Летать не вредно: мифы о полетах. Можно ли при беременности летать на самолете? Благоприятные и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, противопоказания и возможные негативные последствия

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наконец настало время отпусков, и многие из нас вот-вот окажутся в салонах крылатых машин, чтобы отправиться в теплые края. Правда, некоторые с тревогой ожидают авиаперелета, ассоциируя этот процесс с множеством неудобств.

Мы в сайт решили разобраться, как полет на самолете влияет на наш организм, и обнаружили несколько интересных вещей.

Отекают ноги

Салон самолета - не то место, в котором мы можем свободно передвигаться, разминая конечности. К сожалению, отсутствие подвижности способствует застою крови в ногах , что в лучшем случае приведет к отеку, а в худшем - к тромбозу .

Этого можно избежать, время от времени разминая ноги и не давая крови застаиваться.

Меняются вкусовые предпочтения

Из-за обезвоживания во время перелета наш организм вырабатывает меньше слюны . Это становится причиной того, что во рту активно множатся бактерии , вызывающие неприятный запах .

Избежать таких последствий можно, употребляя перед полетом исключительно здоровую пищу и захватив на борт мятную жвачку.

Возникают проблемы с кожей

Еще одно следствие обезвоживания - шелушение кожи и прыщи . Защитные функции нашей кожи притупляются в сухой среде «самолетного» воздуха, отсюда появляются разные проблемы с внешним видом.

Устранить такую неприятность можно, если захватить на борт немного увлажняющего крема .

Появляется головокружение

Отсутствие подвижности также может привести к запорам и метеоризму . Долгое сидение замедляет метаболизм , а смена давлений заставляет циркулировать газы в непривычном ритме.

Решить проблему можно, уменьшив калорийность рациона и периодически разминаясь во время полета.

Слух притупляется

Из-за изменения давления в самолете у нас закладывает уши . Если в это время ничего не предпринимать, воздух начнет сильнее давить изнутри, слух притупится и появятся болевые ощущения.

Избавиться от дискомфорта поможет жвачка или леденец . Они стимулируют выработку слюны, при глотании которой будет высвобождаться немного воздуха.

Неожиданно появляется зубная боль


Невероятные факты

Возможно, многие согласятся, что одной из самых пугающих вещей, касающихся полетов на самолете , является отсутствие контроля над своей судьбой в случае, если что-то пойдет не так.

Когда самолет входит в зону турбулентности, работа стюардесс заключается в том, чтобы помочь всем сохранять спокойствие. Вести самолет в условиях опасности достаточно сложная задача, и пилоту будет еще сложнее, если на борту будет несколько десятков напуганных людей.

Однако иногда спокойствие никак не может помочь вам в случае непредвиденной ситуации в воздухе.

Если вы страдаете от страха перед полетами , не советуем вам читать это.

Полет на самолете

1. В случае катастрофы, в зависимости от скорости удара, ваше тело, которое на 70 процентов состоит из воды, скорее всего, взорвется.


А если оно не полностью взорвется, взрыв самолета позаботится об этом.

2. Ремни безопасности в самолете должны иметь плечевые ремни . Во время катастрофы при небольшой скорости, плечевой ремень может спасти жизнь, оставив только небольшие синяки на груди жертвы.


Конечно плечевые ремни не такие удобные, но смерть еще более неудобна.

3. Без ремня на плече, толчок от удара может привести к тому, что ваша голова может сломать шею. Были даже случаи, когда ремни на поясе разрывали жертву надвое.


4. Лучше было бы, если бы сидения располагались наоборот . Хирурги утверждают, что спина поглощает больший удар, чем грудь. Сидения, расположенные лицом к хвосту, установленные в военных транспортных самолетах, спасли в десять раз больше жизней .


5. Спасательные жилеты в основном предназначены для того, чтобы спасательные команды могли находить тела в случае катастрофы.


6. Кислородные маски не сильно помогают при быстром снижении самолета. Они предназначены для случаев, когда высота самолета превышает 4270 метров и давление в кабине потеряно. Они могут выпасть в случае сильной турбулентности, но просто из-за того, что панели расшатались.


7. Каждая часть самолета производится согласно предложению по самой низкой цене, чтобы уменьшить расходы.


Крушение самолетов

8. Во время снижения, высокоскоростные потоки ветра могут сорвать одежду с жертв катастрофы.


9. Если самолет упадет в воду, и вы выживете, высоки шансы того, что вы не выдержите гипотермию , которая в холодной воде может наступить за считанные секунды. Если вы погрузите голову под воду, это может повлиять на работу мозга.


10. Ученые утверждают, что из-за увеличения уровня углекислого газа в озоновом слое турбулентность при полете тоже возрастает . К середине века ситуация может ухудшиться на 40 процентов.


11. 80 процентов всех авиакатастроф происходит либо во время взлета, либо во время приземления.


12. В случае пожара, у вас есть примерно 90 секунд, чтобы выбраться из самолёта , до того, как все сгорит. Если же вы сидите на 5 рядов дальше от выхода, то статистически у вас больше шансов не выжить.


13. Примерно 43-54 процента пилотов признавались, что засыпали, находясь у пульта управления. Около трети из них просыпались, увидев, что их помощник тоже заснул.


14. Во время снижения на высокой скорости в кабине самолета произойдет быстрая декомпрессия, из-за чего большинство пассажиров потеряет сознание до крушения.


15. Иногда авиакомпании снижают стоимость авиабилетов, экономя на топливе, из-за чего самолёт взлетает с меньшим количеством топлива, чем рекомендуется.


Если вас напугали эти факты, помните, что большинство катастроф происходит не так часто, и шансы стать жертвой катастрофы составляет 1 на 11 миллионов по одним и 1 на 60 миллионов по другим данным.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

В настоящее время авиаперелет стал вполне обыденным событием, не вызывающим сильных эмоций у человека любого возраста, если только он панически не боится летать. Однако даже такое банальное событие, как авиаперелет, вызывает беспокойство и множество вопросов, если человек, планирующий совершить путешествие в воздушном судне, является беременной женщиной.

В связи с повышенной бдительностью беременной женщины в отношении собственного состояния, от которого зависит нормальное развитие плода, она задается вопросом о безопасности практически любых обыденных действий, в том числе и авиаперелетов. Рассмотрим возможные влияния авиаперелетов на состояние беременной женщины и ответим на вопрос: "можно ли летать при беременности на самолете?"

Перелет во время беременности

Авиаперелеты во время беременности, на любом сроке гестации вплоть до самых родов , в подавляющем большинстве случаев безопасны и не наносят сколько-нибудь значимого вреда как самой женщине, так и плоду. Единственными противопоказаниями к авиаперелетам при беременности являются угрозы выкидыша или преждевременных родов, отслойка плаценты, гестозы , кровотечения , анемия III степени, преэклампсия и обострение имеющихся хронических заболеваний. При отсутствии данных противопоказаний беременная женщина может беспрепятственно летать на самолете на любом сроке. Поэтому если беременность протекает нормально, а женщина чувствует себя хорошо, то она вполне может летать на современных самолетах без какого-либо вреда для себя и будущего ребенка.

В общем, степень безопасности авиаперелета для каждой конкретной беременной женщины зависит от состояния ее здоровья . То есть, по сути, безопасность перелета при беременности такая же, как и для этой же, но не беременной женщины.

Известные в настоящее время потенциальные опасности и возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм человека касаются не столько роста и развития плода в утробе матери, сколько любого взрослого или ребенка, предпринимающего путешествие на воздушном судне. Это означает, что все риски и опасности авиаперелетов для беременных женщин точно такие же, как и для небеременных представительниц прекрасного пола, мужчин и детей. Так, главными рисками авиаперелетов считается "синдром путешественников экономического класса", повышение риска тромбоэмболии, пересушивание слизистых оболочек ЛОР-органов, заражение инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, из-за скопления большого количества людей в салоне самолета и т.д.

Однако все имеющиеся относительные риски авиаперелетов можно снизить практически до нуля, выполняя несложные правила поведения на протяжении всего полета, которые мы рассмотрим отдельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровая женщина, беременность которой протекает нормально (без осложнений), может спокойно летать на самолете, выполняя простые правила, направленные на минимизацию рисков, тогда, когда это необходимо, поскольку авиаперелет для нее и будущего ребенка безопасен. Если же у женщины имеются какие-либо осложнения беременности, то сначала следует их устранить, после чего по достижении стойкого улучшения можно совершать авиаперелеты, также выполняя простые правила, минимизирующие риски и негативное влияние полета на самолете.

Противопоказания перелета при беременности

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют беременным женщинам отказываться от авиаперелетов при наличии у них следующих состояний или заболеваний:
  • Одноплодная беременность более 36 недель;
  • Многоплодная беременность более 32 недель;
  • Первые семь дней после родов;
  • Осложненное течение беременности (например, угроза выкидыша, гестозы, сильный токсикоз и др.).
Данные рекомендации ВОЗ являются довольно нечеткими, поскольку отражают только основные и весьма общие моменты, в которые беременной женщине не рекомендуется летать на самолете. Более того, они носят рекомендательный характер и не относятся к противопоказаниям. Из рекомендаций ВОЗ также очевидно, что беременная женщина может летать на самолете, когда это ей необходимо, поскольку авиаперелеты безопасны для нее и для плода.

Более четкие противопоказания к авиаперелетам при беременности приводят специалисты акушеры-гинекологи развитых стран Европы и США. Так, абсолютными противопоказаниями к авиаперелетам во время беременности являются следующие состояния у женщины:

  • Предлежание плаценты (полное);
  • Преэклампсия;
  • Анемия III степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 70 г/л).
Это означает, что при наличии данных абсолютных противопоказаний беременные женщины не должны летать на самолете ни при каких обстоятельствах.

Помимо абсолютных, существуют относительные противопоказания к авиаперелетам для беременных женщин. При наличии подобных относительных противопоказаний женщина может летать на самолете с соблюдением осторожности, однако врачи настоятельно рекомендуют в таких случаях отказываться от воздушных путешествий. Итак, к относительным противопоказаниям к авиаперелетам при беременности относят следующие состояния и заболевания:

  • Угроза преждевременных родов;
  • Угроза выкидыша;
  • Подозрение на отслойку плаценты ;
  • Анемия II степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 90 г/л, но выше 70 г/л);
  • Низкое расположение плаценты (учитывается только с 20-ой недели беременности);
  • Аномальное строение плаценты;
  • Кровянистые выделения из влагалища на любом сроке беременности, возникшие за 1 – 2 дня до планируемого перелета;
  • Неправильное положение плода в III триместре беременности (с 28 по 40 недели включительно);
  • Многоплодная беременность в сроке более 24 недель гестации;
  • Проведение инвазивных процедур (например, амниоцентез , хориоцентез и т.д.) в течение 7 – 10 дней перед планируемым авиаперелетом;
  • Гестоз;
  • Тяжелый токсикоз;
  • Чрезмерная рвота ;
  • Перенесенный в прошлом тромбофлебит;
  • Неконтролируемый сахарный диабет ;
  • Неконтролируемая гипертоническая болезнь;
  • Истмико-цервикальная недостаточность;
  • Обострение хронических заболеваний (например, герпетической, цитомегаловирусной инфекций и т.д.);
  • Острые инфекционные заболевания (в том числе, простуда, грипп и др.);
  • Беременность, наступившая в результате ЭКО ;
  • Рубец на матке.


Данные относительные противопоказания могут становиться и абсолютными, но только в каждом конкретном случае, если у женщины имеется действительно высокий риск потери беременности на фоне каких-либо указанных состояний или заболеваний. Однако в целом при наличии относительных противопоказаний авиаперелет совершить можно, но делать это следует только в случае острой необходимости.

Возможные негативные влияния авиаперелетов во время беременности

Рассмотрим широко освещаемые и укоренившиеся в сознании людей возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм беременной женщины, и оценим степень этого влияния на основе имеющихся научных данных и наблюдений за стюардессами, на основе чего дадим заключение – мифом или правдой является то или иное расхожее мнение. Итак, в настоящее время бытует мнение, что авиаперелеты опасны для беременных из-за следующих факторов:
  • Высокий риск преждевременных родов из-за перепадов давления;
  • Риск тромбозов глубоких вен или тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА);
  • Действие космической радиации;
  • Гипоксия;
  • Вред от прохождения рамки металлоискателя на регистрации;
  • Вибрация и тряска в полете;
  • Обезвоживание;
  • Отек носа и появление ринита, першения в горле и других признаков простуды;
  • Риск заражения респираторными инфекциями;
  • Риск внезапных акушерских осложнений.

Риск преждевременных родов из-за перепадов давления во время взлета, посадки и попадания в турбулентность

У многих людей укоренилось в сознании, что авиаперелеты на любом сроке беременности увеличивают риск преждевременных родов. Причем объясняется подобный факт тем, что возникающие при взлете, посадке и турбулентности перепады давления негативно воздействуют на матку , вызывая родовую деятельность.

Однако многолетние практические наблюдения за полетами беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности, показали, что частота преждевременных родов в воздухе такая же, как и на земле. А перепады давления никоим образом не влияют на сократительную активность матки. Иными словами, авиаперелет не увеличивает риск преждевременных родов, поэтому этого не стоит бояться. И даже если у женщины уже имеется риск выкидыша или преждевременных родов, то авиаперелет его не увеличит. Таким образом, данное мнение является мифом.

Определить риск преждевременных родов можно при помощи трансвагинального УЗИ с измерением длины шейки матки. Если шейка матки длиннее 14 см, то риск преждевременных родов практически нулевой и можно смело совершить авиаперелет. Если же шейка матки короче 14 см, то имеется риск преждевременных родов, степень которого должен оценить врач и принять решение, можно ли лететь данной женщине на самолете.

Многих женщин результаты многолетних практических наблюдений не убеждают, поскольку они считают, что если бы полеты не увеличивали риск преждевременных родов и не влияли на беременность негативно, то авиакомпании не ограничивали бы их в допусках к полетам, требуя справку от врача-гинеколога , в которой указывается, что данной женщине можно лететь на самолете. Однако политика авиакомпаний не имеет никакого отношения к влиянию полетов на беременность, поэтому указанный вывод является в корне неверным.

Следует понимать, что подобная политика авиакомпаний обусловлена не негативным влиянием полетов на беременность, а стремлением минимизировать вероятность стресса для команды лайнера, который они получат, если пассажирка начнет рожать в салоне самолета. Ведь ни пилоты, ни стюардессы не являются врачами-гинекологами, и не особенно желают оказаться в ситуации, когда нужно оказывать помощь роженице. Хотя стюардесс и обучают навыкам приема родов, но они не врачи и не акушерки, а потому рожающая женщина для них – это чрезвычайная ситуация. А оказываться в стрессовой чрезвычайной ситуации не хочет никто, и поэтому авиакомпании просто страхуются, предпочитая не иметь дела с подобными инцидентами. Сделать это очень просто – ограничить допуск к авиаперелетам для беременных женщин, что мы и видим со стороны авиакомпаний.

Тромбозы глубоких вен или тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА)

Риск тромбозов глубоких вен при длительных авиаперелетах, продолжающихся более 4 часов, увеличивается в 3 – 4 раза у всех людей, а не только у беременных женщин. Однако поскольку сама по себе беременность уже является состоянием, при котором повышен риск тромбоэмболий и ТЭЛА , то авиаперелет усугубляет этот риск, повышая его в 3 – 5 раз по сравнению с небеременными здоровыми женщинами. Кроме того, дополнительно несколько повышает риск тромбозов и ТЭЛА прием гормональных препаратов. Риск тромбозов и ТЭЛА также увеличивается по мере удлинения времени, проводимого в полете. То есть, чем дольше длится авиаперелет, тем выше риск тромботических осложнений. Поэтому данное мнение является правдой.

Необходимо помнить, что риск тромбозов и ТЭЛА при авиаперелетах связан с низкой концентрацией кислорода и избыточной сухостью воздуха салона самолета, употреблением алкоголя, кофе и газированной воды, а также длительным нахождением в неподвижном положении. Все эти факторы вызывают застой крови в сосудах ног и обезвоживание, что и приводит к образованию тромбов.

Однако данные повышенные риски тромбозов и ТЭЛА у беременных женщин можно минимизировать при помощи правильного поведения в полете (ходить через каждые 45 – 50 минут, часто двигать ногами в положении сидя, надевать компрессионное белье и т.д.). Если беременная женщина будет выполнять указанные правила поведения в полете, то риск тромбозов существенно снизится. В настоящее время общество акушеров -гинекологов Британии разработало следующие рекомендации для беременных женщин, выполнение которых позволит снизить риск тромбозов:

  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голени;
  • Через каждые 45 – 50 минут ходить по салону самолета по 10 – 15 минут;
  • Употреблять по 500 мл жидкости в час (сок, негазированная вода);
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь;
  • Надевать в полет компрессионные гольфы с профилактической степенью сдавливания.
Кроме того, если у беременной женщины имеются дополнительные факторы риска тромбозов, такие, как вес более 100 кг, многоплодная беременность, тромбофилия, варикозное расширение вен , то перед полетом необходимо провести медикаментозную подготовку. Данная подготовка направлена на снижение риска тромбозов и ТЭЛА во время авиаперелета, и заключается во введении препаратов низкомолекулярного гепарина (например, Фраксипарин, Дальтепарин, Эноксипарин и др.). Препараты вводятся однократно, накануне предстоящего перелета, в дозировке 5000 ЕД.

Если по каким-либо причинам ввести препараты низкомолекулярного гепарина нельзя, то их можно заменить приемом Аспирина по 75 мг один раз в сутки накануне и в день перелета. Однако Аспирин для профилактики тромбозов вен и ТЭЛА обладает меньшей эффективностью по сравнению с низкомолекулярными гепаринами.

Действие космической радиации

На высоте более 2500 метров действительно имеется радиоактивное излучение, обусловленное активностью солнца. Дело в том, что атмосфера нашей планеты задерживает данные радиоактивные солнечные вспышки, не допуская их попадания на землю. Поэтому человек, находясь на земле, не подвергается воздействию солнечной радиации. Но если он поднимается в воздух на высоту более 2500 метров, то солнечная радиация будет воздействовать на него в полной мере, поскольку защитный эффект атмосферы в этом случае уже отсутствует. Таким образом, находясь в современных авиалайнерах, полет которых проходит на высоте более 2500 метров (как правило, на 10 000 метрах), человек действительно подвергается воздействию солнечной радиации.

Однако не следует паниковать, поскольку данное влияние радиации солнца совершенно безопасно для всех людей любого пола и возраста, в том числе для беременных женщин. Безопасность солнечной радиации, воздействию которой подвергается беременная женщина при авиаперелете, обусловлена тем, что получаемая доза излучения очень низкая. Так, доза солнечной радиации, получаемая при трансатлантическом перелете, в 2,5 раза ниже, чем при рентгене органов грудной клетки. Поэтому при нечастых авиаперелетах беременная женщина подвергается влиянию малых доз радиации, которые не опасны ни для нее, ни для плода.

Гипоксия

На большой высоте воздух разрежен, и концентрация кислорода в нем относительно низкая. Соответственно и в салоне самолета концентрация кислорода ниже, чем в воздухе на поверхности земли. Подобное положение приводит к тому, что в крови любого человека, в том числе беременной женщины, также несколько снижается количество кислорода. Однако гипоксия не наступает, поскольку уменьшение давления кислорода в крови вызывает ряд компенсаторных реакций, которые обеспечивают ткани и органы O 2 в необходимых им количествах.

Так, в ходе изучения влияния низкой концентрации кислорода в воздухе в условиях авиаперелета на организм беременных женщин было выявлено, что признаки гипоксии у плода отсутствуют (по данным КТГ). То есть, небольшое уменьшение концентрации кислорода в воздухе и крови женщины во время полета не приводит к гипоксии плода, а, следовательно, не оказывает негативного влияния на его состояние. Поэтому распространенное мнение о том, что плод испытывает кислородное голодание во время авиаперелета, является мифом.

Единственной ситуацией, в которой плод может оказаться в состоянии гипоксии при авиаперелете, является наличие анемии III степени у беременной женщины. В таком случае компенсаторных механизмов не достаточно для устранения гипоксии из-за отсутствия необходимого количества гемоглобина.

Рамка металлоискателя на регистрации

Рамка металлоискателя, через которую проходят пассажиры самолетов во время регистрации на рейс и проверки багажа, не является источником радиации или какого-либо другого вида ионизирующего излучения. Данные рамки работают на основе слабого магнитного поля, которое совершенно безопасно для любого человека, в том числе беременной женщины. Таким образом, радиоактивное облучение в рамке металлоискателя – это миф.

Вибрация и тряска в полете

К сожалению, в полете может трясти из-за попадания в зоны турбулентности, а это, в свою очередь, способно провоцировать тошноту , рвоту, головокружение , укачивание или просто плохое самочувствие беременной женщины. В принципе, подобные неприятные явления не опасны для женщины и плода, но доставляют весьма ощутимый дискомфорт.

Обезвоживание

В салоне самолета находится сухой воздух, способствующий потере влаги организмом человека. Кроме того, потере жидкости, а, следовательно, обезвоживанию в самолете способствует питье мочегонных напитков, таких, как чай, кофе, алкоголь, газированные сладкие воды и т.д. Поэтому теоретически во время авиаперелета на фоне употребления указанных напитков в большом количестве может развиться обезвоживание. Однако обезвоживание в самолете легко предотвратить, поскольку для этого достаточно пить по 500 мл в час чистой негазированной воды или сока, и отказаться от употребления мочегонных напитков.

Отек носа и появление ринита, першения в горле и других признаков простуды

Слизистые оболочки носоглотки, носа и горла в самолете могут очень сильно отекать и пересыхать из-за того, что воздух в салоне очень сухой, у всех людей, в том числе у беременных женщин. Такое пересушивание слизистых оболочек может провоцировать появление насморка , заложенности носа и першения в горле. Чтобы предотвратить пересушивание слизистых в самолете, достаточно просто регулярно смачивать их растворами на основе морской соли (Хьюмер, Аква-Марис и др.), использовать сосудосуживающие капли (Отилин, Для Нос, Виброцил , Галазолин и т.д.) и освежать лицо чистой водой. Отек носа можно снять при помощи антигистаминных средств , таких, как Эриус , Телфаст, Цетрин , Фенистил , Супрастин и др.


Риск заражения респираторными инфекциями

В салоне самолета риск заразиться какими-либо инфекциями , передающимися воздушно-капельным путем, действительно высок из-за двух факторов. Во-первых, в небольшом помещении находится много людей, каждый из которых выдыхает в воздух собственные бактерии и вирусы . А во-вторых, в фильтрах кондиционеров самолета также скапливаются микроорганизмы, выдохнутые пассажирами текущего и нескольких предыдущих рейсов, поскольку их меняют один раз в несколько полетов. В результате в салоне самолета находится огромное количество микроорганизмов, как выдохнутых пассажирами, так и попавших в воздух с фильтров кондиционеров. Такая ситуация безусловно создает повышенный риск заражения различными респираторными инфекциями. Беременные женщины, иммунитет которых снижен, для профилактики инфицирования в полете должны использовать маску, прикрывающую рот и нос.

Внезапные акушерские осложнения

Вероятность развития каких-либо акушерских осложнений во время полета такая же, как и на земле. Однако в салоне самолета отсутствует квалифицированный медицинский персонал и оборудование, необходимые для оказания помощи женщине и ребенку. Поэтому осложнения, развившиеся в полете, могут оказаться фатальными не из-за самого нахождения в небе, а из-за отсутствия врачей, оборудования и лекарств. Поэтому если имеется высокий риск каких-либо осложнений, то беременной женщине авиаперелет лучше не совершать. В принципе, к высокому риску акушерских осложнений можно условно отнести все состояния, являющиеся относительными противопоказаниями для авиаперелетов при беременности.

Правила поведения беременных женщин во время авиаперелета

Для минимизации всех возможных рисков и обеспечения максимально безопасного авиаперелета беременные женщины в течение всего периода нахождения в салоне самолета должны соблюдать следующие правила:
  • Для полета одеться в удобную одежду, не стесняющую движений и не сдавливающую тканей;
  • На время полета следует одеть компрессионные гольфы или чулки с профилактической степенью давления;
  • На время полета следует одеть на лицо марлевую или синтетическую маску, закрывающую нос и рот;
  • Заходить в самолет одной из последних;
  • Одеть обувь, которую можно снять, не наклоняясь вниз и также одеть;
  • Не сидите ногу на ногу, поскольку это затрудняет кровообращение и усиливает отек;
  • Каждые 45 – 50 минут вставать и ходить по проходу в течение 10 – 15 минут;
  • По 5 – 10 минут каждый час напрягать мышцы голеней ног и совершать простейшие движения голеностопом в положении сидя (например, натягивать носок на себя и от себя и т.д.);
  • Если обувь начинает давить на ногу или ощущаться на ней, то необходимо снять ее;
  • Ремень застегивать под животом;
  • Пить каждый час по 500 мл негазированной чистой воды или сока;
  • Выбрать места в носу самолета, поскольку, во-первых, воздух идет от кабины пилотов к хвосту и будет легче дышать, а во-вторых, в этой части меньше трясет;
  • Если есть возможность, то рекомендуется покупать билеты бизнес-класса, поскольку в нем комфортнее и шире сиденья, а также относительно большие проходы, позволяющие вытянуть ноги и занять наиболее удобное положение;
  • Выбирать место у прохода, чтобы можно было вставать и ходить по проходу;
  • В салон взять несколько небольших подушек, чтобы подложить их под шею, поясницу и т.д. с целью обеспечения максимального комфорта;
  • Для освежения лица взять с собой и по мере необходимости использовать термальную или минеральную негазированную воду;
  • Для промывания носа и рта с целью устранения сухости слизистых оболочек взять с собой и использовать растворы соли (Аква-Марис, Хьюмер, Долфин и др.);
  • Для уменьшения эффекта закладывания ушей и укачивания необходимо взять кислые леденцы и горькую шоколадку, и употреблять их по мере необходимости;
  • Для устранения симптомов укачивания взять с собой и применять по необходимости гомеопатические препараты, безопасные для беременных, такие, как Вертигохель или Авиа-море;
  • Не употреблять кофе, чай, алкоголь и сладкие газированные напитки;
  • Положить на видное место обменную карту и записку с указанием группы крови и номера телефона близкого человека.

Наиболее благоприятные периоды беременности для совершения авиаперелетов

Наиболее благоприятный и самый безопасный период для авиаперелетов – это второй триместр беременности, то есть, с 14 по 27 недели гестации включительно. В этот период явления токсикоза уже закончились, живот еще относительно небольшой, а угроза преждевременных родов минимальна. Поэтому женщинам рекомендуется планировать авиаперелеты именно на второй триместр беременности.

Помимо благоприятных, имеются еще и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, во время которых полет наиболее опасен для беременной женщины. К таким неблагоприятным периодам для авиаперелетов, да и вообще для любых других активных действий, относятся следующие:

  • С 3 по 7 недели беременности;
  • С 9 по 12 недели беременности;
  • С 18 по 22 недели беременности;
  • Каждый срок очередной менструации , которая бы наступила, если бы не было беременности.
В эти опасные и неблагоприятные периоды рекомендуется воздерживаться от авиаперелетов.

Перелеты на разных сроках беременности

Перелет на ранних сроках (1, 2, 3 и 4 недели беременности)

Перелет на 1 и 2 неделях беременности безопасен. А на 3 и 4 неделях гестации от перелетов лучше воздержаться, поскольку в этот период начинается закладка внутренних органов плода, и любая перенесенная в этот период простуда может стать причиной пороков развития и следующего за ними выкидыша .

Перелет во время 1 триместра (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 недели беременности)

Лучше воздержаться от перелетов во время 5, 6, 9, 10, 11 и 12 недель беременности, поскольку именно в эти периоды происходит закладка и формирование всех основных органов и систем плода. Если под влиянием простуды или стресса произойдет неправильная закладка органов, то беременность не состоится и произойдет выкидыш. Таким образом, наиболее безопасными для авиаперелетов в первом триместре являются 7 и 8 недели.

Перелет во время 2 триместра (13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 недели беременности)

Этот период является самым безопасным для авиаперелетов. Однако лучше воздерживаться от полетов в 18, 19, 20, 21 и 22 недель, поскольку именно в этот период имеется наиболее высокий риск позднего выкидыша.

Перелет во время 3 триместра (28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 недели беременности)

В третьем триместре можно летать на любом сроке, если отсутствуют осложнения, а самочувствие хорошее. Однако необходимо помнить, что многие авиакомпании, начиная с 28 недель беременности, требуют справку от гинеколога, в которой указано, что полет разрешен. Такую справку необходимо получить не более, чем за 7 дней до полета.

Правила различных авиакомпаний по перевозке беременных женщин

В настоящее время существует общепринятые следующие правила перевозки беременных женщин, которых придерживается большинство авиакомпаний:
  • До 28 недель беременности женщин пускают на борт без каких-либо справок и специальных документов;
  • С 29 по 36 недели беременности женщины для посадки в самолет должны предоставить справку от гинеколога о том, что полет разрешен;
  • С 36 недели авиаперелет запрещен.
Справка от врача-гинеколога, необходимая для полета с 29 по 36 недели беременности, годна максимум 7 дней, поэтому получать ее необходимо непосредственно перед планируемым путешествием. Кроме того, на любом сроке беременности на регистрации от женщины могут потребовать справку или другой документ (например, обменную карту), в котором указан срок гестации.

Указанные правила являются общими и наиболее часто встречающимися, однако не универсальными. Многие авиакомпании используют другие правила перевозки беременных женщин, которые могут быть как более строгими, так и напротив, лояльными. Например, некоторые авиакомпании берут на борт женщин и после 36 недели беременности со справкой от гинеколога о том, что полет разрешен. Поэтому, покупая билеты на самолет, необходимо выяснить правила авиакомпании, которая осуществляет рейс.

В наиболее крупных авиакомпаниях действуют следующие правила относительно беременных женщин:

  • KLM – до 36 недель свободно, после чего пассажирку не пустят на борт ни в коем случае;
  • BRITISH AIRWAYS – до 28 недель свободно, а с 28 и до родов только со справкой от гинеколога, в которой указано, что противопоказания к полету отсутствуют и с заполненным заявлением, что женщина осознает все риски и не возлагает вину на авиакомпанию;
  • LUFTHANSA – до 34 недель свободно, с 35 недели и до родов только со справкой от гинеколога, который работает в специальном центре авиакомпании;
  • Аэрофлот и S7 – справка от врача на любом сроке беременности;
  • UTair, Air Berlin, Air Astana – до 36 недель со справкой от гинеколога, а с 36 недели – полет запрещен;
  • Air France – свободно на любом сроке беременности вплоть до родов;
  • Alitalia – до 36 недель свободно, а после со справкой от врача.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Полеты на самолетах — серьезная нагрузка на организм. Страдает и психика. Если не предусмотреть ряд мер, то перелеты, особенно на значительные расстояния, могут привести к серьезному ухудшению здоровья. В этой статье мы обобщили наш опыт авиаперелетов, в том числе и на дальние расстояния.

Во время полета большая часть людей испытывает стресс. Даже те, для которых самолет — обычное дело. У них тоже часто возникают проблемы. Иногда даже более серьезные, так как суммарное время нахождения в воздухе возрастает. О технической стороне безопасности полета заботится экипаж самолета, а состояние здоровья организма человека должно заботить его «владельца», т.е. пассажира.

Большая часть неприятностей связана с перепадами давления на борту, обезвоживанием организма, длительным нахождением в сидячем положении, минимальным количеством движений, нервным напряжением и т.п. Все знают, что необходимо время от времени пройтись по проходу между рядами кресел, изменить положение тела, постараться выспаться и т.п. Это далеко не всё. Есть еще много других способов, позволяющих сохранить собственное здоровье.

Одежда и обувь

Одежда должна быть удобной, свободной и «дышащей». Такой, чтобы не ухудшить циркуляцию крови, затрудненной из-за длительной неподвижности тела. На борту обычно бывает тепло, даже жарко. Но для более комфортного сна нужно попросить у бортпроводников одеяло (должно быть чистым и упакованным в полиэтиленовый пакет) и подушку под спину. Ослабьте пояс, ремень и узел галстука.

Обратим внимание на обувь. Ноги во время длительного полета отекают у всех без исключения людей. Разница лишь в степени отека. Поэтому очень важно в самолете переобуться, сменив сапоги (ботинки, узкую модельную обувь и т.п.) на «тапочки». Некоторые авиакомпании предоставляют пассажирам одноразовые шлепанцы или носки.

Если нет с собой сменной обуви, то снимите ботинки и оставайтесь в одних носках. Если все это, по каким-то причинам, невозможно, то обязательно расслабьте шнурки.

И еще один совет: заранее приобретите дорожный набор для сна: беруши (заглушки для ушей), светонепроницаемую маску (очки, повязку) и бархатистую надувную подушку-подголовник, обхватывающую шею. С ней удобнее и сидеть, и спать.

Вода и другая жидкость

Во время полета организм сильно обезвоживается. Воздух в салоне имеет меньшую влажность, чем в привычной для нас обстановке. Поэтому нужно пить такое количество воды, чтобы не произошло ни обезвоживания, ни излишнего накопления жидкости. Считается, что предпочтительнее не газированная, а обычная вода. Это подтверждают выдержки из советов пассажирам, которые подготовили компании-авиаперевозчики:

В течение всего рейса воздух кабины содержит для здоровых пассажиров достаточное количество кислорода. Однако из-за пониженного давления снабжение крови кислородом слегка уменьшено, что вызывает умеренную гипоксию тканей. Это может проявляться в расширении газов и вызывать небольшой дискомфорт в брюшной полости. Мы рекомендуем в полете избегать перенапряжения, переедания, чрезмерного употребления газированных напитков и алкоголя. (Аэрофлот)

Еще один совет:

Иногда во время полета, из-за недостаточной влажности воздуха в салоне самолета, может появляться першение в горле, сухость в носу и глазах. В этой ситуации необходимо чаще пить воду и соки, поменьше употреблять обезвоживающие организм напитки — чай, кофе, спиртное. (Трансаэро)

Бутылочками с водой можно либо запастись в автоматах, установленных в залах ожидания вылета, в Duty Free (если это не запрещают правила конкретного аэропорта), либо просить воду у стюардессы.

Когда бортпроводники разносят напитки, не стесняйтесь попросить у них наполнить не один, а пару (или больше) стаканчиков. Не пренебрегайте томатным соком. Конечно, если нет каких-то особых причин, например, аллергии. Обратите внимание на то, как много пассажиров предпочитают томатный сок другим напиткам. Даже тогда, когда не считают его любимым. Солоноватый сок имеет ряд преимуществ перед другими фруктовыми соками. Авиакомпании учитывают повышенный спрос томатного сока и заказывают его в больших количествах, чем другие соки.

А вот пиво или вино для организма менее желательны. Они могут притуплять нервное напряжение, но сказываются на состоянии здоровья. Кроме того, чаще предлагаются недорогие столовые вина (даже французские). Даже умеренное употребление алкоголя во время полета нередко кончается головной болью.

Чай или кофе? Для большинства людей безопаснее . Особенно зеленый. Кофе на высоте «крепчает» и может вызвать резкое повышение артериального давления.

Медицинские препараты

Те пассажиры, которые знают свои «болячки», обязательно должны иметь при себе аптечку. Для отдельных препаратов нужно предусмотреть рецепт врача. Советуют принять перед полетом таблетку аспирина (Кардио-Магнил). Дома (или в гостинице) можно намазать кожу ног гепариновой мазью. Это также уменьшит вероятность образования тромбов. Неплохое подспорье во время полетов — глицин. Он не только успокоит, но и снабдит сердце магнием. Таблетки глицина не глотают, а кладут под язык до полного рассасывания.

От тошноты и укачивания стоит запастись специальными препаратами (их много, лучше проконсультироваться с врачом или узнать про них в аптеке). Вот еще полезный совет сотрудников авиаперевозчивов:

Мы рекомендуем восприимчивым к укачиванию пассажирам при регистрации на рейс запрашивать место, расположенное у крыла самолета или рядом с иллюминатором. При необходимости Вы можете воспользоваться гигиеническим пакет, размещенным в кармане спинки впереди стоящего кресла или медикаментами из аптечки первой помощи, обратившись к бортпроводнику. (Аэрофлот)

Если в полете Вы почувствуете головокружение, сфокусируйте взгляд на каком-нибудь неподвижном предмете. (Трансаэро)

Например, на кончики пальцев вытянутых перед собой рук.

Леденец во время полета превращается в лекарство. Для того, чтобы не закладывало уши во время взлета-посадки, обязательно положите в сумочку или в карман леденцы. Лучше кисловатые. Раньше у трапа стояли стюардессы с подносом конфет-леденцов «Взлетная». Раздавали их и перед началом полета. Сейчас о себе должны позаботиться сами пассажиры. В крайнем случае, пожуйте жвачку. Вот полезная выдержка из рекомендации:

Дискомфортные ощущения могут возникнуть также в среднем ухе и пазухах носа. Они уменьшаются при глотании, жевании и позевывании. Если неприятные ощущения сохраняются, попытайтесь заткнуть нос и активно сглатывать, используйте специальные капли для носа. Дискомфортные ощущения у младенцев снижает кормление или сосание соски. (Аэрофлот)

Обратите внимание и на эту выдержку:

Зарядка во время полета

Для того, чтобы уменьшить отек нижних конечностей, не стоит скрещивать ноги, нужно время от времени менять позу, потягиваться, вытягивать ноги, делать хотя бы самые простые упражнения (вверх — вниз, вращения и т.п.). Не упускайте возможности лишний раз пройти по проходу самолета.

Ведущие авиакомпании разработали специальный комплекс упражнений, который поможет заметно снизить степень негативных последствий полета. Подробнее о них вы можете прочитать в журналах авиакомпаний, которые распространяются на борту самолета.

Запрет на полеты и полеты с осторожностью

И последнее. Не забывайте о том, что организм испытывает стресс при смене часовых поясов. Уменьшить его негативные последствия может отдых (до полета, во время полета и после полета).

Женщинам нежелательны перелеты в первые 14 недель и последние 4 недели беременности. Нельзя лететь в первые 7 дней после родов. Младенцы в возрасте до 7 дней также не должны находиться в самолете. Во всех других случаях необходима консультация врачей.

Опасны перелеты гипертоникам, людям, которые недавно перенесли операции или инфаркт миокарда. Нельзя подниматься в воздух аквалангистам сразу после погружения в воду. Должно пройти не менее 24 часов (минимум, 12 часов после двухчасового погружения).

Приятного авиаперелета!

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

В современном мире люди привыкли экономить свое время. Вместо путешествий на поезде или автомобиле, они отдают предпочтение перелетам на воздушных суднах. Это значительная экономия личного времени. Но так ли этот выбор безопасен для здоровья человека?

Уровень радиации в полете

Авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Для этого в воздушном пространстве каждого государства предусмотрены специальные коридоры. Как правило, рейсы с большей протяженностью выполняют на более высоких высотах. Этот факт негативно влияет на здоровье пассажиров и членов экипажа.

Связано это с тем, что чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летевшие в самолете, получают определенную дозу облучения.

Причины радиации:

  • космическое излучение;
  • воздействие солнечных лучей;
  • попадание воздушного судна в грозовое облако.
Научный факт! Во время грозы происходит большой выброс гамма-лучей. Вспышки этого природного явления настолько сильны, что способны «ослеплять» световые детекторы воздушного судна.

При попадании лайнера в грозовое облако, каждый находящийся на нем человек получает дозу облучения. Ее показатель равен облучению при прохождении томографии.

Аналогичная ситуация с солнечной активностью. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение этой планеты превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз.

В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Авиалайнеры не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. На их борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Если она превышает допустимые нормы, звучит сигнал.

Интересно! Медицинские исследования в области воздействия радиационных лучей на организм человека во время полета проводятся регулярно. Согласно проведенным испытаниям было доказано, что облучение при перелете на самолете в несколько раз меньше дозы радиации, которую человек получает ежедневно.

Не смотря на научно доказанный факт, существует большое количество мнений. Они схожи в том, что постоянно летать на самолетах вредно для здоровья. Доза облучения увеличивается с каждым километром.

Какая радиация в самолете? Самой критичной считается высота 12 000 км. На ней человек получает дозу радиации мощностью 3,5 мкЗв/ч. При этом предельный показатель облучения человека не превышает 0,1-0,2 мкЗв/ч.

На высоте 8500 м воздействие радиоактивных лучей снижается. Человек получает облучение мощностью до 2 мкЗв/ч. Этот показатель также негативно сказывается на его здоровье.

Вредно ли летать на самолете: последствия облучения

Радиация в самолете во время полета постоянно находится в предельно допустимых значениях. На борту встроены специальные датчики, которые улавливают малейшие изменения этих показателей.

Важно! Согласно инструкции пилота воздушного судна при повышении уровня радиации, ему необходимо снизить высоту полета.

Доза облучения при каждом авиаперелете равна дозе, которую получают при прохождении рентгена. Эту процедуру выполнял каждый человек 1-2 раза в год. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от частых полетов.

Исключение составляют работники воздушного судна: бортпроводники, пилоты, технический персонал. Они практически постоянно находятся под воздействием негативного излучения. Поэтому им приходиться проходить медкомиссию каждый раз, приходя на работу.

Врачи не рекомендуют летать с детьми. Их организм еще не может бороться с радиацией. Беременным также лучше воздержатся от полетов. Изменение радиационного фона негативно сказывается на здоровье мамы и ее будущего малыша.

Последствия облучения:

  • физический износ организма за короткое время;
  • развитие онкологических заболеваний;
  • нарушение работы сердечнососудистой системы.

С такими заболеваниями в реальной жизни может столкнуться каждый. Но риск их развития велик у тех людей, которые постоянно находятся под воздействием радиации.

Популярные мифы

Самой распространенной считается легенда о получении колоссальной дозы облучения при регулярных полетах на самолетах. В опровержение этого можно сказать, человек, находясь в небе на предельно допустимой высоте, получает практически аналогичную дозу радиации, что и в повседневной жизни.

Угроза здоровью появляется в том случае, если пилот самолета игнорирует сигналы дозиметра. Он не снижает высоту, а также не предупреждает пассажиров о повышении дозы радиации.

Еще один миф: нужно летать в ночное время суток, чтобы избежать негативного воздействия солнечного излучения. В космическом пространстве вспышки на солнце проявляются не только днем, но и ночью. Негативное излучение будет одинаковым в любое время суток.

Если нет альтернативы полету на самолете, перед ним нужно проконсультироваться с врачом. Многие люди страдают от перепадов давления. Из-за космического излучения на большой высоте симптомы усугубляются.

Также беременным нужно проконсультироваться с гинекологом. Как правило, врачи запрещают женщинам совершать полеты уже на 8-ом месяце беременности.