Мифология скандинавов. Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения. Утгард - трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в

Германо-скандинавская мифология (древнегерманская мифология, скандинавская мифология) - мифология германских племён, формировавшаяся с V века до н. э. до принятия христианства.

Основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Младшей Эдды» С. Стурлусона XII века н. э.

Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства: льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая, и ледяные глыбы продвигались к Муспелльхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, он стал таять, и искры, вылетевшие из Муспелльхейма, смешались с растаявшим льдом и произвели великана Имира и телицу Аудумлу. Из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов, и от тепла ее языка и холода камней родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард: из мяса - землю, из костей - горы, из волос - растения, из мозга - облака, из черепа - небосвод, каждый из четырёх углов которого они свернули в рог и посадили туда по ветру. Из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны (и даже Аудумла). Спасся лишь Бергельмир со своей женой, и они положили начало новому роду гримтурсенов.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину.

Затем Один вдохнул в них жизнь, Вили дал им разум, а Ве - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди: мужчина - Аск, и женщина - Эмбла.

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Песня «Прорицание вёльвы», одна из самых известных эпических песен «Старшей Эдды», описывает начало времен, когда ничего не было и лишь «бездна зияла». Тогда боги (сыны Бёра), находясь в поле Идавёлль, начали строить Мидгард. Затем они встретили трех великанш-ётунов. Из крови ётуна Бримира боги создали карликов. Затем трое богов-асов (Один, Хёнир, Лодур) на берегу моря увидели пару Аска и Эмблу, вылепленных карликами из глины, и оживили их. А три богини (Урд, Верданди, Скульд) нарезали на мистическом ясене Иггдрасиль руны, определяя судьбу людей.

Затем следует первая война между асами и ванами, в которой погиб Бальдр, сын Одина.

После описываются волшебные страны: Хвералунд (Hveralund), где пребывает Сигюн; северная обитель карликов Нидавеллир (Niðavöllum); дальше - загробный Берег мёртвых (Náströnd), где расположено жилище змей, в том числе Нидхёгга, который пожирает души грешников. В железном лесу рождается Фенрир, который сыграет важную роль в конце света, когда жилище богов будет залито кровью, а солнце померкнет. В Гнипахеллире (Gnipahell) с цепи рвется Гарм. Тёмные силы (ётуны, огненные великаны) собираются с юго-востока и плывут на корабле Нагльфар. Ими предводительствуют Хрюм, Локи и Сурт.

Завершается песня обновлением мира. Из моря поднимается земля, асы возвращаются на поле Идавёлль, воскресает Бальдр.

У Локи, помимо Хель, Ёрмунганд и Фенрира, были ещё дети - двое сыновей от его супруги Сигюн. Их звали Нари и Нарви. Асы превратили Нарви в волка, и он загрыз своего брата Нари. Вали, сын Одина, сплёл из кишок Нари путы, и ими они привязали Локи к скале. Скади подвесила над ним ядовитую змею, и яд капал Локи на лицо. Сигюн осталась с ним. Она держит над ним чашу, чтобы яд не капал на него, но когда чаша наполняется, она отходит, чтобы опорожнить её. В этот момент яд капает на лицо Локи. Его судороги столь сильны, что вызывают землетрясения.

Структура мира

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

Миры-страны:

Асгард - страна богов-асов, находящаяся на небе.

Ванахейм - мир, в котором живут ваны.

Йотунхейм - мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой).

Утгард - трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в Йотунхейме.

Льесальвхейм - мир светлых альвов.

Мидгард - срединный мир, населённый людьми (Земля).

Муспелльхейм - огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.

Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.

Свартальвхейм - подземная страна цвергов.

Хельхейм - преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

Географические термины

Биврёст (Бильрёст) - мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.

Вальхалла - дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие воины.

Вигрид - равнина, где встретятся в день Рагнарёка асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.

Хвельгельмир - ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гинунгагап.

Гинунгагап - мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.

Гимле - Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальгалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарёка огнем Сурта. Буквальный перевод - «Защита от огня», «Обитель блаженства».

Гйоль - река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.

Гнипа (или Гнипахеллир) - пещера, где обитает Гарм.

Ивинг - река, где проходит рубеж между асами и ётунами.

Иггдрасиль - гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг - одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.

Железный лес - одно из мест в Йотунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.

Урд - источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.

Ходдмимир - роща, в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.

Альвхейм - дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.

Бильскирнир - «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» - чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.

Фолькванг - чертог богини Фрейи в Асгарде, сюда отправлялась вторая половина погибших воинов что не попали в Вальхаллу.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ - змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир - супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

Пантеон

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии - Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

Асы - главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде - стране богов-асов, находящейся на небе.

Ваны - боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами.

Турсы (великаны) - воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).

Альвы - духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дворфов (гномов) и тёмных - цвергов.

наиболее ценные сведения по миф. и верованиям зап. германцев имеются в «Германии» Тацита (1 в. н.э.). Тацит упомин. земнородн. бога Туисто, имя к-рого означает «двойное (двуполое) существо» , что дает основания для его сближения (по крайней мере частич.) со сканд. Имиром, а также с культом близнецов у древ. германцев (Тацит в «Германии» сопоставляет их с рим. Кастором и Поллуксом). От Туисто якобы происходит первый человек (Манн), а от Манна - родонач. трех племенных или культовых групп германцев - истевоны, герминоны, ингевоны. Из этих родонач. с определенностью устанавливается (как предок ирминонов) Инг (упомин. в англосаксон. рунич. надписи). Не исключено также, что упомин. немецким (саксонским) историком 10 в. Видукиндом бог Ирмин, ассоциирующ. со столпом Ирминсуль у саксов (культовый аналог древа мирового), считался предком герминонов. Ирмина, в свою очередь, сближают с саксонским Сакснотом и Тивасом = Тиу (сканд. Тюр) ввиду традиц. сопоставления этих богов с Марсом. Тацит свидет. («Германия» IX) о почитании германцами Меркурия, Марса, Геркулеса и Исиды, подразумевая при этом, вероятно, Водана (сканд. Один), Тиу (сканд. Тюр), Донара (сканд. Тор) и, возможно, Фрейю или Фрию (сканд. Фригг). Один из аргументов для первых трех отожд. - совпадение посвящ. им дней недели. Меркурию, по словам Тацита, приносятся человеч. жертвы. Это вполне соотв. сканд. представлениям о культе Одина. Обозначение Донара = Тора рим. им. Геркулеса подходит для Тора, т.к. последний представлен в мифах богатырем, защищающим человеч. мир от чудовищ. Исходя из рим. наименований герм. и кельт. богов и нек-рых др. параллелей, Тиу, Водана и Донара = Тора можно сопоставить с кельт. богами Нуаду, Лугом и Огма; Донар = Тор, по-видимому, тожд. кельт. громовнику Таранису. По своей основной функции, отражен. в имени, Донар = Тор - типич. индоевроп. громовник, сопоставимый с инд. Индрой, Тивас = Тиу = Тюр этимологич. и генетич. соотв. индоевроп. Дьяусу = Зевсу. Тивас = Тиу сначала, по-видимому, осуществлял функцию духовной и юридич. власти, а Донар - воин. функцию, но затем Водан (Один), к-рый вначале был хтонич. демоном и покровителем воин. инициаций, стал высшим божеством и вытеснил функ-ционально Тиваса = Тиу (Тюра), что дало основание срав-нивать Водана с инд. Варуной. Что касается третьей функции - плодородие - богатство, то тут надо учитывать сообщение Тацита о культе Нертус, к-рая, несомненно, была богиней растительности, плодородия, возможно, богиней земли. Так как Нертус лингвистич. явл. точной жен. формой им. Ньерда - сканд. бога плодородия и мор. стихии, то, возможно, что предметом почитания древ. германцев была пара Ньерд - Нертус, брат - сестра и муж - жена, на-подобие сканд. Фрейи - Фрейра, считающ. детьми Ньерда (такие пары хар-рны для культов плодородия). Народы, почитающие Нертус, относятся, согл. Тациту, к ингевонам, что соотв. связи Ньерда и Фрейра (т.е. Ингви-Фрейра).

Нек-рые боги упомин. в древнейших герм. (немецких) текстах - т. н. Мерзебургских заклинаниях (записаны в 10 в.), составл. в земле франков. В Первом мерзебургском заклинании фигурируют жен. божества - дисы, родств. сканд. валькириям и норнам, а во Втором мерзебургском заклинании (на охромение коня) упомин. Водан как гл. носитель магич. силы, Фрия (т.е. сканд. Фригг) и ее сестра Фолла. Нек-рые (весьма скудные) сведения о герм. миф. со-держатся в соч., посвящ. истории готов, историка Иордана (6 в.), во франкских хрониках Григория Турского (6 в.) и Фредегара (7 в.), в «Истории лангобардов» Павла Диакона (8 в.), в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (8 в.). Напр., Павел Диакон пересказывает этнонимич. легенду о происхожд. имени «лангобарды» (букв. «длиннобородые» ), в к-рой фигурируют Водан и Фрия: Водан покровит. вандалам, а Фрия - винилам, она советует своим любимцам сделать так, чтобы женщины винилов вышли перед битвой пораньше и привязали свои волосы, как бороды. Так как Водан предсказал победу тем, кто раньше окажется на поле боя, то победили винилы (та же сюжетная схема повторяется на сканд. почве и прозаич. введении к «Речам Гримнира» в «Старшей Эдде» : Фригг губит конунга Гейрреда - любимца Одина, дав Гейрреду коварный совет задержать и пытать странника Гримнира, фактически Одина).

Систематич. данные имеются только по сканд. миф. последних столетих до принятия сканд. народами христианства, отраженной гл. обр. в исланд. лит. памятниках раннехрист. времени. Гл. источ.: поэтич. «Старшая Эдда» - сборник миф. и героич. «песен» , дошедший в исланд. рукописи 2-й пол. 13 в. и прозаич. «Младшая Эдда» - учебник поэтич. иск-ва скальдов, составл. тоже в 13 в. исландцем Снорри Стурлусоном и содержащий образцы поэзии скальдов (начиная с 9 в.), расшифровку скальдич. миф. иносказаний (кеннингов) и обзор самой мифологии; отголоски мифологии имеются и в составл. Снорри ист. хронике «Хеймскринг-ла» («Круг земной» ), где изложена легенд. история норвеж. и нек-рых шведских королей (т.н. сага об Инглингах). Христианизация Исландии произошла в 1000, и древ. миф. трактована Снорри отчасти как ист. аллегория. Почти одноврем. со Снорри датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передает мн. миф. сюжеты, заменяя богов на королей и героев. Т.о., в кач-ве миф. системы нам известна только сканд. миф. (в основном как поэтич. эддич. миф.).

Пространств. «модель мира» сканд. эддич. миф. системы включает «горизонтальную» и «вертикальную» проекции (переход от одной к др. предполагает нек-рые трансформации). Горизонтал. проекция антропоцентрична и построе-на на противопоставл. обитаемого людьми и занимающ. цент., освоен. часть земли Мидгарда пустынной, каменистой и холодной окраине земли (Утгард, Еетунхейм), населенной великанами (етунами), а также находящ. вокруг земли океану, где живет чудовище Ермунганд (его второе имя - змей Мидгарда - указывает на то, что змей был первонач. элементом позитивной системы - опорой земли). Это противопоставл. раскрывается как оппозиция цент-ра и периферии, внутрен. и внеш. (особенно Мидгард и Утгард), «своего» и «чужого» , «культуры» и «природы» . Кроме того, страна великанов маркирована как находящ. на С. и В. С. в сканд. миф. особо демонизирован, на С. также локализуется царство мертвых - хель (к-рое, впрочем, отчетливей и ярче выступает в вертикал. космич. проекции). К обеим проекциям относится мотив четырех карликов-цвергов, носящих имена четырех стран света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), поддерживающих небо по углам.

Основу вертикал. космич. проекции составляет мировое древо - ясень Иггдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом, где (в Асгарде) находятся боги и где помещается своеобразный «рай» для павших воинов - вальхалла, а гл. - с подземным миром, где находятся царст-во мертвых - хель («низ» и «север» , как сказано, отожд.) и разнообразные водные источ. Можно даже сказать, что хель явл. тем центром, в точке к-рого совпадают горизонтал. и вертикал. картины мира. Вертикал. схема противопоставляет богов и людей, небесное царство мертвых для избранных (вальхаллу) и подземные селения для простых смертных; соотв. - небесных валькирий и живущих у корней мирового древа норн - две категории богинь судьбы. В первой песне «Старшей Эдды» «Прорицание вельвы» вель-ва (провидица) вспоминает «девять миров» (девять - условное постоянное число в сканд. миф., так же как число три, к-рое лежит в его основе) и девять древесных основ или корней (так что можно предположить, что речь идет о множестве миф. дерев), но одноврем. перечисл. три корня, соотв. людям, инеистым великанам (хримтурсам) и хель. В более поздней редакции «Младшей Эдды» четкость вертикал. проекции смазывается, ибо корень связывается не с людьми, а с небом, а инеистые великаны, уже умершие и живущие в подземном мире, заменяются просто великана-ми - етунами, живущими на краю земли. В вертикал. схеме с различ. уровнями «древесной» космич. модели сопоставлена «зооморфная» серия. Орел на верхушке, змей Нидхегг у корней, четыре оленя (возможно, ранее соотносимые с частями света), поедающие листья ясеня Иггдрасиля, - на среднем уровне. Нидхегг в известном смысле эквивалентен Ермунганду (в горизонтал. проекции), так же как подземные источ. и реки можно сравнить с окружающим землю океаном. Кроме того, коза и олень, стоящие на вальхалле, ствол древа и источ. у корней объед. в вертикальной схеме циркулированием свящ. меда как источ. жизненного обновления и магич. сил. Белка, снующая по дереву, явл. своеобразным посредником между «верхом» и «низом» . Кроме Иггдрасиля вертикал. проекция знает также радужный мост Биврест, соед. землю и небо.

Во временном аспекте сканд. миф. делится на космогонич. и эсхатологич. (мифы творения и конца мира), между к-рыми существует неполная симметрия. Мир возникает на взаимодействии воды и огня с холодом и погибает от пожара и наводнения, стужи и жары, в «начальные» и «конечные» времена повторяются примерно те же поединки богов и хтонич. демонов. В то же время асы и ваны (основные группы сканд. богов), враждеб. в «начале» , выступают в «конце» как единое племя богов, Один и Локи - как двойники в космогонии и антиподы в эсхатологии.

Возникнов. мира рисуется как заполнение пустоты мировой бездны Гинунгагап и преобразование хаоса в космос. Великаны не только противостоят богам в пространстве, но и предшествуют им во времени; первосущество великан-гермафродит Имир происходит от остывающих подзем. вод (Эливагар), заполнивших мировую бездну Гинунгагап; из его подмышек, а также от трения ног рожд. др. инеистые великаны. Боги убивают великана Имира и создают из его тела мир. Боги (сыны великана Бора) «поднимают» землю (по-видимому, из первич. океана, окружающ. ее в пространствен. модели мира, и устраивают на ней прекрасный Мидгард; три аса (Один, Лодур и Хенир) оживляют древесные прообразы людей, к-рые, собств., и должны жить в Мидгарде; появл. норны, определяющие их судьбы. Боги устраивают небесный свод и определяют роли солнца (Соль) и месяца (Мани) - сестры и брата. В процессе мироустройства они обуздывают хтонич. чудовищ - змея Ермунганда, волка Фенрира и их сестру Хель - хозяйку царства мертвых (а затем - и их отца Локи).

Однако впослед. (с приближением «конца мира» ) эти чудовища должны будут вырваться. В сканд. миф. в саму космогонию проникают эсхатологич. мотивы. За «золотым веком» (когда все было из золота, а боги и люди наслаждались покоем) скоро следует первая война между асами и ванами. Миф о возникновении смерти от копья и первом ритуал. жертвоприношении в рамках воин. инициаций - убийстве юного бога Бальдра - становится прологом к собственно эсхатологич. циклу и обратному превращению космоса в хаос. Нарушаются обеты и моральные нормы, возникают распри родов, наступает трехлетняя стужа. Мировое древо содрогается, когда хтонич. чудовища вырываются на свободу, приплывает корабль мертвецов, появл. сыны Муспелля и огненный великан Сурт. В последней битве, в к-рой на стороне богов участвуют также павшие воины (эйнхерии), боги и хтонич. чудовища убивают друг друга. Сурт поджигает мир, к-рый погибает в огне и наводнении, после чего, правда, он должен снова возродиться.

За пределами мифов творения и конца мира остаются многочисл. миф. повествования о взаимоотношениях и борьбе богов с великанами (етунами) и карликами (цвергами). В основном на фоне «горизонтальной» проекции космич. модели развертываются события постоянной борьбы с великанами (напр., походы Тора и его спутников на В.), чему нисколько не мешают любов. отношения и даже экзогам-ные браки с их дочерьми. Етуны пытаются отнять богинь и чудесные атрибуты богов (молот Тора, волосы Сив, молодильные яблоки Идунн и т.д.), и за них идет борьба, но первонач. чудесные предметы и элексиры (копье Одина Гунгнир, его золотое кольцо Драупнир, молот Тора Мьелльнир, чудесный корабль Скидбладнир, ожерелье Брисингамен, сокровища карлика Андвари, мед поэзии) изготовл. искусными карликами-цвергами, и боги все это от них добывают силой или хитростью. В основе подобных сюжетов отчасти лежат этиологич. (объяснительные) мифы (о происхожд. свящ. меда, первого копья, молота и т.п.), в к-рых боги выступают в функции культурных героев и борцов с чудовищами. Однако в дошедших до нас текстах этиологизм сильно затушеван и перед нами скорее развертывается своеобразная картина «циркуляции» ценностей между различ. «мирами» , в сочетании с воен. походами. Так, очень важный миф о происхожд. свящ. меда, дающего силы, шаманский экстаз, поэтич. вдохновение и мудрость, превращается в повествование о его циркуляции по кругу: боги - цверги - великаны - боги. Сюжеты добывания Одином свящ. меда у великанов, Тором - котла для пива (а возможно, и рассказ о возвращении Локи молодильных яблок Идунн), по-видимому, имеют в основе единый этиологич. миф и соотв. ритуал, что доказывает параллель с инд. мифом о соме - амрите. Семантически к мифам о чудесном питье и омолаживающих плодах близки миф. представл. о неиссякающем медовом молоке козы Хейдрун и неиссякающем мясе козлов Тора, чудесного вепря павших воинов эйнхе-риев и бога Фрейра (козлы и вепрь выступают также в функциях чудесных коней), и далее - о порождающем себе подобных кольце Одина, золотой чудесной мельнице Фроди (т.е. Фрейра), о возвращающ., как бумеранг, молоте Тора, не говоря уже о таких символах плодородия или плодовитости, как золотые волосы Сив и ожерелье Фрейи. Эта мифология вечного обновления магич. сил богов и источ. пищи созвучна образам убивающих друг друга и снова оживающих для пира в вальхалле эйнхериев.

Боги противостоят враждеб. хтонич. чудовищам и етунам; возвышаются над природн. духами альвами и над карликами (цвергами), над жен. судьбоносными существами (валькириями и норнами), над земными героями. Высший пантеон богов в сканд. космотеогонии представлен как результат объед. двух групп богов - асов и ванов после войны, точнее, как результат ассимиляции ассами ванов - весьма огранич. категории божеств, связанных с аграрными культами, наделенных магич. и пророч. даром, сакральным миролюбием (Ньерд, Фрейр, Фрея). Те же свойства у асов разделены: аграрное благополучие связано с Тором, магия и пророчество - с Одином, а миролюбие - с Бальдром. Фрейя - жена Ода функционально, а может быть, и генетически почти тожд. Фригг - жене Одина, но первая отнесена к ванам, а вторая - к асам. Во мн. текстах боги и асы - синонимы, т.к. ваническая аграрная миф. подчинена одинической, т.е. небесно-хтонич., воинской и «шаманской» миф. Одина с вальхаллой, валькириями, эйнхериями, воинской инициацией (смерть Бальдра) и т.п.

Асы представлены в мифах как возгл. Одином патриархал. родовая община, в к-рой, однако, важные вопросы решаются на тинге (нар. собрание у скандинавов); большое значение имеют ритуал. пиры богов с распитием свящ. напитка.

В пантеон входят боги: Один (власть, мудрость, магия, в т.ч. военная, покровитель воинов, хозяин вальхаллы), Тор (громовник с воен. и аграрными функциями, гл. борец с великанами и мировым змеем), Тюр (старый индоевроп. небесный бог, покровитель воен. собраний и поединков), Хеймдалль (страж богов и мирового древа), Хенир, Улль (бог - стрелок из лука и лыжник), Бальдр (юный бог - ритуал. жертва), Ньерд (плодородие, море и судоходство), Хед (слепой бог, убийца Бальдра), Фрейр (плодородие, мир), Локи (миф. плут и насмешник, отец хтонич. чудовищ, посредник между богами и великанами), Браги (бог-скальд) и нек-рые др. Имеются еще юные боги Видар, Вали, Магни и Моди, к-рые функционируют гл. обр. как мстители за отцов и братьев; Хермод, к-рый пытается вернуть брата Бальдра из царства смерти хель. Вили и Ве упомин. только как братья Одина и «сыны Бора» , а Од - как муж Фрейи (и, вероятно, ипостась того же Одина). Богини (имеющие в основном отношение к плодородию и деторожд.) - это прежде всего Фригг, Фрейя, Сив, Идунн, а также охотница и лыжница Скади, иногда упомин. Гевьон и Фулла. Если в культе большое значение имели Один, Тор и Фрейр, то в повествоват. мифах гл. действующ. лицами явл. Один, Тор и Локи, выступающие прежде всего в роли культурных героев: Один - как культурный герой - творец и шаман (жрец), Тор - как героич. борец, ограждающий богов и людей от чудовищ, Локи - как отрицат. вариант культурного героя - миф. плут - трикстер. У Одина подчеркивается ум (в его синкретич. понимании, включающем магич. силу и коварство), у Тора - физич. сила и богатырская ярость, у Локи - хитрость и плутовство. Соотв. Тор выступает как гл. противник великанов и мирового змея, Один - как добытчик свящ. меда и рун, носитель мудрости, магии и пророчеств, а Локи - как вечный «добытчик» (посредством трюков), миф. ценностей у карликов для богов, у богов для великанов и т.д., как оператор их вечной «циркуляции» . И Один, и Тор (а также и оттесненный Тюр)) явл. богами неба и войны. Параллелизм устраняется тем, что Один - бог воен. магии и воен. дружины, покровитель героев и сеятель раздора между ними, а Тор - бог-богатырь, моделирующий вооруж. народ, защитник «своих» (богов и людей) от «чужих» - различ. демонов (Тюр ограничен функцией хранителя воин. правил); Один - бог неба как хозяин воин. «рая» , а Тор сведен к специализир. громовнику. Локи выступает как комич. дублер Одина в космогонии и его демонич. противник в эсхатологии. У них обоих есть шаманские черты, но шаманские странствия Локи ограничены горизонтал. проекцией, тогда как образ Одина тесно связан с мировым древом. Он вытеснил в этом громовника Тора и соперничает со стражем богов Хеймдаллем, к-рый первонач., по-видимому, был тожд. мировому древу Иггдрасилю (параллелизм между ними отразился в мифе о спрятанных под деревом глазе Одина и слухе (или роге) Хеймдалля). Условно Одина и Локи можно соотнести как белое и черное шаманство. В кач-ве позитив. творца Один - отец асов, а Локи - отец хтонич. чудовищ, Один - хозяин небесного царства мертвых для избранных, а Локи - отец хозяйки подзем. царства мертвых и тайный виновник первой смерти (смерти Бальдра), к-рая явл. одиническим жертвоприношением (реальный убийца Хед - также, возможно, дублер Одина).

Миф. оказала существен. влияние на герм.-сканд. героич. эпос. Наиболее ранние из сохранивш. произв. героич. эпо-са - англосаксон. поэмы «Беовульф» (возникла в кон. 7 - нач. 8 вв., запись ок. 1000), «Битва при Финсбурге» (9 в.), «Видсид» , «Жалобы Деора» (обе - 10 в.); немецкие «Песнь о Хильдебранде» (нач. 9 в.), «Вальтарий» (9 в., на лат. яз.); гл. массив записей героич. эпоса датируется 13 в.: немецкая «Песнь о нибелунгах» , героич. песни «Старшей Эдды» (песни о Вёлунде, Хельги, Сигурде, Гудрун, Брюнхильд, Атли, Хамдире) и раздел «Язык поэзии» в «Младшей Эдде» и «Сага о Тидреке» и др.; героич. сказания излагались и в «сагах о древних временах» - сохранивш. («Сага о Хрольве Жердинке» ) либо утраченных, но использов. ср.-век. авторами («Сага о Скьельдунгах» ), в нар. балладах позднего средневековья и др. Героями эпоса явл. персонажи как вымышлен., так и восходящие к ист. прототипам, но от последних в эпосе сохранены лишь имена, а события, с к-рыми они были связаны в действит. истории (обычно в эпосе отражается эпоха Великого переселения народов 4 - 6 вв. - войны между готами и гуннами, гибель остготск. королевства в 437, смерть гуннск. короля Аттилы в 453 и др.), представлены в виде родовых междоусобиц и личных конфликтов, обросли фантастич. элементами и т.д. В «Старшей Эдде» песни о героях довольно четко отделены от песен о богах. Асы, как правило, непосредств. не вмешиваются в жизнь героев, и если место действия в миф. песнях - Асгард либо Етунхейм (страна великанов), но не мир людей, то подвиги и злодеяния, явл. сюжетами героич. эпоса, совершаются на Рейне, в державе гуннов, в готском королевстве, хотя топографич. и этнич. координаты здесь весьма расплывчаты и противоречивы. Еще более неопределенно время действия героич. песен («славное далекое прошлое» ), нет ясного разграничения изначальными временами и героич. эпохой; герои часто действуют одноврем. (хотя их ист. прототипы жили в разное время) и т.д.

В ряде существен. моментов граница между мифом и эпосом оказывается расплывчатой или по существу исчезает. Мн. роды сканд. герм. королей и знати восходят к асам (таковы генеалогии Инглингов, Скьельдунгов, Вельсунгов, англосаксон. королевских династий). Героев, павших на поле боя, принимает в своем чертоге вальхалле Один; возлюбл. героев (Сигурда, Хельги, Велунда) часто бывают валькирии и т.д. И Г.-с. м., и эпос проникнуты своеобразным трагизмом: все герои эпоса гибнут, по большей части страшной смертью, к-рую они, как правило, смело принимают, а в ряде случаев идут ей навстречу (Брюнхильд, Сигню, Гуннар, Хегни); в миф. эсхатологич. концепции мир движется к «сумеркам» и асы знают о ее причине - нарушении данных ими обетов. Мотив нарушения клятв - один из ведущих и в героич. эпосе: Сигурд, бургунды - Гьюкунги, Атли и другие персонажи погибают именно из-за несоблюдения торжественно взятых клятв. Общим для мифа и героич. эпоса было и понимание судьбы. Правда, ссылки на судьбу, норн и т.п. становятся особенно частыми в поздних записях эпич. произв., где они, возможно, уже лишаются прежнего значения, однако предсказания грядущих судеб героев принципиально важны для героич. сказаний (напр., о Сигурде, о Старкаде, жизнь к-рого была предопределена соперничающ. Одином и Тором).

"Германо-скандинавская мифология" в книгах

Скандинавская литература

Из книги От Данте Алигьери до Астрид Эрикссон. История западной литературы в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Скандинавская литература Ханс Кристиан Андерсен (1805–1875) Вопрос 9.1Неподалеку от дома, в котором жил маленький Андерсен, протекала река. В реке был большой камень. Андерсен часто на него забирался.Что он там делал?Вопрос 9.2Раз на пароходе по пути в Ливорно Андерсену

Часть VII Скандинавская мифология

Из книги Мифы и легенды Греции и Рима автора Гамильтон Эдит

Часть VII Скандинавская мифология Введение в скандинавскую мифологию Мир скандинавской мифологии – необычный мир. Обитель богов Асгард коренным образом отличается от небесных обителей других мифологических систем. Там нет места ни светлой радости, ни блаженству. Это

Скандинавская школа

Из книги Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник автора Хенли Дарен

Скандинавская школа Норвежец Эдвард Григ принадлежит к кругу композиторов, горячо любивших свою родину. И родина отвечала ему взаимностью. В Норвегии его сочинения до сих пор пользуются необычайной популярностью. Но всё могло сложиться иначе, поскольку семья Грига на

Глава I «МИФОЛОГИЯ БОГИНИ» И «МИФОЛОГИЯ БОГА» – ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ?

Из книги Мифология богини автора Антипенко Антон Леонидович

Глава I «МИФОЛОГИЯ БОГИНИ» И «МИФОЛОГИЯ БОГА» – ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ? На вопрос, почему необходимо различать «мифологию богини» и «мифологию бога», в принципе, можно было бы ответить просто: «Потому что европейская цивилизация должна

Скандинавская эпоха

Из книги Англосаксы [Покорители кельтской Британии (litres)] автора Вильсон Дэвид М

Скандинавская эпоха В последние годы VIII столетия набеги викингов стали опустошать побережья Англии и Западной Европы. «В этом году, – гласит запись «Англосаксонской хроники» под 1793 г., – страшные знамения были видны над всей Нортумбрией и очень испугали людей. То были

Скандинавская цивилизация

автора

Скандинавская цивилизация С географической точки зрения Скандинавскими странами являются два северных государства Европы – Швеция и Норвегия, занимающие Скандинавский полуостров. В более широком смысле, затрагивающем культуру и историю, к ним присоединяют Данию,

Скандинавская мифология

Из книги Магия воды. Чудесные исцеления автора Филатова Светлана Владимировна

Скандинавская мифология Она представляет собой систему мифологических сказаний и представлений северных народов Европы. Ее появление ученые относят ко II тысячелетию до н. э. Она имеет самостоятельный статус, но базируется на основных понятиях древнегерманской

2013 год - германо-скандинавская мифология

Из книги Конец света?! Продолжение следует… автора Вечерина Елена Юрьевна

2013 год - германо-скандинавская мифология Наступление Рагнарека (конца света) в 2013 году ожидается в соответствии с германо-скандинавской мифологией. Он значительно отличается от представлений о конце света большинства других народов. Этот день должен наступить после

4. Германо-скандинавская королева Кримхильда - это русская княгиня Ольга Вторая половина «Песни о нибелунгах» описывает месть Ольги за казнь Игоря-Христа, то есть крестовые походы на Царь-Град

Из книги автора

4. Германо-скандинавская королева Кримхильда - это русская княгиня Ольга Вторая половина «Песни о нибелунгах» описывает месть Ольги за казнь Игоря-Христа, то есть крестовые походы на Царь-Град 4.1. Краткое содержание второй части «Песни о нибелунгах» Перейдём ко второй

4. Германо-скандинавская королева Кримхильда - это русская княгиня Ольга Вторая половина «Песни о Нибелунгах» описывает месть Ольги за казнь Игоря-Христа, то есть крестовые походы на Царь-Град

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4. Германо-скандинавская королева Кримхильда - это русская княгиня Ольга Вторая половина «Песни о Нибелунгах» описывает месть Ольги за казнь Игоря-Христа, то есть крестовые походы на Царь-Град 4.1. Краткое содержание второй части «Песни о Нибелунгах» Перейдем ко второй

Древнегерманская и скандинавская мифология

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Древнегерманская и скандинавская мифология Северная, скандинавская и германская, древняя религия известна как одинизм (в честь Одина, верховного божества), а также как асатру (исландский термин, означающий «веpа (тpу) в богов (асов)») или просто как трот (от английского troth

ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Из книги Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ Древние германцы. - Скандинавия. - Языческие мифы и христианство. - Источники сведений о германо-скандинавской мифологии. - Мировая бездна Гинунгагап. - Имир и его смерть. - Ясень Иггдрасиль. - Девять миров. - Адам Бременский о

Скандинавская и германская мифология

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Скандинавская и германская

Глава I ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ЖАНРА «ФЭНТЕЗИ»

Из книги Фэнтези и детектив - жанры современной англо-американской беллетристики автора Жаринов Евгений Викторович

Глава I ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ЖАНРА «ФЭНТЕЗИ» Для большинства англоязычных авторов, работающих в жанре «фэнтези», именно эта мифологическая модель мира оказалась наиболее привлекательной. Скорее всего, здесь дали о себе знать

Германо-скандинавская мифология

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Германо-скандинавская мифология Из богов они больше всего чтят Меркурия и считают должным приносить ему по известным дням в жертву также людей. Геркулеса и Марса они умилостивляют закланиями обрекаемых им в жертву животных. Часть свебов совершает жертвоприношения и