Политические режимы. Демократия

Демократия (от греч. Demokratia - власть народа) - форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства. Демократия -- многоплановое явление, которое в политологии рассматривается как

  • · форма политического режима;
  • · принцип организации общественной жизни, деятельности политических партий;

достигнутый уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, их участия в управлении.

Основным принципом демократии является признание в качестве единственного источника власти -- власть народа. Эта власть призвана обеспечить волю народа, выборность, подотчетность, верховенство закона, равенство и свободу граждан, их активное участие в решении коренных проблем жизни общества, партии, организации.

Конституционными признаками демократии являются следующие:

  • · юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Суверенитет народа выражается в том, что он выбирает своих представителей и может периодически заменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов;
  • · периодическая выборность основных органов государства;
  • · равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует равенства избирательных прав. Также он предполагает свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию.

принятие решений по решению большинства участвующих и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга, например античная и современная демократия, американская и швейцарская демократии и т.д.

Существуют различные классификации и виды демократий, например охлократическая демократия, либеральная демократия, социалистическая демократия и др.

Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом определяется господствующей в обществе политической культурой. Политическая культура представляет собой реализацию политических знаний, принятых в обществе ценностей, образцов поведения социального субъекта в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности.

По мнению ряда ученых, демократии присущ высший тип политической культуры -- культура гражданственности», при которой наиболее широко обеспечивается сочетание свободы членов общества и стабильность политической системы. При этом в различных демократических государствах признаются различные ценности, существуют различные символы демократии.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Демократия как политический режим, основным источником власти в котором признается народ. 2. История возникновения демократии: a) «военная демократия» первобытного общества b) античная демократия c) демократия Нового времени 3. Основные признаки демократии: a) народовластие b) право большинства c) уважение прав меньшинства d) политический плюрализм e) парламентаризм f) правовое государство g) правовое и политическое равенство граждан 4. Условия существования современной демократии: a) частная собственность, защищенная законом b) многочисленный средний класс c) высокий уровень политической культуры населения d) наличие гражданского общества 5. Виды демократии: a) прямая (референдум, плебисцит) b) представительная (выборы) 6. Проблемы современной демократии в РФ и в мире.

Новгородское вече ДЕМОКРАТИЯ - (др. -греч. δημοκρατία - «власть народа» , от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. первобытная (военная) демократия афинская демократия при Перикле Нового времени

ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ ЦЕННОСТЬ - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Дайте определение понятию ЦЕННОСТЬ Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека. § § § § Попробуйте перечислить базовые ценности демократии СВОБОДА РАВЕНСТВО ЗАКОННОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЛЮРАЛИЗМ КОМПРОМИСС ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВОПРОС: Как Вы считаете, демократия, в первую очередь, это… (не более 2 -х вариантов ответа) ОТВЕТ: 125 2. Доли респондентов, 3. Доля тех, кто считает 5. Двадцатая часть 4. назвавших основными 1. Четверть всех опрошенных Доля тех, кто основным важнейшим признаком респондентов признаком демократии признаками демократии в 2012 году назвали демократии соблюдение Итоги опроса, затруднилась ответить на считает свободную прессу в 2004 году свободу слова основным признаком прав человека, проведенного Исследовательским заданный вопрос. значительно уменьшилась. и свободные выборы, демократии власть народа. сократилась. Холдингом Ромир. равны. в феврале 2012 года.

Попробуйте самостоятельно определить важнейшие признаки демократии ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ: 1. народовластие (суверенитет народа) 2. право большинства 3. уважение прав меньшинства 4. политический плюрализм 5. парламентаризм 6. правовое государство 7. правовое и политическое равенство граждан 8. разделение властей 9. гласность 10. гарантии местного самоуправления

Сформулируйте условия существования демократии УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ Почему в одних государствах демократия устойчива, а в других трансформируется в ДЕМОКРАТИИ: сторону авторитаризма или 1. частная собственность, тоталитаризма? УСЛОВИЯ - это обязательные УСЛОВИЯ обстоятельства, необходимые для существования чего-либо. защищенная законом 2. многочисленный средний класс (экономическая независимость, высокий уровень образования, лояльность к существующей власти) 3. высокий уровень политической культуры населения 4. наличие гражданского общества

ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕМОКРАТИИ ПРЯМАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ народ непосредственно принимает решения (референдумы, законодательная инициатива граждан, право досрочного отзыва депутатов, митинги, собрания, демонстрации, сходы) народ осуществляет власть через выборы своих представителей в органы власти (парламент, местное самоуправление и пр.)

СТЕПЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ В ПОЛИТИКУ (по М. ВЕБЕРУ) § ПО СЛУЧАЮ (ходим на ПО СЛУЧАЮ выборы) § ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ (доверенное лицо кандидата в депутаты) § ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПОЛИТИКОЙ (человек живет для политики, за счет политики и политикой) ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ М. Вебер (1864 – 1920) немецкий социолог, историк и экономист

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ Советский агитационный плакат. Художники: Брискин В. , Иванов К. 1954 год. Отсутствие реального равенства граждан. Неравный доступ к: § финансированию § СМИ § административным возможностям

ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ ОХЛОКРАТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ - ЦЕНЗЫ устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Соласны? Всегда ли большинство принимает верные решения Цензы: § оседлости § половой § имущественный § возрастной § расовый и пр.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ПОПУЛИ ЗМ - тактика прямого заигрывания с широкими массами народа, М раздачи необоснованных обещаний с целью приобрести популярность (например в предвыборной борьбе).

ВОПРОС: Как Вы думаете, какое определение больше всего подходит к тому политическому строю, который сегодня существует в России? (один ответ) Итоги опроса, проведенного Исследовательским Холдингом Ромир в феврале 2012 года.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ 1. 2. 3. 4. НЕРАВЕНСТВО ИММИГРАЦИЯ ТЕРРОРИЗМ НАЦИОНАЛИЗМ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Карта, отражающая данные рейтинга «Freedom in the World 2008» . ██ свободные страны ██ частично свободные страны ██ несвободные страны

ГЛОССАРИЙ § ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система государственного ПАРЛАМЕНТАРИЗМ устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право принимать законы. § ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ – уважение к чужому ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ мнению, мирное сосуществование государства с общественными организациями (партиями, благотворительными, профессиональными, молодежными, религиозными и пр.) § ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. § КОНСЕНСУС - общее согласие при отсутствии возражений КОНСЕНСУС по существенным вопросам. § КОМПРОМИСС – соглашение между сторонниками КОМПРОМИСС противоположных мнений, направлений, позиций, достигнутое путем взаимных уступок. § ЛОББИ - группы людей, представляющих и ЛОББИ отстаивающих в различных организациях определенные интересы.

ЦИТАТНИК Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени. Уинстон Черчилль (1874 - 1965), премьерминистр Великобритании. Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. Монтескье (1689 - 1755), французский писатель, правовед и философ, автор доктрины о разделении властей. Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем. Уинстон Черчилль (1874 - 1965), премьер-министр Великобритании. Демократия в России наступит тогда, когда действующий президент проиграет выборы. Гарри Каспаров (род. в 1963 г.), 13 -й чемпион мира по шахматам.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: § § § Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профил. уровень; под ред. Л. Н. Боголюбова. М. : Просвещение, 2011. Баранов П. А. Обществознание: Политика: экспрессрепетитор для подготовки к ЕГЭ. М. Астрель. 2013. Макаров О. Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012. http: //all-politologija. ru/knigi/muxaevpolitologiya/znachenie-termina-politika - учебный портал о политике. http: //ru. wikipedia. org, http: //xn--e 1 aogju. xn--p 1 ai/. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: § § http: //interneturok. ru/ru/school/obshestvoznanie/10 -klass/bpoliticheskaya-zhiznobwestvab/demokratiya? seconds=0&chapter_id=772 – Интернет. Урок «Демократия» . http: //humanitar. ru/page/ch 4_5 - сайт Единый Портал Обществознание. Конспект по теме «Демократия» . САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: § § http: //www. ege. edu. ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http: //fipi. ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http: //soc. reshuege. ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http: //stupinaoa. narod. ru/index/0 -20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Колледж сферы услуг №3»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме:

преподаватель обществознания

Москва, 2014

Тема учебного занятия: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель: Совершенствование знаний о политической системе общества, демократическом политическом режиме и правовом государстве.

Задачи:

Образовательные:

Выработать понимание особенностей демократического политического режима и правового государства.

Сформировать представления о признаках правового государства и особенностях демократического режима.

Ознакомиться с особенностями становления демократии в современной России;

Развивающие:

Воспитательные:

Формирование активной жизненной позиции

Формирование политической грамотности обучающихся

Тип занятия: усвоения новых знаний

Вид занятия: комбинированное, с элементами игры и дискуссии

Основные методы обучения:

  • проблемно-эвристический (выявление проблем наличия правового государства и гражданского общества в России с использованием метода «Семь шляп»)
  • игровой метод (голосование)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

Компьютер;

Мультимедиа проектор;

Проекционный экран;

Презентация по теме урока;

Ожидаемый результат:

Личностными результатами изучения темы являются следующие компетенции обучающихся:

  • Развитие мотивации к изучению раздела дисциплины обществознания « », к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Метапредметными результатами (по четырём блокам) :

Информационный блок :

Коммуникативный блок:

Самоорганизация:

Самообразование:

Предметными результатами изучения темы являются следующие компетенции:

Метапредметные связи:

История :

Математика :

Информатика и ИКТ :

Внутридисциплинарные связи:

Методические указания к изучению темы «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель изучения темы: Изучить и научиться применять знания о политической сфере общества; демократическом политическом режиме и его ценностях; идеале государственного устройства – правовом государстве; о проблеме становления правового государства и гражданского общества в современной России.

Учебные вопросы.

  1. Определение демократии
  2. История демократии
  3. Правовое государство
  4. Гражданское общество

Целевые задачи:

  1. На основе знаний о политической системе, политическом режиме, ценностях демократии, принципах правового государства составить представление о наличии в России гражданского общества и правового государства.

2. Логично и обоснованно изложить свою позицию по данному вопросу.

Лекционный материал к изучению темы

  1. Определение демократии

В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.). Какие ассоциации вызывает слово «демократия»?

Демократия («власть народа») - политико-правовой режим , в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Данный режим основан на признании народа источником и субъектом власти.

  1. История демократии

Первые формы коллективного принятия решений появились еще в древности – это так называемая первобытная, или общинная демократия.

Приблизительно с по г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления . Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Около трети граждан одновременно могли занимать ту или иную государственную должность.

До XVIII века наиболее известной моделью демократии была прямая демократия , где граждане практиковали процедуру подчинения меньшинства большинству. Является ли такая система справедливой?

В представительной демократии граждане делегируют часть собственных прав избранным ими депутатам или другим должностным лицам. Выбранные депутаты принимают решения с учётом мнения избирателей и отвечают перед ними за свои действия.

  1. Признаки и ценности демократии

Признаками демократии являются:

  1. Назначение лидеров происходит путём честных, состязательных , конкурентных выборов .
  2. Народ признается источником власти.
  3. Общество осуществляет самоуправление для удовлетворения общих интересов.

С демократией связан ряд ценностей: законность , равенство , свобода , право на самоопределение , права человека и др.

Основной целью демократии является ограничение произвола власти. Для достижения этой цели права человека признаются главной ценностью, и строится система их эффективной защиты со стороны правовой системы .

В современном мире наиболее распространенной моделью является модель либеральной демократии. Она включает в себя периодические, всеобщи е выборы, в ходе которых кандидаты ведут борьбу за голоса избирателей ; верховенство закона ; принцип разделения властей ; конституционные ограничения власти большинства.

  1. Правовое государство

В современном мире идеалом государственного устройства является демократическое правовое государство, то есть государство, функционирующее в отведенных законом границах и гарантирующее правовую защищенность граждан.

Идея правового государства затрагивалась уже в трудах Платона и Аристотеля, но наиболее полное развитие получила в работах Монтескье и Канта. По мнению Аристотеля, властью является не член суда, совета или собрания, а сам суд, совет, или собрание.

Признаками правового государства являются:

  1. Верховенство закона и права, то есть все должностные лица, государственные органы, общественные объединения и граждане обязаны подчиняться закону. Законы, в свою очередь, должны быть правовыми, приниматься компетентными органами и максимально соответствовать представлениям общества о справедливости.
  2. Гарантированность прав и свобод человека.
  3. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как система «сдержек и противовесов», с целью взаимного контроля и ограничения.
  4. Взаимная ответственность государства и граждан, гарантией которой выступает независимый суд.
  5. Соответствие законов международным правовым стандартам.

Предпосылками создания правового государства являются:

  1. Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность граждан.
  2. Демократический правовой режим, наличие парламентаризма.
  3. Единая и непротиворечивая законодательная система.
  4. Высокий уровень правовой культуры и правового сознания граждан.
  5. Наличие гражданского общества.

5. Гражданское общество

Одним из условий существования правового государства является наличие гражданского общества, то есть такая система отношений между людьми, которая обеспечивает удовлетворение их прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Гражданское общество – это совокупность объединений граждан, независимых от государства и не позволяющих государству узурпировать личность. Так же гражданское общество – это совокупность национальных, социально-экономических, религиозных, нравственных, семейных отношений и институтов. Взаимодействие гражданского общества и правового государства создает сферу публичной политики.

Основным принципом гражданского общества является то, что государство существует для человека, а не человек для государства. Для власти должно быть запрещено все, что не разрешено законом. Для граждан разрешено все, что не запрещено законом. Гражданское общество не зависит от государства, способно ограничить влияние государства, обеспечить права и свободы человека. В добровольных гражданских объединениях рождается граждански активная личность.

В гражданское общество включены три уровня общественных отношений. Первый уровень связан с семьей, бытом, воспитанием, культурой. Ко второму уровню относится экономическая сфера жизни общества. Третий уровень охватывает политическую сферу.

  1. Проблема правового государства и гражданского общества в современной России

Вторая часть учебного занятия проходит с использованием метода «Шесть шляп». Учащиеся предварительно делятся на группы, которым дается домашнее задание в соответствии с цветом шляпы подготовить выступление «за», или «против», по заданным вопросам.

Красная шляпа. Эмоции, интуиция, чувства. Не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Оптимизм. Стараемся найти достоинства и преимущества, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски.

Зеленая шляпа. Энергии, жизнь. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли говорить о том, что в России существует правовое государство?
  2. Законы обладают высшей юридической силой?
  3. Принцип разделения властей существует?
  4. Взаимная ответственность граждан и государства?
  5. Существуют ли реальные гарантии прав и свобод граждан?
  6. Существует ли в России гражданское общество?

Технологическая карта занятия по дисциплине «обществознание»

тема: « Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство »

ГБПОУ СПО Колледж сферы услуг №3

преподаватель обществознания Блатнер Т.В.

Пояснительная записка

Учебное занятие «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» проводится в рамках изучения темы « Политика и власть. Государство в политической системе » в разделе « Политика как общественное явление » на втором курсе по профессии 260807.01 Повар, кондитер.

Изучение данной темы актуально, так как обеспечивает формирование навыков и знаний, лежащих в основе личностных и профессиональных компетенций. Данный урок проводится после изучения теоретических вопросов и основных понятий, связанных с политической сферой жизни общества.

Цель урока: Совершенствование знаний о политическом развитии России путем акцентирования внимания на проблемах демократии и правового государства.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание особенностей демократического политического режима;

Ознакомиться с историей становления демократии;

Выяснить особенности современного развития демократии и формирования правового государства в современной России.

Развивающие:

Обеспечить условия для формирования научного мировоззрения

Способствовать развитию умения устно и письменно формулировать свои мысли

Способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

Формирование активной жизненной позиции

Формирование политической грамотности и гражданской позиции

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный, с элементами игры

Основные методы обучения, используемые на уроке:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ)
  • наглядный (демонстрация презентации)
  • проблемно-эвристический
  • игровой метод (голосование)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

Компьютер;

Мультимедиа проектор;

Проекционный экран;

Презентация по теме урока;

Учебник «Обществознание», А.Г.Важенин; - М., 2012 г.

Раздаточный материал для учащихся

Ожидаемый результат:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения у обучающихся :

  • Усвоить изложенный на уроке материал и научиться применять полученные знания на практике.
  • Развитие мотивации к изучению раздела дисциплины обществознания «Политика как общественное явление», к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Межпредметными результатами (по четырём блокам) :

Информационный блок :

  • Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
  • Готовность и способность самостоятельно находить информацию по изученному материалу.

Коммуникативный блок:

  • Умение общаться в группе и взаимодействовать в процессе урока, учитывать другие мнения.
  • Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, развивать грамотную речь.

Самоорганизация:

  • Умение самостоятельно определять цели и планы своей работы, самостоятельно осуществлять их.
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, способность к самостоятельному поиску методов решения социальных и профессиональных задач.

Самообразование:

  • Стремление к самостоятельному получению информации и расширению кругозора, готовность самосовершенствоваться.

Предметными результатами изучения темы являются следующие умения:

  • Усвоение изложенного на уроке материала и применение знаний по теме «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» на практике, с целью дальнейшей успешной социализации и профессионального обучения.

Метапредметные связи:

История :

Информатика и ИКТ

Математика

Внутридисциплинарные связи:

Темы: «Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура», «Политический режим. Типология политических режимов».


Подписи к слайдам:

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание

Понятие «демократия», дословно означающее «власть народа», возникло ещё в античности. На сегодняшний день это самый распространённый политический режим в мире. Однако, до сих пор не существует чёткого определения демократии. Разные специалисты делают упор на отдельных составляющих этого понятия: власть большинства, права и свободы человека и гражданина, равенство и т. д. Каковы же принципы и ценности демократии? Что означает это слово? Попробуем разобраться в данной статье.

Понятие демократии

Как уже было отмечено, у историков нет единого мнения на этот счёт. Значение слова "демократия" нужно рассматривать с нескольких сторон:

  1. В наиболее широком смысле этот термин означает систему общественного устройства, которая основывается на принципе добровольности всех сфер жизнедеятельности людей.
  2. В более узком смысле данное понятие представляет собой политический режим государств, при котором все граждане обладают равными правами, в отличие от того же авторитаризма или тоталитаризма.
  3. Суть демократии можно определить и в создании идеальной общественной модели, которая будет основываться на принципе равноправия.
  4. Это понятие может означать и социальное движение, к которому призывают программы политических партий.

Демократия, её основные ценности и признаки составляют основу современного государства, и поэтому необходимо понимать значение этого слова.

Признаки демократии

Каждое государство, независимо от формы правления и политического режима, отличается определёнными признаками. Основы демократии состоят в следующем:

  • Народ должен выступать в качестве единственного источника власти в государстве. Она выражается в том, что каждый гражданин страны имеет право участвовать в выборах представительных органов, организовывать референдумы или любым другим способом реализовывать право на власть.
  • Обеспечение прав человека и гражданина. Ценности демократии состоят в том, что права людей не просто провозглашаются, а реализовываются на деле.
  • Любые решения принимаются большинством, а меньшинство должно им подчиниться.
  • На первый план выходят методы убеждения, компромисса, полный отказ от насилия, агрессии, принуждения.
  • Демократия предполагает осуществление законов правового государства.

Основные принципы власти народа

Главные ценности демократии включают в себя пять пунктов:

  1. Свобода. Это касается всех сфер жизни. От сохранения возможности народа изменять конституционный строй до реализации прав каждого человека. и слова являются основополагающими принципами этого политического режима.
  2. Равенство граждан. Все люди, независимо от пола, возраста, цвета кожи, занимаемого служебного положения, равны перед законом. Здесь не может быть никаких ограничений и исключений.
  3. Выборность представительных органов власти. Государство должно обеспечить их сменяемость, а также гарантировать человеку осуществление его избирательного права.
  4. Принцип разделения властей. Ценности демократии не будут иметь смысла без этого положения. Во избежание превращения власти в средство подавления свобод человека существует разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.
  5. Общественный и Он предполагает множественность мнений и различных объединений, а также партий. Всё это даёт новые возможности гражданам участвовать в общественной и политической жизни страны.

Административные единицы

Государству для осуществления этого политического режима нужны определённые институты. Они по-своему уникальны и для каждой страны разные. Существует несколько классификаций, благодаря которым можно определить некоторые базовые институты, которые необходимо для достижения настоящей демократии.

Реализация режима зависит, прежде всего, от количества населения и размеров территории. Здесь более предпочтительными смотрятся небольшие административные единицы. В маленьких группах проще организовать дискуссию, чтобы решить какой-либо вопрос. Люди активнее могут оказывать непосредственное воздействие на политику страны. С другой стороны, крупные административные единицы дают больше возможностей для обсуждений и решения проблем. Отличным выходом из данной ситуации станет разграничение административных и общественных единиц на разных уровнях.

Достоинства и недостатки власти народа

Как и другие политический режимы, демократия имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам можно отнести следующие моменты:

  • ценности демократии помогают искоренить деспотизм и тиранию;
  • осуществляется защита интересов граждан;
  • органы власти получают наиболее полную информацию от населения;
  • каждый человек имеет права и обязанности, и государство гарантирует их исполнение;
  • принимает народ, тем самым возлагая на себя моральную ответственность;
  • только при демократии возможно политическое равенство;
  • по статистике, страны с этим политическим режимом более богаты и успешны, а также уровень морали и человеческих отношений у них намного выше, нежели в других государствах;
  • практически не воюют друг с другом.

Теперь рассмотрим недостатки данного режима:

  • Демократия, её основные ценности и признаки служат определённым кругам общества, позволяя им достигать своих целей за счёт других людей.
  • Возможно появление диктатуры большинства над меньшинством.
  • Основой этого политического режима является свобода слова человека. У людей много мнений, поэтому возникают разногласия, способные подорвать авторитет власти.
  • Все люди в стране могут принимать решения, независимо от их компетенции и знаний, что может негативно отразиться на итоговых результатах.

Заключение

Главные ценности демократии должны соблюдаться в каждом государстве с этим политическим режимом. Она поддерживает гражданское общество. Это означает, что соблюдаются права и свободы людей, проживающих на территории государства. Также этот режим, по сравнению с другими, создаёт более стабильную обстановку в стране. Таким образом, можно сказать, что для современного общества демократия представляется идеальным политическим устройством, потому что при ней сохраняется свобода слова и принцип равенства людей.