Состояние незащищенности. Как чувствовать себя защищенным? Состояние защищенности и психологическая безопасность личности

Как преодолеть чувство беспомощности?

Как преодолеть чувство беспомощности?

Чувство беспомощности – очень неприятное чувство. Для эмоциональных людей, которые могут плакать часами, пережить момент собственной беспомощности может оказаться крайне серьезным потрясением.

Чувство беспомощности может быть сильнее нас, потому что в раннем детстве, мы действительно были беспомощными. В те моменты, когда страх овладевает нами, трудно понять, что мы уже взрослые и больше НЕ являемся такими беспомощными, какими были в детстве.

Чувство беспомощности – это чувство, которого мы стараемся избегать. В каждой из нас с детства заложен страх, оказаться бессильной перед внешними обстоятельствами. Этот страх может вызвать желание контролировать нежелательные поступки другого человека, чтобы эти поступки не задели наше самолюбие.

Как вы реагируете, когда чувствуете себя беспомощной перед выбором других людей?

  • Раздражаетесь и раздражаете других людей?
  • Испытываете и осуждаете других людей?
  • Опускаетесь до того, что принимаете на себя роль жертвы и ноете?
  • Объясняете и отстаиваете свою позицию? Читаете людям лекции и учите жить?
  • Закрываетесь от людей и отказываетесь от своих положительных чувств к ним?
  • Признаете, что ради желаний других людей?
  • Уходите в сопротивление, поступая наоборот, нежели хотят от вас другие?

Почему? На что вы надеетесь, когда придерживаетесь этих защитных и контролирующих моделей поведения?

  • Вы надеетесь убедить другого человека измениться?
  • Вы надеетесь избежать боли, которую может причинить вам ваша собственная беспомощность? Вы надеетесь избежать чувств одиночества и разочарования, к которым вас может привести «недопустимый» выбор другого человека?
  • Вы надеетесь, что будете , «заглушив» эмоции тревоги и паники?

Когда поступок другого человека вызывает у нас чувство беспомощности , одиночества или разочарования, мы испытываем потребность в чувстве безопасности. Эту потребность мы удовлетворяем, контролируя то, как другой человек к нам относится, и, стараясь не расстраиваться по поводу случившегося.

Другой вариант

Другой вариант является очень трудным для большинства из нас. Этот вариант полностью подтверждает то, что мы, в конечном счете, абсолютно не можем контролировать поведение других людей.

Что бы вы сделали иначе, если бы вы приняли этот факт? Как бы вы тогда поступали?

Я намеренно проникаюсь глубоким состраданием к самой себе, и это помогает мне справиться с чувством беспомощности. Я ненавижу чувство беспомощности , как и любой другой человек, и я не могу сказать, что мне всегда успешно удается . Временами, когда поведение других людей крайне болезненно для меня, я все же поддаюсь детскому чувству паники и пытаюсь контролировать поведение другого человека, чтобы оно не задевало моих чувств. Я считаю, что трудно не реагировать, когда кто-то переступает грань дозволенного, грозится это сделать или предал мое доверие. Но я так же знаю, как важно сохранять свою работоспособность в любом случае.

Как только я понимаю, что я реагирую на неприемлемое поведение другого человека, я намеренно погружаюсь в сочувствие к самой себе и с любовью помогаю своему внутреннему ребенку пережить боль одиночества и разочарования. Я окружаю себя теплом и силой моих духовных наставников и, таким образом, не остаюсь наедине с разрушительными чувствами.

В этот момент, я с любовью отпускаю ситуацию. Обычно я чувствую такое отчаяние, что мне нужно остаться одной и поплакать. Слезы помогают выплеснуть отрицательную энергию естественным образом, поэтому я не останавливаюсь на неприятных моментах своей жизни. Иногда я чувствую злость и работаю над этим. В результате, я полностью принимаю то, что не могу контролировать поведение других людей.

Постоянные конфликты, борьба с несправедливостью, разобщенность с другими людьми – это результат того, что вы не можете принять вашу собственную беспомощность перед другими людьми. Воспользуйтесь моментом, чтобы подумать о важности отношений в вашей жизни. Имеет ли место вашей жизни постоянный конфликт и/или разобщенность с другими людьми? Ни это ли результат вашего непринятия собственной беспомощности и неготовность пройти через неприятные моменты? Вы можете научиться управлять своими чувствами, вместо того, чтобы продолжать попытки избегать их такими способами, которые только создают проблемы в отношениях.

Лишний вес, как часто в жизни мы сталкиваемся с этим словосочетанием, как правило, в негативной окраске. Сама этимология слова «лишний» подталкивает нас избавиться от него. А кто есть тот, который отмеряет что в нас лишнее, а что нет?

Давайте посмотрим на этот процесс с другой стороны, а что провоцирует нас заниматься накопительством этого самого «лишнего» веса и так ли это плохо? Странная закономерность: накапливает вес наше тело, а осуждает его наш разум, по сути это борьба метаболизма и общественно навязываемого стереотипа относительно идеальных пропорций тела.

Наше тело постоянно находится в движении, энергия циркулирует в нем бесперебойно, и мы не можем без еды, эта наша базовая потребность. Тело защищается от опасностей (или стресса) посредством накопления энергетического запаса в виде жировых тканей. Другими словами, при стрессовой ситуации нам потребуется повышенный расход энергии, и тело создает дополнительный запас топлива для выработки этой энергии.

Но это лишь последствия­я, часто причина заключается в нашем убеждении,­­ что в жизни обязательно будут возникать опасности­­, перед которыми мы будем беззащитны­­. Чувство незащищенн­­ости – это сигнал о наличии убеждения, что ты беззащитен­­ перед чем-либо. Обычно, эти убеждения касаются отношений с людьми, собственно­­го здоровья, материальн­­ого благополучия.

Как только наш организм выходит из состояния покоя, он начинает действовать! Вместе с осознанием нестабильности или опасности, к нам приходят и лишние килограммы.

Тело реагирует на опасность практически мгновенно, в отличие от головы, которая порой, не сразу осознает, что происходят какие — то изменения. По сути, мы просто опаздываем с действиями, чем раньше приходит осознание ситуации, тем проще на нее повлиять, но мы не всегда готовы принять ситуацию такой какая она есть и снять розовые очки порой тяжелее, чем кажется на первый взгляд.

Убеждения,­­ со временем, превращают­­ся в жизненные установки и, становясь неосознанн­­ыми, влияют на решения и выбор человека. Источник убеждения­­ уже забыт, а чувство беспокойст­­ва, незащищенности, беспомощно­­сти осталось.

Наша неуверенность в себе – это причина рефлекторн­­ого поиска защиты во всем и любым способом. И мы начинаем защищать себя мешковатой одеждой, стенами квартиры, ограничением общения с друзьями и так далее. Сплошные ограничения еще больше загоняют нас в угол.

Но такие действия по обеспечени­­ю себя защитой за счет внешнего мира – это лечение симптомов.­­ Они притупляют­­ боль, отвлекают,­­ но не избавляют от причины беспокойст­­ва – убеждения в своей беззащитно­­сти. Причина не устраняетс­­я, съедающий силы стресс не уходит, накопление­­ запасов в виде жировой массы для обеспечени­­я тела энергией продолжает­­ся. Постоянное­ напряжение­­ из-за неосознанн­­ого чувства незащищенн­­ости перед потенциаль­­ными опасностям­­и заставляет тело реагировать.

Причина стресса – подсознате­­льное убеждение в неизбежнос­­ти опасностей­­, неприятнос­­тей и собственно­­й беззащитно­­сти перед ними. Эти убеждения записывают­­ся в подсознани­­е еще раньше, чем мы начинаем говорить (образами поведения,­­ эмоциональ­­ными реакциями,­­ которые без слов считывает с окружающих­­ ребенок). Получается­­ замкнутый круг, за рамки которого без осознанных действий выйти практическ­­и невозможно­­: наши неосознанн­­ые убеждения создают соответств­­ующую реальность­­, которая подтвержда­­ет эти убеждения.

Изменить ситуацию может помочь осознание своих убеждений и последствий, которые проявляютс­­я, в частности,­­ в лишнем весе.

Чтобы разобратьс­­я с этим вопросом, нужно проследить­­ хронологию­­ набора и сбрасывания веса,­­ сопоставив­­ их с событиями,­­ которые в эти периоды происходил­­и в жизни. Уловив ключевую связку между состоянием­­ самодостат­­очности, самостояте­­льности, независимо­­сти и приемлемой­­, комфортной­­ формой тела, 50% задачи можно считать решенной.

Окончатель­­но решить задачу позволит осознание причины – понимание,­­ какие ситуации вызывают чувство незащищенн­­ости, подсознате­­льное ожидание какой опасности вводит в стрессовое­­ напряжение­­.

Лишний вес – это лишь одно из проявлений­­ убеждения в своей незащищенн­­ости перед миром. Но это проявление­­ видно невооружен­­ным глазом, и оно­­ является одним из первых признаков более серьезных проблем со здоровьем. В силу того, что мы ясно видим проблему, связанную с лишним весом, мы довольно эффективно­­ может с ней работать.

И так подведя итог можно определить несколько способов взять ситуацию с «лишним» весом под контроль.

  • Начинаем с осознания и принятия себя такими, какие мы есть на данный момент. А то может и менять то ничего не нужно, иногда достаточно сменить окружение.
  • Если проблему всё-таки опознали — ищем союзника или даже группы единомышленников. С любой неприятностью проще бороться, когда ты не одинок. Две головы, как ни крути лучше, и если у вас опускаются руки, есть еще пара рук, которые не дадут пасть духом. Вместе мы сила!
  • Вводим новые традиции в устоявшийся образ жизни. Процесс похудения должен быть приятным, а не изматывающим. Ищем плюсы в мелочах.
  • Хвалим себя за успехи, не считаем неудачи.

И каждый день, глядя в зеркало, не забываем улыбаться самому себе. Ведь только уверенный в себе человек, ставящий позитивные цели способен меняться к лучшему!

Алтай Горная аптека желает Вам здоровья и активного долголетия!

Достаточно посмотреть новости по телевизору, и станет ясно: в этом мире от нас мало что зависит. Однако даже если не вспоминать о глобальных вещах, типа войн, терроризма, дефолтов, цунами, каждого человека постоянно преследуют беспощадные житейские мелочи - от капризных детей до плохой погоды. Если вы педант и аккуратист, т. е. по тем или иным причинам любите держать все под контролем, делать вовремя и так, как надо, - тогда вам не позавидуешь! Чувство станет одним из главных несчастий вашей жизни!

Мы можем лишь повторить извечную народную мудрость: в жизни бывает всякое. Большинство из происходящего от нас не зависит. Однако от нас зависит, как мы на все это реагируем, а, следовательно, как любое событие влияет на нас эмоционально, физически, финансово и т. п. Приводимые ниже советы помогут вам хотя бы в какой-то мере избавиться от , даже когда кажется, будто весь мир катится в тартарары. Изучайте 11 способов избавиться от чувства беспомощности.

Как избавиться от беспомощности?

1. Локус-контроль.

Прежде всего, научитесь различать контролируемое и неконтролируемое. Потом старайтесь реально влиять на первое и смиряться со вторым. Этот подход может показаться несколько упрощенным, однако вы поразитесь, сколько людей до сих пор считает, что в состоянии контролировать уличное движение, погоду, биржевые ставки, своего начальства.

Составьте перечень того, что не зависит от вас, несмотря на все ваши старания. Повесьте его на видное место. И смиритесь. Конечно, вы можете думать об этих событиях и стараться хоть как-нибудь повлиять на них. Однако важно другое: разорвать с ними эмоциональную связь - перестать волноваться по их поводу.

2. Простая инвентаризация.

Когда ситуация выходит из-под контроля, разбирайтесь в шкафу или столе. Это хорошо помогает психотерапевту Ребекке Фуллер Уорд, автору книги «Как сохранить брак, не сойдя с ума». Когда мать Ребекки госпитализировали с инфарктом, она принялась наводить порядок в кладовке. «Вот это от меня точно зависит», - шептала Ребекка.

3. Обучение и развлечение.

Найдите новое хобби. Освоение незнакомого занятия возвращает чувство контроля над собственной жизнью. Когда случается что-то плохое, подумайте и запишите, где вы могли . такого самоанализа не самобичевание. Это лишний шанс сказать самому себе: я не могу контролировать все, но я управляю самим собой!

4. Далёк от идеала.

Что надо сделать, чтобы неудобные ситуации не повторялись в будущем? Скажем, вас не ценят на работе. Бессмысленно винить в этом злодейку-судьбу или даже тупицу-шефа. «Лучше, - советует психолог Патриция Фаррелл, доктор философии, автор книги «Как быть собственным психотерапевтом», - подумать, можно ли измениться самому, чтобы добиться лучших результатов». Возможно, вам пора взглянуть на себя критично и поступать по-другому. Нужно вовремя приходить на службу, выполнять задания в срок и качественно. Правильно поняв свою роль в развитии ситуации, вы наверняка сделаете вывод: наш мир гораздо более управляем, чем казалось раньше.

5. Управление.

Когда все вокруг кажется неуправляемым, сделайте что-нибудь вам подвластное. Освойте комплекс новых . Сделайте запись в дневнике. Заплатите за квартиру. Отгоните автомобиль в мастерскую.

6. План Б.

Обходите неожиданные препятствия. Например, вы пригласили к себе на дачу много гостей, но в назначенный день начался затяжной дождь. Смиримся с тем, что погодой мы не управляем, но от нас зависит, где (скажем, в доме или беседке) и как (не обязательно жарить во дворе шашлыки) провести этот прием.

7. Составляйте список.

Самый эффективный способ вернуть себе контроль над происходящим - собрать все «надо, надо, надо…» и записать их в столбик. Потом составить : как выполнить каждый пункт из списка. Скажем, если вы хотите поздравить приятеля с днем рождения, прикиньте и запишите, что надо подарить, где эта вещь продается, когда вы за ней поедете. Решили устроить в доме генеральную уборку? Разбейте этот пункт на легко выполнимые подпункты. Например, в понедельник вы убираете кухню, во вторник - санузел и т. п.

8. Экспериментируйте.

Приучайте себя к бесконтрольным ситуациям. «Например, если обычно семейную машину водите вы, поезжайте куда-нибудь вместе со своей «половиной» передайте ей руль», - предлагает доктор психологии Ларина Кейс. В разговорах просите почаще вас перебивать. Пусть близкие составляют планы на выходные без вашего участия. Поручите кому-то из них (желательно повзрослее) оплату семейных счетов. Это поможет вам научиться, так сказать, смирению перед собственной .

9. Занимайтесь аутотренингом.

«Лучше, конечно, если рядом опытный гипнотизер или психотерапевт, но обычно приходится обходиться собственными силами», - говорит доктор Фаррелл. Учитесь говорить себе самому: «Все будет хорошо. Я справлюсь. И это тоже кончится» или хотя бы «Сейчас я пяток минут передохну, а потом соображу, как решить эту проблему».

10. Убеждайте себя, что вы контролируете события.

По мнению доктора Кейс, многие исследования говорят: главное - ваша собственная убежденность в подконтрольности происходящего. Реальное влияние на него не так важно. Классический пример - человеку гораздо легче терпеть тропическую жару, если он уверен, что всегда может, допустим, прыгнуть в холодный бассейн. Подумайте «чисто теоретически»: в самом деле, неужели вам негде взять денег, если вдруг окажетесь совсем на мели? Так чего же тогда бояться внезапного дефолта?!

11. Концентрируйте внимание на процессе, а не на результате.

Специфические операции или хотя бы движения нам обычно подвластны, а вот их общий итог - гораздо реже. Психотерапевт Майкл Крабтри предлагает нам вспомнить пример бейсболиста Марка Макгуайра из «Оклендских атлетов»: «У него были слабые результаты, так как он не просто отбивал мяч, а постоянно думал о не особо ему удававшейся круговой пробежке после удара. Когда он стал фокусироваться, прежде всего, на ударе, его подход к игре в корне изменился, и результаты заметно улучшились».

Когда впереди «крутой поворот», заранее расслабьтесь. Глубоко подышите, выпейте стаканчик чая. «Расслабление - это та область, которую вы контролируете», - напоминает доктор Фаррелл.

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в целом на протяжении всей эры восхождения личности к социальной зрелости, прежде всего, в связи с тем, что отсутствие подобного позитивного эмоционального состояния совершенно закономерно на этом этапе онтогенеза кардинально обостряет чувство одиночества, неуверенности в своих силах, порождает страх и необоснованное чувство вины.

Говоря о проблеме психологической защищенности, важно помнить, что «Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны супер-Эго. Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума»1.

Совершенно очевидно, что при таком понимании защитные механизмы личности находятся в тесной, но обратной взаимосвязи с социально-психологическими аспектами защищенности - чем более безопасной воспринимается внешняя среда, тем более открытым и естественным будет поведение индивида и, наоборот, при наличии внешней угрозы для Эго (реальной или иллюзорной) - активизируются защитные механизмы. Причем на первый план выступают не столько объективные характеристики внешней среды по параметрам «безопасность - угроза», «приятие - неприятие» и т. п., сколько ее субъективное восприятие индивидом. Последнее, по мнению целого ряда авторитетных исследователей, обусловлено, прежде всего, качественными особенностями контактов ребенка с матерью на первом году жизни.

На сегодняшний день, большинство авторов выделяют первичные, или примитивные защиты и вторичные, «зрелые» защиты. При этом, «как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым, или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами - между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго»2. В этой связи, с точки зрения социальной психологии, наибольший интерес представляют, естественно, первичные защитные механизмы. К ним традиционно относят: примитивную изоляцию; отрицание; всемогущий контроль; примитивную идеализацию (и обесценивание); проекцию, интроекцию и проективную идентификацию; расщепление Эго; диссоциацию.

Примитивная изоляция представляет собой психологический уход из ситуации за счет изменения состояния сознания. Это самый ранний, скорее всего врожденный способ справиться с трудностями: «Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. ... Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции»3. Про таких людей обычно говорят «он ушел в себя» или «витает в облаках». В своих крайних проявлениях изоляция может принимать форму аутизма. Понятно, что даже в «умеренных дозах» изоляция существенно осложняет социальные контакты и адаптацию индивида практически в любой группе, не говоря уже о риске возникновения химической зависимости. Однако было бы явно неверным оценивать примитивную изоляцию как исключительно дисфункциональную форму психологической защиты. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного»1.

Отрицание, в отличие от изоляции, напротив, часто связано с существенным искажением реальной картины, поскольку уходит корнями «...в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит это не случилось”»2. Классическим проявлением отрицания является реакция типа «Этого не может быть потому, что не может быть никогда» в ответ на какое-либо неприятное известие или факт. В социальном контексте отрицание нередко провоцирует полную неспособность воспринимать любые доводы и действия партнера, не укладывающиеся в ожидаемую и желательную для индивида схему взаимодействия. Вместе с тем, в целом ряде случаев отрицание может играть позитивную роль, позволяя сохранять дееспособность и целеустремленность при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах. Особенно отчетливо это проявляется в экстремальных ситуациях: «В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. ... Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей»3.

Всемогущий контроль берет начало «...в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества...» Эти фантазии восходят к начальной стадии развития личности, когда младенец еще не способен к идентификации и воспринимает себя и мир как единое целое. В своих здоровых проявлениях всемогущий контроль как защитный механизм связан с интернальным локусом контроля и необходим для поддержания чувства компетентности и уверенности индивида. Но патологическая потребность обладать всемогущим контролем и властью над окружающим миром крайне опасна: «Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую»... Перешагивать через других - вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущий контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - проявить свое влияние»4.

Примитивная идеализация (и обесценивание) берет начало в присущей в определенный момент развития всем детям убежденности в том, что «мой папа - самый сильный», а «моя мама - самая красивая». Оборотной стороной этой примитивной веры в чье-то внешнее совершенство и всемогущество, замещающей еще более архаичные фантазии о собственном всемогуществе, является неизбежное разочарование в более старшем возрасте, когда с опытом накапливается «критическая масса» факторов, указывающих на несовершенство родителей, которую уже невозможно игнорировать, прибегая к отрицанию. С точки зрения многих исследователей, «нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И проявляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации»1.

При этом следует учитывать, что объектом как идеализации, так и обесценивания для нарциссических личностей в равной степени могут выступать и отдельные индивиды, и группы. В этой связи они могут оказывать серьезное негативное влияние на процесс группового развития, а также обычно оказываются неспособны к подлинному сотрудничеству и партнерству в межличностных отношениях.

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Согласно современным представлениям, «проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт»2. В то же время проекция часто приводит к существенным искажениям восприятия реальности, тем самым осложняя процесс взаимодействия и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция - «...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими»3. Механизм интроекции существенно ускоряет процесс социального научения, а также способствует сближению людей в процессе взаимодействия за счет «подстройки» партнеров друг к другу. Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при «стокгольмском синдроме»), а также может существенно осложнять переживание горя.

Понятно, что проекция и интроекция являются, по сути дела, двумя сторонами одной медали. В определенных условиях они могут сливаться, образуя механизм проективной идентификации. В этом случае индивид «...не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам - как если бы у него были те же самые интроекты»4. Проективная идентификация представляет особый интерес с точки зрения социальной психологии, поскольку именно она часто является определяющим фактором при формировании неформальной структуры группы на первом этапе ее жизненного цикла. Кроме того, механизм проективной идентификации лежит в основе социально-психологического феномена, широко известного как «самоактуализирующееся пророчество».

Расщепление Эго как механизм психологической защиты основано на «черно-белом» видении окружающего мира, берущим свое начало в довербальном периоде развития, когда ребенок еще не в состоянии осознать амбивалентность, присущую объектам окружающего мира, и воспринимает их как исключительно «хорошие» либо, напротив, как исключительно «плохие». При этом «в повседневной жизни взрослого расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими»1. В своих деструктивных формах расщепление способствует формированию негативных политических, этнических и социальных стереотипов. Исследование «авторитарной личности», проведенное Т. Адорно и рядом других ученых, показало, что тотальная фиксация на расщеплении была свойственна наиболее зловещим персонажам в человеческой истории и по сей день лежит в основе как правого, так и левого экстремизма.

Диссоциация - «...это “нормальная” реакция на травму...» по принципу «меня здесь нет» или «это происходит не со мной». ... Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти»... Вместе с тем, «Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию»2.

Поскольку, как уже отмечалось, вторичные психологические защиты имеют лишь опосредствованное отношение к социально-психологическим процессам, мы не станем их подробно рассматривать, ограничившись лишь перечислением. К ним относятся: репрессия (вытеснение); регрессия; изоляция; интеллектуализация; рационализация; морализация; компартментализация (раздельное мышление); аннулирование; поворот против себя; смещение; реактивное образование; реверсия; идентификация; отреагирование; сексуализация; сублимация.

Прямая профессиональная обязанность практического социального психолога состоит, в частности, и в том, чтобы выявить в интересующем его сообществе тех людей, которые страдают, чувствуя себя психологически незащищенными, и при этом либо таким образом воздействовать на социальное окружение, чтобы у конкретной личности не было оснований чувствовать себя личностно и социально уязвимой, либо провести соответствующую работу по восстановлению ее адекватного самовосприятия.

Просмотров: 4433
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »