Первый летчик космонавт вышедший в открытый космос. Первый выход человека в космос

50 лет назад Алексей Леонов первым в истории вышел в безвоздушное пространство.

Полвека назад, 18 марта 1965 года, советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход человека в открытый космос.

Эксперимент был запланирован в рамках экспедиции корабля "Восход-2", стартовавшего в тот же четверг с космодрома Байконур в Казахской ССР. Экипаж корабля составили командир Павел Беляев и пилот Алексей Леонов. По случаю годовщины "360 Подмосковье" подготовил пять интересных фактов об этом знаменательном событии.

Слишком много радиации

Еще во время выхода космического корабля (КК) на орбиту начались проблемы. Дело в том, что "Восход-2" из-за технической ошибки отдалился от Земли на 495 километров вместо 350 километров, как было запланировано. При этом радиационный слой, губительный для человека, находится от Планеты на расстоянии 500 километров.

Доза полученной космонавтами радиации составила 70 миллиардов рад, что почти в два раза выше, чем во время экспедиции КК "Восход-1". Если бы в этот момент рядом с Землей прошли потоки солнечного ветра повышенной интенсивности, космонавты могли бы погибнуть.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Для выхода в безвоздушное пространство сотрудники ОКБ-1 разработали скафандр "Беркут", который в отличие от современных внекорабельных костюмов не позволял регенерировать выдыхаемый космонавтом воздух. В "Беркуте", предназначенном для 30-минутного пребывания в открытом космосе, Алексей Леонов пять раз отдалился от КК "Восход-2" на расстояние до 5,35 метров.

Однако когда космонавт захотел вернуться в шлюзовую камеру, он понял, что из-за разницы давления скафандр раздуло. Леонову пришлось, рискуя жизнью, снизить давление внутри "Беркута" и, нарушив правила безопасности, пробраться в шлюз вперед головой. В результате космонавту все же удалось вернуться на космический корабль.

Видеонаблюдение

В безвоздушном пространстве Леонов провел 23 минуты и 41 секунду. За историческим событием наблюдали видеокамеры, установленные на внешней поверхности КК "Восход-2". Изображение с них передавалось на Землю, кроме того, видеосъемку вел и сам космонавт с помощью камеры С-97.

Грубая посадка

Во время возвращения КК на Планету 19 марта отказала система автоматической посадки корабля, поэтому приземлять "Восход-2" космонавтам пришлось вручную. Посадка была осуществлена в незапланированном месте – в тайге, в 180 километрах от Перми. Обнаружены Павел Беляев и Алексей Леонов были лишь четыре часа спустя, а эвакуировать героев удалось лишь через двое суток, причем, чтобы добраться до посадочной площадки вертолета, космонавтам пришлось использовать лыжи.

Космическая гонка

Отечественным космонавтам удалось обогнать американских астронавтов и в этом контрольном пункте космической гонки. Представитель США Эдвард Уайт осуществил первый выход в открытый космос лишь 3 июня 1965 года. Видимо, из-за этого на советских почтовых марках, посвященных подвигу Павла Беляева и Алексея Леонова, была напечатана фраза "Триумф страны советов".

С первого выхода человека в открытый космос было совершено 729 прогулок по безвоздушному космическому пространству общей продолжительностью более четырех тысяч часов. Советский космонавт Светлана Савицкая вышла за пределы своего космического корабля 25 июля 1984 года, став первой женщиной оказавшейся в открытом космосе. Всего в безвоздушном пространстве побывали 210 человек. Рекордсменом по числу выходов в открытый космос является Анатолий Соловьев – их у него 16 общей длительностью более 78 часов.


Алексей Леонов

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Архипович Леонов впервые вышел в открытый космос с космического корабля «Восход-2». Самый первый выход в открытый космос в истории человечества продолжался всего 12 минут и 9 секунд. Во время первого выхода Леонова в открытый космос возникла нештатная ситуация: скафандр космонавта разбух и препятствовал возвращению в космический корабль через специальный шлюз. Леонов уменьшил давление в скафандре и смог втиснуться обратно в космический корабль. За этот полёт, завершившийся нештатной посадкой в пермскую тайгу, Леонову было присвоено звание «Героя Советского Союза» и вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Алексей Леонов родился в 1934 году в Кузбассе. Принимал участие в космической программе «Союз-Аполлон», награжден орденами и медалями. Леонов также был кандидатом на первый советский полёт на Луну, который, однако, так и не состоялся. Увлекается живописью; создал несколько рисунков для почтовых марок. При жизни этого легендарного космонавта улицы городов названы его именем. Выход в открытый космос до сих пор является ответственным и рискованным делом.

Сегодня 16 августа 2019 года. А вы знаете, какой сегодня праздник ?



Расскажите Кто первым вышел в открытый космос друзьям в социальных сетях:

«Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе - на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне, как раскаленный огненный диск...»

СООБЩЕНИЕ ТАСС

18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

В СКАФАНДРЕ НАД ПЛАНЕТОЙ

Для обеспечения выхода человека в открытый космос в НПО «Энергия» был создан специальный переходной шлюз под кодовым названием «Волга». Он имел цилиндрическую конструкцию и состоял из 36 надувных секций, разделенных на 3 изолированных друг от друга группы. Шлюз сохранял свою форму даже в случае выхода из строя двух из них. Космонавт, выходящий в открытый космос, соединялся с кораблем фалом, по которому обеспечивалась связь с бортом корабля, и подавался кислород, тем не менее, на скафандре космонавта крепился дополнительный аварийный баллон с кислородом. Перед выходом Алексея Леонова в космос скафандр одел и Павел Беляев.

В случае какой бы то ни было аварии, он должен был помочь Леонову вернуться на корабль. Вся процедура выхода в открытый космос была проверена во время наземных тренировок и смоделирована в невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета. Сразу же после выхода на заданную орбиту космонавты начали подготовку к выходу в космос. Беляев помог Леонову облачиться в скафандр и укрепить аварийный баллон с кислородом. Затем Леонов вышел в открытый космос. Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами.

Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос). Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!» Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Черное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещенный Солнцем.

Когда пролетали над Волгой, Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передаче Московского радио - Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С. Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но сделать это оказалось непросто. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся. То, что подобное может произойти, было ожидаемым, но вряд ли кто-нибудь предполагал, что настолько сильно. Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой — все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые неумолимо заканчивались. В конце концов Леонов сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось… Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, - так велика была физическая нагрузка. По приемнику с Земли на разных голосах продолжали доноситься восторженные сообщения о новом советском эксперименте, а экипаж начал готовиться к спуску. Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления.

Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми в заснеженном лесу. Первую помощь они получили только спустя сутки от местных лесорубов. Вертолеты за ними прилетели только на третий день.

ЧЕЛОВЕК ВЫШЕЛ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО!

В 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:

- «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? - этот вопрос командир адресовал своему товарищу.

Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля).

Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить - на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.

Беляев передал на Землю:

Внимание! Человек вышел в космическое пространство!

Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.

ВОСПОМИНАНИЯ КОМАНДИРА ПОИСКОВОЙ ГРУППЫ

Мы сели втроем - Артемьев, Волков и я, не разобрав за шумом двигателя, чтобы одного высадили - Ми-1 больше двух человек не берет. Погрузили лыжи, топоры, пилы и полетели. В пути, увидев, что нас трое, летчик сказал, что не сможет зависнуть, а высадит нас в двух километрах от космонавтов. Дальше нужно идти на лыжах. Он завис над березовой рощицей; высота деревьев - 20 метров. Выбросил веревочную лестницу и сказал, чтобы мы спускались. Мы побросали груз и спустились все трое.

Неприятные были ощущения, когда прыгали с лестницы. Он показал нам направление и улетел. Поставили компас в этом направлении и хотели двигаться. Но оказалось, что лыжные крепления хорошо подошли к моим сапогам, а Волков и Артемьев были в унтах, и поэтому возникли трудности с их креплениями. Пройдя метров 100, я вынужден был дать команду вернуться и готовить место для посадки вертолета, а сам двинулся к искомому месту один.

Через некоторое время я услышал выстрелы и по ним продолжал идти. В 9:00 мы высадились, а к ним я пришел в 2:00 дня. Идти 2 км пять часов, имея первый разряд по лыжам, - это стыдно, конечно… но очень сложно: рыхлый снег глубиной 1.5 м.

Когда я почувствовал дым, увидел корабль, силы как-то прибавилось. Я подъехал. На корабле сидел Беляев и выразительным языком разговаривал с самолетом, который барражировал над ними. Я подошел. Он так безразлично на меня посмотрел сначала. Я его за ногу стянул. Он потрогал меня, а потом кинулся обниматься. Он потом сказал, что подумал, будто у него галлюцинация. «Как это так? Провожал нас и оказался здесь. Ты что, раньше нас сюда прилетел?»

Леонов был в стороне у костра. Он услышал голоса, бросился к нам. Там у них тропиночка была проделана, а сам костер был на земле. Снег протаял и как в колодце они находились. Обрадовались, стали расспрашивать. Я взял рацию у П.Беляева и доложил СП: «Беляев прибыл, все в порядке, принимаем меры к эвакуации». После этого через самолет сообщил, что в первую очередь необходима экипажу теплая одежда, спальные мешки, палатки и питание. Вскоре вертолет сбросил нам 8 «мест». Мы нашли только два. Но, к счастью, оказались спальные мешки и палатки. И стали готовить место отдыха. Космонавты были измучены. Для них эта была вторая ночь без сна. Леонов стал шутить.

…Очень хотелось пить - много сил потратил на дорогу. Я присосался к бачку с водой и выпил почти все, что у них осталось. «Вот видишь, нам есть нечего, а ты и воду отнял». Они съели все продукты, а для добывания воды приспособили контейнер от НАЗа. Вторым заходом с вертолета сбросили продукты: макароны, сухари. Я успел сказать, чтобы сделали горячую пищу. И на следующий день нам выбросили 40-литровый бачок с чаем и стали доставлять горячую пищу.

К концу дня пришла группа, которая была предназначена для эвакуации от ВВС. Пришел доктор Туманов. Развели еще один костер. У Туманова оказались таблетки мясного бульона. Мы их вскипятили, и надо было видеть, с каким удовольствием Беляев с Леоновым залпом пили горячий бульон. Я, например, не мог до этой кружки дотронуться.

Доктор их осмотрел, послушал. Леонов сразу обратился: «Нельзя ли нам погреться?». Туманов сказал, что в порядке исключения можно, конечно, налил им по полстаканчика. Они с удовольствием выпили, и мы их уложили спать. Леонов на этой металлической фляжке нарисовал Туманову место приземления вместе с кораблем и написал свои пожелания.

Одни из величайших событий ХХ века - первый полет и выход человека в открытый космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» был совершён первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Леоновым. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. О том как происходила подготовка к первому выходу в космос, какие трудности испытал экипаж космического корабля вы узнаете в этой статье.

Подготовка к первому выходу человека в космос

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.

Космический корабль «Восход-2»

В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».


космический корабль «Восход-2»

Скафандр

Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей - это был продукт сложнее автомобиля


Скафандр «Беркут»

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг. скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал:

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев - выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.


Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты - наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды - на Земле такого не почувствуешь

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды - настолько велика была физическая нагрузка.

Фото первого выхода человека в космос

1 of 7








Видео

Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники

Художественный фильм «Время первых»

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.


Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля - 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI - золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад - это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек - Алексей Леонов.

Космос – огромное и неизведанное пространство .Однако человеческое любопытство безгранично, и люди изучают все больше . Особенно это касается нашей солнечной системы . С момента первого выхода человека в открытый космос прошло уже порядка 50 лет .

Когда был совершен первый выход в открытый космос?

18 марта 1965 года был совершен первый выход в открытый космос Алексеем Леоновым. С борта корабля “Восход-2” и в скафандре “Беркут” Леонов впервые покорил “открытое пространство”. К слову, из-за разницы в давлении, скафандр очень сильно раздувался и мешал Леонову вернуться на борт корабля. Было сделано несколько безрезультатных попыток вернуться на борт. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего лишь на 20 минут. Леонов сбросил давление в скафандре до аварийного, что привело к уменьшению скафандра. К тому же, вопреки инструкции, Леонову пришлось протискиваться в шлюз вперед головой.

Подготовка и выход в открытый космос

Подготовка к полету проводилась очень тщательно. Были отработаны все действия Леонова, а также проиграны все аварийные ситуации, которые могли случиться с космонавтом при попытке выйти в открытый космос, еще на космодроме, однако, это не помогло полностью избежать внештатных ситуаций.
С космодрома Байконур, в 10 часов утра по московскому времени, 18 марта 1965 года успешно стартовал корабль “Восход -2”. После подъема на орбиту экипаж стал готовиться к выходу Алексея Леонова в космос.
Общее время первого выхода в космос составило 23 минуты, 12 из которых Леонов провел в открытом космосе в скафандре. По итогам чего был сделан вывод о том, что человек способен выполнять работу в открытом космосе.


Несмотря на уверения американских космонавтов, советские космонавты совершили выход в открытый космос на 2.5 месяца раньше, чем американцы. Эдвард Уайт вышел в открытое пространство 3 июня 1965 года. И продолжительность его пребывания составила всего лишь 22 минуты.

Данный шаг позволил советским ученым улучшить скафандры, что в итоге увеличило продолжительность нахождения в открытом космосе человека. А для науки это было огромным шагом для установки нового оборудования, запуска спутников и многому другому.