Дайте определение деятельности каковы его элементы. Структура деятельности: психологический анализ

Условием развития личности является деятельность. В самом общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение его потребностей. У животных эта активность носит биологический по своей природе характер, поэтому термин «деятельность» к активности животных можно применить лишь условно. Деятельность человека имеет преобразующий характер и с самого начала регулируется требованиями общества.

Под деятельностью понимают внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую) активность человека, порождаемую его потребностями и направленную на преобразование самого себя и окружающего мира.

Деятельность, таким образом, содержит и внутренний, и внешний компоненты. При этом в различных видах деятельности их соотношение

изменяется, но ведущая роль всегда принадлежит внутреннему компоненту, умению действовать «в уме». В этом и заключается качественное своеобразие человеческой психики.

Становление внутренней (психической) деятельности происходит постепенно. Ребенок сначала совершает действия с предметами (осуществляет внешнюю, предметную деятельность) и лишь со временем приобретает способность совершать те же действия в уме. Процесс преобразования внешних (предметных) действий во внутренние (действия «в уме») называют интериоризацией (от лат. interior – внутренний).

В результате интериоризации психика человека приобретает способность оперировать предметами или явлениями, отсутствующими в поле его зрения, а сам человек получает возможность регулировать поведение и деятельность, основываясь не только на собственном опыте, но и на опыте всего человечества. При этом обратный процесс преобразования умственных (психических) действий в действия с предметной действительностью называют зкстериоризацией (от лат. exterior – внешний).

В структуре деятельности выделяют прежде всего цель – осознанный образ конечного результата деятельности. Именно наличие осознанной цели позволяет определить активность как деятельность. В тех случаях, когда осознанная цель отсутствует, нет и деятельности в полном понимании этого слова, а есть только импульсивное поведение.

В структуре деятельности выделяют также ее мотивы, поясняющие причины, которые побуждают человека стремиться к достижению цели. Например, цель студента – получить высшее образование, а мотивы могут быть разными – получить диплом, знания, повысить престиж и т. д.

Цель, на которую направлена деятельность, может быть более или менее отдаленной. Часто для ее достижения необходимо решить целый ряд частных задач. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение текущей частной задачи на пути к достижению цели, называют действием. Например, действия студентов – слушание лекций, сдача экзаменов и т. п.

Итак, структурными элементами деятельности являются цель, мотив, действие.

Каждое действие состоит из системы движений или операций, которые разделяют на внешние (предметные) и внутренние (умственные, психические).

К внешним относят двигательные (моторные) действия человека, действия по перемещению предметов, движения речевых органов человека, мимику и пантомимику. К внутренним относят перцептивные (от лат. perceptio – восприятие) действия, посредством которых формируется целостный образ предметов и явлений, мнемические действия, входящие в состав деятельности по запоминанию какой-либо информации и последующему ее припоминанию, мыслительные действия (рис. 9).

Рис. 9. Компоненты действия и их функции

В результате многочисленных исследований показано, что выполне­ние предметных действий всегда включает чувственный (сенсорный) контроль и корректировку движений на основе чувственных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, т. е. на установлении обратной связи. Такой механизм планирования, контроля и регулиро­вания действий П. Анохин назвал акцептором действия. Этот принцип был положен в основу конструкции автопилота, станков с программным управлением и других приборов автоматического регулирования работы сложных механизмов.

Навыки и умения

В зависимости от степени осознанности выделяют такие способы действия, как навыки и умения.

Навык – это автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.

Физиологической основой формирования навыков является образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей – динамического стереотипа.

Этапы формирования навыка:

· ознакомительный – ознакомление с приемами выполнения действий и их осмысление;

· аналитический – вычленение отдельных элементов действия и овладение ими;

· синтетический – объединение элементов действий в единое целое;

· автоматизации – целенаправленное и систематическое повторение действий (упражнения) с целью придания им нужной скорости и плавности.

В результате внимание освобождается от восприятия способов действий и переносится на результат действия и на окружающую обстановку. Это дает возможность использовать навык в составе разных действий с разными целями. Например, человек может вести документацию, фиксировать результаты экспериментального исследования, составлять конспект лекций и пр., используя сформированный навык письма, который на первых порах, когда человек только учился писать, выступал самостоятельным действием, требующим значительных усилий и сосредоточе­ния сознания именно на процессе написания букв и слов.

Выработанные навыки влияют на формирование новых. При этом сформированный ранее навык может облегчать приобретение нового навыка (это явление называют переносом навыка), а может и затруднять (интерференция навыка).

К психологическим условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится количество упражнений, их темп и распределение во времени. Большое значение в сознательном усвоении навыков имеет также знание результатов успешности овладения ими.

Возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях обеспечивают умения, которые предполагают использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления способов действия в соответствии с поставленной целью деятельности.

Итак, деятельность – это процесс взаимодействия человека, личности с миром, причем процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый. Таким образом, по А. Леонтьеву, личность – это субъект деятельности.

Выделяют такие основные виды деятельности:

· труд – деятельность, направленная на изменение и преобразование действительности для создания материальных и духовных ценностей; является основной деятельностью человека, обеспечивающей существование человечества как вида;

· учение – деятельность, направленная на приобретение знаний, выработку умений и навыков, являющихся для учащихся в качестве осознанной цели;

· игра – деятельность, целью которой является сам процесс ее осуществления, а не результат; в игре в определенной форме воспроизводятся реальные отношения действительности.

Каждому периоду жизни человека соответствует определенный ведущий вид деятельности, в первую очередь определяющий его психическое развитие и становление личности. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для школьного – учение, а для взрослого – профессиональная деятельность.

Практические задания

Задание 2. Изучить особенности деятельностного и личностного подхода к изучению природных объектов и явлений в философии, психологии и педагогики.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие «Деятельность».

2. Укажите основные компоненты структуры деятельности.

3. Раскройте основные виды деятельности.

4. В чем отличие сущностных характеристик навыков и умений человека.

1. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва: Смысл: Академия, 2005. – 352 с.

2. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 320 с.

3. Луковцева, А. К. Психология и педагогика: курс лекций: учеб.пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева. – Москва: КДУ, 2008. – 101 с.

4. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 583 с.

5. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1 / Р. С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

6. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. М. Николаенко, Г. М. Залесов, Т. В. Андрюшина [и др.] ; отв. ред. В. М. Николаенко. – Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.

7. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 432 с.

8. Рыжковская, Т. Л. Основы психологии и педагогики / Т. Л. Рыжковская. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 432 с.

9. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: учеб. пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Москва: КНОРУС, 2012. – 480 с.

10. Ярошевский, М. Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки / М. Г. Ярошевский. – Москва: Политиздат, 1974. – 447с.

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек высту­пает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, незави­симо от того, каким видом труда он занимается.

В деятельности раскрывается богатство духовного и психическо­го мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Для человека характерно сознательное выделение себя из приро­ды. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой разви­тия личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершен­ствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование …
со­знания.

Деятельность в то же время — это процесс взаимодействия челове­ка с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и органи­зация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность) и научно-ис­следовательская деятельность.

Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энер­гии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, за­трачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он мо­жет преследовать в ней как общественно значимые цели, так и дости­гать а её ходе результаты, не одобряемые другими людьми.

Деятельностью называется совокупность действий человека, направ­ленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.

Учение это процесс систематического овладения знаниями, навы­ками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельнос­ти.

Труд-это деятельность, направленная на создание общественно пол­езного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные пот­ребности людей.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения — продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем общест­вом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отли­чие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятель­ности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целя­ми, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности. Деятельность — это не просто сумма от­дельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляю­щие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвя­занными, располагаются в известном порядке, строятся по опреде­ленному плану.

Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже дейст­вия еще не составляют деятельности.

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и сози­датель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В дея­тельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности это человек, ею управляющий.

При этом человек является и субъектом познания окружающей дей­ствительности и самой деятельности.

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознание человека — высший этап развития психики и продукт об­щественно-исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По от­вету и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и особенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.

Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к ак­тивности, взаимодействию с другими людьми.

Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.

На схеме указаны различные науки, которые изучает человека как субъекта с различными характеристиками.

Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъектность.

Специфика предметной определенности в том, что объекты внешне­го мира не воздействуют на субъекта непосредственно, они преобразу­ются в процессе деятельности.

Филогенетические предпосылки предметности проявляются в дея­тельности животных как ее обусловленность свойствами объектов — клю­чевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности дея­тельности человека, в ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социаль­ных нормах.

Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активнос­ти субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опы­том, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, оп­ределяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле личностном — «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

1)генетический- в нем исходной формой любой человеческой дея­тельности является социальная совместная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе которой осущес­твляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю дея­тельность;

2)структурно-функциональный- в основе такого рассмотрения стро­ения деятельности лежит принцип анализа "по единицам": разложение реальности на "единицы", содержащие в себе основные свойства, при­сущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами дея­тельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отраже­ния, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид ре­гуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);

3) динамический- здесь при рассмотрении деятельности изучаются
механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность
надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности, и возникно­
вение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целе-
* направленной деятельности в изменчивой реальности.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, рассмотренных в теории функциональных сис­тем психики, акцептора результатов действия и представлений о сис­темной организации высших психических функций

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — форма ак­тивности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нуж­ды в в определенных условиях нормального функционирования инди­вида.

Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и прояв­ляется в поисковой активности. В ходе последней происходит иденти­фикация с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удов­летворить. С момента "встречи" активность становится направленной, опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном — и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее "внутренние" закономерности; внешние причи­ны проявляются через внутренние условия. При объяснении психичес­ких явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отли­чать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компо­нентов: знаний, умений и мотивации.

Единицей анализа в деятельности является действие.

Действиями называются движения, направленные на предмет и пре­следующие определенную цель.

В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функ­ции организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на ок­ружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: пос­тупком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движе­ний. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Деятельность человека, в отличие от инстинктов животных, являет­ся сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с по­мощью сознательно организуемых средств или способов действия.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы де­ятельности, цель и результат.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Способы и приемы- это действия, предпринимаемые человеком, что­бы достичь целей деятельности.

Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели- это наиболее значимые для человека предметы, явления, за­дачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущес­тво его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельнос­ти.

Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Результат- это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Ре­зультаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.

Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонть­ева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия форми­руются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план на­зывается интериоризацней.

Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу- Затем наступает время, когда палочки становятся ненуж­ными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования ста­новятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, пре­жде чем приступить к внешней деятельности, направленной на дости­жение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельнос­ти. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предме­тами называется экстериоризацией.

Действие — произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие — структурная единица деятельности, которая определяет­ся направлением на достижение цели. Действие осуществляется челове­ком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с кон­кретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осущес­твляется. Эти способы и приемы — неосознаваемые или малоосознавае-мые операции — представляют самый низший уровень деятельности.

Инициация действий — лишь один из этапов определенной актив­ности человека. Ее исходный момент — начало активности головного мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями. Второй — обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап — наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации при этом выполняется более или менее ав­томатически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктив­ного поведения. При сложных процессах научения и особенно при со­знательном принятии решений в этом участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре дей­ствие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализу­ется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные зна­ки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает дей­ствием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), ум­ственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.

Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает моти­ву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.

При наличии намерения у субъекта возникает установка к достиже­нию предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построе­ния действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.

Понятие действия — как единицы анализа и как предмета исследова­ния — используется при изучении действий перцептивных, мнемических, умственных, исполнительных, творческих и др.

В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с пред­метным миром, преобразование (физическое или мысленное) предмет­ной ситуации и достижение каких-либо результатов (личностный смысл которых для субъекта оценивается эмоциями).

В ходе выполнения действия могут появляться новые цели деятель­ности, может также изменяться место данного конкретного действия в общей структуре деятельности.

С точки зрения теории деятельности, в характеристике всякого дей­ствия можно выделить следующие аспекты:

1)действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удер­жания цели;

2)действие — одновременно акт сознания и акт поведения;

3)действие активно и не сводится к одним только реакциям на внеш­ние раздражители;

4)цель действия может быть любой, как чисто биологической, так и социальной.

Понятие "деятельность" в психологии занимает ведущее место. Согласно традиционному отечественному подходу, именно она является основным условием физического и психического развития человека. Поэтому необходимо рассмотреть то, какова общая структура деятельности, которая обязательно будет повторяться в индивидуальной. В нее входят следующие компоненты:

  • мотивы и побуждения;
  • общая цель;
  • действия и способы достижения цели (умения и навыки);
  • психические свойства и процессы;
  • результат.

Структура деятельности включает в себя мотивацию, которая побуждает быть активным. Именно она помогает человеку сформулировать свои желания в конечный результат.

Мотивы могут быть различными:

  • органические, которые нацелены на удовлетворение естественных (физиологических) нужд индивида;
  • функциональные удовлетворяются при помощи культурных форм человеческой активности (игры, занятия спортом и т.д.);
  • материальные направлены на создание предметов цивилизации, которые будут обслуживать естественные потребности;
  • социальные (коммуникативные);
  • духовные (направлены на самосовершенствование личности).

Но нужно иметь в виду, что любая является полимотивированной, что определяет в результате ее цель.

Общая структура деятельности осуществляется системой взаимосвязанных действий. Они способствуют достижению конкретной задачи, которая поможет достигнуть общей цели. Классификаций действий несколько.

По своей функции они могут быть следующими:

  • эмоциональными, которые создают необходимый настрой;
  • мыслительными и мнестическими, направляющими и сопровождающими данный процесс;
  • психомоторными и волевыми, обеспечивающими достижение результата деятельности.

Действия по своей направленности:

  • импульсивные, которые совершаются в ;
  • ориентировочные (теоретические или практические) нацелены на составление плана достижения основной цели;
  • исполнительские служат для последовательного выполнения намеченных действий;
  • корректировочные необходимы для внесения изменений, уточнений и поправок, применение которых будет необходимо в случае возникновения неточностей, ошибок, отклонений и неудач;
  • завершающие же сводятся к итоговой проверке качества в выполнении всех предыдущих действий, которые должны ответить на ряд вопросов (Достигнута ли цель? Какими издержками и средствами? Как осуществлять ее в будущем?).

Структура деятельности заставляется "работать" и процессы личности. Отношения, чувства и знания регулируют и направляют ее. Рассмотрим это более подробно. Знания, находящиеся на раз-ных уровнях отражения, будут регулировать деятельность. На базе ощущений и восприятий дозируется сила мускулов, ритм и темп движений. Но вот решение мыслительных задач способно направляться понятиями и образами. Оно зависит от индивидуального опыта человека.

Помимо этого, на успех ее выполнения будет влиять внутреннее состояние человека. Любой способен вызвать утомление, понижение физической и умственной работоспособности, которое появляется из-за значительного расхода ресурсов в организме. В результате формируется усталость, что повлияет на результат деятельности. Очень важным является на работу. Поэтому регулировка осуществляется одновременно на нескольких уровнях.

Психология деятельности в настоящее время стала одной из самых активно развивающихся отраслей. В результате выделилось большое количество разнообразных направлений. Они изучают специфику деятельности во всех (спортивная, педагогическая, и так далее).