духовный момент является ведущим.

Кроме того, можно назвать управленческую, административную и иную деятельность, учебно-воспитательную, религиозную (культовую), а также бытовую практику.

Разнообразие видов практической деятельности, наконец, лежит в основе разнообразия типов общественных отношений.

Практика противопоставляется теории лишь относительно. Дословное значение этого греческого слова - созерцание. Однако и теория, то есть рациональное, разумное познание, и собственно созерцание интеллектуальное, философское, эстетическое, религиозное - это тоже вид деятельности, только ее предметом являются не материальные, а идеальные «объекты»: понятия, образы, представления.

Формы чувственного созерцания и рационально-теоретической, умственной деятельности имеют практическое происхождение; они сложились сначала в процессе трудовой деятельности.

Различают деятельность стереотипное - согласно заданного образца, по установленным правилам - и творческую. Последняя выходит за пределы существующих стереотипов и правил, ее результатом является появление действительно нового. Именно она выявляет и реализует такие возможности, которые сами собой не осуществляются.

Оба вида деятельности необходимые в человеческой жизни. Надо уметь тщательно выполнять стереотипную деятельность, воспроизводящую. Но наиболее специфической для человека есть деятельность творческая, и способность к ней необходимо воспитывать и развивать: учиться нестандартно мыслить и действовать. Формировать такзваний эвристический стиль мышления (от греческого «эврика» - «нашел»), то есть ориентирован на самостоятельный поиск и открытие.

Надо отметить, что современная компьютерная техника позволяет моделировать операции стереотипного мышления, которые поддаются формализации и алгоритмизации, то есть могут быть выражены в точной последовательности логических или математических действий. Возможности развития и совершенствования компьютерной, а также робототехники чрезвычайно большие, их трудно предсказать. Но между машиной и человеком есть принципиальное отличие. Только человек - сознательная и творческая существо. Машина - это его работа: как в физической, и в умственной, которую материальной, такие в духовной деятельности.

Подытоживая рассмотрение сущности и особенностей человека, специфики человеческого бытия, мы обращаем внимание на то, что человека характеризуют следующие черты: способность к созданию и применению орудий труда, коллективной трудовой деятельности; наличие сознания и разумного мышления, познания мира и самого себя; общение с помощью членораздельной речи; волевая активность, самоопределение, самоконтроль; формирование и развитие человеческих (надбіологічних) потребностей и способов их удовлетворения; проявление всего разнообразия человеческих чувств; сознательная и целенаправленная деятельность, способность к творческой как в материальной, так и в духовной сферах; обеспечение исключительно человеческого способа жизнедеятельности, создания и поддержания социальных форм сосуществования и взаимного общения.

1. Философия / Щерба
2. Часть i ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ Часть i. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 1. Философия - мировоззренческое знание.
3. 2. Возникновение философии.
4. 3. Основной вопрос и проблема метода в философии. Материализм и идеализм
5. 4. Значение и функции философии
6. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
7. 1. Философия стран Востока
8. 2. Философия Древней Греции и Рима
9. III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия Средневековья
10. 2. Философия Возрождения
11. IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Общая характеристика
12. 2. Онтология
13. 3. Гносеология
14. 4. Проблема человека, общества, государства
15. V. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ V. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философской мысли
16. 2. Естественно-научная картина мира и философская система И.канта
17. 3. Философская система и метод Гегеля
18. 4. Материализм Л.Фейєрбаха
19. VI. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ VI. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Формирование философии марксизма
20. 2. Основное содержание и особенности философии марксизма
21. VII. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ VII. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Становление и развитие философской мысли в Украине (XI-XVII вв.)
22. 2. Классическая эпоха украинской философии
23. 3. Современная украинская философия
24. VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Влияние культурных и мировоззренческих традиций
25. 2. Русская философия XVII-XIX веков
26. IX. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ IX. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Особенности философской мысли конца ХІХ-ХХ вв.
27. 2. Позитивизм: сущность и эволюция
28. 3. Экзистенциально-антропологическая философия
29. 3. Религиозная философия
30. X. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА X. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА 1. Мир как совокупная реальность
31. 2. Понятие бытия
32. 3. Формы бытия и их специфика
33. XI. МАТЕРИЯ XI. МАТЕРИЯ 1. Становление и эволюция представлений о материи
34. 2. Философское понятие материи
35. 3.Сучасна наука о структуре и свойствах материи
36. 4. Атрибуты материи
37. XII. ЧЕЛОВЕК XII. ЧЕЛОВЕК 1. Природа, общество, человек а) Понятие природы. Биосфера и ноосфера
38. 2. Сущность и происхождение человека
39. 3. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность и воспитание
40. 4. Человеческая деятельность
41. 5. Жизнь, смерть и бессмертие
42.