Иммануил кант философское направление. Философия доступным языком: философия Канта

Немецкая философия конца XVIII – первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Хотя все представители этого этапа развития философии – самобытные и яркие мыслители, их объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов. Традиционно немецкую классическую философию связывают с именами Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков - Людвига Фейербаха и Карла Маркса.

Обратим внимание на основные особенности немецкой классики. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в «сердце» культуры, показали неотделимость философии от духовной жизни общества, критически-рефлексивную функцию философии рассматривали как ее социальную миссию.

Немецкая философия антропологична в широком смысле этого слова: человек в ней перестал быть статичной фигурой, пассивным отпечатком природы Он – активный субъект познания, переживания, преобразования и творения мира. Для Гегеля человек – это необходимое завершение развития идеи, для Фейербаха главное – эмоциональная жизнь человека. У Канта человек предстает в трагической разорванности его духовной деятельности. Таким образом, можно сказать, что немецкая классическая философия – это философия деятельности.

Немецкая философия аксиологична. В ней духовный мир наполняется нравственными, эстетическими, религиозными ценностями; жизнь духа – это не только жизнь рассудка. Бессознательное, миф, иллюзия, воображение уже не изгоняются из предмета исследования.

Сфера социальной жизни, истории предстает как целостное и подчиненное объективным законам явление. Труд, прогресс, свобода и насилие отныне прочно входят в орбиту философского исследования.

Иммануил Кант (1724-1804) – самый старший из блестящих немецких философов, именно к его идеям чаще всего обращается философская мысль XX века. Вопросы, поставленные им, были столь глубоки и нетривиальны, что из поисков ответов на них выросла вся современная философия, такие различные направления, как позитивизм, феноменология, философия жизни, экзистенциализм.

Творчество Канта делится на два этапа – докритический и критический.

В работах докритического периода Кант – эмпирик, в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» она выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц. Кант изучал взаимосвязь приливов и вращения Земли, разрабатывал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественной истории человеческих рас.


Критический период в творческом развитии Канта начинается с 70-годов. Основные работы критического периода – «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).

Центральное место в его философии принадлежит теории познания. «Критика» для Канта – это уяснение границ и возможностей познавательных способностей человека. Вопреки традиционным взглядам на познание в философии Нового времени, Кант пришел к выводу, что знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности, не сводимые друг к другу. Более того, есть духовные способности, не сводимые к познанию, а само познание не есть пассивный отпечаток природы или простое созерцание врожденных идей.

Кант, таким образом, находит «третий путь» в споре рационализма и эмпиризма, разума и чувств: «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы». Мысли изначально «заражены» чувственностью, чувственность «нагружена» особыми внечувственными структурами. Таким образом, Кант выделяет три формы или три главные способности познания: чувственность, рассудок и разум. Как же протекает в таком случае процесс познания, как возможно познание?

Прежде всего, Кант различает не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе» . Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Однако существует мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком. Человеческая способность познания феноменов безгранична, считает Кант. Согласно его концепции, в нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы. Априорное (от лат. a priori – из предшествующего) знание предшествует опыту и не зависит от него. Априорное знание нельзя отождествить с врожденными идеями, поскольку оно не существует само по себе, а лишь «оформляет» чувственность. Кроме того, само понятие «врожденности» уже предполагает источник возникновения априорного знания, что выводит нас за рамки феноменов, невольно обращает к «вещам в себе». Апостериорное (от лат. a posteriori – из последующего) знание – знание, получаемое из опыта. Однако апостериорное знание также не существует в чистом виде. Мир явлений, феноменов – не хаос, он упорядочен с помощью всеобщих и необходимых форм чувственного созерцания и категорий рассудка.

Характеризуя взаимоотношение нашего опыта с миром «вещей в себе», Кант пользуется понятиями «трансцендентальный» и «трансцендентный».

«Трансцендентальный» (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы), в понимании Канта, это относящийся к познанию, которое интересуется не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание возможно априори. Трансцендентальный – это выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных форм. «Трансцендентный» означает выходящий за пределы любого возможного опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры; непознаваемый.

Синтез чувственности и рассудка осуществляется с помощью силы воображения. Она проявляется в присоединении различных представлений друг к другу, в создании единого образа. Репродуктивная сила воображения проявляется в воспроизведении в памяти однажды созерцаемого.

Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений: «…рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей».

Кант ставит задачу, исходя из общих представлений о природе познания, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. В «Критике чистого разума» он задает три вопроса: как возможна математик, как возможно естествознание, как возможна метафизика.

Математика опирается на априорные формы чувственногосозерцания – пространство и время. Возможность устанавливать положение различных предметов, перемену мест, отношения последовательности, одновременности связана с тем, что человек обладает как бы особыми «очками», сквозь которые он смотрит на мир, - особыми «ощущениями» пространственности и временности или, как говорит Кант, чистыми формами чувственного созерцания.

Теоретическое, «чистое» естествознание основывается на рассудке. Рассудок – это способность оперировать понятиями. Понятия есть продукт синтеза данных опыта и категорий. Категории – это как бы схемы мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Любое опытное содержание может быть подведено под категории количества (единство, множество, совокупность); качества (реальность, отрицание. Ограничение); отношения (субстанция и акциденции, воздействующее и подвергающееся воздействию); модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность). Деятельность рассудка предполагает выделение в познании субъекта и объекта. Однако это лишь структурирование мира феноменов, в значительной степени условное. Рассудок не выявляет абсолютные, безусловные характеристики субъекта и объекта, не говорит о «вещах в себе». Они трансцендентны рассудку. Рассудок – это способность создавать единство явлений, феноменов посредством правил.

Существует и третья познавательная способность, которая является основанием «метафизики» – философии как особой познавательной деятельности, это разум . Кант рассматривает его как способность вносить единство в сами правила познания. Разум воплощается в философском размышлении, однако действовать он может по-разному. Как регулятор познания, он - высшая и направляющая инстанция для рассудка. Разум порой подталкивает рассудок к выхождению за пределы самого себя в область трансцендентного. Познание оказывается в плену иллюзий, мнимых величин. Поскольку разум стремится к «безусловному синтезу», он закономерно приходит к трем идеям. (Идея, по Канту, это понятие о безусловном, о том, что ничем не обусловлено, что является причиной самого себя, «вещью в себе»). Содержание идей находится за пределами человеческого опыта.

Первая идея – идея абсолютного единства субъекта, идея души. Вторая – идея абсолютного единства явлений, идея о мирекак о безусловной целостности. Третья – идея абсолютного единства всех предметов мышления, идея бога.

Первая и третья идеи не противоречивы, так, мы ничего не можем сказать об их предметах. Вторая идея порождает четыре антиномии (противоречия), в них заключены диаметрально противоположные ответы на один и тот же вопрос:

1) мир безграничен – и мир ограничен; 2) все в мире просто – и все сложно; 3) в мире есть причинность через свободу – в мире нет причинности через свободу; 4) все в мире необходимо - все случайно.

Эти противоречия свидетельствуют о том, что философия как мышление о мире, о вещах в себе – невозможна. Философия должна быть лишь «критикой» разума, должна устанавливать границы познания, демонстрировать неоднородность человеческой познавательной деятельности. С помощью философии можно уловить необходимость перехода от «чистого» разума, теоретического, к разуму «практическому» – нравственности.

Для понимания человека особенно важна третья антиномия. За ней скрываются два измерения человеческой жизни: человек принадлежит к миру явлений (феноменов), в этом мире нет свободы, это мир обусловленного. Но человек одновременно и «вещь в себе» (ноумен). Соответственно, человек имеет два характера – эмпирический и ноуменальный. Действия человека в эмпирическом мире всегда можно объяснить с помощью внешней причинной связи. Ноуменальный характер обладает «свободной причинностью», он действует сообразно идее свободы, он обнаруживает себя не как само действие, но, как правило, в действии. Когда мы смотрим на человека «со стороны», с точки зрения внешнего наблюдателя, мы никогда не сможем определить, какая сторона человеческого поведения – продукт свободы, а какая – «природы». Заслуга и вина человека остаются для нас скрытыми. Кант приходит к выводу, что человека как свободное и ответственное существо нельзя познать с помощью «чистого» разума, к человеку нельзя подходить как к «явлению», объекту. Человека можно познать только «изнутри», как субъекта свободного, самообусловленного действия. Но это особая познавательная способность.

С понятием «практический разум» связаны основные характеристики этического учения И. Канта.

Практический разум – это основание воли, он говорит человеку о необходимости действия вне зависимости от возможных последствий этого действия. Субъект практического разума (нравственного сознания) как бы намеренно выключает себя из цепочки причинно-обусловленных действий, он может действовать в условиях полной познавательной неопределенности. Для него подлинной реальностью оказывается его бессмертная душа, Бог, свобода. Находясь в рамках практического разума, можно лишь обнаружить императивы (повеления) в душе человека, заставляющие его действовать независимо от неблагоприятного результата, часто толкающие его к поступкам, противоречащим даже его собственным желаниям. Удовольствие, счастье, желание, традиционно относимые мыслителями к целям нравственного поведения, Кантом в качестве таковых отвергаются. Нравственный поступок ценен сам по себе, он не зависит от человеческих желаний, которые приковывают человека к миру феноменов. Нравственный императив – это императив категорический, он заставляет человека действовать несмотря ни на что, ни на какие условия. Он говорит о необходимости относиться к себе и к себе подобным как к субъектам свободной воли: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Кант формирует категорический императив и несколько по-другому: относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда – как к средству.


Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ КАНТА. Все основное, самое главное по философии: в коротком тексте: ФИЛОСОФИЯ КАНТА. Ответы на основные вопросы, философских понятиях, истории философии, направлениях, школах и философах.


ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии. Все его творчество делится на два периода: докритический, в котором он занимается в основном проблемами естествознания и проводит идею о развитии в природе, и критический, в котором главной его задачей являлось исследование возможностей познающего разума. В критическом периоде наиболее важными произведениями Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на первой ступени познания уже возникает понятие «вещи в себе».

Вторую ступень познания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.

Третью ступень познания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума» (эта книга произвела революцию в философии). В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий (каждое из которых содержит тезис и антитезис):

1) «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис);

2) каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей;

3) существуют два рода причинности - один соответствует законам природы, другой - свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис);

4) существует и не существует абсолютно необходимое существо.

Таким образом, Кант явился представителем агностицизма.

Кант родился, прожил всю свою жизнь и умер в Кенигсберге. После окончания Кенигсбергского университета Кант некоторое время работал домашним учителем в домах прусских аристократов. Позднее он вернулся в университет, чтобы занять должность приват-доцента, а позже - профессора логики и метафизики.

Кант продолжал писать и исправлять свои теории вплоть до своей смерти в возрасте 80 лет, в самом начале нового века. И хотя он никогда не покидал своего родного Кенигсберга, его разум преодолел пространство и время и оставил неизгладимый след в мышлении своей цивилизации.
......................................................

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Наверняка эту цитату знают даже те, кто с философией-то и вовсе не знаком. Ведь это не просто красивые слова, а выражение философской системы, которая коренным образом повлияла на мировую мысль.

Предлагаем вашему вниманию Иммануила Канта и этого великого человека.

Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани и эпохи романтизма.

Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

Студенческие годы

Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».

После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

Российский Кёнигсберг

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.


Портрет Иммануила Канта

В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по и физической географии.

Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

Расцвет творчества

В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, и физику.

Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.

Критика чистого разума

Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) - этика
  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.

Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы.

Личная жизнь Канта

Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.

Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой».

Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.

Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, — он был любимцем высшего светского общества.

Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог - тогда не хотел.

Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом (о котором Кант мечтал давно) он купил только к 60 годам.


Дом Канта в Кёнигсберге

Ел Иммануил Кант только один раз в день – в обед. Причем это был настоящий ритуал. Он никогда не обедал в одиночестве. Как правило, с ним разделяли трапезу от 5 до 9 человек.


Обед Иммануила Канта

Вообще вся жизнь философа была подчинена строгим правилам и огромному количеству привычек (или странностей), которые он сам называл «максимы».

Кант считал, что именно такой образ жизни позволяет максимально плодотворно трудиться. Как видно из биографии, он был не далек от истины: практически до самой старости он не имел никаких серьезных болезней (при своей-то врожденной хилости).

Последние дни Канта

Умер философ в 1804 году в возрасте 79 лет. Не все поклонники выдающегося мыслителя хотят признавать этот факт, но существуют неоспоримые свидетельства того, что под конец жизни у Канта проявлялось старческое слабоумие.

Несмотря на это, к нему до самой смерти с огромным почтением относились как представители университетских кругов, так и простые горожане.

Интересные факты из жизни Иммануила Канта

  1. По масштабам своих философских работ Кант стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем.
  2. Иммануил Кант опроверг , написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, . Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой.
  3. Как мы уже сказали, Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или . Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
  4. Вряд ли этот факт можно подтвердить, но существует история о том, как однажды студенты пригласили целомудренного преподавателя в бордель. После этого, когда у него спрашивали о впечатлениях, он отвечал: «Множество суетных мелких движений».
  5. Неприятный факт. Несмотря на высоконравственный образ мышления и стремление к идеалам во всех сферах бытия, Кант проявлял антисемитизм.
  6. Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом – таков девиз Просвещения».
  7. Кант был достаточно низкого роста – всего 157 см. (для сравнения, который тоже считался низкорослым, имел 166 см. роста).
  8. Когда к власти в Германии пришел , фашисты очень гордились Кантом, называя его истинным арийцем.
  9. Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде».
  10. Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними. В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
  11. Кант был четвертым ребенком в семье, состоящей из 11 детей. Шестеро из них умерли еще в детстве.
  12. Студенты говорили, что во время чтения лекций Иммануил Кант имел привычку фиксировать взгляд на каком-то одном слушателе. Однажды он остановил свой взгляд на юноше, у которого на сюртуке не хватало пуговицы. Это сразу же бросалось в глаза, отчего Кант стал рассеянным и сбивчивым. В конечном счете, он прочитал очень неудачную лекцию.
  13. Недалеко от дома Канта располагалась городская тюрьма. В качестве исправления нравов, заключенных заставляли по несколько часов в день петь духовные песнопения. Это пение так надоело философу, что он написал письмо бургомистру, прося его принять меры «для прекращения скандала» против «громогласного благочестия этих ханжей».
  14. На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
  • Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде (дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца).
  • Меньше спать (постель – гнездо заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).
  • Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.

Теперь вы знаете об Имманиле Канте все, что должен знать любой образованный человек, и даже больше.

Если вам нравятся биографии великих людей и интересные факты из их жизни, — подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

4.б. Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейшие вопросы: 1. Что я могу знать?; 2. Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать? и 3. На что я могу надеяться?.

Исходный принцип философии Канта: Прежде чем начать познавать, необходимо исследовать инструмент познания и его возможности. Сознание человека, утверждает родоначальник немецкой классической философии, вопринимает только "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным "Ноумен" ("вещь в себе", "Dish an sich", - то, чем вещь, явлнение являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных восприятий).

4.в. Познание, по Канту, проходит три ступени. Первой, начальной, среди них ступенью познания является чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане Кант полностью разделая взгляды Давида Юма), а с другой стороны присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания. Априорными, не взятыми из опыта, формами чувственного созерцания, по Канту, является Пространство и Время. Восприятия пространства и времени, по Канту, не преобретается из опыта человека, а даны человеку до всякого опыта. Сознание только пользуется уже наличными априорными формами созерцания для того, чтобы по этим, априорным, признакам упорядочивать наше восприятия чувствами окружающей действительности и группировать их одно после одного, благодаря априорности времени, или одно рядом с другим, благодаря априорности пространства. Именно благодаря априорно присущим нам форм чувственного созерцания у нас есть возможность само чувственное созерцание, - возможен чувственное познание. Таким образом, в своем проявлени Пространство и Время являются продуктом активности сознания.

Следующей, второй, ступенью нашего познания является познание рациональное. Оны выше чувственного созерцания и качественно отличается от него. На уровне предыдущего, чувственного созерцания, человек имеет дело с чувствами, благодаря которым в сознании человека образуются представления, другими словами, - конкретно-чувственные образы предметов и явлений. А рациональное познание совершается не при помощи чувств, а уже с помощью рассудка, который начинает оперировать конкретно-чувственными образами вне зависимости от наличествующего в данным момент чувственного воприятия предметов и явлений. Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются понятия. Понятия, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений. Вот что обо всем этом пишет великий философ:

"Наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй - способость познавать через эти представления предмет (спонтанность понятий). Посредством первой способности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отношении к предствлениям (как одно лиш определение души). Следовательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созерцания, ни созерцания без понятий не могут дать знание... Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, то есть содержать в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть только у рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо делать чувственными (то есть присоединять к ним в созерцании) предмет, а свои созерцания постигать рассудком (verstandlich zu machen) (то есть подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить, Только из их соединения может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть основания тщательно обособлять и отличать одну от другой" (Кант. Критика чистого разума. Сочинения, том 3. Москва, 1964, стр. 154-155.

Каким же образом рассудок из накопленных чувственным созерцанием представлений "добывает" знание сущности предметов и явлений? Кант считает, что это совершается благодаря врожденным особенностям рассудка. Эти врожденны особенности он назвал априорными для рассудка. Последние, по мысли философа, не приобретаются человеком из опыта или путем обучения, а заложены в рассудке априорно. Эти априорно врожденные человеческому рассудку элементы Кант назвал категориями чистого рассудка, другими словами - всеобщими и необхдимыми категориями научного мышления. Таких категорий, по мнению Канта, 12, которые объединяются между собой в четыре группы: категории Количества (единичного, всеобщего и особенного), категории Качества (наличия, отсутствия и ограничения), категории Отношения (субстанции/акциденции, причины/следствия, взаимодействия) и категорий Модальности (возможность/невозможность, существования/несуществования, необходимость или случайность).

Если говорить на уровне чувственного созерцания, то категории чистого рассудка, по Канту, "обнаруживают" в наших чувственных представлениях те или иные признаки, определенным образом "сортируют " эти признаки и уже, по априорным критериям "связывают" между собой наши представления и понятия. В результате это становится возможным наше логическое (рассудочное) мышление. Если бы этих априорных категорий чистого рассудка у нас не было, то не было бы и логического, рассудочного, мышления, не было бы и никакого познания.

Кантовские категории чистого разума сыграли большую роль в развитии не только философской мысли, но и в развитии интеллектуальной культуры вообще. Прежде всего следует подчеркнуть, что учением об априрности чистого разума Кант положил плодотворное начало развитию категорий всей немецкой классической философии, вершина категориального аппарата которой достигнута в философии Гегеля. Сам Кант уже определил основную группу категорий философского мышления, указал на диалектическое противоречие/взаимозависимость этих категорий внутри каждой из их четырех групп. В работах Канта уже просматривается гегелевский подход к рассмотрению диалектики развития природы, мышления и общества: тезис (единичное, наличие, возможность...) - антитеза (множественное, отсутствие, невозможность...) - синтез (всеобщность, взаимодействие...). Это - во-первых. А во-вторых, категории чистого рассудка положены в основу кантианской логики, сторонники которой плодотворно разрабатывают ее, кантианскую логику, и в наши дни.

Третьи, наивысшим уровнем познания, по Канту, является познание чистого разума. На этом уровне человек пытается познать то, что никаким образом не доступно познанию ни путем чувственного созерцания, ни средствами чистого рассудка (путем рассуждения, логического мышления). Это истины самого высокого, абсолютного порядка. К ним Кант относит три группы идей: 1. Психологические идеи чистого разума (о душе человека, ее смертности и бессмертию), 2. Космологические идеи чистого разума (идеи о Космосе, его бесконечности, начале и конце) и 3. Теологические идеи чистого разума (идеи о Боге, его существоании и сущности). Совокупность всех этих идейх Кант называет антиномиями чистого разума. Философ доказывает, что с одинаковыми основаниями наш рассудок может доказывать, что у человека есть душа и что этой души у человека нет; что душа человека смерта и что она бессмертна; что материя делима до бесконечности и что деления материи до бесконечности нет; что Космос имеет начало и конец, ограничен в пространстве и что Космос бесконечен в пространстве и времени; что в материальном мире господствует необходимость и что в мире господствует случайность; что Бог существет и что Бог не существует. Кант считал, что в области проблем чистого разума не может быть доказательных и для всех убедительных решений.

Будучи по своим собственным мировоззренческим взглядам убежденным атеистом, Кант свои философские заключения в отношении антиномий чистого разума убедительно проиллюстрировал своим анализом богословских доказательств существования Бога. В его время (да и в наше тоже!) богословы и некоторые богословствующие философы утверждали, что существоание Бога является научно достоверным фактом, в пользу существоания Бога приводили много различного рода доказательств. Кант для примера взялся проанализировать те доказательства, которые считались и сейчас считаются классическими, то есть - убедительнейшими, непревзойденными и непреодолимыми, доказательствами существования Бога. К ним относятся доказательства: Онтологическое, Космологическое и Телеологическое. Мы сейчас не будем ни излагать сущность этих богословских доказательств, ни анализировать сущность кантовских опровержений этих доказательств. Скажем только, что Кант классическим образом показал несостоятельность доказательств существования Бога и тем самым внес значительный вклад в развитие атеистической мысли. Здесь же отметим, что своей критикой доказательств существования Бога Кант вызвал злостную ненависть к себе со стороны современных ему церковников. Доходило до того, что самые рьяные церковные мракобесы именем Канта называли своих нелюбимых собак и лошадей, которых затем беспощадно избивали.

4.г. Не смотря на могучий талант, огромную образованность и неизмеримое трудолюбие, Кант не смог решить всех тех философских проблем, которые сам поставил перед собой. И это знаем не только мы, обогащенные богатсством послекантовских философских достижений. Это осознавал сам Кант. И не только осознавал, но явно метался между нерешенными им до конца философскими проблемами. (В скобках заметим, что Кант был ошибочно убежден в возможности удовлетворительного, научного, решения проблем философсокого мировоззрения. При этом и он и мы знаем, что любое однозначно утверждаемое будь то двойственное, неопределенное или антиномичное решение философского вопроса - это в самом деле его решение.) Поэтому Кант вынужден был в своих последующих работах или в последующих изданиях своих работ вносить не только дополнения и исправления, но и публично отказываться от некоторых своих философских утверждений. Особенно это видно на примере решения им главной для него философской проблемы - проблемы познания.

В теории познания (гносеологии) Кант стоял на позициях субъективного идеализма и агностицизма. Но его субъективный идеализм, в отличие от классического субъективного идеализма, не мешал ему признавать существоание независимых от нашего сознания вещей и явлений. Кантовский "Феномен" - это по сути субъективное восприятие внешних сознанию человеку вещей и явлений, а "Ноумен" - объективные вещи сами по себе (Dish an sich) не зависимо от того, вопринимает их человек или не воспринимает. А признание вещей вне сознания и независомо от сознания - это уже никакой не субъективный идеализм, даже не идеализм вообще. Это уже чистейший материализм.

Кантовская теория познания делает чувства человека не связующим звеном между сознанием и объективным миром, а преградой меду ними. И Кант чувствовал утверждаемый им помимо своего желания разрыв мужду чувствами и разумом. Еще больший отрыв от действительности (реальности, практики) почувствовал Кант в своем учении об антиномиях чистого разума, когда перешел к философскому анализу проблем практической жизни в произведении "Критика практического разума". В этом произведении Кант написал: "Я вынужден здесь ограничить область чистого разумпа, чтобы дать место вере". Критики Канта, особенно марксисты-ленинцы, уцепились за фразу Канта, чтобы обвинить его в отступлении от сущности его критики существования Бога, что Кант якобы сам поверил в Бога. Но все это не так.

В работе "Критика чистого разума" (1781 год) Кант признавал антиномичность всякого "Так" и "Нет" в отношении идей чистого разума (Бога, Вселенной, Души, смысла человеческой жизни и так далее). Но в написанной позже "Критике практического разума" он считает целесообразным и полезным воспринимать часть идей чистого разума не рассудком, а верой. Вера в Бога, говорил он, совершенно не состоятельна с точки зрения науки, знаний, но в некотрых аспектах эта вера может оказаться полезной в практической жизни человека и общества. А разве не так? Тоже самое можно сказать о душе и смысле жизни человека. В области морали - и по Канту и по нашему - человек в значительной мере должен принимать общечеловеческие принципы поведения и следовать им безо всякого предварительного теоретического доказательства. Тем более, допуская элементы веры в процесс познания, Кант сделал первую попытку допустить в область познания практику. По моему личному мнению, мысль Канта о практике получила продолжение, блестящее развитие и подтверждение именно в марксистской философии, революционный переворот которой, по признанию самих марксистов, заключался во введении практики в познание.

В пропаганде идей чистого разума Кант проявил себе великим гуманистом. Он говорил, что не Бог и даже не общество, а Человек стоит выше всего и прежде всего. По Канту, Человек должен всегда и постоянно быть целью самого себя и никогда - средством для чего бы то ни было другого (для достижения целей всего общества, для служения Богу, религии и правителю, начальнику). Считая проблемы морали априорными, он для определения моральности выдвинул свою Максиму (Нравственная Максима Канта) : "Поступай так, чтобы принципы твоего поведения могли стать принципом общечеловеческого законодательства".

Кант одним из первых дал философское обоснование необходимости мирного сосуществоания всех государств и народов мира. Эту идею он убедительнее и ярче всего выразил в "Трактате о мире". Будучи домоседом, он активно включился и личным примером содействовал примирению воевавших в то время друг против друга Германии и России; будучи подданым Прусии, принадлежал всему человечеству и чувствовал себя гражданином всей Земли.

4.д. Значительное внимае приделял Кант проблемам Эстетики. Его идеи до сих пор находятся и плодотворно действуют в золотом фонде сокровищ эстетической мысли. Будучи великим философом и крупным ученым, Кант меру гениальности художников ставил выше таланта всех других деятелей. Гениальность художгтков, по мнени Канта, заключается в том. что они творят новое из ничего, со своего духа и собственного видения. Если бы, к примеру, Сервантес не написал "Дон-Кихота", а Шекспир - своих пьес, то никто и никогда не выполнил бы их работы. Что же касается ученых, то они открывают в природе только то, что и без них могли бы сделать другие.

Эстетику Кант определял, как суждения о целесообразности без цели. С этой точки зрения искусство и по творению и по восприятию ("потреблению") бескорыстно.

нем. Immanuel Kant

немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии

Краткая биография

Крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики - «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений , Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем . Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

Биография из Википедии

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Иммануил с самого детства отличался слабым здоровьем. Его мать старалась дать сыну максимально качественное образование. Она поощряла в сыне любознательность и фантазию. До конца жизни Кант вспоминал о матери с большой любовью и благодарностью. Отец же воспитал в сыне любовь к труду. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 4 факультета - теологический, юридический, медицинский и философский. Неизвестно точно, какой факультет выбрал Кант. Сведений об этом не сохранилось. Биографы разнятся в своих предположениях. Интерес к философии у Канта проснулся благодаря профессору Мартину Кнутцену. Кнутцен был пиетистом и вольфианцем, увлечённым английским естествознанием. Именно он вдохновил Канта на написание работы по физике.

Эту работу Кант начал на четвёртом году учёбы. Эта работа шла медленно. У молодого Канта было мало знаний и навыков. Он был беден. Его мать к тому времени умерла, а отец еле сводил концы с концами. Кант подрабатывал уроками; кроме того, ему старались помогать богатые одноклассники. Также помог ему пастор Шульц и родственник по материнской линии, дядя Рихтер. Есть сведения, что именно Рихтер взял на себя большую часть расходов по опубликованию дебютной работы Канта - «Мысли об истинной оценке живых сил». Кант писал её 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году. Работа Канта вызвала различные отклики; среди них было немало критики.

Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента - на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Период господства Российской империи над Восточной Пруссией был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям, но сразу же после его окончания Кант издал целую серию работ.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику).

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • что я могу знать? (метафизика);
  • что я должен делать? (мораль);
  • на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет).

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) - этика
  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Существует мнение, что Кант иногда проявлял юдофобию.

Кант писал: «Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков… девиз Просвещения».

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы научной деятельности

Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

I этап (до 1770 года) - Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
  • наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) - занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Гносеология

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь - всеобщность и необходимость - не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…», - пишет Кант.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) - вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства (чувственного созерцания)- пространство (внешнее чувство) и время (внутреннее чувство). В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии (трёхмерность: например, взаиморасположение точек и прямых и других фигур), чистое представление времени - в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм - пространства и времени - с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений.

  • Категории количества
    • Единство
    • Множество
    • Цельность
  • Категории качества
    • Реальность
    • Отрицание
    • Ограничение
  • Категории отношения
    • Субстанция и принадлежность
    • Причина и следствие
    • Взаимодействие
  • Категории модальности
    • Возможность и невозможность
    • Существование и несуществование
    • Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем - «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее - развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт - совершенно одно и то же» представление я мыслю , которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский, трансцендентальная апперцепция Канта - это «принцип постоянства и системной организации действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания, обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы».

В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играют способность суждения, воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения . Эта способность создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени существует, например, схема «множественности» - число как последовательное присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» - бытие предмета во времени; схема «субстанциальности» - устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» - наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» - наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания (они же - наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание есть результат априорного категориального синтеза.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту - низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле - как противоположность оперирующему категориями рассудку - может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.

Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».

Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений.

Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.

Этика и проблема религии

В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта - единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга . В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

Категорический императив

Императив - правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу - категорическому императиву , предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

  • «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом » [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];
  • «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству » [вариант формулировки: «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда - только как к средству»];
  • «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы »: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», - пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • человек как явление;
  • человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать - таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию».

Учение о праве и государстве

Государство - объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

Учение о целесообразности. Эстетика

В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой - понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная - в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей - прекрасное и возвышенное. Эстетическое - это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное - это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное - это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного - шторм. Пример математически возвышенного - горы. Гений - это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.

О человеке

Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

Человек - это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.

Человек - это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления - «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называютгением».

Память

  • В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Иммануила Канта кратеру на видимой стороне Луны.
  • C 2005 года имя Канта носит Балтийский Федеральный университет, в сквере перед зданием находится памятник философу.