Здоровьесберегающие методики как фактор развития личности. Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы Идеальную образовательную организацию использующую здоровьесберегающие образовательные технологии

Разделы: Школьная психологическая служба

Перед образовательными учреждениями поставлены три глобальные задачи:

  • физическое здоровье ребенка,
  • нравственное здоровье,
  • психологическое здоровье.

Поэтому целью психологической службы является психическое и психологическое здоровье личности. Это предполагает внимание к внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, интересам, склонностям, его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. При РАЕН (г. Москва), отделение "Ноосферное образование", руководитель - Маслова Н.В., я прошла курсы, где получила знания о здоровьесберегающих методиках. Эти знания хорошо коррелируют с целью психологической службы. В целом концепция ноосферного образования отвечает на многие вопросы времени. Меня заинтересовал вопрос, как сориентировать человека в современном обществе. Главным образом новая технология ноосферного образования позволила мне более глубоко подойти к работе в режиме здоровьесбережения.

Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать свое место в природе. Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появлении нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления - целостное восприятие мира. Для этого необходимо воспитание целостного мышления, оно базируется на представлении о единстве мироздания и человека, как его частицы, то есть человек - часть Системы природы. Человек должен осознать свою природосообразность или биологическую адекватность. В основе этого лежат энергосберегающие методики, которые послужили базой для создания данной программы.

Хотелось бы отметить факторы, от которых зависит здоровье. По данным Ю.П. Лисицина (1986 г.), здоровье человека лишь на 8"10% зависит от медицины, на 20% " от наследственности, на 20% " от внешней среды и на 50% " от образа жизни человека.

Неадекватные психоэмоциональные реакции могут в значительной степени снижать уровень здоровья. Замечено, что одно и то же заболевание у разных людей протекает по"разному. Одни и те же лекарства оказывают различное влияние: в одних случаях помогают в выздоровлении, в других - дают осложнения. В одних и тех же условиях один замерзает и погибает, а другой нет. Связано это напрямую с духовным развитием человека, которое лежит в основе различия организмов, реакций и на болезнь, и на лечение. Человеческий организм - это лаборатория и даже целая фабрика по производству лекарств, гормонов и других полезных веществ. Таким образом, человек - сам творец своего здоровья. Есть какие"то силы внутри нас, которые могут уберечь нас от заболевания или изменить его течение.

Укрепить свое здоровье можно только повышая качество своего сознания постоянным трудом и вечным движением вперед, совершенствуя себя и развивая высокие качества духа. Именно развитие духовных и психологических сил даст человеку путь к счастью будущего. А когда человек идет путем любви, радости, он чувствует себя более крепким, выносливым, способным противостоять различного рода воздействиям.

Итак, работая в режиме "здоровьесберегающие методики", я разработала систему первичной немедикаментозной профилактики снижения болезней и укрепления здоровья. Данная система предусматривает следующие мероприятия:

  1. Тестирования количественной самооценки здоровья (тест "Измерим свое здоровье").
  2. Исследование самооценки личности.
  3. Исследование уровня тревожности по шкале Спилбергера.
  4. Проведение тренингов по развитию личностного роста.
  5. Овладение методикой гармонизации личности - релаксацией.

Внедрение такой программы, на мой взгляд, способствовало повышению рейтинга здоровья среди различных жизненных ценностей.

Как эта работа реально проводилась?

В эксперимент были включены 10 человек, которые были выявлены после тестирования "Измерим свое здоровье". Полученные низкие результаты могли быть обусловлены обострением или началом болезни, а также наличием таких факторов риска заболеваний, как избыточная масса тела, малая подвижность, неадекватные психоэмоциональные реакции, нарушения сна и другие.

Экспериментальные и клинические психологи неопровержимо доказали, что наша нервная система не в состоянии отличать фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталях нашим воображением. Причем в большинстве случаев это происходит на эмоциональном и подсознательном уровне.

Психология является школой овладения собой. Она позволяет человеку познать себя и объединить свой духовный мир с материальным. Этому надо учиться. Образ собственного "Я" меняется в лучшую сторону путем накопления знаний о себе, практического опыта. Овладев психологией образа собственного "Я", человек создает базу для самовнушения.

Работали над такими темами:

  • "Несколько штрихов к портрету счастливого человека";
  • "Образ "Я" или секреты уверенности в себе";
  • "Человек агрессивный - война с самим собой";
  • "Я - О"Кей!" или снова о подсознании".

Пришли к выводу, что в основе наших неудач и недугов лежат эмоциональные травмы, а они причиняют душевную боль. Тогда человек морально страдает и "уходит" в противоположную сторону.

Приведу примеры данной работы по повышению самооценки личности, регулированию уровня тревожности и овладению методикой гармонизации личности - релаксацией.

1. Чтобы заглянуть во внутренний мир ребенка достаточно спросить его: "Кем ты себя чувствуешь, представляешь, воображаешь?" Картины вырисовывались разные, как сами дети:

  • яркая полянка с многоцветием;
  • одинокое дерево в поле;
  • туча на небе и просвет солнечных лучей;
  • скала у моря…

По данной картинке идет рассуждение, какой это человек, то есть образ представления о самом себе позволяет делать человеку открытия о себе.

2. Серьезно работали над понятием "комплименты". Они делают человека более мягким и теплым, ответственным в своем выборе.

3. Проводила упражнения:

а) "Автопилот". Записать 10 фраз, установок типа: "Я - умный, я-красивый". Эти установки должны непосредственно относиться к личности, отражать ее цели и стремления. Это - оптимистическая программа будущего.
б) "Ассоциация". Показать, что каждый человек - индивидуальность. Переосмысливая свое "Я", личность приобретает познания объективной оценки себя.
в) Упражнение на осознание своих черт характера. Написать на конверте черты характера, которые проявляются у личностей и все о них знают. Внутри конверта поместить черты характера, которые личность старается скрыть от окружающих (работа в парах, рефлексия).

4. Изучили программу приобретения уверенности себе (Рогов Е.И. "Настольная книга школьного психолога в образовании", М., 1996.).

5. Освоили релаксацию - мощный способ гармонизации личности. Делали это следующим образом:

а) работа по аудиозаписи ленинградского психотерапевта;
б) техника релаксации по Джекобсону (10 групп мышц);
в) релаксация по Масловой Н.В.

Релаксация (по Масловой Н.В.)

"Почувствуйте приятный источник умиротоворения и гармонии. Почувствуйте, как он распространяется по вашему телу, вдоль всего позвоночного столба, словно от середины тела проходят волны релаксации. Источник несет мир, чистоту, ясность, очищает вашу головку. Ваш мозг становится ясным, чистым. Ясность и чистота поселяются в вашем лбу, висках. Морщинки расправляются, лобик становится чистым, гладким. Ваши веки мягкие, повисли, расслабились. Почувствуйте расслабленные глаза. Попробуйте почувствовать благодарность от ваших глаз, они вам благодарны. Почувствуйте, как гармония и релаксация поселяются в вашей шее и прочищают ее. Почувствуйте струю свежего и прохладного воздуха. Попробуйте почувствовать, как волны окутывают ваши плечи, распространяют чувство гармонии. Насладитесь приятными ощущениями. Попробуйте почувствовать режим вашего дыхания, ваши легки свободно дышат. Волны релаксации окутывают ваше сердце, все органы. Источник ласкает бедра, ноги и вытесняет все, что не есть чистота. Бедра, щиколотки становятся легкими. Все выходит через пяточки, пальчики. Почувствуйте, как вам легко, хорошо. Все, что не есть чистота, выходит из вашего тела, из ваших клеточек, из вашей души. А сейчас мысленным взором окиньте себя с головы до пяточек. Представьте, что вы художник. Легким движением руки вы свободно можете подправить в вашем теле все, что посчитаете необходимым. Полюбуйтесь собой, понаслаждайтесь своим состоянием, состоянием здорового духа и тела. Окутайте себя любовью, и пошлите свою любовь окружающему миру."

Рефлексия по выполнению всей программы показала, что дети стали менее конфликтными, снизился уровень тревожности, агрессивности, появилось желание похудеть, почувствовали себя смелыми, сильными, уверенными, улучшилось их самочувствие. Это является результатом моей работы. Можно сделать вывод, что самочувствие - это отражение состояния здоровья.

Нестерова И.А. Здоровьесберегающий образовательный процесс // Энциклопедия Нестеровых

Здоровьесберегающий образовательный процесс дошкольного учреждения требует от педагогов и руководителей образовательных учреждений высокого уровня компетентности. Умение управлять здоровьесберегающей средой позволяет развивать инновационные образовательные технологии в условиях ДОУ.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой

Проблема организации здоровьесберегающего образования заключается, с одной стороны, в разнонаправленности теоретических подходов к ее решению, с другой, – в разрозненности и односторонности усилий отдельных субъектов образовательного по практическому решению данной проблемы.

– это особый вид деятельности, в которой ее субъекты на основе планирования, организации, руководства и контроля способны обеспечить совместную деятельность учащихся, педагогов, обслуживающего персонала.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой направлено на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие ЗОС при гарантированном достижении образовательных целей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В широком смысле слова представляет собой следующее:

  1. процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
  2. процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение являются важными условиями организации педагогического процесса в любом дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном учреждении в узком смысле представляет собой специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Основными направляющими здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения являются факторы, которые ниже представлены подробно.

Ориентация на физическое здоровье как основу здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. При этом физическое воспитание мы рассматриваем как систему, включающую двигательную активность, закаливание, санитарно-гигиенический режим, качественное питание, лечебно- профилактическую работу.

Применение системы диагностики развития ребенка , включающей физическое здоровье, эмоционально-личностное состояние, социальный статус в группе сверстников, интерес к видам деятельности и достижения в них (И.В. Житко, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова, Т.Ю. Логвина, Н.С. Старжинская, Л.С. Ходонович, В.А. Шишкина).

Создание психологических условий организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей к которым относятся:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта;
  • поощрение самостоятельности;
  • развитие творческого воображения;
  • формирование осмысленной моторики;
  • развитие способности сопереживания;
  • развитие умений активного творческого самовыражения.

Создание педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Осуществление административного контроля за грамотной организацией здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении на основании оценки его эффективности.

Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации".

Требованиях к условиям реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования прописано, что результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды. Характеристики образовательной среды представлены на рисунке.

Аналогичные требования прописаны и в стандартах начального и полного общего образования, концептуальных программных документах развития образования России. Эти стратегические ориентиры легли в основу построения концепции и программы опережающего развития школы, которая включает в себя основную идею, общие установки, важные для определения цели, принципы управления развитием здоровьесберегающей среды, организации и функционирования учебно- воспитательного процесса.

Опережающее управление здоровьесберегающей средой ДОУ

Т.И. Шамова характеризует опережающее управление как качественное управление качеством образования. При осуществлении опережающего управления важно определить систему управленческих действий, которая могла бы:

1. на основе ведущей образовательной парадигмы выделить актуальные для конкретного образовательного учреждения инновации;

2. выделить компетенции субъектов образовательного процесса, позволяющие успешно реализовать внедряемую инновацию в процессе совместной деятельности;

3. разработать программу повышения профессиональной компетентности всех участников реализации инновации, ориентированной на выполнение стандарта. Очень важным в успешном достижении целей является объединение усилий ученых, педагогов и практических работников .

В современных условиях работа образовательного учреждения требует от руководителей всех уровней использовать самостоятельность и принимать на себя ответственность в принятии решения. При этом обязательно нужно иметь стратегию.

Под стратегией понимается долгосрочный план действий по руководству коллективом образовательного учреждения, образовательным процессом и учреждением в целом. Этот план преследует четко определенные цели и строится на реальных возможностях организации, учитывает условия ее функционирования.

Опережающее управление реализует второй принцип стратегии руководства, который вытекает из первого, и означает способность предвидеть проблемы и строить свои действия так, чтобы исключить или, по крайней мере, ослабить влияние нежелательных последствий этих проблем в настоящем и будущем. Для реализации данного принципа руководство должно располагать определенными методами и приемами осуществления опережающего управления, иметь соответствующую компетентность и условия.

Опережающее управление выстраивается из дальнейшего развития содержания образования. Опережающее управление предопределено новым стандартом развития образования в Российской Федерации.

Опережающее управление обусловлено требованиями времени интенсификации и модернизации образования и обеспечивается как важнейшее условие соответствия в процессе непрерывного обновления содержания образования. Изменение образовательных стандартов, уход от знаниевой парадигмы в содержании образования и переход к компетентностно-ориентированному образованию, требуют опережающего управления и в развитии здоровьесберегающего качества образовательной среды .

Отдельно следует отметить, что личностно-ориентированная концепция образования очень важна для здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения.

Личностно-ориентированная концепция образования в рамках управления включает следующие принципы:

  1. формирование общей культуры личности обучающихся;
  2. обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для самореализации личности;
  3. мониторинг и корректировка психического развития учащихся;
  4. разработка и реализация индивидуальных учебных программ по предметам;
  5. мониторинг и корректировка эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников;
  6. использование дополнительного образования, предусматривающего включение в учебный план экскурсий, уроков музыки, ИЗО, хореографии, этики; а также организацию работы студий: вокальной, хоровой, ИЗО, хореографической, театральной, вокально-инструментального ансамбля;
  7. привитие ценностей здорового образа жизни, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  8. ежедневный контроль за выполнением режима дня, качественной подготовкой домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитанию самоконтроля, саморегулирования, самоорганизации .

Деятельность педагогов в процессе построения здоровьесберегающей среды

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ основан на постоянном взаимодействии всех структурных звеньев учебного заведения. Деятельность администрации направлена на организацию эффективной деятельности и обеспечение согласованности в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Создание максимально комфортных условий для занятий детей и воспитателей, а так же осуществление контроля и регулирование процесса.

Деятельность педагогов в ДОУ главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения, реализацию принципов и технологий здоровьесбережения в процессе организации образовательной деятельности учащихся.

Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности обучающихся, их родителей и социальных партнеров – специалистов из научных и государственных учреждений, занимающихся проблемами здоровья детей и подростков. Несомненно, вектор их усилий в предлагаемой модели здоровьесберегающей среды возможен при повышении уровня здоровьесберегающей компетентности, овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, основами планирования индивидуального развития собственного здоровья.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 05.05.2014 "Об образовании в Российской Федерации" с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 // Российская газета, N 303, 31.12.2012
  2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами – М.: Владос, 2013.
  3. Плетнева Е.Ю. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования // Валеология. – 2010. – №1. – С. 5-8.



Задачи: 1. Апробировать на практике модель здоровьесберегающей деятельности в школе; 2. Разработать и реализовать программы повышения профессионального уровня педагогов в области здоровьесбережения; 3. Организовать просветительскую деятельность с учителями, учащимися и родителями по формированию навыков здорового образа жизни; 4. Осуществить информационную поддержку модели по ЗОЖ




Нормативно-правовая база - Конституция Российской Федерации - Закон РФ «Об образовании» - Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года - Конвенция о правах ребенка - Закон РФ о правах ребенка - Закон Ставропольского края «Об образовании» - ФЗ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» - ФЗ 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Типовое положение об образовательном учреждении - Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года - «Наша новая школа» (президентская инициатива) - Требования СанПина


Здоровье учащихся: Физическое Психическое Социальное Реализация ФГОС Сотрудничество с МУЗ «Суворовская ЦРБ» (медосмотры, профосмотры) Выполнение правил СанПиНа Детские объединения (отряд «Милосердия», волонтеры) Допобразование (секции, кружки, спецкурсы) Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений Работа с родителями Работа в социуме Диагностика и мониторинг здоровья школьников Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий Профилактика вредных привычек Модель здоровьесберегающей деятельности МКОУ ООШ 23 Предгорного муниципального района Ставропольского края


Принципы здоровьесберегающей деятельности: 1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся 2. Принцип не нанесения вреда 3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом 4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания 5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся 6. Принцип отсроченного результата 7. Принцип активной обратной связи


Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений. 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры: Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья Организация питания. Психолого-логопедическая служба Социально-правовая служба 2. Рациональная организация учебного процесса. -Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление: -Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся -Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы -Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)


3. Медико-гигиенические технологии: Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Проведение прививок. 4. Физкультурно-оздоровительные технологии: Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости. 5. Экологические здоровьесберегающие технологии: Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. Обустройство пришкольной территории. Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах. 6. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.


5. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. 6. Компенсаторно-нейтрализующие технологии: Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков. Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.


7. Стимулирующие технологии: Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Физические нагрузки. Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением. 8. Информационно-обучающие технологии: Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких. Проведение тематических классных часов. Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья. Оформление тематических стендов на тему здоровья.


9. Мониторинг. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе. Задачи мониторинга: Описание здоровьесберегающей деятельности. Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье. Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Создание и распространение эффективных моделей здоровья. Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.


Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости. С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям: 1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость: 1) состояние здоровья школьников; 2) пропуски уроков по болезни; 3) уровень тревожности; 4) охват горячим питанием; 5) занятия в спортивных секциях; 6) уровень адаптации и мотивации учащихся; 7) результаты обученности. 2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности: 1) состояние здоровья педагогов; 2) применение новых технологий; 3) диагностика затруднений; 4) уровень невротизации.


Ожидаемые результаты: Создание активной здоровьесберегающей инфраструктуры школы, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий. Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков. Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества. улучшение организации питания учащихся; повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения.


Прогнозируемая модель ученика. Это – человек: относящийся к здоровью как к важной личной и общественной ценности; знающий механизмы и способы поддержания здоровья; физически развитый; стремящийся к физическому совершенствованию; без вредных привычек; знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.


Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять своё и ценить чужое здоровье.



По данным статистики, уровень заболеваемости среди детей и подростков в последние годы неуклонно растет. И речь идет не только о физических отклонениях, но и об увеличении числа неадекватных психологических реакций. Такие явления не могут не беспокоить. Поскольку более половины своего времени бодрствования дети и подростки проводят в учебных заведениях, становится очевидно, что система образования должна взять на себя часть ответственности за сохранение здоровья подрастающего поколения.

Однако школа – не больница и не санаторий, на учителя или воспитателя нельзя возлагать обязанность диагностировать либо лечить имеющиеся у ребенка заболевания. Его задача состоит в другом:

- создать для ребенка такие условия обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему поколению знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что речь идет не только (и не столько) о физическом здоровье, сколько о комплексном показателе благополучия, включающем также психическую адекватность, социальную адаптированность и должный уровень морального развития.

Итак, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Некоторые способы классификации здоровьесбегерающих технологий

Как можно понять из определения, понятие здоровьесберегающей технологии является очень широким. Их можно классифицировать по множеству признаков, но лишь некоторые из них действительно важны на практике. Один из таких признаков – субъектная активность.

Различают три вида сохраняющих здоровье технологий по этому признаку:

  • внесубъектные (ученик может даже не знать, что в данный момент он заботится о своем здоровье);
  • подразумевающие пассивную позицию;
  • подразумевающие активную позицию.

Несмотря на очевидное преимущество активной позиции, работнику образования следует наработать для себя методы реализации принципов сохранения здоровья по всем трем видам активности учащегося. Ведь необходимо учитывать, что на формирование активной позиции ребенка воздействуют не только позитивные, но и негативные факторы (особенности воспитания в семье, ложные ценности, навязываемые средствами массовой информации либо просто человеческая лень), и он совсем не обязательно охотно примет позицию учителя.

Также во всем объеме сохраняющих здоровье технологий можно выделить меры санитарно-гигиенические и меры собственно педагогические.

Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья

Она включает в себя:

  • условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим уборки);
  • организацию рационального питания;
  • соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным особенностям учащихся;
  • правильный подбор мебели и других предметов, используемых во время занятий;
  • учет состояния здоровья ученика при организации его рабочего места.

Можно отметить, что эта составляющая здоровьесберегающей технологии в большинстве школ реализуется вполне успешно. Состояние освещенности и температурный режим регулярно контролируются, в большинстве школ имеются столовые и буфеты, где запрещена продажа вредных для детского здоровья продуктов. Рекомендации по рациональной организации рабочего дня учитываются при составлении расписания уроков. И, конечно же, учителя не посадят ребенка со слабым зрением на заднюю парту или высокого ученика за низкий стол. Широко применяется в этой области и активизация позиции школьника: дети регулярно принимают участие в уборке и озеленении помещений.

Важно отметить тот факт, что с точки зрения сохранения здоровья нельзя одобрить слишком широкое применение компьютеров в учебном процессе. Известно, что от всматривания в экран зрение страдает гораздо сильнее, чем от чтения с бумажной страницы.

Педагогические здоровьесберегающие технологии в образовании

Они состоят в умении построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний.

Самыми простыми и важными из подобных педагогических приемов являются:

  • частая смена видов деятельности на уроке (от пяти и более раз);
  • рациональное распределение нагрузки по времени урока (самая напряженная работа должна приходится на его середину);
  • использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так можно ненавязчиво заставить детей двигаться);
  • создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение);
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы (шутка или литературная цитата не сделают урок несерьезным).

Особенно важны педагогические здоровьесберегающие технологии в начальной школе, где дети еще не имеют достаточных навыков концентрации внимания. Для младших школьников справедливо рекомендованы физкультминутки на уроках (в них можно включить дыхательную гимнастику и гимнастику для зрения). Дети этого возраста гораздо лучше воспринимают подобные мероприятия и больше нуждаются в них.

А еще необходимо помнить, что здоровьесберегающие технологии подразумевают и заботу о здоровье учителя, о его комфорте и защите от стрессов. Именно эта сторона вопроса в нынешней системе образования разработана откровенно недостаточно.

Применение здоровье сберегающих технологий - видео

Каждая минута жизни ребёнка в детском саду работает на укрепление его здоровья. Организация пребывания детей в нашем ДОУ очень продумана и насыщена.

Работа по оздоровлению детей проводится круглый год.

В зимний период на территории ДОУ заливается каток, разработан план работы.

Выполняя Федеральные государственные образовательные стандарты (гендерный подход), руководитель по физическому воспитанию обучает девочек катанию на коньках, а мальчиков элементам хоккея. Дети с интересом учатся держать клюшку, вести шайбу, забивать голы.

Особое внимание уделяется лыжной подготовке дошкольников. Начиная с младшего дошкольного возраста, дети овладевают новым видом движения - ходьбой на лыжах. Оптимизировать этот процесс помогает составленная в ДОУ методическая разработка по лыжной подготовке в детском саду, включающая в себя планы занятий, начиная с 3-4 летнего возраста. При соблюдении системы обучения маленькие дети успешно осваивают способы ходьбы на лыжах, отмечено положительное влияние этого вида деятельности на здоровье детей.

С младшего возраста начинается обучение детей катанию на санках.

Целенаправленная систематическая работа по оздоровлению проводится в летний оздоровительный период. Совместно с инструкторами областного врачебно-физкультурного диспансера составлена система оздоровительных мероприятий с дошкольниками, разработано календарно-тематическое планирование по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

На берегу реки создан аэросолярий. Летом дети под наблюдением врача принимают солнечные и воздушные ванны, проводят сухой массаж, дети купаются, всё это способствует оздоровлению детского организма.

Одной из эффективных форм здоровьесберегающих технологий является иппотерапия - оздоровительное воздействие верховой езды на организм ребёнка. С 2008 года, на основании договора с ЗАО «Кудашевский конезавод» проводятся курсовые оздоровительные занятия. Дети, посещающие занятия по иппотерапии, стали более спокойными, уравновешенными, у них улучшилась осанка, мышечный тонус.


Педагоги ДОУ используют в своей работе авторскую программу Алямовской В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка» и региональную программу Орловой М.М. «Основы здорового образа жизни». По этим программам разработано перспективное планирование на весь учебный год, где отражается основное направление - воспитания здорового ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки по формированию здорового образа жизни. В практику ДОУ прочно вошли занятия по здоровому образу жизни, которые проводит медицинская сестра.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Для реализации этой задачи используется программа развития и воспитания детей: «Основы безопасности детей дошкольного возраста Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности определили следующие цели:

  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

В работу по ОБЖ педагоги включили целый комплекс задач:

  • знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  • воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

На территории детского сада создана экологическая тропа, разработан паспорт экологической тропы, составлена карта-схема с указанием изучаемых объектов, где проводятся круглый год занятия по разработанной методике. Проводимая работа способствует воспитанию любви к природе её сохранению, укреплению здоровья детей и формированию ответственности в деле сохранения и укрепления собственного здоровья.


Так же в целях укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении активно функционирует «Тропа здоровья» с массажными дорожками, "песочным двориком", которая широко используется в летний период для хождения босиком, что способствует нормализации функционального состояния организма ребёнка и является эффективным средством оздоровления и закаливания.

Инновационным направлением в физкультурно-оздоровительной работе детского сада является деятельность физкультурно-оздоровительного клуба «Здоровячок», руководителем которого является руководитель физического воспитания Н.В. Наумова. Занятия этого клуба эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития, общий психоэмоциональный фон детей. Занятия в клубе являются хорошей базой для совершенствования знаний и умений по нормативам ГТО.


Воспитатель Топырина Л.Ф. организовала работу по ведению дневника «Дневничок-Здоровячок»- это совместная работа воспитателя, родителей и детей по здоровому образу жизни.

Одним из главных компонентов образовательного процесса и условий формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является социальное окружение. В целях оптимизации социального партнёрства о рганизовано сотрудничество детского сада со школой, библиотекой, куда воспитанников ДОУ педагоги водят на экскурсии, просмотры театрализованных представлений, тематические беседы.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребёнка, охране и укреплению здоровья детей, формированию привычки к здоровому образу жизни.

Сформировать у детей установку на здоровый образ жизни невозможно без помощи родителей. Для этого в детском саду запланирована система работы с семьями воспитанников. Организован информационный и методический обмен между воспитателями и родителями, сбор данных о семьях. Чтобы организовать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения мы используем разные формы общения:

  • родительские собрания в нетрадиционной форме;
  • дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»,
  • праздники здоровья;
  • клуб «Здоровячок»;
  • выпуск газет «Добрая дорога детства»;
  • семейные фотовыставки и выставки рисунков «Наша дружная семья», составление генеологического древа семьи;
  • конференция родителей «Презентация семейного опыта по здоровьесбережению детей».

Особой популярностью у родителей и детей пользуются ежегодные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», "Малые олимпийские игры". Соревновательный задор, с которым папы и мамы принимают участие в играх, передаётся их сыновьям и дочерям. Атмосфера единения между взрослыми и детьми царит на таких мероприятиях всегда. Здоровье детей - это цель где, безусловно, сходятся интересы семьи и детского сада. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость физкультурно-оздоровительной деятельности.

В результате сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты:

  • в повышении двигательной активности детей;
  • в освоении основных движений;
  • снижения уровня заболеваемости детей;
  • повышение уровня физической подготовленности детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления, сохранения здоровья детей работа не одного дня деятельности и не одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива ДОУ на длительный период.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы, педагоги, врачи, родители, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

Здоровье - это бесценный дар.