Счет 105 34 строительные материалы. Учет поступления материальных запасов

В статье мы рассказываем о критериях отнесения НФА к категории МЗ и правилах бухгалтерского учета их поступления, списания, внутреннего перемещения, инвентаризации. Мы приводим типовые проводки, отражающие движение материальных запасов, с учетом последних изменений в бюджетном учете.

С 1 января 2020 года начал действовать федеральный стандарт «Запасы» (далее - СГС «Запасы»). Он разделил материальные запасы на основные группы, ввел новые понятия и правила учета. Как по-новому учитывать материальные запасы читайте в статье.

К материальным запасам бюджетные организации в первую очередь относят имущество, которое служит меньше 12 месяцев. При этом стоимость этого имущества значения не имеет.

Что изменить в учете матзапасов с новым стандартом

  • материалы,
  • готовая продукция, биологическая продукция,
  • товары,
  • иные материальные запасы.

Для материальных запасов, которые используете дольше 12 месяцев, установите срок полезного использования. Например, для штор, спецодежды, посуды.

Активы принимайте на бухгалтерский учет по первоначальной стоимости (п. 19 СГС «Запасы»). В зависимости от операции первоначальной стоимостью признают:

  • фактическую стоимость,
  • справедливую стоимость,
  • остаточную стоимость,
  • условную оценку: один объект – 1 руб.,
  • стоимость по передаточным документам,
  • нормативно-плановую стоимость.

Из-за нового стандарта «Запасы» в вашу учетную политику нужно внести изменения, например, определить порядок, по которому будете определять срок полезного использования запасов, применяемых в деятельности учреждения более 12 месяцев. В статье – чек-лист со всеми положениями, которые должны быть в учетке, и разъяснения, как выбрать тот или иной метод учета.

Счет 105 Материальные запасы в бюджетном учреждении

Учреждения приобретают или создают активы, чтобы в дальнейшем использовать их в процессе своей деятельности. Такие активы называют материальными запасами. Примеры материальных запасов по группам и их определение по стандарту в таблице 1.

Таблица 1. Примеры материальных запасов по группам и их определение по стандарту

Определение по стандарту

На каком аналитическом счете учитывать

Материалы

Активы, которые учреждение использует в текущей деятельности не более 12 месяцев;

Средства реабилитации, лекарственные препараты, медицинские изделия и другие предметы, предназначенные для обеспечения граждан или юрлиц

Стройматериалы;

Моющие средства;

Продукты питания;

Лекарства;

ГСМ и др.

Продукция:

ценности, которые учреждение изготовило самостоятельно для продажи

печатные и периодические издания, мебель, и т. д.;

изделия, изготовленные в учреждениях ФСИН заключенными;

заготовленная донорская кровь в станциях переливания крови

биологическая

сельскохозяйственная и иная продукция, полученная от биологических активов учреждения в результате процессов роста, размножения и вырождения живых организмов

зерновые, бобовые, мясо, молоко, латекс, древесина и т. д.

ценности, которые учреждение приобрело для продажи

предметы, которые купили или получили для перепродажи, например мебель, сувениры

Иные материальные запасы

материальные запасы, которые не относятся к другим группам, в том числе те, которые определены как иные комиссией по учету активов в соответствии с НПА, регулирующими учет и отчетность

постельное белье и принадлежности, другой мягкий инвентарь;

одежда и обувь: специальная, форменная, спортивная, а также вещевое имущество;

тара для хранения ценностей;

предметы для выдачи напрокат;

молодняк животных и животные на откорме: птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, приплод молодняка, подопытные животные;

посадочный материал для многолетних насаждений;

орудия лова: тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова;

бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос;

временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет: передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки;

сезонные и временные дороги, лесные дороги, которые подлежат рекультивации;

специнструменты и приспособления для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа;

сменное оборудование;

приспособления к основным средствам, используемые многократно;

временные сооружения, приспособления и устройства, затраты на которые относятся на стоимость строительно-монтажных работ;

готовые к установке строительные конструкции и детали, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;

драгоценные и другие металлы для протезирования;

спецоборудование для НИОКР, приобретенное по договорам с заказчиками;

матценности специального назначения

В казенном учреждении особо ценного имущества нет. В бюджетных и автономных организациях перечень материальных запасов, относящихся к категории особо ценных, определяется на основании ПП РФ № 538 от 26.07.2010 года. Распоряжаться такими МЗ можно только по согласованию с учредителем. В Инструкции 174н и 183н для учета, например, мягкого инвентаря предусмотрены счета 105 25 и 105 35, а в Инструкции 162н – только 105 35.

Смотрите типовые проводки по учету и списанию материальных запасов:

Обратите внимание, с 01.01.2019 года детализированы статьи КОСГУ 340 440 (24-26 позиция балансового счета), которые отражают движение МЗ. На основании приказа Минфина 209н применяются следующие подстатьи:

Наименование

Увеличение стоимости

Уменьшение стоимости

Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях

Продукты питания

Строительные материалы

Мягкий инвентарь

Прочие МЗ

МЗ, предназначенные для капитальных вложений

Прочие МЗ однократного применения

В учете делайте проводки:

Отражено безвозмездное поступление материальных запасов:

в рамках движения объектов между головным учреждением, обособленным подразделением (на основании Извещения ф. 0504805 и первички);

от сектора госуправления или организации госсектора;

от негосударственных российских организаций, ИП, физлиц – производителей товаров, работ, услуг;

от граждан, в том числе нерезидентов;

от организаций-нерезидентов

Если есть сопутствующие расходы:

отражена стоимость имущества, которое получили безвозмездно;

сопутствующие расходы: на доставку, погрузку-разгрузку и др.;

приняты учету материальные запасы

Материальные запасы, которые учреждение изготавливает собственными силами, передавайте на склад или в другое место хранения по требованию-накладной (ф. 0504204) .

В учете отразите:

ДТ 0 105 XX 34Х КТ 0 106 X4 34Х

Оприходованы материальные запасы, изготовленные собственными силами (хозяйственным способом).

Материальные запасы, которые получили при ликвидации основных средств, примите к учету по требованию-накладной (ф. 0504204). Первоначальную стоимость определите по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету (п. 10, 23 СГС «Запасы», подп. 3 п. 4.1.2 Методички по СГС «Запасы»). В учете отразите:

ДТ 0 105 XХ 34Х КТ 0 401 10 172

Поступили материальные запасы от разборки и ликвидации основных средств – комплектующие, запасные части, ветошь, дрова, макулатура, металлолом и т. п.

Примите на учет материалы по требованию-накладной (ф. 0504204), если их можно использовать в дальнейшем после ремонта, в том числе после демонтажа:

ДТ 0 105 33 343 (0 105 36 346) КТ 0 401 10 199

Оприходованы матзапасы – комплектующие, запасные части, ветошь, дрова, макулатура, металлолом, которые остались в учреждении для хознужд после ремонта, в том числе демонтажа нефинансовых активов.

Планируете использовать матзапасы, которые остались при разукомплектации основных средств? Оприходуйте их по требованию-накладной (ф. 0504204) и в учете отразите проводками:

Оприходованы материальные запасы, которые остались после разукомплектации имущества.

Иногда на балансе числятся матзапасы, которые для учреждения уже не представляют ценности или использовать по назначению не получится. Что с ними делать: оставить на балансе, перевести на забалансовый счет или вообще списать с учета? Минфин разъяснений по данному поводу не выпускал. Но мы разобрались в этом вопросе и предлагаем вам

Учет списания материалов в бюджетном учреждении

От причины списания, по которой выбывают материальные запасы, зависит и состав документов, которые нужно оформить. Например, при выдаче продуктов питания оформите - меню-требование (ф. 0504202) , чтобы списать топливо - путевой лист, при безвозмездной передаче другим организациям - накладную на отпуск материалов, материальных ценностей, на сторону (ф. 0504205) и акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) , при недостаче - акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) или акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) .

Скачайте формы:

Образцы заполнения форм

Стоимость, по которой нужно списать материальные запасы, определите по таблице 2. Она зависит от причины, по которой выбывают материалы.

Таблица 2. По какой стоимости списать материальные запасы

Причина выбытия

Стоимость списания

Выдача в эксплуатацию, использование в деятельности

Передача сотрудникам в пользование

Потери в объеме норм естественной убыли

По стоимости каждой единицы или по средней стоимости.

Способ выберите для каждой группы матзапасов и закрепите в учетной политике. Выбранный способ применяйте в течение финансового года непрерывно.

(п. 108 Инструкции № 157н, п. 42 СГС «Запасы»)

Хищения, недостачи, гибель, уничтожение

по балансовой стоимости (п. 38 СГС «Запасы»)

Отчуждение организациям госсектора: продажа, обмен, безвозмездная передача

Отчуждение гражданам и другим организациям, не из госсектора: продажа, обмен, распространение, безвозмездная передача

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Исключение – особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) и если сделку признают крупной или при ее совершении имеется заинтересованность. В этих случаях, чтобы продать матзапасы, нужно получить согласие учредителя или собственника. Доходы от таких операций поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Поэтому при продаже активов делайте проводки:

ДТ 0 401 10 172 КТ 0 105 ХХ 44Х

Списаны реализованные материальные запасы;

ДТ 0 401 20 22Х КТ 0 302 2Х 73Х

Отражены расходы, связанные с реализацией материальных запасов: оценка, транспортировка;

ДТ 0 401 10 172 КТ 0 401 20 22Х

Списаны расходы, связанные с реализацией материальных запасов;

ДТ 0 205 74 56Х КТ 0 401 10 172

Начислен доход за реализуемые материальные запасы, в том числе НДС;

ДТ 0 201 11 510 КТ 0 205 74 66Х

Поступила оплата за реализованные материальные запасы на счет учреждения. Одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 440, КОСГУ 44Х).

Чтобы упорядочить работу по учету и списанию материальных запасов в учреждении, разработайте положение:

Внутреннее перемещение материальных запасов в бюджетных учреждениях

Внутреннее перемещение МЗ – операция, которая выполняется в бюджетных учреждениях в различных ситуациях:

  • при выдаче материалов со склада в подразделения в подотчет материально-ответственных лиц;
  • при смене МОЛ в связи с уходом в отпуск, на больничный или увольнением;
  • при передаче МЗ по распоряжению руководителя из одного подразделения в другое;
  • в иных случаях.

Оформляется внутреннее перемещение требованием-накладной ф.0504204 , которая подписывается передающей и принимающей стороной. В проводке, выполненной бухгалтером на основании этого документа, по дебету и кредиту будут одинаковые счета 0 105 хх 34х, однако в аналитике изменятся такие показатели, как «МОЛ» и, возможно, «подразделение».

Отразите в учете выдачу материальных запасов в эксплуатацию проводками:

ДТ 0 105 ХХ 34Х КТ 0 105 ХХ 34Х

Переданы материальные запасы между сотрудниками (со склада для использования);

ДТ 0 401 20 272 КТ 0 105 ХХ 44Х

Списаны израсходованные материальные запасы, потерь в пределах норм естественной убыли, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря;

ДТ 0 106 ХХ 300 КТ 0 105 ХХ 44Х

Списаны материальные запасы, переданных для изготовления нефинансовых активов, кроме готовой продукции.

Когда передаете материальные запасы сотрудникам в пользование, чтобы они выполняли свои служебные обязанности, спишите их с баланса. Дальнейший контроль таких активов ведите на забалансовом счете 27 (п. 385 Инструкции № 157н). Например, специальной или форменной одежде. В учете отразите:

ДТ 0 109 ХХ 272 КТ 0 105 2Х 44Х (0 105 3Х 44Х)

Выданы в пользование сотрудникам материальные запасы, которые включены в состав ОЦДИ (иного движимого имущества). Одновременно увеличение забалансового счета 27.

Передача материальных запасов между учреждениями

Помимо безвозмездного получения, порядок которого рассмотрен выше, бюджетные учреждения могут передавать МЗ головной организации, учредителю, обособленным подразделениям, различным государственным и коммерческим организациям. При внутриведомственных передачах используется извещение ф.0504805 , в других случаях – акты о приеме-передаче НФА, накладная на отпуск материалов на сторону.

Передаете запасы безвозмездно – спишите их с баланса. Если передаете объекты внутри сектора государственного управления, а также другим организациям, которые созданы на базе государственного и муниципального имущества, отразите по балансовой стоимости. При передаче материальных запасов другим организациям и гражданам, переоцените стоимость до справедливой по методу рыночных цен. В учете отразите:

ДТ 0 304 04 34Х КТ 0 105 ХХ 44Х

Передача между головным учреждением, обособленным подразделением;

ДТ 0 401 20 25Х КТ 0 105 ХХ 44Х

Межбюджетная передача материальных запасов;

ДТ 0 401 20 24Х КТ 0 105 ХХ 44Х

Передача другим организациям и предпринимателям.

Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях

Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях является важнейшим элементом учета, так как при ее проведении определяется фактическое наличие МЗ и сравнивается с данными бухгалтерии. Назначенная приказом руководителя постоянно действующая комиссия во время проверки оценивает состояние объектов учета, условия их хранения и использования. В соответствии с 402-ФЗ обязательная инвентаризация МЗ производится перед составлением годовой отчетности. В Учетной политике могут быть предусмотрены дополнительные проверки для всех запасов или отдельных групп. На основании Постановления Правительства РФ № 731 от 28.09.2000 года ежегодно по состоянию на 1 января нужно проводить инвентаризацию драгоценных металлов, камней и изделий из них.

Порядок проведения инвентаризации материальных запасов

Материальные запасы проверяйте по каждому материально ответственному лицу (МОЛ) и по местам хранения. Сравните фактическое наличие материальных запасов с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации зафиксируйте в инвентаризационных описях ф.0504087 . После того, как закроете описи, составьте акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835) . Если есть излишки и недостача, дополнительно составьте ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) . Оприходуйте излишки

ДТ 0 209 74 567 КТ 0 401 10 172

Начислена задолженность виновного лица по недостачам;

В зависимости от того как сотрудник возмещает недостачу, сделайте проводки:

ДТ 0 201 34 510 КТ 0 209 ХХ 667

Поступили деньги в кассу в возмещение ущерба от недостачи материальных запасов. Одновременно увеличение забалансового счета 17;

ДТ 0 304 03 837 КТ 0 209 ХХ 667

Удержана задолженность из зарплаты, других выплат в возмещение ущерба от недостачи материальных запасов.

Если виновное лицо возмещает ущерб в натуральной форме, примите от него имущество к учету по справедливой стоимости. Рассчитайте ее методом рыночных цен. С виновника задолженность спишите (п. 38 СГС «Запасы»).

ДТ 0 105 XX 34Х КТ 0 401 10 172

Оприходованы материальные запасы, поступившие от виновного лица.

В соответствии с Инструкцией № 157н бухгалтерский учет материальных запасов в бюджетном учреждении ведется на активном балансовом счете 0 105 00 ООО «Материальные запасы» в разрезе групп и видов объектов учета, отраженных в табл. 4.3.

Синтетические счета по учету материальных запасов

Таблица 4.3

Вид объекта учета

Материальные запасы по группам учета

Особо ценное движимое имущество учреждения

Иное движимое имущество учреждения

Предметы

Медикаменты и перевязочные средства

Продукты питания

Г орюче-смазочные материалы

Строительные

материалы

Мягкий инвентарь

Прочие материальные запасы

Готовая продукция

Наценка на товары

Материальные запасы, не принадлежащие бюджетному учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре. Их стоимость отражается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно при формировании учетной политики и должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, а также надлежащий контроль над их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 11 Инструкции № 157н).

Пунктом 119 Инструкции № 157н установлен порядок аналитического учета материальных запасов. Аналитический учет ведется в регистрах бухгалтерского учета по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Аналитический учет готовой продукции, товаров, переданных на реализацию, ведется обособленно. Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе материально ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Необходимо отметить, что фактическая стоимость приобретенных (изготовленных) материальных запасов формируется на следующих счетах:

при приобретении материальных запасов - на счетах 0 105 00 000 «Материальные запасы» и 0 106 00 ООО «Вложения в нефинансовые активы». Достаточно часто материальные запасы принимаются к учету непосредственно на счет 0 105 00 ООО «Материальные запасы» по стоимости, указанной в документах контрагентов. Счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (для материальных запасов: 0 106 24 000, 0 106 34 000, 0 106 44 000) используется при отражении произведенных вложений в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость материальных запасов;

при изготовлении учреждением материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности учреждения и не предназначенных для продажи {реализации ) - 0 106 00 ООО «Вложения в нефинансовые активы»;

при изготовлении учреждением материальных запасов, предназначенных для продажи {готовая продукция) - на счете 0 109 00 ООО «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

На увеличение стоимости приобретаемых материальных запасов относятся все расходы, непосредственно связанные с их приобретением.

Затраты учреждения по оплате договоров на приобретение материальных запасов осуществляется по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Если в рамках договора поставки предусмотрены также доставка материальных запасов поставщиком или какие-либо другие сопутствующие услуги, оплата данных расходов производится также по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Отражение в бухгалтерском учете различных операций поступления материальных запасов можно представить в виде схемы (рис. 4.6).

Рис. 4.6.

Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями осуществляется на основании договоров купли-продажи или поставки, которые они заключают с поставщиками, так как все бюджетные учреждения наделены правами и обязанностями государственных заказчиков.

Все заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений, должны размещаться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Складской учет материальных запасов ведется в натуральном выражении (сортовой учет) в карточках учета материальных ценностей по форме 0504043. Такие карточки заводятся на каждый номенклатурный номер материальных запасов. В карточках учета материальных ценностей указываются наименование материала, единица измерения, цена, марка, сорт, размер, а также данные по приходу и расходу материальных запасов. При этом после каждой записи выводится остаток запаса. Все первичные учетные документы по движению материальных запасов ежемесячно передаются в бухгалтерию по реестру.

Фактическая стоимость материальных запасов, приобретенных за счет субсидий на выполнение государственного задания, включает и сумму НДС, предъявленную бюджетному учреждению поставщиками.

Пример 2. По товарной накладной от 28 августа текущего года в бюджетное учреждение поступили медикаменты и перевязочные средства для медка- бинета. По условиям договора перечислен аванс в размере 30% под будущую поставку медикаментов и перевязочных средств 24 августа текущего года.

Медикаменты и перевязочные средства были приобретены учреждением за счет субсидий на выполнение государственного задания. Общая стоимость поступивших медикаментов и перевязочных средств составила 8658,50 руб. (включая НДС).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения производятся записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Перечислен аванс за медикаменты и перевязочные средства в соответствии с условиями договора поставки

Приняты на учет поступившие в учреждение медикаменты и перевязочные средства

Произведен окончательный расчет за поступившие медикаменты и перевязочные средства

Если бюджетное учреждение заключило несколько договоров, связанных с приобретением материальных запасов (отдельно на поставку, отдельно на транспортные услуги по доставке и т.п.), каждый из них оплачивается по соответствующему коду КОСГУ в соответствии с бюджетной классификацией РФ (например, транспортные услуги по доставке - подстатья 222 «Транспортные услуги»).

Все произведенные расходы аккумулируются на балансовом счете 0 106 00 ООО «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», посредством чего формируется фактическая стоимость приобретаемого имущества.

Пример 3. От поставщика на основании накладной и счета-фактуры от 28 сентября текущего года в бюджетное учреждение поступили материальные запасы (махровые и вафельные полотенца) на общую сумму 49 276,57 руб.

Договором поставки предусмотрен аванс в размере 30%. Материальные запасы были приобретены учреждением за счет субсидий на выполнение государственного задания. Транспортные расходы за доставку материальных запасов составили 2560 руб. и были оплачены транспортной организации по договору 28 сентября текущего года. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления и оплаты материальных запасов

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Перечислен аванс за поставку материальных запасов в соответствии с условиями договора

  • 783,00

Оприходованы материальные запасы на основании накладной поставщика

  • 276,57

Произведен зачет перечисленного аванса

  • 783,00

Произведен окончательный расчет с ООО «Камере» за поставку материальных запасов

  • 493,57

Отражена стоимость транспортных услуг

Перечислены денежные средства на оплату транспортных услуг

Отражена передача мягкого инвентаря на склад по сформированной фактической стоимости 49 276,57 руб. + 2 560 руб.

  • 836,57

При приобретении материальных запасов за счет приносящей доход деятельности их стоимость определяется без учета НДС. Выделение сумм НДС и отражение их на счете 0 210 12 ООО «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» осуществляется на основании выставляемых счетов-фактур.

Предъявленный поставщиками НДС может быть принят к вычету, если единовременно выполняются требования ст. 172 НК РФ:

  • приобретенные материальные запасы предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • материальные запасы приняты к учету;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика материальных запасов.

Пример 4. На основании накладной и счета-фактуры от 10 мая текущего года от ООО «Снабжение» в бюджетное учреждение поступили картриджи Canon для принтера на общую сумму 16 048 руб. (в том числе НДС - 18%). Картриджи приобретались за счет приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения произведены записи, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов для деятельности, приносящей доход

Факт хозяйственной

Корреспондирующие

Приняты на учет поступившие в бюджетное учреждение картриджи Canon (без учета НДС)

Отражен НДС со стоимости приобретенных картриджей

НДС предъявлен к вычету

Отражена оплата картриджей

Налог на добавленную стоимость, указанный в счете-фактуре за полученные материальные запасы, в бухгалтерском учете бюджетных учреждений может включаться в фактическую стоимость материальных запасов, а может и не включаться.

Схематично порядок принятия к учету сумм налога на добавленную стоимость по поступившим материальным запасам в разных ситуациях представлен на рис. 4.7.


Рис. 4.7.

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений встречаются операции по учету недопоставок материальных запасов от поставщиков. Недопоставка возникает, если поставщик отгрузил в адрес покупателя меньшее количество материальных запасов, чем предусмотрено договором, часть материальных запасов была потеряна (испорчена) при транспортировке.

Недопоставка материальных запасов отражается на основании акта о приемке материалов (форма 0315004), в котором указываются количество и стоимость недостающих (испорченных) материальных запасов.

При оприходовании материальных запасов при наличии расхождений с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика, материальные ценности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов. Акт о приемке материалов по форме № М-7 (форма 0315004) является основанием для предъявления претензий поставщику или перевозчику и для отражения недопоставки в учете. Претензия поставщику (перевозчику) предъявляется только по недопоставке (недостаче, порче) материальных запасов сверх норм естественной убыли.

Поэтому при приемке материальных запасов по каждой номенклатурной единице этих активов определяется общая сумма недопоставки (недостачи, порчи), сумма недопоставки (недостачи, порчи) в пределах норм естественной убыли, сумма недопоставки (недостачи, порчи) сверх норм естественной убыли.

Пример 5. В бюджетное учреждение на основании счета-фактуры и товарно-транспортной накладной от 18 октября текущего года от ООО «Снабжение» поступили продукты питания за счет субсидий на выполнение государственного задания на общую сумму 7320 руб. Из них по данным документов поступило:

  • молоко питьевое ультрапастеризованное с витаминами (м.д.ж. 2,5%) 1 л - 80 шт. по цене 48 руб. (условно);
  • огурцы свежие - 87 кг по цене 40 руб. (условно).

Фактически поступило молока - 75 шт. (недостача 5 шт. х 48 руб. = 240 руб.), огурцов - 80 кг.

Был составлен акт о приемке материалов № 3 от 18 октября текущего года. Нормы естественной убыли:

  • 1) при перевозке молока автомобильным транспортом - нормы не предусмотрены;
  • 2) перевозке свежих огурцов - 0,6% от массы груза (в соответствии с приказом Минсельхоза России, Минтранса России от 14.01.2008 № 3/2 «Об утверждении норм естественной убыли картофеля, овощей и бахчевых культур при перевозках различными видами транспорта»).

Определяем нормы естественной убыли по огурцам свежим (табл. 1).

Определение стоимости недопоставленных продуктов питания

Таблица 1

Общая сумма недостачи сверх норм естественной убыли составила 499,20 руб. (259,20 руб. + 240 руб.). На основании акта о приемке материалов на сумму недостачи сверх норм естественной убыли 499,20 руб. выставляется претензия поставщику.

Отражаем в бухгалтерском учете недопоставку материальных запасов (табл. 2).

Таблица 2

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления продуктов питания

Факт хозяйственной жизни

Корреспондирующие

Перечислена предоплата 100% в счет предстоящей поставки продуктов питания

Отражено поступление продуктов питания за вычетом недостачи: 7 320,00 руб. - 280.00 руб. - 240,00 руб.

Отнесена сумма недостачи в пределах норм естественной убыли на увеличение фактической стоимости продуктов питания

Зачтено обязательство поставщика по поставленным продуктам питания в счет перечисленной предоплаты (за вычетом недостачи сверх норм естественной убыли)

Поступила на счет учреждения сумма задолженности в части недостающих продуктов питания

В бюджетных учреждениях регулярно осуществляются мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплекта- ции имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления, а также периодически выполняются ремонтные работы. В результате в распоряжение бюджетного учреждения поступают отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т.п.), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы. При этом у бюджетных учреждений право оперативного управления на подобные материальные запасы возникает с момента их поступления (и. 2 ст. 299 ГК РФ).

Бюджетные учреждения должны отражать такие приходные операции в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2).

При этом не имеет значения, учитывались ли соответствующие нефинансовые активы по виду деятельности КФО 2 или по виду деятельности КФО 4. Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у бюджетного учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется в соответствии с положениями и. 106 Инструкции № 157н исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

В аналогичном порядке определяется и фактическая стоимость материальных запасов, приходуемых по результатам ремонтных работ.

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов от списания (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества представлены в табл. 4.4.

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления материальных запасов от списания, разукомплектации имущества

Таблица 4.4

Факт хозяйственной

Корреспонденция счетов

Первичные до- кументы

Приняты к учету остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения материальные запасы, полученные от ликвидации (разборке, утилизации) объектов основных средств

Акт о списании имущества (формы 0306003,0306004, 0306033,0504143).

Приняты к учету материальные запасы (материалы, комплектующие, запасные части, ветоши, дрова и т.п.), остающиеся в распоряжении бюджетного учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов

2 105 21 340, 2 105 26 340, 2 105 31 340, 2 105 36 340

Акт о приемке материалов (форма 0315004). Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35)

Пример 6. На балансе бюджетного учреждения в составе основных средств числился компьютер CPU Intel Pentium 4 2007 г. выпуска (инвентарный номер 1040060141). Компьютер был приобретен в мае 2007 г. первоначальной стоимостью 29 200 руб. (счет 010134000 «Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения»). В сентябре 2015 г. компьютер был списан на основании акта о списании объекта основных средств от 15.09.2005 № 11.

В результате ликвидации компьютера были оприходованы запчасти по текущей оценочной стоимости: CD-ROM стоимостью 660 руб.

В бухгалтерском учет 15 сентября 2015 г. оприходование материальных запасов отражается записью:

Д 2 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения» - К 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» - 660 руб.

Материальные запасы могут быть оприходованы в бюджетном учреждении по результатам проведения инвентаризации (неучтенные объекты). Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики бюджетного учреждения. Инвентаризация материальных запасов проводится в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России № 49 )-

В инвентаризационной описи обязательно указывается сумма выявленных при инвентаризации неучтенных материальных ценностей и обстоятельства возникновения. По результатам инвентаризации составляется акта о результатах инвентаризации (форма 0504835).

Подписанный руководителем учреждения акт о результатах инвентаризации является основанием для осуществления записей в бухгалтерском учете бюджетного учреждения:

Д 2 105 21 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств - особо ценного движимого имущества учреждения», 2 105 27 340 «Увеличение стоимости готовой продукции - особо ценного движимого имущества», 2 105 31 340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств - иного движимого имущества учреждения», 2 105 38 340 «Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения» - К 2 401 10 180 «Прочие доходы» - оприходованы неучтенные материальные запасы, выявленные при инвентаризации.

  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

Согласно Инструкции N 148н, к материальным запасам относят:

  • - предметы (независимо от их стоимости), используемые в течение периода, не превышающего 12 месяцев;
  • - готовая продукция.
  • - орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;
  • - бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и пр.);
  • - специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п. независимо от их стоимости;
  • - специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
  • - форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
  • - временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
  • - тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;
  • - предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
  • - молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;
  • - многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Учет материальных запасов ведут на синтетическом счете 0 105 00 000 "Материальные запасы". К нему открывают счета:

  • 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства";
  • 0 105 02 000 "Продукты питания";
  • 0 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы";
  • 0 105 04 000 "Строительные материалы";
  • 0 105 05 000 "Мягкий инвентарь";
  • 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы";
  • 0 105 07 000 "Готовая продукция".

Перечень субсчетов и аналитических счетов по учету материалов учреждение определяет самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности. Перечень используемых синтетических и аналитических счетов должен быть указан в рабочем Плане счетов бюджетного учреждения. Эту информацию следует представить в виде приложения к учетной политике.

Учет поступления и оценка материальных запасов

Оприходование материальных запасов отражают в регистрах бюджетного учета на основании сопроводительных документов поставщика (накладных и т.п.).

В тех случаях, когда с документами поставщика имеются расхождения по количеству, качеству или ассортименту, составляют Акт о приемке материалов (ф. 0315004 ). Его также составляют, если материалы поступили без документов. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).

Акт (в двух экземплярах) составляют члены приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика (отправителя) или незаинтересованной организации.

После приемки ценностей акты вместе с документами (транспортными накладными и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию учреждения для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

Материальные запасы принимают к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемый НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации). Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:

  • - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • - таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
  • - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • - суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;
  • - суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);
  • - иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Выбытие материальных запасов

Документальное оформление выбытия материальных запасов

Списание материалов и продуктов питания производят на основании следующих документов (в зависимости от ситуации):

  • - Требование-накладная (ф. 0315006 );
  • - Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202 );
  • - Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203 );
  • - Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210 );
  • - Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230 );
  • - Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143 ).

Требование-накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации - между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Первый экземпляр служит основанием сдающему складу для списания ценностей, второй - принимающему складу для их оприходования.

Этими же накладными оформляют операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если ранее они были получены по требованию, а также сдачу отходов и брака.

Накладную подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Меню-требование на выдачу продуктов питания применяют для оформления отпуска продуктов. Этот документ составляют ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о количестве довольствующихся лиц.

Меню-требование , заверенное подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию. Сведения из меню-требования после проверки заносят в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания.

Ведомость на выдачу кормов и фуража применяется для выдачи в течение месяца материальных запасов, предназначенных для кормления рабочего скота и других животных. Каждая выдача подтверждается подписью получателя. Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания выданных кормов и фуража в расход.

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения применяют для оформления передачи в эксплуатацию материальных ценностей на хозяйственные, научные и учебные цели, а также предметов основных средств стоимостью до 1000 руб. за единицу. Записи производят по каждому материально ответственному лицу с указанием выдаваемых материальных ценностей. Ведомость служит основанием для списания указанных ценностей с баланса учреждения.

Акт о списании материальных запасов применяется для списания с баланса материалов на основании документов, подтверждающих их количественный расход. Акт составляет комиссия, назначаемая приказом руководителя учреждения.

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044 ).

Списание топлива и горюче-смазочных материалов производят на основании путевых листов:

  • - Путевой лист строительной машины (ф. 0340002 );
  • - Путевой лист легкового автомобиля (ф. 0345001 );
  • - Путевой лист специального автомобиля (ф. 0345002 );
  • - Путевые листы грузового автомобиля (ф. 0345004 , ф. 0345005 );
  • - Путевой лист автобуса необщего пользования (ф. 0345007 ).

Аналитический учет материальных запасов (за исключением продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме) ведут в Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.

Аналитический учет продуктов питания ведут в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость делают на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости подсчитывают обороты и выводят остатки на конец месяца.

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведут по видам и возрастным группам (животных на откорме - только по видам) в Книге учета животных.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книгах (карточках) по наименованиям, сортам и количеству.

Синтетический учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведут в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Покупка материальных запасов

Учреждение может приобрести материальные запасы как за счет средств бюджета, так и за счет средств от предпринимательской деятельности. Проводки, которые должен сделать бухгалтер учреждения, для этих случаев будут различными.

Покупка материальных запасов за счет средств бюджета

Какие бухгалтерские записи необходимо сделать в этой ситуации, покажет пример.

Пример покупки материальных запасов за счет бюджетных средств

Бюджетным учреждением приобретены прочие материальные запасы стоимостью 25 000 руб. Бухгалтер запишет:

Внимание!!! В определенных случаях при приобретении материальных запасов необходимо сформировать их фактическую стоимость. Такая ситуация, например, возможна, если учреждением осуществлялись затраты, связанные с доставкой материалов, или производилось доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию. Фактическая стоимость материальных запасов формируется на счете 0 160 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Пример учета расходов на доставку

Больница приобрела продукты питания (200 кг мяса) на сумму 22 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.). Доставку продуктов осуществила транспортная организация. Стоимость ее услуг составила 590 руб. (в том числе НДС - 90 руб.).

Бухгалтер сделал такие проводки:


В рассматриваемом случае расчеты с контрагентами будут производиться по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" экономической классификации расходов бюджетов РФ и подстатье 222 "Транспортные услуги", так как с транспортной организацией заключен договор на оказание услуг по доставке материалов.

Фактическая стоимость килограмма мяса будет равна:

(22 000 руб. + 590 руб.) : 200 кг = 112,95 руб/кг.

Обратите внимание: отражение на счетах бюджетного учета операций по приобретению материальных запасов зависит от содержания договора между бюджетным учреждением и поставщиком. Проанализировав письма Минфина России, регламентирующих применение экономической классификации расходов бюджетов, можно сделать такой вывод. Если в договоре помимо поставки материальных запасов прописана их доставка, то оплата договора на всю сумму будет производиться с подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (даже если стоимость доставки выделена отдельно).

На практике может возникнуть ситуация, когда одним транспортом доставляют разные группы материальных запасов или различные материальные запасы из одной группы (например, медикаменты и перевязочные средства). В этом случае стоимость транспортных услуг необходимо распределить между видами материалов. Базой для распределения может быть масса или стоимость материальных ценностей.

Пример распределения стоимости транспортных услуг между различными видами материальных запасов

Больница закупила два вида круп:

  • - 100 кг гречки по цене 18 руб/кг (в том числе НДС - 1,64 руб/кг);
  • - 60 кг риса по цене 15 руб/кг (в том числе НДС - 1,36 руб/кг).

Доставку продуктов осуществила транспортная организация. Стоимость доставки - 480 руб. (в том числе НДС - 73,22 руб.).

Расходы по доставке будут распределены следующим образом:

  • - в стоимость гречки будет включено 62,5 процента расходов по доставке (100 кг: (100 кг + 60 кг) х 100%);
  • - в стоимость риса будет включено 37,5 процента расходов по доставке (60 кг: (100 кг + 60 кг) х 100%).

Фактические затраты по закупке гречки составят:

100 кг х 18 руб/кг + 480 руб. х 62,5% = 2100 руб.

Фактические затраты по закупке риса:

60 кг х 15 руб/кг + 480 руб. х 37,5% = 1080 руб.

Задача: Покупка МЗ за счет средств от предпринимательской деятельности

Бюджетное учреждение приобрело за счет средств от предпринимательской деятельности прочие материальные запасы на сумму 5900 руб. (в том числе НДС). Расчеты с поставщиком полностью произведены.

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Отражена стоимость приобретенных материалов

"Увеличение стоимости прочих материальных активов"

Отражен НДС по приобретенным МЗ

"Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям"

"Увеличение обязательств по приобретенным материальным запасам"

Произведены расчеты с поставщиком

"Уменьшение обязательств по приобретенным материальным запасам"

"Уменьшение денежных средств на банковском счете"

Принят к вычету НДС

"Уменьшение обязательств перед бюджетом на сумму НДС"

"Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям"

Расчет стоимости списания материальных запасов

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости. Из текста Инструкции N 148н следует, что бюджетные учреждения имеют право выбирать один из двух способов оценки стоимости списываемых материальных ценностей. Выбор одного из данных способов должен быть закреплен в учетной политике бюджетного учреждения.

Задача: Приобретение продуктов питания за счет бюджетных средств и их списание по средней фактической стоимости

В медицинском учреждение в течение месяца поступили продукты питания - крупа рисовая в количестве 300 кг. на сумму 8024 руб. (в том числе НДС - 1224 руб.):

  • - в количестве 100 кг. по цене 23,60 руб. за 1 кг. (в том числе НДС - 3,60 руб.);
  • - в количестве 50 кг. по цене 24,78 руб. за 1 кг. (в том числе НДС - 3,78 руб.);
  • - в количестве 150 кг. по цене 29,50 руб. за 1 кг. (в том числе НДС - 4,50 руб.).

Оплата за продукты производилась следующим образом:

  • - произведена предоплата организации-поставщику в сумме 5000 руб.;
  • - остальная сумма 3024 руб. оплачена после поступления продуктов в учреждении.

На начало месяца числится остаток крупы рисовой в количестве 40 кг. на сумму 944 руб. В течение месяца было израсходовано крупы рисовой в количестве 320 кг. Продукты питания приобретены и использованы в процессе бюджетной деятельности.

Средняя фактическая стоимость при списании продуктов питания определяется по формуле:

СФС = ((С1 + С2) / (К1 + К2)) * К3.

где СФС - средняя фактическая стоимость запасов;

С1 - стоимость остатка запасов на начало месяца;

С2 - стоимость поступивших запасов за месяц;

С3 - количество остатка запасов на начало месяца;

С4 - количество поступивших запасов за месяц;

К3 - количество списываемых запасов за месяц.

СФС = ((944 + 8024) / (40 + 300)) * 320 = 8440,47 руб.

Задача: списания материальных запасов по фактической себестоимости

Имеются следующие данные по материальным запасам:


В течение месяца израсходовано 500 единиц материальных запасов. Для определения стоимости материальных запасов по фактической стоимости каждой единицы необходимо иметь информацию о том, из какой точно партии бралась каждая единица материальных запасов. Согласно данным бухгалтерского учета, имеется следующая информация:

  • - 100 единиц взяты из остатка на начала периода;
  • - 200 единиц - из первой партии;
  • - 120 единиц - из второй партии;
  • - 80 единиц - из третьей партии.

Следовательно, стоимость израсходованных материальных запасов составит:

(100 5 20) + (200 5 21) + (120 5 21) + (80 5 22) = 10 480 руб.

Бухгалтерская запись при списании материальных запасов (прочих материальных запасов) будет выглядеть так:

Дебет 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит 1 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

Задача: В результате урагана была повреждена крыша склада и дождем залило часть ГП. В результате стихийного бедствия ГП на 15000 руб. пришла в негодность.

Отразить проводкой списание потери ГП в результате стихийных бедствий.

В связи с проводимой в Российской Федерации бюджетной реформой с 2011 года все государственные (муниципальные) учреждения (независимо от их правового статуса) должны организовывать бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, утвердившим Единый план счетов и Инструкцию по его применению (далее — Инструкция N 157н). При этом бюджетный учет казенными учреждениями ведется на основании Инструкции N 162н*(1).

Счет 101: какие объекты учреждение может отразить в 2018 году по кадастровой стоимости

В статье рассмотрены установленные этими документами особенности организации и ведения бюджетного учета основных средств казенными учреждениями.

Учет операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам, осуществляется на счете 101 00 "Основные средства", который включен в состав счетов раздела II "Нефинансовые активы" Инструкции N 157н. Следовательно, положения указанного раздела применимы при организации учета объектов основных средств. Рассмотрим некоторые из них в части, касающейся основных средств.

Счет 101 00 предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением) (п. 22 Инструкции N 157н). Причем под объектами основных средств следует понимать материальные объекты имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев (независимо от их стоимости), предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ (оказании услуг), для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), а также объекты библиотечного фонда учреждения (за исключением периодических изданий) (п. 38 Инструкции N 157н).

Обратите внимание! В составе объектов основных средств не учитываются предметы, служащие менее 12 месяцев (независимо от их стоимости), а также материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам*(2), находящиеся в пути, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений или готовой продукции (изделий), товаров (п. 39 Инструкции N 157н).

Переоценку стоимости объектов основных средств и капитальных вложений в них (за исключением имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну) учреждения проводят в соответствии с требованиями п. 28 Инструкции N 157н — по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Порядок переоценки устанавливается Правительством РФ. При этом переоценка основных средств, составляющих казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.

Результаты переоценки подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно: по состоянию на первое число текущего года результаты переоценки в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года не включаются, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Согласно п. 4, 5 Инструкции N 162н для учета операций с основными средствами применяются 3 группировочных счета, подразделенных на несколько аналитических счетов. Приведем их в таблице.

Номер счета Наименование аналитического счета
Счет 101 10 000 "Основные средства — недвижимое имущество"
101 11 000 Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 12 000 Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 13 000 Сооружения — недвижимое имущество учреждения
101 15 000 Транспортные средства — недвижимое имущество учреждения
101 18 000 Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения
Счет 101 30 000 "Основные средства — иное движимое имущество"
101 31 000 Жилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 32 000 Нежилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 33 000 Сооружения — иное движимое имущество учреждения
101 34 000 Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения
101 35 000 Транспортные средства — иное движимое имущество учреждения
101 36 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения
101 37 000 Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения
101 38 000 Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения
Счет 101 40 000 "Основные средства — предметы лизинга"
101 41 000 Жилые помещения — предметы лизинга
101 42 000 Нежилые помещения — предметы лизинга
101 43 000 Сооружения — предметы лизинга
101 44 000 Машины и оборудование — предметы лизинга
101 45 000 Транспортные средства — предметы лизинга
101 46 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — предметы лизинга
101 47 000 Библиотечный фонд — предметы лизинга
101 48 000 Прочие основные средства — предметы лизинга

Читайте также:

Уважаемые пользователи программных продуктов 1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2.0, редакция 1.0!

В связи с применением с 1 января 2018 г. Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н);
  • Основные средства (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н);
  • Аренда (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н);
  • Обесценение активов (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н)

31.03.2018 утверждены приказы Минфина России:

  • № 64н — о внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Приказ № 64н;
  • № 65н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010 N 162н;
  • № 66н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
  • № 67н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Указанные приказы зарегистрированы Минюстом России 26 апреля 2018 г. По общему правилу, приказы вступают в силу с 8 мая 2018 г. Согласно пункту 2 указанных приказов приказы применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.

Приказом Минфина России от 27.12.2017 № 255н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации – детализированы статьи КОСГУ по доходам и расходам.

Перечисленными выше документами в Единый план счетов бухгалтерского учета внесены существенные изменения. Изменения, в том числе, предполагают упразднение ряда синтетических счетов, применение новых синтетических счетов, изменение назначения счетов, что влечет перенос входящих остатков на новые счета.

В связи с поздним вступлением приказов в силу, помимо переноса входящих остатков, на новые счета необходим также перенос оборотов 2018 г.

В состав Плана счетов (ЕПСБУ) включены новые счета согласно приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н в редакции от 30.03.2018 № 64н, у счетов указана дата начала действия "01.01.2018". У счетов установлены признаки применения казенными, бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с приказами № 65н, 66н, 67н.

У исключенных счетов указана дата окончания действия "31.12.2017".

Внимание!

Все операции по переносу остатков и оборотов 2018 г. следует осуществлять после завершения всех операций за период трансформации данных – с 1 января 2018 г. до даты перехода.

Существует 2 способа перехода:

1. Если дата перехода 01.06.2018, то перенос можно осуществлять только после ввода всех документов и завершения всех операций с января по май включительно:

  • после окончания ввода первичных и регламентных документов за май и предшествующие ему месяцы – переносятся обороты (по НФА и счетам расчетов), проверяются результаты переноса и ставится дата запрета редактирования – 31.05.18.
  • операции за июнь вводятся в программу уже по новым счетам и КОСГУ, в случае если на дату установки нового релиза за июнь уже были введены операции – их необходимо исправить вручную.

2. Если установить дату перехода 01.01.2018, то будут сформированы только входящие остатки на начало 2018г.

Всероссийский муниципальный форум

Следует учитывать, что перепроведению подлежат также регламентные документы по закрытию месяца, а также документы, в которые вошли результаты измененных проводок, например, Принятие к учету ОС и НМА, Принятие к учету материалов и аналогичные.

Важно!

Дату перехода на применение новой редакции плана счетов и, как следствие, способ трансформации оборотов 2018 г. – изменение существующих документов в хронологическом порядке с начала года или сторнирование и ввод новых датой перехода следует согласовать с учредителем.

С уважением, отдел консультационной поддержки

ООО «Компас бухгалтера»

Страница не найдена

Непроизведенные активы представляют собой объекты, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства.

К непроизведенным активам относятся:

— водные ресурсы,

— ресурсы недр,

— лесные ресурсы,

— биологические ресурсы,

— радиочастотный спектр,

— прочие.

Для отражения в бюджетном учете не произведенных активов предназначен счет 00 103 00 000 «Непроизведенные активы».

Обратите внимание!

Для того, чтобы бюджетные учреждения могли отразить в учете используемые в их деятельности непроизведенные ресурсы, они (учреждения) должны иметь установленные и законодательно утвержденные права собственности на указанные объекты.

Применение классификации к счетам 101, 105 и 40110180

На это указывает абзац 1 пункта 29 Инструкции №25н. Минфин Российской Федерации в Письме от 26 мая 2006 года №02-14-10а/1406 дает следующие разъяснения по вопросу:

«В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и прочее) становятся объектом бюджетного учета в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот и учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы».

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества.

При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету.

Таким образом, учитывая изложенное, отмечаем, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости.

В соответствии с положениями Инструкции №25н, первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение.

Исключением являются объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью (по определению, приведенному в пункте 29 Инструкции №25н) понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Каждому объекту непроизведенных активов, поставленному на баланс бюджетного учреждения, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер. Инвентарные номера непроизведенных активов используется в регистрах бюджетного учета, но не обозначается на самих объектах.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Поступление объектов непроизведенных активов оформляется

— Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001),

— Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).

Пример 1.

Медицинское учреждение приобрело земельный участок для строительства нового лечебного корпуса стоимостью 500 000 рублей (Цифры в примере приведены условные, поскольку в зависимости от регионов и других условий, стоимость земли колеблется).

Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Окончание примера.

Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании

— Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),

— Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306033).

Пример 2.

Государственное образовательное учреждение в качестве вклада в уставный капитал организации передало земельный участок стоимостью 700 000 рублей.

Эта операция будет отражаться в учете следующей записью:

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Изменения в план счетов бухгалтерского учета

Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Действует настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. Необходимость внесения изменений в План счетов вызвана прежде всего тем, что были приняты несколько Положений по бухгалтерскому учету:

ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы";

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль";

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

Кроме того, разработаны Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н. Данные ПБУ и Методические указания предусматривают новые счета и субсчета, которых в Плане счетов не было.

С выходом ПБУ 17/02 в разд.I "Внеоборотные активы" Плана счетов введены новые субсчета: к счету 04 "Нематериальные активы" — "По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", к счету 08 — субсчет 8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". Те расходы, которые подлежат применению в производстве продукции или используются для управленческих нужд, списывают со счета 08 в дебет счета 04, субсчет "Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы", а затем равномерно списывают со счета 04 в дебет счетов учета затрат (счет 20 или 26).

Если же результаты работ по НИОКР невозможно использовать в производстве продукции или для управления (не дали результатов), то такие расходы списывают сразу с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В связи с изменением порядка учета расходов по НИОКР в разд.III "Затраты на производство" из счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" исключен субсчет "Научно-исследовательские и конструкторские подразделения".

Финансовые вложения

С выходом ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" в разд.V "Денежные средства" счет 58 "Финансовые вложения" дополнен субсчетами по учету долговых ценных бумаг. По долговым ценным бумагам (векселя, облигации), по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации следует разницу между первоначальной и номинальной стоимостью относить на финансовые результаты равномерно в течение всего срока их обращения по мере причитающегося по ним дохода.

Приобретенные векселя, ценные бумаги учитываются на счете 58 "Финансовые вложения" и отражаются на счетах бухгалтерского учета записями:

Дебет 58, Кредит 76 — приобретение векселя и облигации;

Дебет 76, Кредит 51 — оплачены векселя.

Разница между ценой приобретения и номинальной ценой отражается записями:

Дебет 58, Кредит 91-1 "Прочие доходы" — превышение номинальной стоимости над покупной;

Дебет 91, Кредит 58 — вексель списан по номинальной стоимости.

Проценты по векселю отражаются записью:

Дебет 76, Кредит 91 — погашение процентов по векселю.

Что касается счета 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", то его название изменено: "Резервы под обесценение финансовых вложений". При создании резерва под обесценение финансовых вложений бухгалтер должен производить запись:

Дебет 91, Кредит 59.

При выбытии финансовых вложений или уменьшении резерва делают запись:

Дебет 59, Кредит 91.

Спецодежда и спецоснастка

Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, предусмотрены новые субсчета к счету 10 "Материалы": 10 "Специальная оснастка и спецодежда на складе", 11 "Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации". Приобретение спецодежды бухгалтеру теперь следует отражать на субсчете 10 счета 10, а при передаче ее в эксплуатацию делать запись:

Дебет 10, субсчет 11, Кредит 10, субсчет 10.

Стоимость спецодежды по истечении срока службы списывается на себестоимость продукции:

Дебет 20, Кредит 10, субсчет 11.

Изменения по налогу на прибыль (отложенные налоговые активы)

С выходом ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" возникла необходимость дополнить План счетов новыми счетами. В разд.I "Внеоборотные активы" включен счет 09 "Отложенные налоговые активы". Отложенные налоговые активы включаются в расчет чистых активов (Приказ Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз). Сумма чистых активов по окончании финансового года сравнивается с уставным капиталом организации, и в случае превышения уставного капитала над суммой чистых активов акционерные общества обязаны уменьшить уставный капитал. Кроме того, согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в том случае, если сумма чистых активов превышает 200 МРОТ, организация полежит обязательному аудиту. Неотражение отложенных налоговых обязательств по счетам бухгалтерского учета ведет к искажению данных баланса, а за искажение бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф согласно КоАП РФ в размере 2 — 3 тыс.

Учет основных средств в бюджетных и автономных учреждениях

Отложенные налоговые активы должны найти отражение при получении не только прибыли, но и убытка. Ведь по правилам налогового учета убыток, полученный организацией в текущем году, переносится на будущее и учитывается при определении налога на прибыль в течение 10 лет. А значит, в течение этого срока организация должна вести аналитический учет и отражать по счетам бухгалтерского учета отложенные налоговые активы.

Продажа основных средств с убытком также ведет к образованию отложенного налогового актива. Ведь по правилам бухгалтерского учета такой убыток сразу учитывается при определении балансовой прибыли. А в налоговом учете убыток, полученный организацией от продажи основного средства, учитывается равномерно в течение недоамортизированного срока полезного использования основного средства.

Отражается отложенный налоговый актив на счетах бухгалтерского учета записью:

Дебет 09, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль". По истечении времени при условии получения организацией прибыли отложенные налоговые активы списывают при помощи записи:

Дебет 68 "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 09 "Отложенные налоговые активы".

Налог на прибыль и отложенное налоговое обязательство

Раздел VI "Расчеты" Плана счетов дополнен счетом 77 "Отложенные налоговые обязательства" согласно ПБУ 18/02. Отложенные налоговые обязательства — это произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль. Они отражаются записью:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 77.

Уменьшение или погашение отложенных налоговых обязательств в счет начисления налога на прибыль отчетного периода отражается следующим образом:

Дебет 77, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

В связи с введением в действие указанных документов изменения вносятся и в форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Теперь по строке 140 отражается прибыль (убыток) до налогообложения, по строке 147 — постоянное налоговое обязательство, по строке 148 — отложенный налоговый актив, по строке 149 — отложенное налоговое обязательство, по строке 150 — текущий налог на прибыль, по строке 160 — прибыль после налогообложения.

Е.Полунина

Аудиторская фирма "Консалтинг и Аудит"

Это имущественные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения. В их состав принято включать готовую продукцию и товары для продажи.

Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.

Классификация материальных запасов включает:

  1. Предметы и ценности, используемые в деятельности предприятия и имеющие срок использования менее 12 месяцев.
  2. Готовую продукцию — результат производственного цикла.
  3. Товары для продажи независимо от срока использования и стоимости объекта.
  4. Отдельные категории ценностей, поименованные в п. 99 Инструкции № 157н.

Группировка матзапасов в бюджете

Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:

А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке. Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28. Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30.

Как оценивать матзапасы

Стоимостная оценка материальных запасов в бюджетном учете зависит от способа поступления актива в госучреждение. Выделяют варианты:

Порядок формирования стоимости

Покупка, приобретение за плату

По фактической стоимости, уплаченной продавцу, либо по фактически понесенным затратам предприятия на покупку МЗ

Безвозмездная передача

По фактической, балансовой стоимости, при получении МЗ по внутриведомственным, межведомственным и межбюджетным передачам.

По текущей оценочной стоимости на дату поступления, при получении МЗ по иным передачам

Изготовление МЗ хозяйственным способом

По фактической стоимости понесенных затрат или по плановой себестоимости при изготовлении готовой продукции

Неучтенные активы, выявленные при инвентаризации

Примите на учет по справедливой стоимости

Разукомплектованные ценности

МЗ, полученные в результате списания основных средств

Полученные в счет возмещения ущерба

Поступление материальных запасов: типовые проводки

Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.

Операция

Приобретение за плату

Приняты к учету

Произведена оплата поставщику

Оборот по забалансовому счету 18

Безвозмездное получение

МЗ приняты к учету от головного учреждения

МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления

Изготовление готовой продукции

Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости

Поступление материальных запасов следует регистрировать в бухучете на основании первичных документов: накладных, товарных чеков, актов приема-передачи и прочего.

Выбытие и списание материалов

Отразите списание материальных запасов в бюджетном учете в следующих случаях:

  • при продаже актива на сторону;
  • при использовании в деятельности госучреждения;
  • в связи с передачей в уставные капиталы других организаций;
  • в результате стихийных бедствий, террористического акта, иных действий;
  • в связи с безвозмездной передачей сторонним организациям;
  • в результате непригодности, недостачи, хищения;
  • при передаче работникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных обязанностей;
  • при передаче спецоборудования для выполнения НИОКР.

Способ списания стоимости следует закрепить в учетной политике. Допускается на выбор: списание по фактической стоимости единицы или по средней стоимости. Выбранный способ должен применяться в течение календарного года. Допускается применять разные способы для отдельных групп.

Списание материальных запасов: типовые проводки

По правилам из Приказа Минфина № 157н (Инструкция по бюджетному учету материальных запасов), отражать списание матзапасов нужно проводками:

Операция

Отражено списание МЗ, использованных в деятельности учреждения

Отражено списание МЗ, выбывших при создании нефинансовых активов

0 106 ХХ ХХХ

Отражена безвозмездная передача подведомственному учреждению

Отражена безвозмездная передача третьим лицам (кроме государственных и муниципальных)