Естественные силы природы и гигиенические факторы. VII

01.09.2017

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Естественные факторы природы с целью оздоровления применяются в следующих видах и формах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профилактики заболеваний, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах.

Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций,направленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершенствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, т. е. определяется постепенным снижением чувствительности организма к действию лишь определенного физического фактора. Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т. п.), при которой только и возможна его жизнедеятельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании. Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая к закаливанию воздухом, водой и солнцем, нужно учитывать следующее.

Закаливание необходимо начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать зака-ливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.

Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы в течение продолжительного времени не испытывать дискомфорта от холода, но и не перегреваться (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода важно не допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. Под их воздействием происходит определенное изменение почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость организма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной ра-диационной активности солнца - развитие лейкемии. Поэтому, приступая к солнечным закаливающим процедурам,необходимо строго соблюдать постепенность и после-довательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья,возраст, физическое развитие пациента, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч),весной и осенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10-20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более!). Через каждый час закаливания необходимо не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны, но их следует использовать правильно.

Начинать принимать воздушные ванны лучше всего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в зависимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также температуры и влажности воздуха).

Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Холодная вода вызывает рефлекторное сужение сосудов кожи (а в ней содержится 1/3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за первоначальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышечной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов - своего рода гимнастика для сердечно-сосудистой системы, способствующая интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови повышается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на окислительных процессах и обмене веществ в целом. Однако основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а теплопродукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным последствиям. Поэтому при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию холодовых нагрузок и постепенности их наращивания.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 недель, до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тренирующим механизм терморегуляции и значительно повышающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). В зависимости от разности температуры воды различают сильноконтрастный душ(перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди могут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое массирующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно фиксируется повышенный расход тепловой энергии, в то же время усиливается теплопродукция в самом организме, что обеспечивает сохранение нормальной температуры тела при правильном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занимающихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.
Теги: закаливание
Начало активности (дата): 01.09.2017 14:08:00
Кем создан (ID): 645
Ключевые слова: закаливание, плавание, холодные ванны, купание, обтирание

Игры (игровые упражнения)

Игры в ЛФК подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: 1) игры на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные. Οʜᴎ позволяют использовать избирательное воздействие, достаточно точную дозировку интенсивности упражнений, разносторонних по своему влиянию на волевые качества больных. Игры применяются в целях нормализации функций или закрепления различных компенсаций.

Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море.

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целœенаправленного по­вышения функциональных резервов организма и его устой­чивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воз­действия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профи­лактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций, на­правленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершен­ствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, ᴛ.ᴇ. определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определœенного физического фактора.

Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять

постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т.п.), при которой только и возможна его жизнедея­тельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании.

Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая кзакаливанию воздухом, водой и солнцем, крайне важно учитывать следующее.

Закаливание крайне важно начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать закаливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.

Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы не испытывать в течение продолжительного времени ни холода, ни излишнего тепла (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и

простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода нельзя допускать появления озноба и посинœения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителœем. Под их воздействием происходят определœенные изменения почти всœех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расши­ряются кровеносные сосуды, усиливается потоотделœение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это

совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость орга­низма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной радиационной активности солнца - развитие лейкемии. По этой причине, приступая к солнечным закаливающим процедурам, крайне важно строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч), весной и осœенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10- 20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более). Через каждый час закаливания крайне важно не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 2.2). Начинать их прием лучше всœего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (к примеру, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в за­висимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также в соответствии с температурой и влажностью воздуха).

Таблица 22 Продолжительность процедуры закаливания (мин)

Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Влияние холодной воды рефлекторно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится "/ 3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за перво­начальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышеч­ной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов являются как бы гимнастикой сердечно-сосудистой системы, способствующей интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селœезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене веществ в целом. При этом основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всœегда находятся в «боевой

готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а тепло­продукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед­ствиям. По этой причине при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию Холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 нед,

до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тре­нирующим механизм терморегуляции и значительно повы­шающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). Учитывая зависимость отразности температуры воды различают сильноконтрастный душ (перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди мо|ут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое масси­рующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно происходит повышенный расход тепловой энергии, в то же время уси­ливается теплопродукция в самом организме, которая обеспе­чивает сохранение нормальной температуры тела при правиль­ном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занима­ющихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всœех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.

2.5. Формы и методы лечебной физической культуры

К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения (юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.

2.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом нужно учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин, в комплекс включают 9-16 упражнений. Это бывают общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным.

Каждое упражнение несет определœенную функциональную нагрузку.

1. Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения, «настраивает» на предстоящее занятие.

2. Упражнение типа потягивания. Углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, укрепляет мышцы плечевого пояса, исправляет осанку.

3. Поднимание рук с отведением их в стороны и назад, медленные вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и подобные движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы рук.

4. Упражнения для стоп. Способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.

5. Приседания. Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетренирующее влияние.

6. Ходьба с медленным глубоким дыханием. Способствует рас­ слаблению и восстановлению функций организма.

7. Рывковые и маховые движения руками. Развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений.

8. Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увели­ чивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким, энергичным дыханием).

9. Прогибание и другие упражнения для мышц спины и позво­ ночника. Способствуют увеличению его гибкости.

10. Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и тренируют мышцы ноᴦ.

11. Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу.

12. Повороты, наклоны, вращение туловища. Увеличивают подвиж-

ность позвоночника и укрепляют мышцы туловища.

13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет мышцы брюшного пресса.

14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость.

15. Ходьба в конце занятия. Способствует равномерному снижению

физической нагрузки, восстановлению дыхания.

Поиск по книге ← + Ctrl + →

Естественные факторы природы в системе физического воспитания

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков наилучшим образом достигается при сочетании их с использованием естественных природных факторов (воздух, солнце и вода).

Одним из основных средств укрепления здоровья является Закаливание, т. е. система мероприятий, дающих возможность организму быстро и адекватно приспособиться к воздействиям окружающей среды. Правильно используя естественные факторы природы, удается повысить сопротивляемость вредным воздействиям, патогенным микроорганизмам, а также достигнуть благоприятных сдвигов в функциональном состоянии организма: улучшаются основной обмен, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствуется процесс терморегуляции, повышается мышечный тонус.

Научные исследования по изучению влияния различных видов и методов закаливания на физиологические функции организма позволили сформулировать принципы организации закаливания:

1) постепенность закаливания, т. е. постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора:

2) систематичность закаливания. Длительный перерыв в закаливании ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов;

3) разнообразие средств закаливаниия. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания повышает сопротивляемость организма только данному раздражителю.

Целесообразно проводить закаливание во время занятий физическими упражнениями и спортом. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе, купание в открытом водоеме, туристические походы, лыжные и пешие прогулки, проводимые в различных метеорологических условиях, содействуют увеличению закаливающего эффекта.

Проведение всех закаливающих процедур требует постоянного контроля со стороны медицинских работников. Это контроль за условиями, в которых проводится закаливание, их рациональным использованием и влиянием на организм.

Закаливание воздухом - самое распространенное и всем доступное средство закаливания. Воздух воздействует на организм человека в течение всей его жизни. Необходимо, чтобы это постоянное воздействие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее правильные рост и развитие организма. Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.

При проведении воздушных ванн необходимо учитывать состояние здоровья детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать резкого охлаждения, а тем более переохлаждения. Поэтому во время приема воздушных ванн рекомендуется проводить подвижные игры, а с целью усиления их положительного влияния на организм целесообразны после них водные процедуры (купание в водоеме, душ, обливание или обтирание).

Физиологическое действие водных процедур и результат их влияния на организм подобны действию воздушных ванн. В порядке нарастания силы раздражения водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом или закрытом водоеме. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и удлинением времени ее воздействия. Выбор водных процедур определяется врачом с учетом возраста детей и данных об их здоровье. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры (34-36° С) продолжительностью от 2 до 15 мин. Для здоровых детей температуру воды каждые 2 дня снижают на 1-2 ° С, доводя до 18-20° С в зависимости от возраста.

Полезно купание в открытых и закрытых водоемах, особенно в море, так как оно сопровождается физической нагрузкой и вызывает положительные эмоции. Купаться следует 1 раз в сутки. Рекомендуется купаться при температуре воды не ниже 22° С и при температуре воздуха не ниже 24° С, в тихую погоду.

Солнечные ванны оказывают на организм наиболее сильное физиологическое действие по сравнению с другими природными факторами закаливания. Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм при условии их правильного использования выражается в улучшении состояния и физического развития, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Повышается интенсивность , улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействие всех органов и тканей.

Закаливание детей солнечными лучами целесообразно сочетать с воздушными ваннами и водными процедурами.

Методы и средства закаливания должны подбираться (при обязательной консультации медицинского работника) индивидуально в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков.

При осуществлении текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями обязательному контролю подлежит организация закаливающих мероприятий в них, особенно в учреждениях интернатного типа и с высокими показателями заболеваемости детей и подростков. При этом обращают внимание на следующее:

комплекс закаливающих (специальных и ежедневных) процедур;

организацию специальных закаливающих процедур (место в режиме дня; время, затраченное на проведение процедуры всеми детьми; методика проведения; реакция детей на воздействующий раздражитель; участие медицинского персонала и воспитателей) ;

осуществление врачебного контроля за организацией и проведением закаливающих мероприятий (предварительный осмотр детей, назначение закаливающих процедур, регистрация рекомендаций и проведенной процедуры);

анализ заболеваемости в зависимости от комплекса воздействующих факторов, определение эффективности проводимых мероприятий и др.

По результатам проверки даются общее заключение об организации и проведении закаливающих мероприятий среди детей и подростков в организованных коллективах, а также конкретные рекомендации по оптимизации этой оздоровительной работы.


← + Ctrl + →
Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях Медицинский контроль за физическим воспитанием

  • L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  • q]1:1: Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства на мировом рынке являются объектом изучения
  • R Электрофизиологические факторы риска пароксизмов мерцания предсердий
  • А. Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения
  • Естественные факторы природы (солнце, воздух и вода) в ЛФК занимают относительно меньшее место, чем физические упражнения. Они используются как средства оздоровления и закаливания организма. Закаливание - комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

    Закаливание - одно из важнейших направлений профилактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в домашних условиях, санаториях и домах отдыха, пансионатах. Закаливание проводится в формах: а) закаливание солнцем; б) закаливание воздухом и в) закаливание водой (обтирание тела, контрастный душ, купание в открытых водоемах).

    Вопросы для самопроверки:

    1. Назовите основные средства ЛФК.

    2.Назовите формы закаливания.

    Дополнительные средства ЛФК

    Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках). В зависимости от техники выполнения эти упражнения воздействуют изолированно на отдельные сегменты опорно-двигательного аппарата. Лечебный эффект усиливается за счет точной локализации и дозирования. Особое место занимают упражнения на аппаратах маятникового типа (для восстановления подвижности в суставах), блокового типа (как для облег­чения движений, так и для увеличения силы мышц). В последние годы широко используются тренажеры для повышения общей работоспособно­сти. Методика тренажерной гимнастики зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов, степени их функциональной не­достаточности, а также от особенностей мышечно-связочного аппарата. Занятия проводятся при поражении пораженного сустава и с постепенным увеличением нагрузки.
    Особая их ценность состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это крайне важно при таких заболеваниях, как спондилез, остеохондроз позвоночника, сколиоз, коксартроз, функциональные нарушения осанки, различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в послеоперационном периоде.



    Рис. 1. Примерный комплекс ЛГ для восстановления функции локтевого сустава.

    Трудотерапия (эрготерапия). Задачи трудотерапии: восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда; восстановление профессиональных и бытовых навыков (самообслуживание, передвижение и др.) и социальная реинтеграция (трудоустройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в трудовой коллектив); оказание общеукрепляющего и психологического воздействия на организм больного. В трудотерапии применяют различные виды деятельности: работа в саду и огороде (зимой в оранжерее), уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы, лепка и др. При применении трудотерапии нужно учитывать анатомо-физиологические особенности пациента, а подбор движений должен быть основан на характере заболевания и особенностях его течения, что определяет дозировку, сложность и исходное положение при выполнении трудовых процессов (упражнений). Упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой. Следует избегать упражнений (операций), которые могут привести к закреплению порочного (ненужного для данной профессии) двигательного стереотипа. Основные факторы (аспекты) трудотерапии (по материалам экономического и социального департамента ООН) следующие: восстановление двигательных функций, рабочих навыков и обучение повседневным видам деятельности; изготовление (совместно с протезистами) простейших приспособлений, помогающих выработать навыки самообслуживания; определение степени восстановления профессиональной трудоспособности.



    Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом.

    Занятие трудом - это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшающих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

    Терапия трудом - использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

    Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на предупреждение двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудотерапия, подготавливающая больного к профессиональному труду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).
    Массаж , как и физические упражнения, в силу рефлекторных связей влияет на весь организм и, особенно, на систему кровообращения, связочно-мышечный и суставной аппарат. Массаж способствует ускорению репаративных процессов, улучшает обмен веществ и стимулирует костное мозолеобразование.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Минобрнауки России

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Санкт-Петербургский государственный технологический институт

    (технический университет)»

    УГС (код, наименование) 38.00.00 Экономика и управление

    Направление подготовки (код, наименование) 38.03.02 Менеджмент

    Профиль (наименование) Финансовый менеджмент

    Факультет Экономики и менеджмента

    Кафедра Менеджмента и маркетинга

    Тема Естественные и антропогенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды

    Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности

    Курс 1Группа 669зсф-1

    Руководитель, Ерыгина А.В

    Доцент, канд.эконом.наук

    Санкт-Петербург

    Введение

    1. Антропогенные факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды и их последствия

    2. Типология антропогенного загрязнения

    3. Естественные факторы, влияющие на загрязнения окружающей среды и их последствия

    4. Предупреждение и способы устранения загрязнений окружающей среды

    Список используемой литературы

    Введение

    В последнее время все больше внимания уделяется проблеме загрязнения окружающей среды, организовываются движения в защиту и охрану ресурсов, формируются соответствующие ведомства и законы. Не так давно, человечество стало понимать, как его жизнедеятельность неразрывно связана с решением задач по охране природы, и стало предпринимать действия, по спасению своего единственного дома, планеты Земля.

    В наш век передовых технологий, когда почти все необходимые ресурсы можно получить, обратившись к науке, стыдно продолжать по-варварски относиться к окружающей среде. Естественно, что разработка и использование более экологичных приемов добычи, своевременная и правильная утилизация отходов дело затратное, но что мы будем делать с деньгами, которые смогли сэкономить, например, после вырубки леса и, не восполнив его, когда не останется чистой воды и воздуха? Какой мы оставим планету, и будет ли она пригодна для жизни нашим детям, какие семена трудностей уже посажены, а главное как с этими ростками будут справляться следующие поколения?

    Не имея нужного уровня развития человек, уничтожал территорию, когда осваивал ее, хорошим примером для этого можно использовать данные, полученные известным голландским мореплавателем и исследователем А. Я. Тасманом. Когда мореплаватель и его команда приблизились к берегам нынешней Тасмании, они не заметили аборигенов, но обратили внимание на клубы дыма, поднимавшиеся в разных местах над лесом. Последующие исследователи острова так же сталкивались с обилием костров и пожаров, и хотя деятельность аборигенов была достаточно обширна, они занимались охотой, собирательством, рыболовством, главным «рычагом», с помощью которого перестраивался ландшафт, - был огонь. В результате подобной деятельности произошла смена растительности на территории Тасмании, необратимо изменился характер почвы и климат. Располагая данными предыдущих лет, и не строя теорий, а воочию увидев, к чему приводят столь не разумные действия, необходимо бить тревогу и заниматься спасением территорий в срочном порядке, и ни в коем случае не пренебрегать возможностью сохранить оставшиеся ресурсы.

    антропогенный загрязнение последствие

    1. Антропогенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды.

    Работа любого производства (промышленного, сельскохозяйственного и т.п.) сопровождается образованием отходов. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, выбросов в водоемы, твердых промышленных и бытовых отходов.

    В современное время давление человечества на окружающую среду заметно возросло. Строятся и расширяются города, территории для сельскохозяйственной деятельности занимают места лесов и болот, тем самым уменьшается биологическое разнообразие естественной среды.

    Каждое производство, в процессе своей работы создает отходы, с переработкой которых не в силах справиться природа.

    2. Типология антропогенного загрязнения

    Типологию антропогенного загрязнения можно рассмотреть таким образом:

    По природе факторов

    По масштабам

    По происхождению загрязнителя

    По объектам загрязнения

    Химическое - загрязнение формирующиеся в результате поступления в естественную среду химических веществ, превышающих норму.

    Локальное - загрязнение не большого района вокруг действующего предприятия или населенного пункта. Характерны для городов и крупных предприятий и районов добычи.

    Количественное загрязнение - результат возвращения в среду тех веществ, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в меньших объемах (соединения железа, древесина и т.д.)

    Загрязнение атмосферы - главные источники такого загрязнения это ТЭС, металлургия, отрасли промышленности и транспорт. Так же сказывается активный рост городов, деятельность которых приводит к образованию смога.

    Биологическое - загрязнение формирующиеся привнесением в окружающую среду и размножение в ней не характерных микроорганизмов, влекущее за собой болезни.

    Региональное - загрязнение в пределах значительных территорий и акваторий, но не разросшееся до масштабов планеты

    Качественное загрязнение связано с поступлением в среду неизвестных природе веществ, создаваемых химией (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

    Загрязнение гидросферы - водоемы загрязняются поверхностными стоками и сточными водами. Основными источниками являются жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, рыбный промысел и промышленность.

    Физическое - загрязнение приводящее к изменению физическим параметров среды. Таким загрязнениями могут являться: тепловыми, световыми, шумовыми, радиационными и т.д. Все виды загрязнения не характерные для живой природы.

    Глобальное - загрязнение обнаруживаемое в любой точке земного шара, вдалеке от источника

    Загрязнение литосферы - загрязнение плодородного слоя почвы вызывает складирование, захоронение отходов (промышленных и бытовых). Стремясь повысить урожайность, применяются удобрения и пестициды, которые так же пагубно влияют на состояние почвы.

    3. Естественные факторы, влияющи е на состояние окружающей среды

    Естественным источником загрязнения среды являются природные опасные геологические процессы или явления, не являющиеся результатом деятельности человека.

    К таким загрязнениям, вызванным природными источниками, относят:

    · Пыльные бури

    · Зеленые насаждения в период активного цветения

    · Степные и лесные пожары

    · Извержения вулканов

    · Наводнения

    · Селевые потоки

    · Выветривание горных пород

    · разложение организмов.

    · Землетрясения

    · Биологическое самозагрязнение водоемов, в виде цветения в период активного роста водорослей.

    Природные источники загрязнения как правило имеют не постоянный характер и не вызывают существенных и необратимых загрязнений для окружающей среды.

    4. Предупреждение и способы устранен ия загрязнений окружающей среды

    Как говорилось ранее, естественные источники загрязнения не связаны с деятельностью человека и могут быть только заблаговременно распознаны, что даст возможность подготовиться к будущей проблеме и не дать, по возможности разрастись ситуации до состояния катастрофы.

    Таким образом, можно заранее, благодаря необходимым приборам зафиксировать опасную ситуацию и грамотно на нее среагировать, а некоторые факторы, такие как пожары, предупредить вовсе.

    Что касается антропогенных факторов загрязнения окружающей среды, то здесь необходимо приложить на много больше усилий.

    Основными направлениями по решению проблем защиты окружающей среды являются:

    · Совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду.

    · Замена токсичных отходов на нетоксичные.

    · Замена не утилизируемых отходов на утилизируемые.

    · Применение пассивных методов защиты, к которым относятся мероприятия, направленные на ограничения выбросов промышленного производства с последующей утилизацией.

    · Необходимо строительство очистных сооружений

    · Применение малосернистого топлива

    · Рекультивация земель

    · Применение «чистых» технологий и оборотных систем водоснабжения.

    Вывод

    Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: проблема загрязнения окружающей среды стоит на первом месте и требует активной и безотлагательной деятельности человека. Необходимо понимать неразрывную связь между высоким качеством жизни и высоким качеством состояния окружающей среды, такие понятия неделимы. Только активные действия, направленные на защиту окружающей среды смогут сдержать и смягчить тот экологический кризис, который уже настал. Данная тема актуальна на протяжении уже многих лет, и требует к себе помимо внимания и огласки, реальных и сплоченных действий всех жителей Земли. В таком вопросе не должно быть разделений на государства, миру необходимо сплотиться и совместными усилиями разрабатывать и применять на практике методы спасения окружающей среды от пагубного воздействия на нее жизнедеятельности человека, т.к. именно этот фактор наносит самые ощутимые и негативные последствия. Не работая коллективно и на результат, ни о какой положительной динамике речи быть не может.

    Список используемой литературы

    · Ерыгина А.В. Лекция 10. Охрана окружающей среды [Электронный ресурс] / А.В. Ерыгина. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург: СПбГТИ, 2016. - Режим доступа: http://zfem.ru/file.php/1665/lec/BZhD_lec10.pdf.

    · Охрана окружающей среды: Учеб, для техн. спец, вузов / Под ред. СЗ. Белова. - М.: Высшая школа, 2004. - 319 с.

    · Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] / - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://megabook.ru/article/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B (Дата обращения 21.11.2016)

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Биосфера Земли, формы современного антропогенного воздействия на нее. Вклад различных отраслей промышленности в общее загрязнение окружающей среды. Антропогенные и естественные факторы, влияющие на изменение климата. Энергетика и выбросы парниковых газов.

      контрольная работа , добавлен 26.04.2011

      Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Литосфера - твердую оболочку Земли и источники ее загрязнения. Факторы, влияющие на здоровье человека. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

      контрольная работа , добавлен 09.02.2009

      Сущность загрязнения окружающей среды, ее признаки. Особенности загрязнения воды и атмосферы, основные загрязнители и степень их воздействия. Понятие экологического кризиса его последствия. Факторы, источники и последствия экологической опасности.

      контрольная работа , добавлен 13.05.2009

      Классификация и формы загрязнения окружающей среды. Состояние здоровья населения, уменьшение его здорового числа. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни. Медико-санитарное обеспечение безопасности человека. Решение экологических проблем.

      реферат , добавлен 10.12.2011

      Факторы, влияющие на экологическую обстановку г. Усть-Каменогорск. Техногенные и природные источники загрязнения. Биологические факторы воздействия. Воздействие архитектурно-планировочной инфраструктуры на экологию города. Состояние загрязнения воздуха.

      контрольная работа , добавлен 07.01.2013

      Основные загрязнители атмосферного воздуха и глобальные последствия загрязнения атмосферы. Естественные и антропогенные источники загрязнения. Факторы самоочищения атмосферы и методы очистки воздуха. Классификация типов выбросов и их источников.

      презентация , добавлен 27.11.2011

      История и факторы загрязнения окружающей среды, предупредительные меры по его предотвращению. Роль международного сотрудничества в защите окружающей среды от химических загрязнений. Понятие безотходного производства, его сущность и экологическое значение.

      доклад , добавлен 15.11.2009

      Главные факторы, загрязняющие атмосферу, нынешнее состояние окружающей среды Калининградской области. Состояние озонового слоя над Россией и отрицательное влияние на здоровье человека веществ, загрязняющих атмосферу. Загрязнение транспортными средствами.

      реферат , добавлен 13.11.2009

      реферат , добавлен 26.02.2009

      Факторы, влияющие на распространение отработавших газов, химический состав и оценка негативного воздействия на окружающую среду. Загрязнения почв придорожных участков тяжелыми металлами, механизм трансформации. Расчет экономического ущерба от выбросов.