Как и где умер эдвард джон смит. Титаник: малоизвестные факты самого известного кораблекрушения

Капитан Эдвард Джон Смит - неординарная личность, имя которого навеки вписано в историю в связи с причастностью к самой масштабной катастрофе на воде.

Детство и семья

Эдвард Джон Смит, биография которого начинается с момента рождения двадцать седьмого января тысяча восемьсот пятидесятого года, очень известен.

Мальчик появился в семье Эдварда Смита и Кэтрин Хэнкок (Марш) в маленьком городке Хэнли, что в Стаффордшире, Великобритания.

Джон Эдвард был сыном гончара. Отец прививал любовь к своему делу, но сына интересовали путешествия, море, дальние страны. Мать мальчика была неплохим банкиром, однако конторской работе впоследствии предпочла открыть собственный магазин продуктов.

Начало карьеры

В возрасте двенадцати лет капитан Титаника Эдвард Джон Смит потерял отца, который умер от туберкулеза. Мальчику пришлось оставить школу и устроиться на фабрику в Сток-он-Трент, где молодому, но очень упорному рабочему доверили управление паровым молотом. Но эта работа не приносила юноше желаемого удовольствия. Он грезил морем и путешествиями.

В семнадцать лет судьба привела его в Ливерпуль, где он навсегда связал свою жизнь с кораблями и морем.

После двух лет обучения Джон Эдвард смог найти свою первою работу на парусном судне «Сенатор Уэбер», в компании, которая специализировалась на перевозке грузов. Упорный юноша не гнушался любой работы. Он быстро продвигался по карьерной лестнице и уже через четыре года он получил право занимать должность помощника капитана.

В тысяча восемьсот семьдесят шестом году двадцатишестилетний Джон Эдвард возглавил свое первое судно - «Лиззи Феннелл». В течение следующих трех лет он преодолел сотни тысяч морских миль, перевозя грузы между Соединенными Штатами Америки, Канадой и Великобританией.

Большие перемены

В тысяча восемьсот восьмидесятом году свершилась давняя мечта капитана - он смог пополнить ряды самой крупной и могущественной судоходной компании того времени - «Уайт Стар Лайн».

Загвоздка была в том, что корпорация почти не обслуживала перевозки грузов. Основным направлением работы компании было перемещение пассажиров.

В связи с тем, что пассажирские и отличаются управляемостью, уже состоявшемуся капитану пришлось начинать свою карьеру заново с самых низов.

Благодаря своему трудолюбию и упорству, через семь лет он вновь встал у руля на главном мостике.

В последующие годы Джон Эдвард управлял такими судами, как «Рипаблик», «Балтик», «Коптик», «Адриатик», «Германик», «Руник» и другими.

В тысяча восемьсот девяносто втором году капитану доверили управление крупнейшим пароходом компании - «Маджестик». С того времени Эдварда Смита можно было встретить лишь на огромных кораблях.

Публика, пользующаяся услугами лайнеров такого класса, была более чем состоятельной. Джона Эдварда так и прозвали: «капитан миллионеров».

Военная служба

Ситуация в мире накалялась. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году капитан был записан в резерв военно-морских сил Великобритании.

Участия в активных боевых действиях он не принимал. Однако Эдварду пришлось совершить несколько рейсов для перевозки войск к берегам Южной Африки, где проходила англо-бурская война.

В тысяча девятьсот четвертом году капитану было присвоено офицерское военное звание «коммодор».

Семейная жизнь

Тысяча восемьсот восемьдесят седьмой год был ознаменован для Джона Эдварда не только успехом на служебном поприще. Двенадцатого июля он женился на Саре Элианор Пеннингтон. Уже второго апреля следующего года их молодая семья праздновала пополнение - у них родилась дочь, которую назвали Хелен.

Семейная жизнь капитана проходила в большом, просторном доме, выстроенном из красного кирпича в пригороде Саутгемптона.

Последний рейс

Десятого апреля тысяча девятьсот двенадцатого года из порта Саутгемптора вышел в рейс самый грандиозный проект начала двадцатого века, поражающий своими масштабами даже через сто лет - сверхсовременный лайнер, который назвали «Титаник». Корабль строили на протяжении трех лет на верфи в городе Белфаст.

Водоизмещение «Титаника» составляло 52 310 т, скорость до двадцати трех узлов, его характирозовал стальной корпус, силовая установка мощностью пятьдесят пять тысяч лошадиных сил, тысяча триста семнадцать пассажиров на борту. И вот этой махиной был назначен управлять знаменитый капитан.

«Эдвард Джон Смит! Титаник поведет он!», - примерно такими были газетные заголовки посвященные легендарному кораблю.

Лайнер считался непотопляемым. Инженеры-разработчики были уверены, что сконструированные ими отсеки с непроницаемыми переборками помогут кораблю противостоять любой стихии.

Для Джона Смита это должен был быть последний рейс в карьере, после чего он должен был отправиться на заслуженную пенсию.

Катастрофа

Согласно официальной версии, в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое апреля тысяча девятьсот двенадцатого года произошло столкновение лайнера с айсбергом, он получил критические пробоины. Корабль стал быстро тонуть и уже через три часа он окончательно ушел на дно.

Установлено точное количество погибших - тысяча четыреста девяносто шесть человек. Спасшихся - семьсот двенадцать.

Последние минуты капитана

Самая основная версия - офицер застрелился. Показания выживших членов команды расходятся. Одни утверждают, что видели последний раз Джона Смита на капитанском мостике. Другие уверены, что он оказался среди других людей в воде. Кто-то даже пытался помочь капитану забраться в шлюпку, но эти попытки не увенчались успехом.

Тело Джона Смита так и не было найдено. Его душа навеки осталась с океаном.

Семья капитана после катастрофы

Жена Сара прожила еще девятнадцать лет после гибели мужа. В 1931 году она погибла в автокатастрофе в Лондоне, куда переехала впоследствии.

Дочь Хелен прожила активную и интересную жизнь - она была предпринимателем, пилотом гоночного автомобиля.

Девушка с интересом следила за всеми новостями, связанными с «Титаником». Отмечают, что она неоднократно посещала съемочные площадки и очень тщательно присматривалась к актеру, игравшему её отца.

Прошло уже более 100 лет с момента трагической гибели «Титаника». Во многом благодаря усилиям Джеймса Кэмерона и его фильму – одному из самых кассовых и рейтинговых в истории, об этом пароходе узнали все. Но несмотря на то что о «Титанике» слышал каждый первый человек на нашей планете, многие принципиальные детали, связанные с катастрофой 14 апреля 1912 года, до сих пор остаются малоизвестными. Давайте исправим это упущение.

Погода была идеальной

В день гибели «Титаника» в море царило абсолютное спокойствие

Достаточно легко представить, как лайнер «Титаник» борется с высоченными волнами, как туман и ливень дождь скрывают айсберг, впоследствии отправивший корабль на дно. Но всё было совсем не так. Когда «Титаник» направлялся к месту своей гибели, погода была прекрасной, можно даже сказать пугающе спокойной. Ветер и волны отсутствовали, и поверхность моря была безупречно гладкой – словно зеркало. Возможно, прекрасная погода и поспособствовала трагедии.

Даже лёгкая зыбь на водной поверхности могла бы подтолкнуть фосфоресцирующий планктон впритык к краям айсберга, и его смогли бы заметить заранее. Второй капитан «Титаника», Чарльз Лайтоллер, выделял отсутствие светящегося планктона, как одну из причин катастрофы. Возможно, абсолютный штиль также предотвратил резкое изменение температуры, которое всегда предупреждает команду об опасном сближении с айсбергом.

К сожалению, когда вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу ледяную глыбу, уже было слишком поздно для того, чтобы избежать столкновения. В ходе проведённого в 1912 году расследования эксперты установили, что с момента обнаружения айсберга у парохода оставалось всего лишь 37 секунд, чтобы изменить курс. Другие специалисты заявили, что времени было чуть больше – около 65 секунд. В любом случае «Титаник» был обречён, ведь даже если бы была дана команда «полный стоп», лайнер ещё около 3,5 минут двигался бы по инерции.

Как назло, сразу после аварии поднялся сильный холодный ветер, который буквально замораживал людей, боровшихся за жизнь в ледяной воде.

Это интересно: В общей сложности, при крушении «Титаника» погибли 1514 человек, находившихся на борту (с учётом экипажа), спаслись 710. Выжить смогли 76% женщин, 51% детей и всего 18% мужчин. Из 908 членов экипажа погибли 696.

Вся поездка сопровождалась пожаром


Оказывается, на «Титанике» всё время бушевал пожар

Незадолго до первого и, к сожалению, последнего рейса, в одном из угольных бункеров парохода начался пожар. Следователи, выяснявшие причины катастрофы, смогли доказать, что огонь все ещё ​​бушевал, когда «Титаник» направился в Нью-Йорк, создавая потенциальную опасность для всех, кто присутствовал на борту.

Спасшийся кочегар Джон Дилли говорил: «Нам не удалось погасить огонь, и кочегары говорили, что когда мы высадим пассажиров, надо будет освободить всё большие угольные бункеры, а потом вызвать пожарные катера, которые помогли бы нам потушить огонь». Джон утверждает, что пламя потухло только тогда, когда ледяная глыба разорвала корпус. Вода вмиг затопила бункеры.

Некоторые другие члены экипажа уверяют, что пожар удалось успешно потушить утром 14 апреля – в тот самый роковой день. Как бы то ни было, «Титаник» горел на протяжении всего своего первого рейса. Не факт, что огонь привёл бы к катастрофическим последствиям, ведь проектировщики разрабатывали стальные бункеры так, чтобы они могли выдержать угольные пожары. Тем не менееЮ риски многократно возрастали.

Это интересно: Управляющий директор компании «White Star Line» Брюс Исмэй позже утверждал, что Джон Пирпонт Морган – владелец компании «IMM», которой и принадлежал «Титаник», заставил экипаж плыть на максимальной скорости, чтобы «доплыть до Нью-Йорка и высадить людей до того, как произойдут неизбежные взрывы».

Кстати, Морган и сам должен был быть в числе пассажиров, но за считанные минуты до отправления почему-то передумал и сошёл с судна.

Трагическое предвидение катастрофы Уильямом Стидом


Уильям Стид - человек, предвидевший катастрофу… И погибший в ней

Ещё за 26 лет до крушения «Титаника» британский журналист Уильям Стид написал вымышленную историю, в которой рассказывалось о гибели большого атлантического почтового парохода. В произведении большая часть пассажиров утонула из-за дефицита спасательных шлюпок. Этим рассказом Стид хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что экипажами кораблей не выдвигаются требования о наличии достаточного количества шлюпок для спасения всех пассажиров, находящихся на борту.

Уильям Стид вернулся к этой теме ещё раз в 1892 году. В кульминационной главе судно пересекает Атлантический океан с сотнями туристов на борту. Приведём отрывок: «Раздался грохот, словно пароход налетел на лёд. Винты крутились, рассекая ледяные глыбы. Все пассажиры осторожно поднялись на палубу. Была сырая и очень холодная погода. Каждые полминуты откуда-то из тумана гудел свисток. Грохот скрежетавшего о борт парохода и перемалываемого винтами льда не позволяли разговаривать и быть услышанным. Но вдруг из темноты раздался отчаянный крик: «Айсберг по правому борту!».

Через 20 лет Стид погиб, находясь на борту «Титаника»…

Капитан Эдвард Смит


Капитан Эдвард Смит был шокирован, когда понял, что всех пассажиров спасти не удастся

Капитан печально известного судна Эдвард Джон Смит, с того дня, когда утонул вместе с «Титаником», стал героем десятков легенд. Многие уверяют, что он успел лично спасти жизнь ребёнку, прежде чем погибнуть. Но стоит отметить, что его героический образ слегка приукрашен.

Кроме того, что капитан игнорировал предупреждения об айсбергах и не держал «Титаник» на разумной скорости, Смит также позволил нескольким спасательным шлюпкам покинуть «Титаник» наполовину пустыми. Известно, что в первой отошедшей шлюпке (из шестнадцати), рассчитанной на 65 человек, было только 28 пассажиров, во второй – 36, в третьей – 32, в четвёртой и пятой – по 28.

Говорят, что когда Смит узнал о том, что «Титаник» не удастся удержать на плаву, он понял, что даже при максимальной загруженности шлюпок как минимум 1000 человек останутся на тонущем судне. Осознание этого факта повергло его в ужас. Капитан на время утратил решительность: не требовал скорейшей эвакуации, не занимался организацией работы команды, отдавал только невнятные и противоречивые приказы, не отвечал спрашивавшим его о чём-то офицерам и матросам. Эдвард Смит не отдал приказа загружать шлюпки по максимуму ввиду их дефицита, не следил за эвакуацией и точностью выполнения своих приказов.

Позднее, когда на воду была спущена последняя шлюпка, Смит в последний раз прошёлся по шлюпочной палубе. Он приказал всем членам экипажа прекратить работу и постараться спастись самим. Капитан повторял «Отныне каждый сам за себя».

Это интересно: Когда «Титаник» пошёл на дно, из сотен оказавшихся в воде людей выжили единицы. Члены экипажа Чарльз Лайтоллер, Джек Тейер, Арчибальд Грэйси и ещё порядка 30 человек сумели взобраться на перевёрнутую вверх дном складную шлюпку. Понимая опасность полного затопления лодки, они вынуждены были отталкивать плавающих поблизости людей вёслами, не обращая внимания на мольбы о помощи. Позднее в своей книге Грэйси восхищался поведением оставшихся в ледяной воде: «Я не услышал ни единого упрёка после отказа в помощи. Отказы встречались мужественными словами: «Ладно, удачи, парни, и да хранит вас Господь!»».

Только в 2012 году стало известно, что Смит в своё время не смог сдать тест по навигации с первой попытки. Сделать это ему удалось лишь в 1888 году. Тем не менее, начальный провал был, пожалуй, нехорошей приметой.

Единственный японец на борту


Масабуми Хосоно в Японии возненавидели и встретили, как труса

Единственный японский пассажир на «Титанике» – государственный служащий Масабуми Хосоно. До того как сесть на пароход и начать дорогу домой, он несколько месяцев изучал в Европе железнодорожные системы. Когда «Титаник» начал тонуть, Хосоно пробрался на верхнюю палубу, чтобы с достоинством взглянуть в лицо смерти. Он понимал, что шансов выжить практически нет, ведь члены экипажа усаживали в шлюпки только женщин и детей, а мужчин отгоняли, угрожая пистолетом. Неожиданно Хосоно обнаружил, что может спастись.

Возможность появилась в тот момент, когда член экипажа крикнул, что в спущенной шлюпке осталось 2 свободных места. Увидев, что кто-то прыгнул в воду, Хосоно поступил так же. Если бы он мог знать, к каким последствиям это приведёт в будущем, возможно, предпочёл бы погибнуть.

Тогда считалось, что достойному мужчине лучше умереть с почестью, нежели выжить в позорной манере. После возвращения в Японию Хосоно заклеймили как труса и возненавидели едва ли не всей страной. Его уволили с правительственной работы, пускай через несколько лет и наняли обратно. Негативные отзывы об азиате, спасшемся в шлюпке №13, позволяют сделать вывод, что это был Хосоно.

Это интересно: Температура воды за бортом составляла −2°С (порог замерзания). Некоторые люди, оказавшись в ней, погибли от сердечного приступа сразу. Другие умирали примерно через полчаса. Сначала из-за сильного переохлаждения появлялась сильная дрожь, потом замедлялись пульс и температура тела. Вскоре человек терял сознание и умирал.

В 1997 году репутация Масабуми была частично восстановлена, когда среди его вещей было найдено рукописное описание трагедии. В письме для своей супруги Хосоно упоминал, что находился в шлюпке №10. Если это – правда, значит, он не мог быть тем самым азиатом.

Реальное ожерелье «Титаника»


Ожерелье «Сердце океана» существовало на самом деле

В фильме «Титаник» было упомянуто великолепное ожерелье, называвшееся «Сердце океана». Можно подумать, что это выдумка режиссёра. Но оказывается, что на реальном судне произошла аналогичная история: пассажирке Кейт Филипс её любовник Генри Морли подарил ценное сапфировое ожерелье.

Богатый 40-летний владелец кондитерского цеха влюбился в 19-летнюю Кейт, работавшую помощницей у его конкурента. Вскоре Морли задумал бросить свою супругу и маленькую дочь ради Кейт. Пара села на борт «Титаника», чтобы сбежать и начать жизнь с чистого листа в Калифорнии. В ночь катастрофы Кейт удалось попасть на борт последней спасательной лодки. А Генри Морли погиб.

Через 9 месяцев Кейт родила малышку, которую назвала Эллен. Только в возрасте 76 лет Эллен узнала, что её отец был одним из погибших пассажиров «Титаника». Когда она поговорила об этом с матерью, то узнала, что у Кейт до сих пор хранится то самое сапфировое ожерелье.

Ошибки и теории


Возможно, в катастрофе виновато Суперлуние

Исследователи неоднократно пытались выяснить, почему «Титаник» столкнулся с ледяной глыбой. Сразу после катастрофы английские и американские эксперты решили, что пароход двигался слишком быстро. На небольшой скорости ущерб был бы намного меньшим, да и шансы уйти в сторону от столкновения увеличивались. А так айсберг, словно консервный нож, вспорол 5 носовых отсеков «Титаника». При столкновении в обшивке правого борта появились 6 пробоин, суммарная длина которых достигала 90 метров.

Это интересно: Корпус лайнера был разделён на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок, построенных поперёк судна. Конструкторы рассчитали, что «Титаник» сможет оставаться на плаву в случае затопления одновременно 2 любых отсеков или 4 смежных (носовых либо кормовых).

В 2010 году журналистка Луиза Паттон, внучка одного из офицеров «Титаника», предположила, что судно избежало бы столкновения, если бы после сообщения об айсберге рулевой Роберт Хитчинс не паниковал и сначала не повернул руль в противоположную сторону. Луиза уверена, что её дед вступил с другими членами экипажа в сговор, пытаясь сохранить эту ошибку в тайне. Правда могла разрушить репутацию компании «White Star Line» и всех его коллег.

В то же время два астронома из Техасского университета предполагают, что редко случающееся «Суперлуние» могло вызвать движение айсберга. Отметим, что «Суперлуние» происходит тогда, когда в момент полнолуния наш спутник подходит к Земле на самое близкое расстояние. Известно, что 4 января 1912 года Луна приблизилась к Земле на наименьшую дистанцию за последние 1,5 тысячи лет. Это случилось на следующий день после так называемого перигелия Земли (максимальное приближение планеты к Солнцу). В результате совместного гравитационного воздействия Солнца и Луны могли появиться необычайно сильные приливные силы. Астрономы считают, что мощные потоки воды привели в движение множество айсбергов на пути «Титаника», это создало все предпосылки для катастрофы.

Элизабет Шутес


Элизабет Шутес утверждает, что почувствовала запах льда ещё до катастрофы

Пассажирка «Титаника» Элизабет Шутес утверждала, что незадолго до катастрофы её потряс запах льда, не дававший ей нормально уснуть. Он напоминал ей огромную ледяную пещеру, в которой Шутес когда-то побывала. Элизабет выжила и позднее написала собственный отчёт о трагедии.

Шутес была гувернанткой 19-летней пассажирки I класса Маргарет Грэмм. Когда лайнер в первый раз завибрировал и слегка содрогнулся, девушка не сильно обеспокоилась этим, будучи уверенной, что огромному судну ничего не угрожает. Элизабет лежала в своей каюте, когда в дверь постучал её подруга, сообщившая, что видела в окно своей каюты огромный айсберг, с которым столкнулся лайнер. Тогда Элизабет спросила у стюардов, правда ли это, но получила отрицательный ответ.

Только после того, как пассажиров первого класса согнали на верхнюю палубу, Шутес осознала всю серьёзность положения. Как она писала в мемуарах, в спасательной шлюпке, в которой она находилась, было всего лишь 36 человек (притом что рассчитана она была на 65 мест). Элизабет едва ли не силой затолкали в шлюпку против её воли. Девушка хотела остаться на корабле, ведь не верила, что такой огромный лайнер может утонуть. Но когда шлюпка отплыла на достаточное расстояние, «Титаник» разломился на 2 части и за считаные секунды скрылся под водой.

Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»


Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?

Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой ​​конец с промежутком в 100 лет.

Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.

Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.

Оптические иллюзии


Сигналы бедствия с «Титаника» были интерпретированы командой находившегося поблизости судна как миражи

С тонущего «Титаника» несколько раз отправлялись сигналы бедствия. Кроме этого, были запущены 8 сигнальных ракет. Находящийся ближе всего от места крушения корабль «Калифорния» проигнорировал ракеты, хотя они ярко осветили ночное небо. Позднее капитан «Калифорнии» утратил работу из-за скандала, ведь многие люди полагали, что он осознанно проигнорировал сигналы. Но дальнейшее расследования причин катастрофы «Титаника» позволяют дать более правдоподобное объяснение его поведению – преломление света.

Важно отметить, что в ночь с 14 на 15 апреля «Титаник» проплывал через области так называемой термической инверсии. Она вызывает неправильное преломление света, из-за чего появляются миражи. Как утверждает историк Тим Малтин, с нескольких кораблей, находившихся вблизи от места аварии, в роковую ночь наблюдались десятки миражей. Малтин уверен, что температурные условия вызвали аномальную рефракцию света. Этим можно объяснить, например, то, почему вперёдсмотрящие «Титаника» сообщили о том, что судно движется на айсберг слишком поздно.

Эти миражи и удержали команду экипажа «Калифорнии» от правильной интерпретации сигналов бедствия. Такой вывод Малтин сделал в 2012 году, через 20 лет после официального закрытия британским правительством собственного расследования по поводу влияния преломления света на гибель «Титаника».

Крушение «Титаника» и через сто с лишним лет остаётся одной из наиболее известных катастроф в истории. Драматичные события, происходившие на борту парохода в ночь на 15 апреля 1912 года, нашли своё отражение в искусстве. Интерес к гибели считавшегося непотопляемым судна не ослабевает и в наши дни. О «Титанике» написаны сотни книг, тысячи статей, сняты документальные и художественные фильмы. А в память о жертвах катастрофы в разных странах возведены памятники и мемориалы.

Со слов наблюдателей, они сообщили в рубку СРАЗУ как заметили айсберг. А вот дальше происходит интересное – время сообщения с мостика официально зафиксировано – 23 часа 39 минут. В то же время один из пассажиров (полковник Арчибальд Грейси) сообщал, что сразу после столкновения посмотрел на часы – было 23:45. Хорошо, можно представить, сообщение об опасности пришло на исходе 39 минуты, то есть в 23:40. Можно даже предположить некоторую неточность часов полковника (у него были вполне приличные часы, которые он сверял с судовыми) и то, что он посмотрел на часы не сразу после столкновения, в этом случае столкновение произошло в 23:43 или даже в 23:44!

Минимум три минуты… Честно говоря, у меня сейчас нет ответа, как могло пройти целых три минуты до столкновения, ведь большинство, пишущих о крушении "Титаника", говорят о 36-37 секундах до столкновения.

Но вот тут меня как раз терзают большие сомнения. Ведь 36-37 секунд означает, что до айсберга в момент сообщения о нем в рубку оставалось около 400 метров (учитывая скорость корабля 11-12 метров в секунду). Лайнер весом почти в 50 тыс. тонн на таком коротком участке практически невозможно затормозить и повернуть сколько-нибудь существенно.

Давайте, мы с вами вновь вернемся к действиям вахтенного офицера первого помощника капитана Мердока в эти минуты. Сразу после сообщения об айсберге он дает команду «Право на борт», пытаясь обойти препятствие. Почему же он затем тут же командует «Стоп машина» и «Полный назад»?! Ведь опытный моряк ДОЛЖЕН знать, что тем самым существенно ухудшает маневренность судна и шансы успеть отвернуть уменьшаются! Тем более, что после команды «Полный назад» реальный реверс винтов команда машинистов сумеет выполнить ТОЛЬКО через 30 секунд, быстрее просто невозможно.

Ответ вполне очевиден и мне непонятно, почему о нем никто до меня не писал. Айсберг заметили наблюдатели на марсе на высоте примерно 20 метров над рубкой, заметьте, им не мешает ни стекло, ни свет внутри рубки, они находятся выше и видят дальше. Что это означает? ПРАВИЛЬНО, в рубке айсберг все еще НЕ ВИДЯТ. Мердок отдает команду о повороте, не видя препятствия. Медленно текут секунды, вахтенный офицер напряженно вглядывается в темноту, но все еще не видит айсберга и не может оценить его размеры, чтобы хоть как-то уменьшить силу удара при столкновении, он дает команду «Стоп машины» и тут же «Полный назад». Вскоре после этого он видит ледяную гору. И сразу дает команду «Лево на борт!», то есть, максимальный поворот направо, восстанавливая таким образом прежний курс судна. Если бы первый помощник не отдал этого приказа - удар пришелся бы ближе к середине судна в наиболее уязвимую его часть.

Откуда же взялись эти самые злополучные 37 секунд? Британская комиссия провела подобные маневры на «Олимпике» и выяснила, что для того чтобы судно на такой скорости успело повернуть на два румба влево (а именно настолько повернул по показанием свидетеля «Титатник») требуется 37 секунд.

Вот только те, кто пишут о 37 секундах до столкновения, забывают о том, что Мердок выравнивал судно и удар пришелся в бок уже после того, как он отдал команду «Лево на борт», а значит, вполне возможно, прошло более 37 секунд.

По моему глубокому убеждению айсберг был замечен на расстоянии более 600-700 метров, возможно, километр или даже больше, а значит, от момента как его заметили до столкновения, прошло скорее всего БОЛЕЕ одной минуты.

Итак, очередной миф гласит, что на «Титанике» по чьей-то оплошности не были загружены красные сигнальные ракеты. Мол, если были запущены именно красные ракеты на «Калифорниэн» сразу поняли, ч то судно терпит бедствие и успели бы прийти на помощь гибнущему судну. Ведь именно красные сигнальные ракеты по морской конвенции означают «опасность», «тревогу», просьбу о помощи, а белые сигнальные ракеты используются лишь для привлечения внимания.

Увы, это тоже миф. В то время красные ракеты не были общепризнанным сигналом бедствия, это случилось именно после гибели "Титаника". А вот выстрелы и сигнальные ракеты через равные отрезки времени – означали "Терплю бедствие" еще со времен парусных судов. Команда «Титаника» запустила восемь ракет с интервалом пять минут, ни чем иным, кроме как просьбой о помощи в открытом океане, это не могло быть.

Так же команду «Титаника» обвиняют в том, что шлюпки спускались крайне медленно, потому так и не были спущены в воду все лодки, а те, что были спущены, зачастую оказывались наполовину пусты, именно из-за этого погибло так много народу. Вот тут у меня возникает вопрос к тем, кто выдвигает такие обвинения – вы не замечаете, что два ваших замечания противоречат друг другу?

Если команде, спускающей шлюпки на воду, нужно было ждать полного заполнения, это привело бы к большим затратам времени и, как следствие, скорей всего, удалось бы спустить меньше лодок. Ведь в первые шлюпки многие просто не хотели садиться, и лишь последние уходили переполненные.

Хочу рассказать вам малоизвестный факт, который показывает полную несостоятельность таких обвинений. Председатель комиссии по расследованию причин катастрофы "Титаника", сенатор Уильям Олден Смит лично присутствовал на лайнере "Олимпика" во время его визита в США 25 мая 1912 года. По его просьбе команда "Олимпика" провела показательный спуск спасательной шлюпки с полной загрузкой. Время потраченное на погрузку 65 человек и спуск самой шлюпки составило ни много ни мало целых 18 минут! Причем надо учесть, что после гибели "Титаника" такие тренировки на "Олимпике" проводились не раз. Смотрите сами, в идеальных условиях среди белого дня, послушные командам "пассажиры", тренированная команда по спуску и время восемнадцать минут!

На "Титанике" две команды (по одной с каждого борта) спустило 18 шлюпок. Команда на спуск шлюпок была подана в 0 часов 20 минут, а последняя из спущенных лодок коснулась воды в 2:05. За один час сорок пять минут каждая команда спустила 8 шлюпок, то есть на каждую шлюпку - всего 13 минут! Если учесть, что спуск первой шлюпки занял 25 минут, а из последних нужно было вытаскивать забравшихся туда пассажиров-мужчин из третьего класса, сажать женщин и детей, защищаться от толпы, пытающейся взять шлюпки штурмом, становится понятно, что моряки, спускавшие спасательные лодки, совершили невозможное…

Но тем не менее остается вопрос - почему же шлюпки спускались неполные? Дело в том, что офицеры, руководящие эвакуацией, прекрасно знали, что места в лодках хватит менее чем половине из числа тех, кто оказался на судне. По приказу капитана сажали первыми женщин и детей, но с левого борта второй помощник капитана Лайтоллер пускал ТОЛЬКО женщин и детей, с правого - первый помощник Мердок после погрузки женщин и детей сажал и мужчин. Потому с правого борта уходили более загруженные шлюпки, и спаслось заметно больше народу, но и они все кроме последних спускались неполными. Офицеры опасались, что канаты и блоки шлюп-балок не выдержат нагрузку. Действительно, спуск шлюпок с полной загрузкой (65 человек) до этого ни разу не проводился. С другой стороны, именно благодаря неполной загрузке, спуск шлюпок мог происходить быстрее. Офицеры инструктировали рулевых, что после того как судно затонет шлюпки, они должны успеть поднять из воды максимальное количество людей. Теперь становится понятно, что необходимо было успеть спустить как можно больше шлюпок, пусть и неполных, чтобы обеспечить спасение максимального количества людей. Увы, такая стратегия не сработала, но вина ли в этом капитана и офицеров?

Кто-то из читателей вспомнит, что экипаж "Титаника" насчитывал около 900 человек, неужели из них нельзя было составить хотя бы несколько команд по спуску спасательных шлюпок?

Ответ - отрицательный. Собственно моряков на "Титанике" кроме капитана и семерых его помощников в палубной команде насчитывалось всего 58 человек, включая, в том числе, кладовщиков, интендантов, корабельного столяра и судового врача. Остальные - инженерная команда, кочегары, стюарды, повара, официанты, работники почты и проч.. Они просто не умели и не знали, как спускать лодки. Кроме того, на каждую шлюпку надо было сажать хотя бы одного моряка в качестве командира и рулевого. Часть моряков была занята вместе с инженерной командой вопросами живучести судна. Четверо матросов во главе с боцманом, посланные на обследование носовой части вскоре после столкновения, не вернулись, видимо погибли. Людей катастрофически не хватало, сформировать хотя бы еще одну команду по спуску шлюпок было просто не из кого.

«Титаник» - гибель легенды


По необычной случайности за несколько недель до затопления величайшего английского лайнера «Титаник» в одной немецкой газете «Берлинер тагеблатт» был напечатан роман Герхарта Гауптмана под названием «Атлантис». В этом романе писатель с удивительной проникновенностью и художественной точностью обрисовал трагедию утопающего в океане судна, которому не удалось избежать столкновения с айсбергом. Огромный океанский лайнер «Роланд» и его пассажиры до последнего момента верили в своё спасение и не теряли надежду. Спокойно и без лишней суеты матросы спускали на воду шлюпки, а в это время играл оркестр. Но между тем вода продолжала прибывать, она заполняла трюмы, и корма продолжала наклоняться всё больше и больше.


Какая-то часть нашла в этом мистическое совпадение. Другая часть полагала, что умудренный опытом жизни и длительными морскими путешествиями писатель, сравнив факты, стал просто несчастливым пророком и своим романом тем самым навлек большую беду на знаменитое судно «Титаник». Но ко всему этому врядли можно отнестись с серьезностью, скорее все эти аргументы можно причислить к мистике и фантастики. В реальности же факты говорят нам о другом: о низкой подготовке к аварийным ситуациям, чрезвычайном честолюбии капитана и его неспособности в самый напряженный момент принять верное решение и сделать все необходимое для спасения людей на борту.


В апреля 1912 года в северная Атлантика была плотно насыщена айсбергами. Синоптики заранее предупредили, что в это время года велика вероятность столкновения с одинокими плавучими глыбами, температура воды опустилась до одного градуса. Метеосводка вызывавшая тревогу поступила капитанам всех судов, которые находились в этом время в северной Атлантике. Было три телеграммы…И полное отсутствие реакции со стороны командования «Титаника». Капитан их просто игнорировал и не принимал в расчёт: айсберг, ну и что? Ведь самый огромный в мире пассажирский лайнер является непотопляемым.


14 апреля, до полуночи оставалось около 20 минут, случилось то самое судьбоносное столкновение с огромной льдиной, большая часть которой разумеется находилась под водой. Обшивке «Титаника» был нанесен смертоносный удар. Скорее, даже не удар, а разрез. Огромное судно лишь слегка вздрогнуло, и большая часть из 2206 пассажиров даже и не заметила толчка. Спасшиеся пассажиры утверждали о едва заметном скрежете за бортом, стюарды поведали о позвякивании посуды. Офицеры которые находились на вахте, ничего впереди не видели, так как на «Титанике» не было мощных прожекторов, а у впередсмотрящего Фредерика Флита, который сидел на наблюдательном посту, не оказалось даже бинокля. Но всё же возникло странное предчувствие, что с кораблем что-то случилось. Столкновение? Но с чем именно? С подводными скалами? Но в этих местах их быть не может. Быть может тогда с айсбергом? Но лайнер является красой и гордостью британского флота и является непотопляемым! По крайней мере так заверяли корабелы. В это утверждение верили все – от капитана до обычного рядового матроса. «Титаник» должен прибыть из порта Саутгемптона в Нью-Йорк точно по расписанию. Или даже еще раньше, ведь «Титаник» славился своей быстроходностью и мощными двигателями способными на это. И, чтобы как можно быстрее преодолеть это расстояние и заполучить в награду очень престижную «Голубую ленту», капитан провел курс слегка севернее обычного и старался держать скорость в пределах 22 узлов в час,(41 км/ч) что для «Титаника» являлось физическим максимумом. По тем временам это была невероятная скорость, тем более для подобного судна.


Фредерик Флит, который наблюдал за морем, увидел что прямо после удара звездное небо закрыла огромная глыба и исчезла всякая видимость. Он молниеносно дернул веревку колокола громкого боя. Это был самый первый сигнал тревоги. Спустя минуту по телефону Флит прокричал: «По курсу айсберг!» Его услышали. Толком никто ничего не знал, что произошло, но на мостике капитана уже звучали команды – «Лево на борт!» и затем «Полный назад!». А в нижней части кочегары и машинисты уже слышали звуки воды, которая поступала в разорванную обшивку: ниже ватерлинии огромная глыба прорвала корпус в длину на 90 метров!
Даже не смотря на команду капитана «Полный назад!», корабль продолжал двигаться по инерции. В пробоину мощным потоком поступала ледяная океанская вода. После крушения, специалисты реконструируя всё по минутам поймут, что действия капитана, оказались ошибочными. Ведь даже если бы корабль столкнулся с айсбергом лоб в лоб, то он всё равно остался бы на плаву. Но маневры «Лево на борт!», а затем «Полный назад!» стали следствием того, что «Титаник» подставил свой бок огромной льдине.
Спустя две минуты на капитанском мостике появился Эдвард Смит.

Капитан Титаника Эдвард Джон Смит

Он решил взять управление на себя. После сообщений о поступающей воде в машинные отсеки, он отдал приказ о закрытии переборок автоматическими дверями и о полной остановке корабля. Через 5 минут машинные отсеки прекратили работу, и непотопляемый «Титаник» начал дрейфовать.
После остановки судна начали просыпаться пассажиры. Пропала знакомая вибрация двигателей, пропал звук машин, и настала зловещая и тяжелая тишина. И лишь волны за иллюминаторами продолжали раскачиваться. Не знавшие ни о чем люди оставались спокойными. В казино продолжалась игра, на зеленое сукно рассыпались жетоны, а крупье лопаткой собирал их. В комнате для курения мужчины продолжали обмениваться последними новостями. На верхних палубах пассажиры находили осколки льда и добавляли его в бокалы с виски.


Спустя 10 минут после получения пробоины резко раздался грохот. В котельной произошел мощный взрыв от воды, которая резко заполнила её. В следствии этого из машин, под высоким давлением начал вырываться горячий пар. Вновь запустить двигатели вновь уже не было возможности.
Около 5 тонн воды поступало каждые 5 секунд в трюмы носовой части. Капитан Смит совместно с техническим директором Белфастской верфи Томасом Эндрюсом решается осмотреть повреждения. Убедившись что 5 отсек уже затоплен, а перегородка может прорваться в любой момент и затопить 6 отсек, капитан понял что «Титаник» неминуемо затонет. По предварительным подсчётам в течение 2-3 часов с момента столкновения. Спасти корабль было невозможно и в первую очередь было необходимо подумать о спасении пассажиров, которых на корабле чуть больше 2000-ух тысяч. Капитан Смит, который по прежнему был загипнотизирован мифом о непотопляемости корабля, был не в состоянии трезво оценить обстановку. Помимо всего прочего Смит совершил ряд грубейших ошибок.
Поняв что «Титаник» тонет и никаких шансов на его спасение уже нет, капитан бросился к каюте-люкс, где находиться миллионер Джон Джекоб Астр. Астр погиб, уступив своё место в шлюпке ради женщины. Пассажиры первого класса – вот главная забота капитана Смита. В течение получаса капитан тонущего судна тянул время, которого и так практически уже не было.


По-зимнему одетые пассажиры первого класса были собраны на корме. Лишь потом настала очередь второго класса. Капитан очень сильно боялся что на корабле может возникнут паника и в следствии этого давка, борьба за свободное место на шлюпках. Лишь после спасения, пассажиры утверждали что никакой паники до последнего момента не наблюдалось.
Люди продолжали верить что «Титаник» не затонет. Пассажиры верили что экипажу хватит смелости залатать пробоину и они вновь вернуться в свои каюты. Аварийная энергетическая установка продолжала снабжать корабль светом.


Спустя 10 минут носовая часть корабля начала резко погружаться в океан. Крен заметили все. Лишь быть может после такого ухудшения дел капитан решил дать сигнал «SOS» ? Но нет, этого не случилось. Команда – «SOS» прозвучала лишь тогда, когда в 3 классе уже начала плавать мебель. Следующим приказом был спуск на воду шлюпок, которые физически могли вместить в себя лишь 1178 пассажиров.


Женщины и дети первыми начали заполнять шлюпки. И при этом главный упор делался лишь на первый класс. Веселые мелодии звучали на корме, где находился знаменитый оркестр «Титаника». Шлюпки заполнялись очень быстро и казалось что места хватит всем, надо лишь продержаться до утра. Очень неожиданно и с большим грохотом, обрушилась первая дымовая труба. Кормовая часть стремительно пошла вверх, пассажиры начали падать в ледяную океанскую воду. Прозвучали крики и возле шлюпок возникла давка. Все хотели как можно скорее покинуть гибнущее судно, никто никого не хотел слушать. Из сутолоки часть шлюпок спускались на воду полупустыми.


Известный миллионер Гуггенхайм, наблюдавший за безысходной толпой, решил подняться к себе в каюту, надеть фрак и выпить пару бокалов бренди. Это были последние мгновенья когда его видели живым. Почему он уступил своё место и поступал именно так, а не иначе, оставалось большой загадкой.


«Титаник» принял полностью вертикальное положение в 2 часа 20 минут. На верхних и нижних палубах по прежнему оставались люди, которые ожидали помощи. Но в последние часы все пассажиры и члены экипажа, в борьбе за свою жизни, забыли о всякой человечности – шла жестокая и отчаянная борьба за выживание.


Пассажиры которым удалось спастись рассказывали, что «Титаник» стоял практически вертикально , было даже видно лопасти винтов. Прыгали в воду те, кто еще был на корабле, светились аварийные огни, по океанской пустоши разносились крики и всплески.


Прозвучало два мощный взрыва, это взорвались котлы в машинном отделении. И с шумом «Титаник» начал погружение в кипящие воды Атлантики, унося с собой сотни человеческих жизней.


Зловещая тишина нависла над Атлантикой. Были лишь слышны вскрики утопающих людей, всплески весел, да выстрелы осветительных ракет.
Рядом со шлюпкой, матросы обнаружили капитана Смита. Они предложили ему помощь, тянули к нему свои руки, но он отказался. Больше Смита никто не видел.


На скорости в 80 км/ч носовая часть корабля столкнулась со дном и ушла в ил на 15 метров. Кормовая часть была найдена лишь в 650 метрах от носовой.


В апрельскую ночь 1912 года 1517 пассажиров погибли вместе с непотопляемым «Титаником».


Разломившиеся надвое останки «Титаника» были обнаружены лишь в 1985 году, на глубине 3800 метров . А в июле 1986 года научной экспедиции из Америки удалось сфотографировать первые снимки «Титаника» и вещей разбросанных по периметру. Сегодня большая часть предметов поднята и выставлена на всеобщее обозрение в музее Нью-Йорка и лишь некоторая часть продана с аукциона.




Эдвард Джон Смит (англ. Edward John Smith, 27 января 1850 - 15 апреля 1912) - английский морской офицер, известный как капитан пассажирского лайнера «Титаник».

Биография

Эдвард Джон Смит родился в 1850 году в городке Хэнли (Сток-он-Трент) в семье гончара Эдварда Смита и Кэтрин Хэнкок (урождённой Марш). Бросив школу в 12 лет, в возрасте тринадцати лет мальчик отправился в Ливерпуль, чтобы начать морскую карьеру в пароходной компании A. Gibson & Co. В 1867 году он был взят в качестве помощника в состав судна «Сенатор Уэбер» (англ. Senator Weber). Первым кораблём, которым командовал Смит, стал 1000-тонный «Лиззи Феннелл» (Lizzie Fennell), занимавшийся транспортировкой товаров. Однако с 1880 года Смит начал работать на пассажирских судах, устроившись на работу в компанию «White Star Line».

Во вторник 12 июля 1887 года он женился на Саре Элионор Пеннингтон (17 июня 1861 - 28 апреля 1931). В субботу 2 апреля 1898 в Ватерлоо в Ливерпуле, у них родилась дочь Хелен Мелвилл Смит (2 апреля 1898 - август 1973). На 1912 год семья Смит жила во внушительном красно-кирпичном доме «Вуд-хид» на Винн-Роуд в пригороде Саутгемптона Хайфилд.

В 1903 году награждён Эдуардом VII Транспортной медалью за заслуги.

Карьера капитана

Смит командовал такими кораблями как «Адриатик», «Маджестик», «Коптик» и «Олимпик». Несмотря на то, что он пользовался большим уважением, на судах под его командованием часто происходили инциденты. Так в 1889 году «Репаблик» под его командованием сел на мель, в 1904 произошёл пожар на пароходе «Маджестик», в 1906 году ещё один пожар произошёл на его пароходе «Балтик», в 1909 им был посажен на мель «Адриатик», а в 1911 году произошло столкновение управляемого им «Олимпика» и британского военного крейсера «Хоук». Однако, несмотря на подобный послужной список, Смит пользовался высокой популярностью среди членов экипажа и пассажиров. Благодаря этому, а также, не в последнюю очередь, в силу богатого опыта, ему было поручено командовать пассажирским лайнером «Титаник» в его первом плавании, после чего капитан должен был выйти на пенсию.

Титаник

10 апреля 1912 года Смит, одетый в шляпу-котелок и длинное пальто, сел у своего дома в такси и отправился в Саутгемптонский порт. Около 7 часов утра он поднялся на борт «Титаника», а в 12 часов лайнер отчалил от пристани, при этом едва не столкнувшись с американским лайнером «Нью-Йорк». 14 апреля в 23:40 «Титаник» наткнулся на айсберг; корпус судна получил многочисленные пробоины, и корабль пошёл ко дну.

Смиту обычно ставится в вину халатность, игнорирование многочисленных предупреждений с других судов о сложной ледовой обстановке на пути следования. Им не были отданы распоряжения снизить скорость или существенно изменить курс, чтобы обойти опасный регион. В ночь столкновения с айсбергом капитан спал в своей каюте, а после того, как столкновение произошло, эвакуацией пассажиров фактически не занимался. Существует также точка зрения, что капитан не снизил скорость, выполняя указания руководства компании-судовладельца.

Доподлинно неизвестно, как именно погиб в ту ночь капитан Смит. Выдвигалась версия, что он застрелился. Однако, Роберт Баллард в своей книге «The Discovery of the Titanic» высказал предположение, что в 2:10 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и встретил смерть. Аналогично, стюард Эдвард Браун последний раз видел Смита, когда тот ушёл на мостик, всё ещё держа в руках мегафон, однако, спустя некоторое время на мостик зашёл фонарщик Самюэль Хемминг и капитана он там не видел. Гарольд Брайд утверждал, что видел, как Смит выбрался с мостика в воду за минуту до погружения. Уже после того, как «Титаник» затонул, кочегар Гэрри Синиор видел в воде человека, похожего на Смита, с ребёнком на руках. Другой кочегар Уолтер Хёрст, который спасся на складной шлюпке, до конца своих дней считал, что человек, который плавал возле шлюпки, был капитаном Смитом, но поскольку шлюпка была перевёрнута и на ней собралось уже 30 человек, он не делал попыток туда забраться, или ему не дали туда забраться. А когда Хёрст всё же протянул ему весло, то тот был уже мёртв. Что бы на самом деле с ним ни произошло, факт остаётся фактом - тело Эдварда Джона Смита так и не было найдено.