Предмет профессиональной деятельности и профессиональная образовательная среда. Основы профессиональной деятельности

«Опасные профессии» - Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Что такое здоровье? Интеллек- туальные: В целом, профессиональные заболевания могут быть вызваны рядом факторов, в частности: Угрозы умственного и физического труда. Новые технологии, приборы и устройства выдвигают высокие требования к психоэмоциональной сфере.

«Нужные профессии» - Востребованные профессии. Рейтинг опасных профессий. Престижность. Нужные профессии. Рейтинг самых престижных (по данным Левада-центра). Востребованные специалисты с высшим образованием и опытом работы. Престиж и самооценка. Рейтинг самых криминальных профессий. Насколько хорошо знают ученики современные профессии.

«Гуманитарные профессии» - Историк. Личные качества. Гуманитарные профессии. Политолог. Профессия журналиста. Избыточное образование. Профессиональные навыки. Политик. Владение языком слов. Рынок труда. Мотивы выбора профессии. Социолог. Инженеры.

«Люди разных профессий» - Модельер. Музыкант. Повар. Вопросы. Пожарный. Истинное сокровище людей – умение трудиться. Космонавт. Посмотрите внимательно на вещи, которые вас окружают. Моряк. Учитель. Советы. Профессий так много. Военный. Угадайте, какая профессия у человека. Доктор. Водитель. Кроссворд. Пилот. Художник. Профессии моей семьи.

«Типы профессий по классификации» - (Воспитатель, учитель, спортивный тренер, мастер училища). (Писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф). Цель труда: распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить. С информационным обслуживанием. (Радист, стенографистка, телефонистка, звукооператор).

«Типы профессий по Климову» - Творческое воображение; образное мышление; талант; трудолюбие. Коммуникабельность; выдержка; такт; хорошая память. Врач. Специализация. Классификация профессий по Е.А. Климову. Профессиональная деятельность. Мир профессий. Любовь к природе; наблюдательность; настойчивость; выдержка. Выбери специальности.

Всего в теме 29 презентаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфика набора профессионально важных качеств руководителя в зависимости от вида его профессиональной деятельности. Наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя. Потребностно-мотивационная система и эмоционально-волевая сфера личности.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Понятие профессиональной деятельности работников. Обобщение профессионально важных качеств личности профессионала. Способы определения профессиональной пригодности. Групповая работа, как метод совершенствования профессиональной деятельности сотрудников.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2010

    Виды профессиональной карьеры, этапы ее построения. Теоретические аспекты Я-концепции. Сравнение Я-реального, Я-идеального, Я-зеркального. Развитие максимального самообладания (хладнокровия) как важного качества для успешной профессиональной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2015

    Процессная сущность карьеры. Характерологические особенности личности. Характер как неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности. Сущность понятия "управление профессиональной карьерой". Основные этапы роста на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие, виды и этапы деловой карьеры персонала в организации. Роль карьеры в формировании профессиональной успешности. Управление деловой карьерой. Разработка мероприятий по повышению эффективности системы управления деловой карьерой сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2017

    Профессиограмма менеджера по работе с клиентами. Важные качества личности, знания, умения и навыки. Содержание труда бухгалтера, основные виды профессиональной деятельности. Варианты профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2014

    Самоопределение как основа психотехнологий профессиональной карьеры. Виды карьеры по характеру ее динамики. Закономерности возрастного развития. Сущность принципа равновесия и баланса. Образование по месту работы как способ обучения специалистов бизнеса.


    § 2. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

    Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях экономики.

    Отрасль - исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

    Сфера профессиональной деятельности - это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.

    По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу. В каждую из них входят определенные отрасли, которые представлены в нижеследующей схеме.

    ^ Сферы и отрасли профессиональной деятельности

    В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

    По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной - увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).

    В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

    Предмет труда - это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.


    Предметы труда

    1. Природа

    2. Техника

    3. Знаковая система

    4. Человек

    5. Художественный образ

    Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности: человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - человек, человек - художественный образ.

    Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.

    Предпринимательство - это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

    Процесс - это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.

    Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

    Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

    Прежде всего человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности - это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя такие аспекты:

    Физиологический (общее развитие, состояние здоровья);


    • нравственный (потребность в Труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);

    • психологический (соответствие особенности и свойств психики - внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. - характеру труда);
    практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
    Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).

    Трудовая деятельность человека обычно мотивируется. Мотив - это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).

    В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:


    • аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);

    • энергетическую (затрата энергии мышц и биоэнергии);

    • технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);

    • транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).
    Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

    ^ Средства труда - это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д. Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства.

    Схематично орудия производства можно представить следующим образом:


    Орудия производства

    Машины и их оснастка

    Рабочие инструменты

    Контрольно-измерительные приборы

    Автоматические устройства

    Функциональные возможности человека

    Поясним схему.

    Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:


    • энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);

    • рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);

    • транспортные (конвейер, автомобиль);

    • подъемные (краны, лебедки);

    • информационные (арифмометры, ЭВМ).
    Оснастка - совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок и т.п.).

    ^ Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т.п.).

    ^ Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом. Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т.п.), принципу действия (механические, электрические, оптические и т.д.), функциям (показывающие - вольтметр, весы и т.д., регистрирующие - писцы, датчики и т.д.). Приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называют дистанционными.

    Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

    К функциональным возможностям человека относятся:


    • возможности рук (сила, ловкость, координация);

    • возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);

    • возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);

    • возможности психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);

    • возможности речевого аппарата, голоса и др.
    Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.

    Преобразование предметов труда - технологический процесс - осуществляется с помощью средств труда в виде технологических операций и переходов.

    Технологическая операция - это законченная часть технологического процесса. Например, заготовка деталей, их сборка, окраска и т.д.

    Технологический переход - часть технологической операции, которая выполняется одним инструментом, приспособлением. Например, разметка, обрезка, сверление и т.д.

    Представим технологический процесс схематически.

    ^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

    /*****************************

    Технологические операции и переходы осуществляются на основе специальной документации: технологических карт, маршрутных карт, графиков, планов, инструкций и т.д. Продуктами (результатами) профессиональной деятельности могут быть товары или услуги.

    Товар - продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).

    Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады.

    Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.

    К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

    Таким образом, процесс профессиональной деятельности графически можно представить следующим образом:

    ******************

    В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

    Сфера (гр. sphaira - шар ) - предел распространения какого-либо действия.


    Сфера профессиональной деятельности
    Имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.
    По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики:
    • сферу материального производства;
    • непроизводственную сферу.

    Они являются также сферами профессиональной деятельности (схема 41).
    В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
    Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.
    Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
    По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной сфере - увеличивается.

    Схема 41. Сферы и отрасли профессиональной деятельности


    Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен труд человека). Здесь выделяют пять сфер:

    • человек – природа,
    • человек – техника,
    • человек – знаковая система,
    • человек – человек,
    • человек – художественный образ.

    Человек – природа (Ч-П)
    Предметы труда : растительные, животные организмы, микроорганизмы.
    Объекты труда : почва, вода, лес, атмосфера, семена, полезные ископаемые, растения, животные, микробиологические процессы.
    Области труда : растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, микробиология.
    : любовь к животным и растениям, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, оперативно наглядно-образное мышление, физическая выносливость.


    Человек – техника (Ч-Т)
    Предметы труда: машины, механизмы, технические системы, агрегаты.
    Объекты труда: техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция.
    Область труда: добыча и обработка грунтов и горных пород; обработка материалов; сборка, монтаж, ремонт, накладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро-и радиооборудования; управление подъемными и транспортными средствами; переработка сельхозпродуктов.
    любовь к технике, техническое мышление, координация движений, скорость реакции, технический слух, устойчивость к монотомии, способность к техническому творчеству.


    Человек - знаковая система (Ч-З)
    Предметы труда: знаки, символы, формулы, слова, цифры, тексты, коды.
    Объекты труда: ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики, чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы.
    Области труда: создание и оформление документов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, картография, топография, геодезия, черчение, конструирование, модельное и архивное дело, статистика, работа на ЭВМ.
    Профессионально важные качества для успешной деятельности : зрительное восприятие, зрительный анализатор, оперативная память, логическое мышление, здоровый опорно-двигательный аппарат, концентрация внимания, координация движений, эмоциональная устойчивость.


    Человек – человек (Ч-Ч)
    Предметы труда: люди, группы людей, коллективы, условия воспитания.
    Объекты труда: методы, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими.
    Области труда: руководство людьми, воспитание, обучение, ме­дицинское, торговое, социально-бытовое, информационное обслу­живание людей.
    Профессионально важные качества для успешной деятельности : любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, от­зывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоцио­нальная устойчивость.

    Человек - художественный образ (Ч-X)
    Предметы труда: художественный образ и закономерности его создания.
    Объекты труда: краски, ноты, буквы, слова, художественная речь, пластика тела, материалы.
    Области труда: декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство, архитектура, литература, телевидение.
    Профессионально важные качества для успешной деятельности: творческое, образное мышление, образная память, наблюдательность, художественный вкус, художественные специальные способности.
    Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

    • гностические, связанные с познавательным трудом - Г (контролер, приемщик и др.);
    • преобразовательные, связанные с активным изменением свойств и состояний предметов - П (токарь, строитель и др.);
    • изыскательские, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи - И (закройщик, программист и др.).

    По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:

    • ручной труд - Р ;
    • механизированный труд - М ;
    • автоматизированный труд - А ;
    • труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос и т.д.) - Ф.

    По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

    • труд на открытом воздухе - О ;
    • труд в нормальных бытовых условиях - Б ;
    • труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе и т.д.) - Н ;
    • труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание людей - М .

    Для более четкого и наглядного представления классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобра­зить в виде четырех ярусов (схема 42).

    Схема 42. Классификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям, орудиям и условиям труда

    Опираясь на эту схему, можно составить формулу любой профессии, состоящую из четырех букв, где первая указывает тип, вторая - класс, третья - отдел, а четвертая - группу профессии.
    Например, формулу профессии учителя можно записать так: ЧПФМ.

    Связи с общественностью как

    Сфера профессиональной деятельности

    ОГУ 031600.62 .5013.219 ОО

    Руководитель работы

    О.Н.Сорокин

    "_____"_________________2013г.

    Исполнитель

    студент группы 12 РСО

    М.В.Елтышева

    "_____"_________________2013 г.

    Оренбург 2013

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Факультет журналистики

    Кафедра связей с общественностью

    Задание на курсовую работу

    Связи с общественностью как

    сфера профессиональной деятельности

    Перечень подлежащих разработке вопросов:

    а) теоретические основы PR как сферы профессиональной деятельности;

    б) практические основы PR как сферы профессиональной деятельности;

    в) профессиональная деятельность PR-организации на примере компании «Оренбург-Медиа».

    Дата выдачи задания «___»___________2013 г.

    Руководитель к.ист.н О.Н. Сорокин

    Исполнитель

    студент группы 12РСО М.В. Елтышева

    Срок защиты работы «____»__________2013 г.

    Аннотация

    В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические аспекты связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности.

    Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.

    Первый раздел содержит описание теоретических основ связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности.

    Во втором разделе рассматриваются практические основы PR как сферы профессиональной деятельности.

    В третьем разделе представлена профессиональная деятельность PR-организации на примере компании «Оренбург-Медиа».

    Работа выполнена на 25 страницах с использованием 8 источников.

    Введение. 5

    1 Теоретические основы PR как сферы профессиональной деятельности. 6

    1.1 Подходы к определению PR.. 6

    1.2 Возникновение и развитие PR как сферы профессиональной деятельности 8

    2 Практические основы PR как сферы профессиональной деятельности. 15

    1.2 Сферы профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью 15

    2.2 Служба PR в организации: функции, структура, состав. 18

    3 Профессиональная деятельность PR-организации на примере компании «Оренбург-Медиа». 21

    Заключение. 24

    Список использованных источников. 25

    Введение

    Актуальность. Сегодня почти каждому знаком такой термин, как PR, но что за ним скрывается, понимает далеко не каждый, ведь связи с общественностью – это довольно новое явление, которое только начинает свое становление и трудно поддается осмыслению. Существует огромное множество определений этого феномена, но единого мнения по этому вопросу так и не сложилось. Каждый теоретик и практик этой области выделяет то, что, по его мнению, является главной составляющей частью PR и естественно, что мнения расходятся.

    Основным назначением пиара является достижение высокой общественной репутации фирмы (или иной организации либо частного лица, нуждающегося в PR-услугах). Следует отличать пиар от рекламы: хотя и то и другое обеспечивает процесс деловых коммуникаций, однако реклама рассказывает о товаре, а пиар - о фирме-производителе.

    В данной курсовой работе мы проанализируем теоретические и практические аспекты связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности на примере компании «Оренбург-Медиа».

    Главная цель курсового проекта: охарактеризовать понятие пиара и выделить его особенности как сферы профессиональной деятельности.

    В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:

    Рассмотреть подходы к определению PR;

    - изучить историю возникновения и развития PR как сферы профессиональной деятельности;

    Определить сферы профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью;

    Рассмотреть службу PR в организации: функции, структура, состав;

    Изучить профессиональную деятельность PR-организации на примере компании «Оренбург-Медиа».

    Теоретические основы PR как сферы профессиональной деятельности

    Подходы к определению PR

    В мировой практике насчитывается более 500 определений термина «Public relations» (паблик рилейшнз). Его наиболее распространенный перевод означает «связи с общественностью» или «общественные отношения», далее ПР. Общественность – внутренняя и внешняя среда некоторой организации или проекта, представленная личностями. В их числе персонал, партнеры и противники, регулирующие и управляющие инстанции, реальные и потенциальные потребители товаров и услуг. Названные категории общественности, как правило – это лидеры определенных организаций, руководители различных рангов, отдельные граждане и их сообщества. Связи – действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между названными элементами среды. Они оказывают существенное целенаправленное влияние на общественное мнение об организациях, программах, идеях и лидерах, затрагивая их самые насущные интересы.

    Выделим два основных подхода к определению термина «паблик рилейшнз». Первый подход альтруистический. Его сторонники – Сэм Блэк, Институт общественных отношений Великобритании, толковый словарь Уэбстера. Толковый словарь Уэбстера определяет: «паблик рилейшнз – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции».

    Второй подход рациональный и характеризует ситуацию, когда интересы общественности учитываются для того, чтобы она учитывала интересы организации. Это отражается в определении Эдварда Бернейза, сформулированном еще в первой половине 20 в.: «ПР - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот». Другое определение предлагает Френк Джефкинс: «ПР состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и ее общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания». Определения ПР в рамках второго подхода могут варьироваться от компромиссных до абсолютно прагматичных. Примером последнего служит определение, которое предлагает доктор политических наук, генеральный директор ПР-агентства «Международный пресс-клуб» А.Н. Чумиков: «паблик рилейшнз - это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта».

    С точки зрения управленческой науки ПР является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и группами общественности, от которых зависит успех или неудача ее деятельности.

    Возникновение и развитие PR как сферы профессиональной деятельности

    Как совокупность средств влияния по общественному мнению и своеобразная социальная практика паблик рилейшнз существуют из давних времен. Институционализация их как профессиональной деятельности состоялись в результате действия соответствующих законов, под воздействием традиций и потребностей демократического общества, которому присущи рыночная система ведения хозяйства, активное функционирование общественных объединений, партий, независимой прессы, и другие элементы демократической среды. Все это требовало настроенного взаимодействия, сотрудничества власти и государства, с гражданами, социальными группами и всем сообществом, изучение и учет их мыслей, ожиданий, вероятных реакций, при принятии политических, управленческих решений и в практической работе в целом. На основе этих процессов со временем сформировался целостный комплекс аналитико-информационных и организационно-психологических средств, методов работы с общественным мнением, то есть паблик рилейшнз (PR).

    Зарождение PR как сферы профессиональной деятельности связано с социально-политической практикой США, где принципы демократии традиционно предусматривают осведомленность народа о событиях в стране, учета мыслей и запросов общественности в управлении. (В авторитарных государствах, напротив, средством влияния на общественность, как правило, есть пропаганда или административное принуждение.) Паблик рилейшнз как систему средств убеждения американцев в законности определенной точки зрения начали использовать в 70-ые годы XVIII ст. во время борьбы за независимость от Англии. Ее организаторы Семюэль Адамс и другие, пытаясь обеспечить общественную поддержку идеи независимости, рассылали письма против английского правления и проводили соответствующие встречи с общественностью, печатали брошюры с аргументами в интересах государственности.

    Такая деятельность открыла в Америке путь для развития индустрии паблик рилейшнз. Термин "паблик рилейшнз" был впервые употреблен в послании президента США Томаса Джефферсона (1743-1826) к Конгрессу "О положении в стране" (в 1807 г.). В том контексте он означал усилия политических институтов, направленные на формирование доверия в национальном масштабе. В 30-ые годы XIX ст. термин "паблик рилейшнз" употребляли как синоним словосочетания "отношения для общего блага". На ту пору приходится зарождение в США новой профессии - прессовых агентов, обязанностью которых была организация работы с прессой. Первым ПР-специалистом считают (из 1896 г.) сотрудника газеты "Вашингтон Старр" Вильяма Прайса. В 1902 г. в администрации президента США Теодора Рузвельта (1858-1919) была создана пресс-служба.

    Деятельность из PR направлялась не только в политическую и государственную сферы. Например, П. Барнаум, руководя передвижным цирком (середина XIX ст.), разными способами, в т.ч. обманом, поощрял публику посещать его представления, что обеспечивало ему экономическую выгоду.

    С развитием бизнеса начали употреблять распространение разнообразной, лишенной коммерческого характера информации о фирме (организацию), ее продукции, услугах. Сначала этот срок касался не только прессы, рекламы, но и любой деятельности, из информирования общественности. При этом бизнесмены побаивались, что пресса, которую они называли "большим двигателем гласности" или "шарлатанством", способна существенно навредить их делу, поскольку и активно критиковала финансовые корпорации за их операции, тайные которых сделаны. Но настроенные на реформы ученые и специалисты искали способы эффективного контроля над корпорациями и считали паблисити своей опорой. Они активно использовали гласность в борьбе с дискриминационными тарифами на железной дороге. В 1894 г. профессор экономики Мичиганского университета Генри Адамс заявил, что при отсутствии конкуренции необходим государственный контроль, а это требовало финансовых отчетов от корпораций. По его мнению, такие мероприятия оградили бы инвесторов от манипуляций, создали корпорациям лучшую репутацию в инвестиционной сфере и общественных кругах. Невзирая на ощутимое сопротивление, этот подход добывал и много сторонников. В 1904 г. руководитель железных дорог Чарльз Меллон утверждал, что корпорации должны быть более открытыми перед общественностью, поскольку "паблисити, а не таинственность победит в будущем". В 1906 г., выступая в Высшей школе финансов Пенсильванского университета, банкир Генри Клеус убеждал, что паблисити является предостережением против мошенничества. Спустя некоторое время он писал, что корпорации, которые стали объектом подозрений, должны "почистить" сами себя благодаря паблисити.

    Широкого развития ПР-деятельность в США приобрела в начале XX ст., когда в стране остро критиковали известного предпринимателя, президента корпорации, "Стандарт ойл" Джона Рокфеллера (1839-1937) за игнорирование общественных интересов и притеснение работников. Сначала он не реагировал на критику, и в прессе доминировала мысль, что Рокфеллер и его компании свои интересы ставят выше заботы о благосостоянии людей. В стране на то время не было более ненавистного человека.

    В сентябре в 1913 г. союз шахтеров объявил забастовку на предприятиях Рокфеллера в штате Колорадо. Протестуя, рабочие жилы в палатках всю зиму, а в апреле в 1914 г. национальные гвардейцы сожгли палатки, убив одиннадцать женщин и двух детей, ограбив много домов. Эти события вызывали сильное осуждение в обществе и широкую критику в прессе. При таких обстоятельствах Рокфеллер вынужден был прибегнуть к активным мероприятиям по нейтрализации критики, информирования, об истории и перебежал событий, запланированные дела и результаты их реализации. Советники убеждали его купить место для рекламы, газету или субсидировать авторов публикаций. Но он отклонил эти предложения и искал специалиста, который бы мог помочь в налаживании связей с прессой и общественностью. Друг его отца, редактор нью-йоркского журнала Артур Брайсбейн, рекомендовал для этого своего прежнего сотрудника Айви Ли. Рокфеллер принял рекомендацию, и с 1 июня 1914 года Айви Ли начал работать на нового хозяина.

    Тщательным образом выучив настроения шахтеров, Айви Ли разработал план действий относительно решения кризисной ситуации. Для этого были привлечены специалисты, которые готовили брошюры, газетные выступления и бюллетени, для прессы, правительственных чиновников, общественности. Со временем эта детально продумана и умело организованная работа обеспечила нужные результаты, а в 1918 г. в корпорации Рокфеллеров "Стандарт ойл" был создан отдел общественных отношений, задание которого заключалось в обеспечении влияния по общественному мнению. С тех пор в деловой сфере США начала формироваться система корпоративных PR.

    Активное развитие практики стимулировало научное ее осмысление, выработку теоретических и методических принципов функционирования PR, с учетом приобретенного опыта, на основе анализа разнообразных практических приемов формирования общественного мнения. В первый раз эта проблематика системно была представлена в опубликованной в 1922 г. книге известного американского журналиста Волтера Липпмана (1889-1974) "Общественное мнение".

    Основателем систематизированной теории и практики ПР считают Эдварда Бернауза (1892 -1995), который в 1915 г. сопровождал балет Сергея Дягилева в Америке. Для преодоления предвзятого отношения американцев к мужскому танцу он убеждал в своих публикациях, что этот балет является новым сочетанием нескольких коснел искусства, применяя для усиления своих аргументов высказывание известных в США людей. Кроме того, Бернауз наладил выпуск информационного бюллетеня для газет, предложил производителям товаров использовать цвета и дизайн костюмов артистов. Вскоре этот стиль приобрел популярность и магазины фешенебельной Пятой авеню Нью-Йорка успешно продавали такие изделия. Существенно изменилось и отношение к балету: в порту Нью-Йорка его встречал толпу людей, а билеты на представления были раскуплены уже в канун гастролей.

    В 1923 г. Э. Бернауз издал книгу, "Кристаллизируя общественное мнение", в котором изложил свое виденье сути, возможностей и заданий PR, а также употребил термин "консультации паблик рилейшнз" на определение сферы деятельности, которая касалась повседневной жизни населения. Особенно отмечалось на отличиях между PR и паблисити, пропагандой и рекламой. В подтверждение своих рассуждений Бернауз привел конкретные факты, которые раскрывают сущность ИИР. Шла речь о том, что в свое время ощутимо начали ухудшаться дела известной гостиницы Нью-Йорка через слухи о его закрытии и передаваемости его земельного участка универмага. Слухи получили такое распространение, что простым их опровержением нельзя было достичь желаемого результата. Поэтому ПР-консультанты посоветовали подать общественности позитивный сигнал, который засвидетельствовал бы намерение гостиницы оставаться в бизнесе. А поскольку в те дни подходил к концу контракт с известным метрдотелем гостиницы, было решено срочно обновить его и широко проинформировать об этом общественность.

    Э. Бернауз отмечал важность этических принципов в работе с общественным мнением, подчеркивая, что именно в формировании общественной морали заключается обязанность ПР перед обществом. Он начал и учеба специалистов по ПР, первый выпуск которых ("Группа Эдварда Бернауза в Нью-Йорке") состоялся в 1923 г.

    Активно использовали ПР президенты США Франклин Рузвельт ("Беседы около камина"), Джон Кеннеди, Линдон Джонсон, Рональд Рейган и др.

    Со временем подобная практика распространилась на все континенты, утверждалась во всех областях общественной жизни, приобрела институционное оформление. Участие специалистов PR в ситуациях, ход которых зависит от общественного мнения, настроения или намерений партнеров, часто обеспечивает прямой политический или экономический эффект. Поэтому правительства, предприятия (организации) не могут осуществлять успешную деятельность без сотрудничества с общественностью, которая стимулирует расширение масштабов PR-индустрии. Профессионально занимаются этой деятельностью специализированные фирмы, агентства. Они предоставляют разнообразные коммуникационные услуги, направленные на власть, общественность, бизнес-структуры, коммерческие ассоциации.

    Широко развитая PR-индустрия в Великобритании, где первую PR-структуру было создано в страховой компании "Ллойд Джордж" (в 1911 г.). В 1914 г. в государственных органах были созданы службы из связей с общественностью; в 1937 г. - основана Национальная ассоциация работников ПР-сети местного самоуправления; в 1948 г. - Институт паблик рилейшнз, который занимается разработкой нормативных документов, формированием национальной профессиональной школы PR; в 1969 г. - Ассоциацию консультантов паблик рилейшнз (РКСА).

    Динамически развивалась PR-индустрия во Франции, системное функционирование которой началось из основания в Париже Клуба "Стеклянный дом" (в 1950 г.), а также в Австрии, Бельгии, Германии, Польше, Финляндии и других странах Европы и Азии.

    В России элементы PR (открытки, брошюры, прокламации, выступления, на митингах, лозунги ("Влада - народа", "Земля - крестьянам", "Фабрики - рабочим") но др.) стали использовать в начале XX ст. В прежнем Советском Союзе PR-нагрузки имели реальные и искусственно создаваемые герои и мифы и тому подобное. А понятие "паблик рилейшнз" стало более-менее известным благодаря выданному в 1969 г. роману американского писателя Лесли Воллера "Банкир", где шла речь об американской практике паблик рилейшнз. В конце книги профессор В. Зорин отмечал, что эта деятельность является своеобразным связующим звеном между миром бизнеса и миром политики, точнее политиканства в масштабах района, города, штата, страны. Из идеологических соображений PR отказывалось в праве на функционирование в экономической сфере.

    С изданием в 1990 г. книги Сэма Блека "Паблик рилейшнз. Что это такое?" можно было ознакомиться с нетенденциозной информацией о сути, теории и практике ПР. Убедительные примеры эффективности PR содержатся в изданной в 1991 г. книге "Карьера менеджера" авторитетного в деловом мире американского руководителя бизнеса Ли Якокки.

    Первую в Советском Союзе PR-кампанию осуществило осенью в 1990 г. объединение "Менатеп", которое, потратив на нее 5 млн. карбованцев, увеличило свой уставный капитал в 10 раз. В 1991 г. была основана Русская ассоциация из связей с общественностью (РАСО).

    Становление бизнеса, возникновения новых политических и общественных структур, стимулировало развитие PR-деятельности, PR-структур, и в Украине. В 1992 г. в Киевском институте политологии и социального управления была начата учеба специалистов из паблик рилейшнз. В октябре в 1993 г. проведен семинар "Культура бизнеса и паблик рилейшнз", в котором приняли участие бизнесмены, ученые, журналисты. Со временем PR-службы, PR-подразделения начали создавать фирмы, банки, правительственные органы, политические партии. В 2003 г. PR-специалисты объединились и Украинскую лигу из связей с общественностью.

    В целом PR-индустрия динамически приобретает признаки профессиональной социально психологической сферы деятельности, которая основывается на общепризнанных научных и методических принципах и нормах. Специалисты, структуры, которые занимаются этой деятельностью, объединены в Международную ассоциацию паблик рилейшнз (ИРКА), которая была основана в 1955 г.