Постановщика активных помех. Определение координат и параметров движения

Радиоэлектронные помехи классифицируют по различным признакам.

По происхождению различают естественные и искусственные помехи. Естественные – природного происхождения: атмосферные грозовые разряды, отражения от метеообразований (дождь, снег, облака), земной поверхности и другие. Искусственные – создаются устройствами излучающими ЭМЭ или отражателями.

В зависимости от источников образования различают: преднамеренные и непреднамеренные помехи.

По характеру воздействия на РЭС: маскирующие и имитирующие.

Маскирующие помехи снижают соотношение сигнал/шум в полосе рабо-чих частот. Имитирующие - вносят ложную информацию частот РЭС.

По интенсивности воздействия на РЭС: слабые, средние и сильные. (Потеря информации соответственно до 15%, не менее 50%, более 75%) и не снижают, снижают и исключают выполнение РЭС боевых задач.

По ширине спектра и точности наведения: прицельные и заградительные.

По способу создания: активные и пассивные. Активные создаются энергией источников помех, пассивные - рассеянием энергии.

По характеру излучения: непрерывные и импульсные. В свою очередь импульсные могут быть синхронные и несинхронные, однократные и многократные. Непрерывные - шумовые и модулированные.

Авиационные средства РЭБ являются составной частью авиационного бортового оборудования и предназначены для подавления работы всех типов РЭС противника. Представляют собой встроенные базовые и дополнительные станции постановки помех, противорадиолокационные ракеты ложные цели и ловушки. Дополнительные могут размещаться как в фюзеляже, так и в подвесных контейнерах.

Они подразделяются на средства создания активных и пассивных радио-помех, противорадиолокационные ракеты, ложные цели и ловушки Рис.2 (зарисовать).

Рис. 2. Классификация авиационных средств РЭБ

Средства создания активных помех подразделяются на станции помех радиолокации, станции помех радиосвязи и радиолиниям передачи данных, станции помех оптико-электронным средствам, забрасываемые (одноразовые) передатчики помех Рис.3 (зарисовать).



Рис. 3. Классификация авиационных средств создания активных помех

Станции помех радиолокации групповой защиты предназначены для за-щиты группы самолетов путем подавления радиолокационных станций (РЛС) обнаружения, целеуказания и наведения истребителей. Как правило, они устанавливаются на специальных самолетах РЭБ или на стратегических бомбардировщиках. Эквивалентные мощности станций помех групповой защиты могут составлять: в заградительном режиме – до 500 Вт/МГц, в прицельном – 2000 – 5000 Вт/МГц.

Станции помех радиолокации индивидуальной защиты предназначены для самозащиты самолета путем подавления РЛС наведения ракет, радиолокационного прицела истребителя-перехватчика и устанавливаются на каждом современном самолете.

Станции помех радиолокации имеют возможность постановки маскирующих шумовых помех, при воздействии которых на РЛС расчет не может выделить цель на их фоне, а также имитирующих импульсных помех. Имитирующие помехи на экране индикатора РЛС выглядят как отметки одинаковых целей. Возможна постановка сразу обоих типов помех.

На самолетах тактической авиации эквивалентные мощности станций по-мех индивидуальной защиты могут составлять: в заградительном режиме – 10–30 Вт/МГц, в прицельном – 200–500 Вт/МГц, а на самолетах стратегической авиации 50–100 и 500–1000 Вт/МГц, соответственно.

Станции помех радиосвязи и радиолиниям передачи данных предназначены для подавления командных радиосетей системы ПВО, с помощью которых осуществляется управление огнем зенитных ракетных дивизионов и наведение истребителей-перехватчиков. При этом искажается как речевая, так и телекодовая информация.

Станции помех оптико-электронным средствам в основном предназначены для подавления тепловых ГСН ракет класса "воздух–воздух", а также для вывода из строя приемников лазерных локаторов истребителей и лазерных дальномеров зенитных огневых средств.

Забрасываемые передатчики помех (ЗПП), предназначены для подавления работы РЭС на время прорыва системы ПВО и способны создавать помехи любого характера в течение 10–120 минут. В районы подавляемых средств они могут доставляться пилотируемыми и беспилотными самолетами, ракетами, артиллерийскими снарядами, планирующими (управляемыми) авиабомбами, воздушными шарами, разведывательно-диверсионными группами.

Средства создания пассивных помех представляют собой различные автоматы, выбрасывающие в полете пачки дипольных противорадиолокационных отражателей (ПРЛО), а также неуправляемые ракеты и авиабомбы, начиненные такими же пачками.

Авиабомбы с ПРЛО применяются для групповой защиты и сбрасываются с большой высоты самолетом обеспечения. Выброшенные из бомбы на высоте 3–6 км ПРЛО образуют для РЛС экран, скрывающий самолеты ударной группы.

Автоматы выброса ПРЛО применяются чаще всего для обеспечения преждевременного срабатывания радиовзрывателя ЗУР при ее приближении к самолету.

Ложные цели представляют собой устройства, имитирующие по отража-тельным и другим характеристикам реальные объекты. В зависимости от вида и диапазонов используемых волн ложные цели могут быть радиолокационными, световыми и акустическими. С помощью ложных целей на экранах разведывательных радиоэлектронных средств (РЭС) образуются отметки, подобные отметкам реальных объектов. Это усложняет обстановку, дезориентирует операторов и системы целераспределения, увеличивает время распознавания целей. Радиолокационные ложные цели по конструкции представляют собой небольшой беспилотный самолет или крылатую ракету и используются стратегическими бомбардировщиками (В-52 имеет 20 ложных целей SCAD) и самолетами тактической авиации (F-15 имеет 12 ложных целей "Макси–Декой").

Ловушки представляют собой технические средства, используемые для увода от целей управляемых боеприпасов или срыва автосопровождения цели радиолокационными станциями. Радиолокационная ловушка действует эффективно, если после ее пуска самолет и ловушка не разрешаются РЛС по дальности, угловым координатам и скорости. От объекта она должна удаляться с такой скоростью, чтобы обеспечивался надежный увод на себя следящих стробов систем автоматического сопровождения. Наибольшее распространение получили ловушки для увода инфракрасных (ИК) ГСН ракет классов "воздух–воздух" и "земля-воздух" (ракет типа "Стингер").

Боевые действия тактической и палубной авиации на ТВД интенсивно прикрываются помехами специальных самолетов групповой защиты (ЕА-6В – в первую очередь против РЛС дальнего обнаружения и управления стрельбой зенитных комплексов; ЕС-130H - против радиолиний управления перехватчиками). Нанесению ударов предшествуют удары самолетов огневого подавления РЛС системы ПВО противника. Значение этих самолетов можно оценить хотя бы по тому факту, что их число достигает 20-30 проц. количества участвующих в воздушной операции ударных самолетов. Это позволяет комплекты РЭБ индивидуальной защиты система AN/ALQ-131 тактических истребителей ограничить обнаружительным приемником, станцией активных помех и устройством для постановки пассивных, главным образом для срыва наведения на них управляемого оружия без расходования ресурсов радиоэлектронного подавления на борьбу со средствами обнаружения системы ПВО противника и управления истребителями-перехватчиками.

Для бомбардировщиков в стратегической воздушной операции применение специальных самолетов РЭБ и даже коллективная защита исключены.

С 1972 года на все бомбардировщики США устанавливается бортовой оборонительный комплекс AN/ALQ-161, который постоянно совершенствуется.

Конструктивно комплекс AN/ALQ-161 состоит из 108 съемных и заменяемых в аэродромных условиях модулей (массой в среднем по 20 кг и объемом 30–200 дм 2), из которых более трети – это антенные устройства.

Стоимость его составляет 20 млн. долларов (10 проц. стоимости бомбардировщика). По массоэнергетическим характеристикам своей аппаратуры он превосходит системы РЭБ самолетов-постановщиков помех групповой защиты ЕА-6В в 1,4 раза, а комплекты РЭБ индивидуальной защиты тактической авиации (AN/ALQ-131) – в 9 раз.

Комплекс производит с точностью до 1 градуса пеленгование всех видов наземных РЛС на дальностях превышающих их дальность обнаружения. Распознаёт режим работы (поиск, захват, наведение ракет) и производит оптимальное распределение мощности и постановку прицельных активных помех РЭС в соответствии с их режимом работы.

Получило первый самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик», созданный Экспериментальным машиностроительным заводом им. Мясищева на базе самолета Ил-18, сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации. Новейший комплекс способен избирательно подавлять электронику противника сильнейшими помехами, сохраняя боеготовность отечественной боевой техники.

О завершении государственных испытаний опытного образца самолета с рекомендацией о принятии его на вооружение ВКС России директор ЭМЗ им. Мясищева доложил министру обороны во время единого дня военной приемки 21 октября 2016 года, говорится в сообщении .

В ноябре 2016 года планируется передача заказчику еще двух серийных самолетов.

Аппаратура комплекса позволяет эффективно бороться с современными самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS ВВС США, радиотехническими средствами комплексов ПВО типа Patriot и глушить каналы управления военными беспилотниками.

Также Ил-22ПП способен вести радиоэлектронную разведку и групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ противника.

Вся передовая радиоэлектронная начинка самолета Ил-22ПП разработана предприятиями и институтами, входящими в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (), рассказал «Газете.Ru» советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир .

«Боевые возможности «Порубщика» намного превышают все, что было создано в этой сфере ранее. У Ил-22ПП очень хорошие характеристики по ведению разведки, эти самолеты могут работать в составе группы, и оборудование на его борту самое современное — цифровая техника и фазированные антенные решетки.

Что касается турбовинтового самолета, на базе которого размещен комплекс РЭБ, так и у американцев самолеты С-130 до сих пор в строю», — объяснил Михеев.

Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 создавалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18 (по кодификации Coot — «Лысуха»), который в СССР начали серийно выпускать еще в конце 1950-х. Ил-18 заинтересовал военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.

На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения. В частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники, самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты Ил-22.

Существует несколько разновидностей этих машин. Одна из них — Ил-22М11 — последняя версия российского воздушного командного пункта. Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма».

«Порубщик» — последняя модификация этого самолета. Этот самолет оснащен самыми последними средствами радиоэлектронной борьбы, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров.

При создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, благодаря которым у «Порубщика» появилась способность воздействовать исключительно на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.

Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих средств.

Перед включением системы активных помех «Порубщика» он сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника, рассказал «Газете.Ru» представитель КРЭТ. В это время сам самолет ничего не излучает и аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования ставят помехи в требуемом диапазоне частот.

Несколько таких самолетов смогут нарушить или даже полностью парализовать на большой территории самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, летающие командные пункты, системы ПВО, авиацию и беспилотники противника.

Опытно-конструкторские работы над проектом «Порубщик» начались еще в рамках госконтракта от 8 ноября 2009 года, рассказал «Газете.Ru» заместитель директора .

«Опытный образец Ил-22П (регистрационный номер RA-75903) начал летно-конструкторские испытания в 2011 году, государственные совместные испытания были начаты в 2014 году и завершены в прошлом году. Переоборудование второго (первого серийного) самолета Ил-22ПП осуществлялось заводом имени Мясищева по контракту 2012 года (регистрационный номер самолета — RF-90786). Переоборудование третьего (второго серийного) самолета Ил-22ПП было выполнено по контракту от 11 июня 2014 года. Все три самолета были переделаны из воздушных пунктов управления Ил-22».

Построенную в конце 1970-х машину перед установкой аппаратуры РЭБ отремонтировали и модернизировали. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой модификации стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.

Самые современные концепции войны немыслимы без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и самых разных дронов. И самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» могут стать главной угрозой для потенциального противника, парализуя его каналы связи и системы обнаружения.

Определение координат и параметров движения

В зависимости от количества РЛС могут применяться способы одновременного пеленгования (триангуляционный способ по данным двух и более РЛС) и последовательного пеленгования (по данным одной РЛС).

Основным способом определения текущих координат и параметров полета постановщика активных помех является способ триангуляции.

Сущность его заключается в том, что место постановщика помех (область возможного нахождения) определяется в точке пересечения биссектрис углов засвеченных секторов на экранах двух и более взаимодействуюших РЛС. (Рис. 17.3.)

ОБУ, зная местоположение взаимодействующей РЛС (азимут, дальность), принимает от оператора РЛС значения азимутов постановщика помех и наносит их стеклографом на экран ИКО относительно взаимодействующей РЛС. Одновременно ОБУ наносит линии азимутов постановщика помех относительно своей РЛС.

Рис. 17.3. Определение координат постановщика активных помех

триангуляци­онным способом

По положению точек пересечения азимутов на экране ИКО определяются координаты постановщика помех (азимут и дальность), а по направлению и скорости перемещения точек пересечения азимутов – параметры движения постановщика помех (курс и скорость). (Рис. 17.4).

Рис. 17.4. Определение параметров движения постановщика

активных помех триангуляци­онным способом

Точность определения координат и параметров движения постановщика помех зависит от способа определения.

Для триангуляционного способа характерно следующее:

На дальности начала постановки помех 200÷ 250 км от РЛС среднеквадратические ошибки определения места постановщика составляют 6÷ 9 км;

На дальности 100÷ 120 км ошибки уменьшаются до 2÷ 2,5 км;

На дальности 200÷ 250 км ошибки в определении курса и скорости настолько велики, что пользоваться такими параметрами для решения задачи наведения нецелесообразно. Ошибки в определении курса достигают 30°, а в скорости – 300 км/ч.

При уменьшении дальности до 100 км ошибки в определении курса, скорости составляют 5° и 100 км/ч соответственно. Это обеспечивает решение задачи наведения с достаточной точностью.

При наличии одной РЛС координаты и параметры полета постановщика помех можно определить способом последовательного пеленгования.

Сущность способа заключается в том, что по предполагаемой скорости постановщика помех строится линейка масштабно-временных отрезков ∆S=Vц×∆t, состоящая из двух отрезков, и выполняется трехкратное пеленгование постановщика помех через время ∆t.



На ИКО наносятся линии азимутов постановщика помех Aз1, Aз2, Аз3 . Линейка прикладывается к ИКО таким образом, чтобы концы отрезков ∆S совпали с линиями азимутов.

Рис. 17.5. Определение параметров движения постановщика активных

помех при помощи линейки масштабно-временных отрезков

По положению конца второго отрезка и линии третьего азимута определяется местоположение постановщика помех (азимут, дальность), а по направлению отрезка ∆S – курс постановщика помех (Рис. 17.5.).

Высота полета постановщика помех определяется по экрану высотомера.

Для этого необходимо:

Медленным вращением антенны ПРВ определить средний азимут сектора помех по максимальному сигналу помехи;

Способом триангуляции определить азимут и дальность постановщика;

Повернуть антенну высотомера на азимут постановщика;

Провести линию посредине засвеченного сектора;

По соответствующей дальности найти точку пересечения указанной линии с линией сектора помех;

Определить высоту постановщика помех.

Решил повторить сам. 934 в наличии не было, поставил вместо них 911. Вещь получилась вполне - в здании в центе города (т.е. недалеко от ТВ и Радио вышки) на 2 х этажах почти не принимается FM радио(очень сильные помехи - ничего не разобрать). Телевизоры по всем каналам - изображение 0, звук 0. При приеме на внешнюю антенну (на крыше здания - до глушилки 2 этажа) на ДМВ на некоторых каналах пробивается звук, изображение можно сказать 0. Очень приятно удивлен работой данного глушака. Эффект от тетры гораздо меньше!

Вариант использования:

T1 BFR91A
T2 2Т610А без радиатора
T3 КТ913Б на радиаторе

Данные катушек:
L1 2W 0.4 D4
L2, L5 14W0.3 на клольце 10х6х4.5 М1500нн
L3 5W0.4 D4
L4 2W 1.0 D8
L6 3W 0.4 D4
L7 0.5W 0.7 D4
L8 27W 0.3 D5 (11mm)
L9 4W 0.4 STEP0.5 D4
L10 1W 1.0 D5
L11 17W 0.3 D5 (6mm)
C7,C8 “CD” 2kB 0.022mf или любые которые выдержат мощность.
Обычную керамику лучше не ставить.
Плата 1.5мм 2-х сторонняя обратная сторона подключена к массе около С5.

R6 100 Ом
Rx *18 Ом
*включить между L8 и +питания
Внимание ! Указаны МИНИМАЛЬНЫЕ безопасные значения Rx, лучше их не уменьшать. Я спалил свой единственный КТ913 когда попытался поднять ток коллектора до0.9А (близко к максимальному -1А по справочнику мать его!)

Результаты тестов:
Напряжение питания U=14.4V
I=0.7A
Напряжение ВЧ (Urf) на 50 Ом нагрузке = 12в.
При ОТКЛЮЧЕННОЙ антене (выход нагружен 50 Ом, питание через ВЧ фильтр) в радиусе 5-7м радио FM шипит во всем диапазоне, ТВ с комнатной антеной, направленной в противоположную сторону еле-еле ловит 3 ДМВ канала, LPD радиостанция открывает шумодав. При подключении куска провода 1м в радиусе 15-25м (дальше не проверял) FM радио и МВ полностью глушит, 2 ДМВ канала (самые живучие) принимаются на внешнюю антену 1 этажом выше с сильными помехами.

Другие транзисторы :

КТ920В Rx 11Ом I=0.9A Urf=14.5V
Убийца радиостанций! FM глушит по всему дому, тоже самое с МВ. Однако многие ДМВ каналы достаточно прилично принимаются на внешнюю антену.Основная мощность где то до 200-300 МГц

2Т911А Rx 18Ом I=0.4A Urf=8.5V
Похоже на КТ913, но меньше помех на ДМВ.

КТ939А Rx 27Ом I=0.3A Urf=10V
Шумит довольно плотно, но надежд не оправдал.При включении скакала мощьность, на 50 ом транзистор работал хорошо, НО когда была подключена антена шум почти пропал!
Скорее всего нужно просчитывать цепи согласования специально под него либо просто попался бракованный экземпляр либо я его подпалил как КТ913 т.к. изначально выставил ток колектора около 0.4А а это как потом оказалось его предел!

Подходят по параметрам, но не были протестированы в связи с отсутствием транзисторы:
КТ919, КТ925, КТ962, КТ916 и т.д.. Если у вас они есть пробуйте! И не забудьте подельться результатом.

Выводы :

Всем известная схема на 4-х КТ939 отдыхает т.к. данная конструкция стоит дешевле, мощьность выше, возможность согласования с антеной дает несравненно больший КПД.

Данный материал был взят с сайта http://www.vrtp.ru/

Как и в случае с разведчиками, развитие постановщиков активных помех Ту-16П разработанных на базе Ту-16 сильно зависело от состояния и совершенствования отечественных средств радиопротиводействия. Первые системы СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., обладали сравнительно невысокими техническими данными (небольшая мощность излучения, большие габариты и масса). Они обеспечивали практически только индивидуальную защиту самолёта, нёсшего эту аппаратуру. В основном эти системы предназначались для борьбы со станциями орудийной наводки зенитной артиллерии, а также наземными, корабельными и самолётными РЛС разработки 1940-х гг СПС-1 и СПС-2 работали в неавтоматизированном режиме, для их эксплуатации необходимо было иметь на борту самолёта дополнительного оператора.

Для создания помех РЛС противника оператор должен был вначале её обнаружить, определить рабочую частоту и после этого навести (настроить) передатчик помех на частоту подавляемой станции. На выполнение этих операций, при условии хорошей профессиональной подготовки оператора, уходило около трёх минут. Это время, особенно при полётах на малых высотах, иногда было соизмеримо с временем пролёта зоны, из которой возможно было при данной мощности аппаратуры «глушение» РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых радиолокаторов.

Выпуск самолётов, оборудованных станциями СПС-1 и СПС-2, начался в 1955 г. Завод №1 выпустил за 1955-1956 гг. 42 Ту-16 с СПС-1, а за 1955-1957 гг. - 102 Ту-16 с СПС-2 (из них четыре в варианте ЗА). На самолётах, нёсших аппаратуру СПС-1 и СПС-2, в грузоотсеке устанавливалась герметичная съёмная кабина оператора с оборудованием управления аппаратурой подавления. Под фюзеляжем, под двумя радиопрозрачными обтекателями находились антенны и генераторы помеховых станций. Машины с СПС-1 и СПС-2 носили обозначение Ту-16СПС или Ту-16П . В 1960-е гг практически все находившиеся в строю Ту-16СПС переоборудовали системой «Букет», разработанной во второй половине 1950-х гг В отличие от СПС-1 и СПС-2 станции этой системы могли работать в автоматическом режиме и создавали помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В «Букет» входили станции СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определённый диапазон частот.

Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации этих станций: СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н. На одной машине устанавливалась аппаратура одной из них. Самолёты, оборудованные «Букетами», имели обозначение Ту-16П. Аппаратура, находившаяся внутри грузоотсека, практически не меняла аэродинамических характеристик и не ухудшала лётных данных машины. Единственно, чем внешне отличались Ту-16П с аппаратурой «Букет», - наличие длинного, на три четверти длины грузоотсека, радиопрозрачного обтекателя антенной системы аппаратуры подавления. Внутри грузоотсека в изолированном контейнере, отличавшегося по конструкции и компоновке оборудования в зависимости от типа станции (Б-2 - станция СПС-22Н, Б-3 - СПС-33Н, Б-4 - СПС-44Н, Б-5 - СПС-55Н) располагались агрегаты помеховой станции: четыре генератора помех, приёмное устройство, принимавшее и обрабатывавшее сигналы РЛС, четыре дополнительных преобразователя ПО-6000 и один ПТ-6000 для питания аппаратуры переменным током, так как мощности штатных источников переменного тока, установленных на борту Ту-16П, не хватало. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура пассивных помех АСО-2Б.

Ту-16П с «букетами» предназначались для противодействия работе наземных РЛС дальнего обнаружения и наведения, РЛС целеуказания ЗУР с целью защиты боевых порядков самолётов различных типов при преодолении ими рубежей ПВО противника. С высоты 10000-11000 м один постановщик мог прикрыть радиопомехами группу из нескольких машин, идущих в строю внутри круга диаметром 3000-5000 м, в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км. Ту-16П переоборудовались «букетами» с 1962 г. Всего за 1960-е гг переделали 34 самолёта под СПС-22Н, девять - под СПС-33Н, 28 - под СПС-44, 50 - под СПС-55. Под систему «Букет» переоборудовали не только Ту-16П (Ту-16СПС), но и Ту-16 «Ёлка», а также некоторые другие модификации. Если на самолёте имелась кабина оператора, то она снималась, так как он для автоматической системы «Букет» был не нужен. Экипаж Ту-16П с «букетами» сокращался до шести человек, как и на обычных бомбардировщиках Ту-16. Оператора пришлось убрать ещё и потому, что при включённых станциях нахождение человека в непосредственой близости от них было равноценно смертному приговору. Во всяком случае, суслика хватало ненадолго, когда любознательный наземный технический состав подносил его к обтекателю антенн «Букета». После этого наземные службы более внимательно относились к мероприятиям по технике безопасности при работах с мощным излучающим оборудованием. С переходом к полётам на малых высотах некоторые самолёты Ту-16П переоснастили помеховой аппаратурой СПС-7, оптимизированной для этих режимов.

Опыт эксплуатации самолётов показал необходимость дальнейшей модернизации помехового оборудования. В течение 1970-х - 1980-х гг. устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты СПС-151, СПС-152, СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций комплекта «Сирень» размещались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо кормовой турели ДК-7. Передающие антенны располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приёмные - в районе первого шпангоута фюзеляжа в носовой части.

Опыт применения самолётов Ту-16П показал, что при плотном построении боевых порядков средств ПВО противника и собственных, что было характерно для европейского ТВД, а также для ТВД ближневосточных военных конфликтов, применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих собственных. Поэтому потребовалось доукомплектовать систему дополнительной аппаратурой, способной вьщавать мощный поток энергии подавляющего сигнала с узкой диаграммой направленности луча. На основании разработки, проведённой в весьма сжатые сроки, начиная с 1972 г 10 Ту-16П с «букетами» (станциями СПС-22Н и СПС-44Н) модернизировали под аппаратуру «Фикус» («заказ 2231»), которая значительно повысила возможности системы подавления. Внешне модернизированные Ту-16П с «фикусами» отличались обтекателем фюзеляжной антенной системы, сдвинутой на бок, по типу антенн РЛБО. В этот же период на самолётах внедрялась новая аппаратура системы подавления «Клюква», по своим параметрам значительно превосходившая применявшуюся ранее. На некоторых машинах ставились помеховые станции СПС-4М «Модуляция» («заказ 2615»).

Следует отметить, что общее количество модификаций Ту-16П , различавшихся множеством комбинаций и типов помеховой аппаратуры, установить крайне тяжело. Например, 226-й отдельный авиационный полк РЭП, базировавшийся под Полтавой, имел в своём составе порядка 30 машин, каждая из которых отличалась от других по комплектации. В 1950-е и в 1960-е гг на самолёты Ту-16П в порядке эксперимента ставили групповую помеховую станцию «Силикат» и серийные станции СПС-5 и СПС-100; в эксплуатации машин с такой аппаратурой не было. Появление на вооружении вероятных противников ракет с тепловыми головками самонаведения, а также опыт локальных послевоенных конфликтов заставили установить на части Ту-16, в том числе и на Ту-16П, аппаратуру инфракрасных помех АСО-2И-7ЕР, блоки которой устанавливались в крыльевых обтекателях шасси и в хвостовой части фюзеляжа.

Тактико-технические характеристики Ту-16П
Экипаж, чел 9
Размах крыльев, м 33.00
Длина, м 35.20
Высота, м 10.40
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
- пустого самолета 37200
- нормальная взлетная 72000
- максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч 780
Перегоночная дальность, км 7200
Боевой радиус действия, км 3100
Практический потолок, м 12200